Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Борман Александр Владимирович

Выпускник 1924 года
Генерал-майор авиации (27.12.1941)
.
.
Родился 2 мая 1902 года в городе Батум Батумского уезда Кутаисской губернии Российской Империи (ныне город Батуми, столица автономной республики Аджария в составе Грузии).
.
В Красной Армии с 1 апреля 1921 года. Красноармеец летучей почты при штабе 9-й стрелковой дивизии Отдельной Кавказской армии. С августа был писцом в службе морской связи Южного сектора Морских Сил Чёрного и Азовского морей. По расформировании службы в январе 1922 года направлен служить в 3-ю отдельную прожекторную роту Отдельной Кавказской армии.
В сентябре 1922 года поступил в Егорьевскую теоретическую школу Красного Воздушного флота. После её окончания в ноябре 1923 года командирован для продолжения учёбы в Липецкую военную школу красвоенлётов. Но  в свази с её расформированием в апреле 1923 года А.В. Борман был переведён во 2-ю военную школу летчиков в Борисоглебске. В апреле 1924 года окончил её и командирован в Серпухов, где прошёл курс обучения в Высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.
В декабре 1924 года назначен военным лётчиком во 2-й отдельный истребительный авиаотряд ВВС УВО в г. Харьков. В ноябре 1925 г. отряд был передислоцирован Евпаторию и вошёл в состав Морских сил Чёрного моря и переименован в 50-й Отдельный авиаотряд, где А.В. Борман был старшим летчиком.
В 1927 году вступил в ряды ВКП(б).
В августе 1928 г. переводится инструктором-лётчиком в военную школу лётчиков-наблюдателей в Ленинграде. Через 2 месяца школа была передислоцирована в Оренбург, где влилась в состав 3-й военной школы летчиков и лётчиков-наблюдателей им. К.Е. Ворошилова. В декабре 1930 г. вновь пере водится в состав Морских сил Чёрного моря, где командует авиаотрядом сначала в 60-й авиаэскадрилье 9-й авиабригады, а с декабря 1932 г. - в 124-й авиаэскадрилье. В июне 1933 г. назначен командиром и комиссаром 65 -го отдельного дальнеразведывательного авиаотряда. Осенью того же года переброшен с отрядом на ТОФ где по прибытии в октябре отряд был расформирован, а А.В. Борман назначен командиром 3-й отдельной дальнеразведывательной авиаэскадрильи. Вывел её на одно из первых мест на флоте.
В 1936 году за успехи в учебно-боевой работе был награждён орденом Ленина.
С февраля 1937 по май 1938 г. учился в Липецкой высшей лётно-тактической школе ВВС, затем назначен помощником командира 54-й лёгкой авиабригады ВВС ЛВО. В декабре 1938 г. переведён на ту же должность в 60-ю лёгкую авиабригаду ВВС ЗакВО в г. Баку.
8 августа 1940 г. полковник А.В. Борман назначается командиром 19-й авиадивизии ВВС КОВО.
.
.
С 1930 года - командир авиационного отряда, и.д. командира авиационной эскадрильи Морских сил Чёрного моря, командир и комиссар отдельной морской дальнеразведывательной авиационной эскадрильи. В 1938 году окончил Высшую лётно-тактическую школу в Липецке и затем был назначен помощником командира лёгкой авиационной бригады. С 1940 года - командир 19-й авиационной дивизии в Киевском Особом военном округе.
.
В начале Великой Отечественной войны полковник А.В. Борман 24 июня 1941 г. вступил в должность заместителя по истребительной авиации - помощника командующего войсками округа по ПВО. С 22 июля исполняет должность заместителя командующего войсками ПВО Юго-Западного фронта по истребительной авиации - начальника ПВО городов Киева и Прилуки. В сентябре вместе со штабом фронта попал в окружение, из которого вышел через 12 дней.
В октябре назначен командующим ВВС 40-й армии, войска которой вели оборонительные бои северо-восточнее г. Тим.
27 декабря 1941 года ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
.
 
.
В январе - феврале 1942 г. проводил наступательные операции на курском и белгородском направлениях. В апреле А.В. Борман назначен командующим 14-й авиагруппы резерва Ставки ВГК, в мае - командиром 220-йистребительной авиадивизии.
