Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Слизень Леонтий Николаевич

Выпускник 1938 года
Герой Советского Союза (15.05.1946, медаль № 7033, орден Ленина № 55767)
.
Слизень Леонтий Николаевич – командир авиаэскадрильи 15-го истребительного авиационного полка (278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), майор.
Родился 24 апреля 1918 года в селе Большое Кузьмино Пулковской волости Царскосельского уезда Петроградской губернии (ныне не существует; территория города Пушкин в черте Санкт-Петербурга). Русский. С 1920 года жил в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). В 1934 году окончил 7 классов школы, в 1936 году – школу ФЗУ при ленинградском заводе «Электросила». Работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Электросила». Окончил Ленинградскую планерную школу, в 1937 году – аэроклуб Московского района города Ленинграда.
В армии с декабря 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. До февраля 1943 года служил в ВВС лётчиком и командиром звена истребительных авиаполков (в Сибирском военном округе и на Дальнем Востоке).
Участник Великой Отечественной войны: в апреле 1943 – мае 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 15-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Кавказском (апрель-май 1943), Южном (сентябрь-октябрь 1943), 4-м Украинском (октябрь 1943 – май 1944), 3-м (июнь-август 1944) и 1-м (ноябрь 1944 – май 1945) Белорусских фронтах. Участвовал в воздушном сражении на Кубани, Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Вильнюсской, Каунасской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.
6 мая 1943 года был сбит в воздушном бою. Получив ожоги лица и ранение осколком в ногу, покинул самолёт с парашютом. Два месяца находился на излечении в госпитале в городе Кисловодск (Ставропольский край). 23 января 1944 года в воздушном бою на Як-9Т таранил вражеский истребитель FW-190, после чего покинул с парашютом свой повреждённый самолёт (у которого была отбита правая плоскость).
Всего во время войны совершил 269 боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-9Т и Як-3, в воздушных боях сбил лично 21 (один из них – тараном) и в группе 2 самолёта противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года майору Слизеню Леонтию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.
После войны продолжал службу в ВВС штурманом истребительного авиаполка, помощником командира и штурманом истребительной авиадивизии (в Группе советских войск в Германии, в Ленинградском и Закавказском военных округах). С 1952 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 236-й истребительной авиационной дивизии (в Закавказском военном округе; город Цители-Цкаро, ныне Дедоплис-Цкаро, Грузия).
.
Погиб 13 января 1953 года в ночном учебно-тренировочном полёте на самолёте МиГ-15УТИ в районе города Ленинакан (ныне город Гюмри, Армения).
Похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.
.
Подполковник (1951), военный лётчик III класса (1950).
Награждён орденом Ленина (15.05.1946), тремя орденами Красного Знамени (11.12.1943; 22.05.1944; 18.01.1945), орденами Александра Невского (2.10.1943), Отечественной войны II степени (6.05.1943), медалью «За боевые заслуги» (20.04.1953, посмертно), другими медалями.
.
Примечание. Награждён за выполнение 222 боевых вылетов и участие в 95 воздушных боях, в которых сбил лично 21 и в составе группы 2 самолёта противника (на февраль 1945 года). В наградном листе уничтоженные на земле вражеские самолёты ошибочно указаны как лично сбитые в воздушных боях, а сбитые в составе группы учтены два раза – как личные и групповые победы. Реальный боевой счёт Л.Н.Слизеня на 18 февраля 1945 года составлял 17 личных и 2 групповые победы.
.
Биография составлена А.А. Симоновым. Источник: http://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=375
.
***
.
Всю войну Леонтий Слизень прошёл в составе 15-го ИАП, входившего в состав 3-го ИАК (корпус Савицкого). Полк, сформированный из лётчиков-инструкторов, имел сильный лётный состав. Старший лейтенант Слизень приступил к боевой работе на Як-1 в небе Кубани в апреле 1943 года, а закончил войну майором, на Як-3 одержав в небе Берлина свою 24-ю личную победу.
.
Крестьянского сына - рабочего паренька с ленинградского машиностроительного завода "Электросила" имени С.М. Кирова - манило небо. Путь в него лежал через аэроклуб. Совмещая работу с учёбой, окончил успешно аэроклуб. Сильные натуры остаются верными своей мечте, слабые - отступают. Леонтий Слизень не собирался отступать. Жизнь свою без полётов не мыслил. После окончания Борисоглебского лётного училища младший лейтенант Л.Н. Слизень в 1939 году был направлен на восточную границу Родины.
