Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Бугаев Тимофей Георгиевич (Иванович)

Выпускник 1939 (1940?) года
  
От  Администратора сайта.
В источниках, где упоминается Бугаев Тимофей Георгиевич, имеется очень много разногласий: в отчестве (в списке выпуска из ЦАМО - Герасимович, в других источниках - Иванович), дате рождения, месте рождения, дате начала службы в КА, годе выпуска. К сожалению, не являются исключением и официальные документы (из Общедоступного электронного банка документов "Подвиг народа"), хотя после анализа информации становится понятно, что во всех этих источниках речь идёт об одном и том же человеке.  Администрация сайта будет благодарна за уточнение сведений и указание на ошибки.
.
Бугаев Тимофей Иванович родился 6 июня 1918 года в деревне Волоконовке ныне Волоконовского района Курской области. По национальности русский.
В Красной Армии с 01.02.1939. Призван Воронежским ГВК. В 1939 (1940?) году окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В.П. Чкалова. Начал службу в 43 иап. В полк прибыл 22.10.1940.
Член ВКП(б) с 1944 года.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. По ноябрь 1942 года служил в составе 43-го иап.
Перед началом Великой Отечественной войны полк базировался в Василькове, Вильшанке. К 22.06.1941 имел на вооружении 54 И-16 и И-153 (в том числе 2 неисправных). С начала Великой Отечественной войны выполнял задачи по прикрытию Киева, мостов через Днепр в Киеве.
.
С ноября 1942 по май 1945 года служил в 237 иап (54 гвиап).
Ранним утром 13 июня 1942 года пост ВНОС сообщил о появлении над Иловлей двух девяток Ju-88. По приказу командира 43-го иап Н.Т. Сюсюкалова с ведущим лейтенантом Т.Г. Бугаевым взлетели Афимченко, Мамка и Костин. Пошли наперерез "Юнкерсам". Атаковали их сверху, потом снизу. Мамка поджёг одного, Бугаев сбил 2-х  (они подорвались на своих бомбах), но на 3-й атаке попал под огонь врага. Тотчас брызнули струи: масло и вода обливали фонарь кабины.
Бугаев всё же успел дать длинную очередь. Оба подбитых самолёта были вынуждены садиться. Они приземлились в степи почти рядом. Это произошло в тылу советских войск. Бугаев первый выскочил из кабины и, освободившись на ходу от парашюта, бросился к "Юнкерсу". Ему удалось захватить в плен одного из членов экипажа, остальных поймали местные колхозники. Бугаев возвратился в часть на второй день. Орден Красного Знамени был наградой лётчику за совершенный подвиг.
.
В ноябре 1942 года самолёт Т.Г. Бугаева, повреждённый в бою с Ме-109, приземлился вблизи аэродрома противника. Лётчики видели, как горела его машина. Из плена лётчик был освобождён наступающими войсками.
28 ноября 1942 года командир звена 237-го истребительного авиационного полка  (220-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Сталинградский фронт)  лейтенант Т.И. Бугаев в воздушном бою на подступах к Сталинграду с группой истребителей сбил один Me-109, а другой таранил. Приземлился на парашюте. За этот бой награждён орденом Красного Знамени.
.
Позже воевал под Киевом, Бобруйском, Варшавой, Берлином.
Всего выполнил 359 боевых вылетов. Проведя 74 воздушных боя, сбил 8 самолётов противника лично и 10 - в составе группы.
Список всех известных побед гвардии капитана Т.Г. Бугаева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)