В июне дивизия, войдя в состав 6-й воздушной армии Юго-Западного фронта, вела боевые действия на полтавском, купянском и валуйско-россошанском направлениях. Всего за период с 18 мая по 4 июля 1945 г. части дивизии в воздушных боях сбили 117 И подбили 54 самолёта противника, штурмовыми действиями по вражеским аэродромам уничтожили на земле ещё 5 боевых машин.
С 12 июля 1942 г. дивизия в составе армии вела боевые действия на Сталинградском фронте, участвовала в Сталинградской оборонительной операции. Дивизия считалась лучшей дивизией в армии. Однако за то, что 27 июля 1942 г. авиацией противника на аэродроме Илларионовского было сожжено 10 самолётов, А.В. Борман был отстранён от командования дивизией и временно исполнял должность заместителя командующего 8-й воздушной армией.
С ноября 1942 г. Борман командовал 216-й смешанной авиадивизией, которая входила в состав 4-й воздушной армии Северной группы войск Закавказского фронта и участвовала в битве за Кавказ, в Северо-Кавказской наступательной операции. В составе 4-й воздушной армии дивизия под руководством А.В. Бормана активно участвовала в воздушных сражениях на Кубани и за боевые заслуги в июне 1943 года была преобразована в 9-ю гвардейскую истребительную авиадивизию. Всего за период с 1 декабря 1942 по 5 апреля 1945 г. дивизия под его командованием произвела 2610 боевых самолёто-вылетов, в 82 воздушных боях сбила 91 и подбила 17 самолётов противника. Кроме того штурмовыми действиями по вражеским аэродромам было уничтожено за этот период ещё 12 вражеских самолетов. Сам А.В. Борман в ходе боевых действий находился на специальном пункте управления, развёрнутом в боевых порядках пехоты, и оттуда по радио управлял действиями истребителей, подсказывал лётчикам правильные решения, при необходимости вызывал подкрепление.
В результате анализа и обобщения боевого опыта пришёл к выводу о необходимости изменения тактики ведения воздушного боя. Свои выводы он изложил в письме командующему 4-й воздушной армией К.А. Вершинину, в котором предложил отказаться от групповой тактики и перейти к действиям парами. Позже Вершинин вспоминал:
"...Письмо мы размножили и разослали в истребительные авиационные дивизии. Оно обсуждалось со всеми командирами полков и эскадрилий. На основе поступивших от них предложений был издан приказ. Полки получили конкретные указания: в боевой работе истребителей широко использовать свободные полёты; основой боевого порядка считать свободно маневрирующие пары..."
Новая тактика хорошо оправдывала себя, особенно в условиях численного превосходства авиации противника. В дальнейшем А.В. Борман приложил много сил, чтобы быстро внедрить новую тактику в повседневную боевую деятельность войск.
.
21 мая 1943 г. А.В. Бормана назначили командующим 1-й воздушной истребительной армией ПВО. Армия была создана в мае 1943 г. на базе 6-го истребительного авиакорпуса ПВО и решала задачи обороны Москвы и объектов Подмосковья от ударов воздушного противника.
С ноября 1944 г. Борман исполнял должность заместителя командующего по строевой части 5-й воздушной армией 2-го Украинского фронта. В этой должности участвовал в Будапештской, Венской и Пражской наступательных операциях.
.
После войны генерал-майор авиации А.В. Борман в той же должности. С апреля 1949 по июнь 1950 г. находился на ВАК при Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова, затем был назначен помощником командующего по строевой части 48-й воздушной армией ОдВО В июле 1951 г. переведён на ту же должность в в 45-ю воздушную армию ЗабВО.
С декабря 1955 года - в распоряжении Главкома ВВС.
В январе 1956 г. уволен в запас.
.
Проживал в г. Москве.
.
Александр Владимирович Борман скончался 1 апреля 1982 года в Москве.
.
.
Награждён двумя орденами Ленина (25.05.1936, 6.05.1946), орденом Красной Звезды (27.03.1942), тремя орденами Красного Знамени (10.05.1943; 03.11.1944; 17.05.1951), орденом Отечественной войны I степени (22.08.1944), медалями.
.
Источники:
Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь /В.П. Горемыкин/
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Дополнения внёс Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору