Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Калараш Дмитрий Леонтьевич

Выпускник 1932 года
Герой Советского Союза (13.12.1942)
Лётчик-испытатель, подполковник (16.10.1942)

.

Родился 12 декабря 1911 г. в Киеве в семье рабочего. По национальности русский.
Член ВКП(б) с 1940 года.
.
С 1913 года жил в деревне Святорусовка (или Светлоруссовке?) Ромненского района Амурской области. В 1916 году умерла его мать, в 1919 году в бою под Благовещенском погиб отец – партизан. Дмитрий воспитывался в детском доме.
После окончания трёх курсов Хабаровского педагогического техникума работал бригадиром-бетонщиком.
.
В РККА с 1929 года. В 1932 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. В июне 1932 года направлен на службу в авиачасть Московского военного округа, где прошёл путь от рядового лётчика до инспектора по технике пилотирования 6-го истребительного авиакорпуса ПВО.
Служил в отдельной истребительной эскадрильи особого назначения, которой командовал Т.П. Сузи. Участвовал в в воздушных парадах, устраиваемых над Красной площадью, испытаниях пушечных истребителей И-Z (1934). Первым, как лётчик-испытатель, освоил новую машину МиГ-3 и в 1936 году был награждён орденом «Знак почёта».
В мае 1938 года на базе эскадрильи сформирован 27-й истребительный авиационный полк 6-го корпуса московской зоны ПВО.
До войны женился, в семье родились сын, в 1939 году дочь.
.
В первые дни войны, узнав о формировании авиационных истребительных частей из испытателей-добровольцев, упросил своего начальника И.Д. Климова, в недавнем прошлом тоже лётчика-испытателя, направить его на фронт. Был назначен заместителем командира 402-го иап.
30 июня 1941 года 402-й иап вылетел на один из фронтовых аэродромов, находившихся в Псковской области. Штурмовка вражеских войск на переправах, свободная охота, патрулирование над перегруженными коммуникациями, разведка, прикрытие своего аэродрома - чем только не занимался Калараш.
Осенью 1941 года, когда лётчики-испытатели были отозваны с фронта, майор Калараш вернулся в 6-й истребительный авиационный корпус ПВО.
В 1942 г. штурман 236-й иад 5 ВА майор Д.Л. Калараш воевал в Крыму и на Северном Кавказе. Был хорошим наставником молодых пилотов. Он рассказывал им о том, что каждый бой имеет свои особенности, что лётчик должен быть изобретательным, трезво оценивать обстановку, разгадывать намерения противника и противопоставлять ему свою тактику, маневр, боевой порядок. “Воздушный бой скоротечен, – говорил он, – важно первым заметить противника в воздухе. Если он атакует, необходимо найти такой выход, чтобы оказаться в выгодном положении”.
.
В один из июльских дней 1942 г. с прибрежного аэродрома стартовали три советских истребителя, в том числе Калараш и один из молодых лётчиков - П.М. Камозин. Не доходя до цели, Калараш заметил 6 “Мессершмиттов”, приказал сомкнуть строй, идти в сторону солнца с набором высоты и приготовиться к атаке. Сблизившись с противником на 100 м, лётчики открыли прицельный огонь. За несколько минут ими было сбито два вражеских самолёта.
По мнению дважды Героя Советского Союза П.М. Камозина Калараш – человек неизмеримой энергии, неудержимой смелости, изобретатель тактических маневров, виртуоз воздушного боя, у него было чему поучиться.
.
19 июля 1942 г. в районе Ростова-на-Дону Дмитрий Калараш спас жизнь генерала Ивана Климова, командира 236-й иад 5 ВА Северо-Кавказского фронта.
Климов и Калараш, каждый на своём самолёте, вылетели в район Ростова-на-Дону. Самолёт командира был подбит, правое крыло отвалилось, машина загорелась и вошла в штопор. Генералу удалось выброситься с парашютом, но над куполом закружили немецкие истребители, поливая беззащитного лётчика пулемётным огнём. Калараш всеми силами прикрывал командира, отбивал атаки. Генерал приземлился в поле, следом максимально близко к нему посадил свой самолёт Калараш. Климов был без сознания, с сильными ожогами лица и рук, весь в крови от осколочного ранения. Отстегнув парашют, Калараш взвалил командира на себя, втащил в кабину и вместе с ним поднялся в воздух.
Климов выжил. После лечения в госпитале вернулся в строй. Прожил долгую жизнь, скончавшись в почтенном возрасте в 1978 году.
.
29 октября 1942 г. подполковник Калараш Д.Л. вылетел во главе группы истребителей на прикрытие с воздуха позиций 9-й гвардейской стрелковой бригады. В районе поселка Лазаревское (ныне район города Сочи Краснодарского края) советские лётчики вступили в бой с превосходящими силами противника. В ходе боя Калараш таранил вражеский истребитель Bf-109, но и сам был сбит. Раненый лётчик прыгнул с парашютом, но ударился о киль. Все надеялись, что Калараш жив, что он вернется. Но через два дня из Туапсинского госпиталя сообщили, что Дмитрия Калараша доставили туда с места приземления, однако во время прыжка он получил сильный ушиб грудной клетки, и спасти его не удалось.
Это был его 262-й боевой вылет. Всего успел сбить лично 14 и в группе 6 самолётов противника.
.
13 декабря 1942 г. Каларашу Дмитрию Леонтьевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (10.1941), «Знак Почёта» (05.1936).
Похоронен в Лазаревском.
Навечно зачислен в списки воинской части.
На здании педагогического училища в Хабаровске установлена мемориальная доска.
Именем Героя названы улицы в городе Люберцы Московской области и Хабаровске, интернат № 17 в городе Свободный Амурской области.
.
Жена Калараша Д.В. Лидия Владимировна была редкой красавицей, но, оставшись вдовой, замуж больше не вышла, новых отношений не завела. Не встретила другого, хотя бы отдалённо похожего на её погибшего мужа. Другого не было. Любила мужа, сохраняя верность до конца своей жизни. Не сменила после замужества дедову фамилию и внучка.
.
Источники:
http://www.testpilot.ru/base/2010/05/kalarash-d-l/
Карта сайта Написать Администратору