.
Всё давалось ему легко - и пилотирование, и стрельбы, и учебные воздушные бои. В 1940 году его назначили командиром звена и присвоили звание лейтенанта.
.
На фронт уехал вместе с полком в должности заместителя командира эскадрильи, а вскоре стал командиром эскадрильи. Первые победы над врагами, казалось, прибавляли ему свежие силы. Возвратившись с боевого задания, тут же снова просился в полёт.
- Поостынь немного, - говорил командир полка, - потом полетишь.
.
На исходе дня лётчики эскадрильи дежурили на старте. Мгновенно взвилась сигнальная ракета. С аэродрома взлетела восьмёрка Як-7, ведомая Л. Слизенем. Набрав высоту, взяли курс на запад, в тыл врага. Миновали станицу Крымскую, дошли до Верхнебаканской. Слева в дыму виднелся Новороссийск. В воздухе не видно вражеских самолётов. В наушниках послышался голос кого-то из группы:
- Ни одного паршивого фрица не видно. Куда девались?
Группа развернулась и пошла обратным курсом. Минуты через 3 послышалась команда Слизеня:
- "Соколы !" Внизу "лапотники". Атакуем вместе!
Истребители спикировали на девятку серо - грязных Ju-87, шедших строем "клин". Старший лейтенант Слизень устремился на ведущего первой тройки. Огненные трассы из пушки и пулемётов впились во вражеский бомбардировщик. Он вспыхнул, накренился и резко пошёл к земле.
Ведомый Слизеня младший лейтенант Н. Шошин взял в прицел другого "Юнкерса". Враг попался опытный, маневрировал, увёртываясь от огня. Трассы уходили в небо, не причиняя "Юнкерсу" вреда.
- Спокойно, Коля, - послышался в наушниках голос Слизеня, - подходи ближе, смелей... Бей наверняка, я прикрываю.
Шошин приблизился к бомбардировщику почти вплотную и нажал на гашетки. "Юнкерс" неуклюже перевернулся и стал быстро падать. Наши истребители сбили в этом бою 6 "лапотников". Все вернулись невредимыми, только Леонтий Слизень получил ранение. Находясь в лазарете, узнал, что его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.
.
Леонтий Слизень был из тех лётчиков, кто вступал в бой с любым количеством вражеских самолётов и во всех случаях выходил победителем. Его хладнокровие и уверенность передавались подчинённым.
Слизень был хорошим товарищем. Всегда выглядел спокойным, уравновешенным. Спокойно готовился к боевому заданию, таким же возвращался после самых напряжённых боёв, без громких фраз и жестов докладывал о выполнении задания. В дни самой напряжённой работы, в перерывах между вылетами, придёт бывало на командный пункт, приляжет на нары и спокойно засыпает. Видимо, даже кратковременный сон заряжал его новыми силами, выносливостью.
.
9 сентября 1943 года Леонтий Слизень сбил Ju-87, 10-го - ещё один вражеский самолёт вогнал в землю. 14 сентября он повёл четвёрку "Яков" на прикрытие наших войск. Во время патрулирования в воздухе не было самолётов противника. Значительная часть горючего уже была израсходована. Наземная радиостанция передала:
- Возвращайтесь на базу!
Только успели "Яки" развернуться, как в наушниках послышался приказ:
- Сзади вас "Юнкерсы". Атакуйте!
Слизень развернул группу и повел её навстречу врагу. Вражеских бомбардировщиков было около 20, их охраняло 10 Ме-109. С ходу атаковал "Юнкерса" и с первой же атаки зажёг его. Вторая пара наших истребителей - С. Самойлов и Н. Боровский сбила ещё один Ju-87. Остальные самолёты врага образовали оборонительный круг и яростно оборонялись. Идя в новую атаку, Слизень услышал тревожный голос Самойлова:
- Командир, в баках горючее на исходе. Что делать ?
- Немедленно домой ! - распорядился Слизень.
