Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Милимет Николай Петрович

Планировался выпуститься в 1976 году
.
Родился 20 мая 1955 года в селе Песчаное Беловского района Курской области. По национальности русский.
Призывался из Курского ОВК.
Приказ о поступлении в училище № 241 от 28 октября 1972 г.
На курсе 5 рота, 306 классное отделение.
.
.
Погиб на IV курсе 25 августа 1976 года при выполнении самостоятельного полёта на бомбометание (аэродром Борисоглебск, полигон Алфёровка) на самолёте УТИ МиГ-15.
.
 
.
Обстоятельства гибели вспоминает А.Н. Копейкин, член комиссии по расследованию авиакатастрофы:
"...Если Назара Гильфанова кто-то преднамеренно, крайне жестоко убил, то Николая Милимет наоборот, в полёт не пускали. Он должен был лететь на полигон на боевом МиГ-17. Но перед вылетом выяснилось, что самолёт неисправен и его пересадили на запасной, УТИ МиГ-15, вынув из задней кабины парашют. На техпосту, перед взлётной, его вернули на заправочную, т.к. обнаружилась течь топлива из-под пробки подвесного бака. После замены прокладки на повторном выруливании он долго стоял перед взлётной полосой, пропуская заходящий на посадку Ан-12. На полигоне, на выводе из пикирования, столкнулся с птицей, разбившей остекление кабины и травмировавшей Николаю голову... А если бы, после повторной нестыковки, его не пустили бы в полёт, наверняка он был бы жив. Но ВОЛЕЙ командиров, требований плана, устоявшихся традиций, Милимет был отправлен в полёт!.."
.
Рассказывает Ю. Ушаков:
"...Коля погиб, когда до выпуска оставалось совсем немного: мы даже уже сфотографировались в лейтенантских погонах на выпускной альбом.
В те времена в учебный период, когда курсанты "массово становились на крыло", боевых самолётов для выполнения самостоятельных полётов для всех не хватало, и в отдельных случаях курсанты выполняли самостоятельные полёты на "УТИшках". 
Коля выполнял тренировочный полёт на бомбометание. При выполнении очередной атаки цели на выводе из пикирование в лобовое стекло попала птица. На МиГ-17 было установлено лобовое бронестекло, а на "УТИшке" - обычное. Скорость на выводе из пикирования была большая, и столкновение с птицей на такой скорости по своим последствиям равнозначно попаданию снаряда. Лобовое стекло разрушилось, лётчик, очевидно, сразу потерял сознание. Неуправляемый самолёт врезался в землю вблизи берега реки, лётчик погиб...
После этого случая курсантам и лётчикам было запрещено выполнять самостоятельные полёты на полигон на самолётах УТИ МиГ-15.
.
При расследовании катастрофы для прочёсывания местности в районе полигона были привлечены курсанты. Кто-то из нас и обнаружил осколки фонаря с остатками птицы.
В процессе прочёсывания мы вышли непосредственно на место падения самолёта, и все страшные детали последствий от столкновения самолёта с землёй видели своими глазами. При выводе из пикирования обороты были выведены до максимальных, такими они и оставались до самого момента столкновения самолёта с землёй, поэтому скорость в момент столкновения была большой. Самолёт и лётчика разорвало на на мелкие части,  и вся эта картина открылась перед нами: запомнившийся на всю жизнь керосиновый запах от пожара (многим из нас в последующей жизни приходилось слышать его ещё не раз...), глубокая воронка на высоком берегу реки, наклонившиеся, как бы отвернувшиеся от взрыва, молодые сосенки, остатки от самолёта и... останки Коли: кусочек знакомой нам его красной майки с бурыми следами крови, кусочек ботинка, фрагменты тела...
Вечером на построении заместитель командира полка объявил курсантам: если кто-то после этого случая не захочет продолжать лётное обучение, его решение сменить лётную работу на другую, более безопасную, будет встречено с пониманием и осуждения не будет. Летать не отказался никто.
.
Запомнился ещё такой момент.
Первое после катастрофы воскресенье, обед в лётной столовой. В выходные и праздники лётную столовую в Борисоглебске из инструкторов посещали только холостяки, и то не всегда, да и курсантов было немного: на IV курсе с увольнениями было полегче, отпускали бóльшую часть от всех желающих. Поэтому в столовой нас было человек 15-20 с двух эскадрилий. Кроме нас на обеде присутствовал проверяющий, заместитель начальника училища по тылу (фамилию не помню), который не спеша проходил между столиками. В это время официантка принесла второе: не помню что именно, но что-то невкусное. Увидев, как отодвинув от себя тарелку, я не стал есть это блюдо, проверяющий подошёл поближе, взял тарелку в руки, и внимательно оглядел её содержимое. Ничего не сказав, он с этой тарелкой направился к раздаточному окошку. "Всех поваров сюда, в зал!" - прогремел он в окошко. В зал вышли человека четыре повара, все в белом. "С руководством столовой я завтра разберусь, но вы-то... Вам мало, что вы унесёте домой продукты тех, кто не пришёл на обед? От жадности совсем совесть потеряли? Почему кормите лётчиков такой гадостью? Посмотрите, что с ними случается..." - и он показал на Колин столик, на котором стояла вазочка с цветами и накрытый ломтиком хлеба стакан с водкой...
Коля Милимет был очень весёлый парень, душа компании. В его внешности было что-то цыганское, да и фамилия не славянская... По этому поводу мы отпускали множество шуток, на которые он не обижался.
Во время одного из увольнений познакомился с девушкой из Борисоглебска, и на III курсе женился. Незадолго до гибели у него родился сын..."
.
Когда монтировали выпускной альбом, решили, что в нём обязательно должна быть и Колина фотография.
Ты всегда с нами, Коля!
.
У Коли остались молодая жена и недавно родившийся сын.
Брат Коли Владимир 1961 года рождения проживает в Курской области, тел: 919-218-3648 (МТС).
Сын Николая Сергей Клейменов, родившийся 19.07.1976, военнослужащий, служит на Камчатке, на май 2019 г. подполковник пограничных войск РФ. Бывает на Родине отца, общается с родными.
Карта сайта Написать Администратору