Warning: extract() expects parameter 1 to be array, null given in /home/bvvaulr/public_html/read_articles.php on line 3
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В.П. Чкалова | bvvaul.ru
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

В. Ловянников. "Дед".

Дед
.
Таловая. 74-й год. Жаркое лето, полёты на 4-м курсе. В качестве командира взвода к нам прислали капитана, фамилию которого, увы, не помню. Но между собой мы его звали ДЕД. В определённом смысле человек уникальный. Он прослужил в армии 34 года! Посмотрите фото - ему столько же лет, сколько до этого прослужил Дед. 

.
Начинал службу в качестве сына полка, принимал участие в ВОВ. От него первого я услышал неприкрытую правду о той войне. Не сложилось у него получить какое-нибудь образование, закончил лишь фельдшерские курсы. Но он был хорошим человеком, а это везде ценится. Начальство пристроило его фельдшером эскадрильи (в то время солдатская должность), так и тянул лямку. Каким-то образом пережил даже послевоенный и хрущёвский разгоны. Но... всё когда-нибудь заканчивается. Перед дембелем начальство решило организовать ему майора. Пенсия побольше, да и майор всё-таки... К тому же накануне у него умерла жена - моральная поддержка не лишняя. И потому его назначили к нам на несколько месяцев командиром взвода.
Накануне инструкторы предупредили нас об этой ситуации, типа того, чтобы не выпендривались. Но это было лишнее. Для нас он был офицер, пожилой и уважаемый. Но методы...
Наверняка все знают о "синдроме маленького начальника" или "ефрейтора первого года службы". Человек горд своим положением, бьёт копытом землю и хочет, чтобы все видели его величие. Обычно это бывает смешно, но сказать прямо ему об этом нельзя. Помню, мы получили лейтенантские погоны, пришли в казарму - на тумбочке стоит первокурсник (ау-у, 78-й!). Все прошли по своим делам, а Боря Колокольников прицепился к несчастному, и минут 5 его воспитывал. Это при том, что ещё вчера сам стоял на этой тумбочке.
А тут дело покруче. Дед прослужил 34 года, и никогда не имел власти! Наверное, он даже не знал о существовании своих дисциплинарных прав. Он ПОУЧАЛ. Как носить пилотку. Как мыть полы. Как общаться между собой. Как дёргать травку. Как нести ведро. И многое-многое другое. Когда Саня Семиков как-то не сдержался и выкрикнул: "Задолбал, Дед!!!" тот даже не сменил тон: "Вы неправы, товарищ курсант..." Но больше всего доставалось взводному другой аэ (между собой мы звали его Миша, на фотке он слева), поскольку они жили в одной комнате, и Дед считал необходимым передать свой опыт молодому коллеге.
Но один прикол запомнился навсегда.
Где-то мы провинились, всей эскадрильей. И, как водится, нас наказали. Два часа строевой подготовки от комэски - Азбукина. По старшинству проведение занятий, естественно, досталось лётчикам-инструкторам. Никто к ним не готовился, толпой подошли к нам и начали размышлять - что с нами делать. Надо сказать, что в Таловой тогда ни дорог, ни подобия плаца - ничего не было. Ямы, буераки, трава... Даже ВПП грунтовая. Построились в одну шеренгу возле домиков предварительной подготовки. Вроде как одиночная строевая подготовка, отработка строевых приёмов на месте. Подошёл и Дед. Стоял, смотрел на это действо перед строем за спиной у лётчиков. Командовали все подряд, попутно выясняя что как нужно правильно делать. Курсанты при этом подсказывают, балаган полнейший. Начали разбираться - как перестроиться из одной шеренги в две. Кто-то догадался, что нужно рассчитаться на первый-второй. Потом возникла дискуссия - какие номера должны выходить и куда становиться... Дед до этого смотрел на всё это насупившись, но здесь терпение его лопнуло. Затопал ногами, отогнал инструкторов и объявил, что сам будет проводить занятия. Пилоты обрадовались, отошли подальше, наблюдая за действом со стороны. (Оно и правильно, ведь эти занятия вроде как хлеб командира взвода).
Всё дальнейшее уместилось в две его команды:
.
- Слушай мою команду!!!
.
- Р-Р-Р-Я-ДЫ-Ы-Ы СДВОЙСЬ!!!
.
Секунд пять все стояли в оцепенении, не понимая что происходит. Потом - не забуду - расширяющиеся зрачки инструкторов. Они подошли к Деду, объясняя, что таких команд в уставе не существует, а мы в это время уже падали от хохота. Некоторые лежали на траве, дёргаясь в конвульсиях. Это был уже даже не смех, а стон...
Дед махнул на нас рукой и ушёл. Занятия на этом закончились, а память осталась.
Через пару недель позвонили из Бэбска и поздравили Деда с присвоением ему звания "майор". Уже через три минуты он вышел из своей комнаты с новыми погонами. А какой орлиный взгляд! К вечеру Дед уехал.
Ничего о нём более не слышал, а ведь запомнился...
В. Ловянников, выпускник 1974 года
Карта сайта Написать Администратору