В прицеле быстро увеличивался "Мессер", Слизень дал длинную очередь. Вражеский самолет вздрогнул, перевернулся и пошёл к земле. Наши истребители вертелись среди многочисленных врагов и вышли победителями. Ни один "Юнкерс" не был допущен к цели. Домой наши вернулись с пустыми бензобаками, едва успев сесть на окраине аэродрома.
.
30 сентября 1943 года старший лейтенант Слизень сбил ещё один пикировщик Ju-87. Вскоре ему присвоили звание капитана и наградили орденом Александра Невского.
.
25 октября 1943 года 79-я Гвардейская Запорожская Краснознамённая стрелковая дивизия полковника Вагина форсировала Днепр южнее Войскового и развивала наступление на Никополь. Штурман 15-го истребительного авиационного полка капитан Слизень, лётчики - лейтенанты Горохов, Кривобок и младший лейтенант Павлинов прикрывали её с воздуха. В одном из боёв им пришлось встретиться с 10 бомбардировщиками и 9 прикрывавшими их истребителями. Срочно радировав об этом на свой аэродром, капитан, не ожидая подкрепления, смело вступил в неравную схватку.
По команде флагмана сибиряки врезались в армаду неприятельских самолётов. Боевые порядки врага расстроились. Одна за другой, объятые пламенем, вражеские машины падали на землю. Вскоре подоспела эскадрилья капитана В.И. Сувирова. Она внезапно атаковала противника. Потеряв 16 машин, немецкие лётчики пустились наутёк...
.
27 октября в двух полётах Л. Слизень сбил 2 вражеских бомбардировщика Ju-87.
.
В ноябре лётчики полка совершили налёт на вражеский аэродром Большая Костромка. Первая группа, ведомая В. Сувировым, подожгла несколько вражеских самолётов. Вторая группа, ведомая Л. Слизенем, ударила по зенитным точкам.
- А теперь штурмуем аэродром! - приказал Слизень.
От мощного огневого удара командира группы загорелся и взорвался готовый к взлёту с бомбовой нагрузкой "Юнкерс". От взрывной волны разрушились и другие самолёты. На аэродроме бушевало пламя, видневшееся за многие километры.
.
Возрастал счёт сбитых вражеских самолётов у командира эскадрильи капитана Л. Слизеня и дальше. Хорошо воевали и его подчинённые. Командование наземных войск не раз благодарило их за выручку и сбитые самолёты. Л.Н. Слизень был награждён орденом Красного Знамени.
.
23 января 1944 года Л.Н. Слизень повёл четвёрку истребителей на штурмовку дорог в ближнем тылу противника. Только успели пересечь линию фронта, как радиостанция наведения перенацелила их:
- "Соколы", в районе Нижняя Покровка "Хейнкели" мешают продвигаться нашей пехоте. Бейте фашистов!
Приняв приказ, Слизень повёл истребители в указанный район. Облачность была низкой. При переходе через толстый слой 3 самолёта оторвались от ведущего. Разыскать и собрать звено не удалось - облака были многослойные. Слизень увидел 8 Hе-111. "Буду драться один", - решил он.
Быстро набрал высоту, развернулся и оказался в хвосте "Хейнкеля". Дал длинную очередь. Немецкий самолёт продолжал полёт. Леонтий подошёл ещё ближе. После меткой очереди правый мотор окутался пламенем и хвост чёрного дыма потянулся за падающим врагом. Остальные "Хейнкели" повернули обратно.
- Спасибо за работу. Возвращайтесь на базу ! - донеслось с земли.
Возвращаясь домой, над линией фронта заметил FW-189. Видимо "рама" корректировала огонь своей артиллерии. Мгновенно спикировал и пошёл в атаку. Нажал на общую гашетку, но выстрелов не последовало - кончились боеприпасы.
Как быть? Не оставлять же эту "раму" летающей безнаказанно. Её надо уничтожить. Не думал он в этот миг о себе. Одного лишь боялся - что "рама" ускользнёт.
До боли стиснув зубы, помчался на вражеский самолёт. Враг бросал свой самолёт то в одну, то в другую сторону, менял высоту, стараясь увернуться от настигающего его истребителя. Капитан догнал его и врезался в хвост вражеского самолёта правым крылом "Яка". Самолёт врага сразу развалился, а "Яковлев" с отбитой плоскостью вошёл в штопор. Приближалась земля. Лётчик выбросился с парашютом и приземлился в расположении наших войск. Так Леонтий Слизень, проявив наивысшую доблесть и геройство, умножил славу советских лётчиков в период войны.
.
16 апреля группа "Яков" под командованием майора Н.В. Исакова совершила массированный налёт на вражеский аэродром Херсонес. Ведомым у Исакова был капитан Л. Слизень. На этом аэродроме скопилось до 50 самолётов врага. С целью внезапного удара полёт проходил над морем. Погода в этот день была пасмурная. Выйдя точно на цель, наши истребители подошли со стороны моря. Атака была внезапной, и вражеские самолёты не сумели взлететь. Зенитная артиллерия открыла сильный огонь. Наши лётчики уничтожили на земле 10 самолётов. Вернулись на базу без потерь.
.
В период подготовки штурма Севастополя лётчики буквально рвались в небо. Летали над сушей и над морем, уничтожали технику и живую силу врага, сбивали самолёты. Только Леонтий Слизень за период с 22 апреля по 6 мая 1944 года сбил 4 самолёта. Последний из них - над Севастополем. На его груди заалел второй орден Красного Знамени.
.
...В июле 1944 года 15-й авиаполк базировался на аэродроме Кормялов северо - восточнее Каунаса. Капитан Л. Слизень в паре с младшим лейтенантом Ф. Савицким несли патрульную службу в районе города Вильнюс. Наземная радиостанция наведения передала:
- "Соколы", в направлении Вильнюса идут "Фоккеры". Атакуйте!
Более 20 FW-190 шли на восток с бомбовой нагрузкой. Набрав высоту, пара "Яков" ринулась в атаку и с первого же захода Леонтий Слизень и Фёдор Савицкий сбили по одному "Фоккеру".
Внезапная атака наших истребителей вызвала замешательство среди врагов. Вниз полетели бомбы. Они падали на головы немецких войск. "Фоккеры" ушли со снижением на запад.
- Молодцы, ребята ! Бей отстающих ! - слышалось в наушниках.
Слизень погнался за удирающими самолётами. Догнав один из них, дал длинную очередь... В течение 5 минут было сбито 3 "Фоккера", остальные разогнаны. На земле же фашисты понесли значительный урон от своих бомб.
.
29 января 1945 года 16-я Воздушная армия с утра из-за крайне неблагоприятных условий погоды вела боевые действия только мелкими группами штурмовиков и истребителей. Бомбардировочные авиадивизии в воздух не поднимались. Истребители прикрывали войска фронта, сопровождали штурмовиков и попутно штурмовали противника. В 5 воздушных боях лётчики 15-го ИАП майор Л.Н. Слизень, лейтенант П.Н. Горохов, младший лейтенант И.Ф. Кривобок и А.И. Павликов сбили по одному вражескому самолёту.
.
12 февраля 1945 года день майор Л.Н. Слизень вышел победителем ещё из одной воздушной схватки.
В апреле 1945 года полк базировался в Эльштале, западнее Берлина. Только странно было: на боевое задание приходилось летать курсом на восток. С воздуха видно, как к Берлину движется сплошная лавина. Лётчики знали - там наши солдаты в последнем решающем броске.
На последнем издыхании фашисты бросали в бой крупные силы из уцелевших самолётов и нашим лётчикам приходилось вступать в схватки с ними невзирая на количество. Командир эскадрильи майор Леонтий Николаевич Слизень своей отвагой и высоким лётным мастерством был примером для подчинённых.
23 апреля 1945 года истребительные соединения 16-й Воздушной армии за день провели 40 воздушных боёв и уничтожили 25 вражеских самолётов. Одну из побед записал на свой боевой счёт майор Л.Н. Слизень. А всего на подступах к Берлину он сбил 3 вражеских самолёта.
.
Леонтий Николаевич воевал на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Произвёл за войну 269 успешных боевых вылетов, более чем в 100 воздушных боях сбил лично 24 и в группе с товарищами 2 самолёта противника. В боях был ранен.
.
Подполковник Л.Н. Слизень трагически погиб в автомобильной катастрофе 13 января 1953 года. От Администратора сайта. На сайте "Герои страны" указано, что Слизень Л.Н. погиб в авиационной катастрофе.   
.
Источники:
Карта сайта Написать Администратору