п / п
Д а т а
Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1
28.07.1942 г.
1  Ju-88
р-н Сталинграда
Як-1, "Аэрокобра".
2
28.11.1942 г.
1  Ju-52  (в паре - 1 / 2)
аэродром Большая Россошка
3
2  Ме-109  (1 сбит таранным ударом) *
р-н Сталинграда
4
26.07.1944 г.
1  FW-190
Пулавы
5
16.04.1945 г.
1  FW-190
Буков
      Всего сбитых самолётов - 8+10  [5+1];  боевых вылетов - 359;  воздушных боёв - 74
.
После войны продолжал служить в ВВС.
За всё время пребывания в армии служил в частях: 43 иап 220 иад, 237 иап, 54 гиап 1 гвиад 16 ВА Белорусского фронта, школа воздушного боя ВВС МВО, 51 иап.
Уволен в запас 30 ноября 1948 года.
.
Награждён орденами: Красного Знамени  (трижды - 09.12.1941, 19.07.1942, 04.06.1945), Отечественной войны I степени (21.02.1987), Александра Невского (30.10.1944); двенадцатью медалями.
*  *  *
.
Боевое крещение военный лётчик, командир эскадрильи истребителей Тимофей Бугаев получил 13 июня 1942 года. В тот день их подняли по тревоге. К Сталинграду приближалась большая группа фашистских самолётов. Вместе с другими лётчиками соединения противовоздушной обороны Сталинграда взмыл в небо и Бугаев. На высоте 1500 метров он обнаружил группу вражеских бомбардировщиков. Насчитав 19 "Юнкерсов", шедших плотным строем, принял решение атаковать. Смело пошёл на сближение. Поднявшись на 100 метров над строем вражеских машин, он спикировал на ведущего и метким огнём поразил его машину. "Юнкерс" сразу стал падать и врезался носом в землю восточнее села Кумылги. Из него выпрыгнул только один человек.
Рассчитавшись с этим самолётом, Бугаев принялся за другой. Прямое попадание в бензобак, и он вспыхнул. Окутанный чёрным дымом, "Юнкерс" шлёпнулся в реку Кумылгу. Настала очередь 3-го "Юнкерса". Но на этот раз нашему асу не повезло - отказал мотор, и самолёт стал падать.
Приземлился неудачно. От резкого торможения лопнули ремни, и Бугаев, сильно ударившись лицом о прицел, потерял сознание. Через некоторое время пришёл в себя. И в одном только моторе своего самолёта насчитал 17 пробоин. В тот момент увидел людей, которые бежали к нему. Первая мысль обожгла: враги. Но услышал русскую речь, это были женщины в фуфайках. Местные жители что-то кричали и показывали руками в небо. Поднял голову, а там немецкий парашютист спускается. Собрав все силы, Бугаев побежал к месту его приземления и после короткой борьбы отнял у него пистолет и взял фашистского лётчика в плен. Потом уже выяснилось, что пистолет у него был с именной надписью от командующего немецким рейхсвером Браухича.
Оказалось, что вынужденная посадка Бугаева произошла на территории, занятой врагом. Несколько суток только ночью Тимофей Георгиевич вместе с пленным лётчиком балками и лесными полосами пробирался к переднему краю и в конце концов благополучно перешёл линию фронта. Помогли ему в этом местные жители. Полечившись несколько дней, Бугаев вновь появился в своей эскадрилье.
.
28 июля 1942 года в составе 4 советских лётчиков ему пришлось выдержать бой с 27 фашистскими "Мессершмиттами" и "Фокке-Вульфами". Наши лётчики не испугались численного превосходства врага. Прикрывая и поддерживая друг друга, они смело ринулись вперед. Вскоре одна фашистская машина упала вниз - её сбил лётчик Бенделиани. Через несколько минут её участь разделил "Фокке-Вульф", сбитый лётчиком Кобылецким.
.
28 ноября 1942 года 8 истребителей Як-1 под командованием Т.Г. Бугаева вылетели прикрывать группу штурмовиков и подвергли нападению крупный фашистский аэроузел на окраине Больших Россошек. Налёт был внезапным. Противник не успел опомниться, как на его головы полетели бомбы. "Мессеры" даже не поднялись в воздух. На аэродроме было уничтожено 50 самолётов.
На обратном пути советским лётчикам попытались навязать бой 13 Ме-109, но через минуту их осталось 12. Одного из них метким огнём подбил Бугаев, и "Мессер" распался на части ещё в воздухе.
.
Так сражался в сталинградском небе гвардии капитан советских Военно-Воздушных сил Т.Г. Бугаев. Он участвовал в ликвидации окружённой группировки Паулюса, в освобождении Варшавы, Лодзи, бил фашистов с воздуха над Берлином, участвуя в 85 воздушных боях и 72 штурмовках, совершил 51 разведку. Им сбито 18 бомбардировщиков и истребителей, уничтожено ещё 18 самолётов на аэродромах, сотни автомашин с боеприпасами, паровозов, складов с горючим.
Родина высоко оценила подвиг лётчика 9 правительственными наградами, из них 3 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, медали "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда".
.
После увольнения в запас Тимофей Георгиевич строил Волжскую ГЭС, город, был мастером, прорабом, начальником материально-технической базы стройки. К боевым орденам и медалям прибавились награды за самоотверженный труд.
О боевых делах Т.Г. Бугаева и его друзей-однополчан подробно рассказывается в книге Г.А. Чечельницкого "Сражались лётчики-истребители", изданной Военным издательством.
.
Эта история имеет продолжение. И вот какое. Борис, сын Бугаева, продолжил военную карьеру отца. После окончания Камышинского высшего военно-строительного командного училища в звании лейтенанта был направлен на службу на Кавказ. Обосновался в Тбилиси. Строил жильё для военнослужащих и различные объекты оборонного значения. Со временем образовался целый военный город. Получил там квартиру. Но во время перестройки потерял её, а в Баку, куда его перевели, он уже был старшим лейтенантом, пришлось переменить и род войск - перейти в ПВО.
Из Баку - снова вынужденный переезд, в Ставрополь, а затем в Ростов, где получил квартиру, в которой и сейчас живёт с супругой и двумя сыновьями. В звании майора ушёл в отставку. На гражданке пригодилась профессия военного строителя.
По стопам деда и отца сыновья Бориса Тимофеевича не пошли, увы, армия в наше время перестала быть престижной, и выбрали парни другие учебные заведения: Евгений окончил Московскую экономическую академию, а Александр - тоже московскую, но Современную гуманитарную академию, стал юристом.
А как сложилась судьба у Тимофея Георгиевича? Он был первостроителем Волжского, активным общественником. Вёл большую воспитательную работу с молодёжью, выступал в школах, техникумах, институтах с рассказами о войне и, в частности, о Сталинградской битве, был желанным гостем в Качинском военном лётном училище. Пользовался в городе большим уважением и авторитетом.
Жить бы и радоваться... Но случилось непредвиденное. В мирное время Бугаев пропал без вести. При каких обстоятельствах? После смерти любимой жены Валентины Ивановны  (она работала заведующей городской детской библиотекой)  Тимофей Георгиевич затосковал и решил уехать из Волжского. Его друзья - однополчане из Киева уговорили переехать к ним. Бугаев послушался, продал квартиру на улице Фонтанной, гараж, дачу и на своей "Волге" перебрался в столицу Украины, и... исчез. Сын его Борис Тимофеевич несколько раз пытался разыскать отца, но тщетно. В квартире, адрес которой был оставлен отцу, жили чужие люди и ничего о бывшем её хозяине не знали. Круг замкнулся...
..
Источники:
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993. - С. 392.
От Воронежа до Берлина. - Воронеж: Центр.-чернозёмное кн. изд., 1986. - С. 84. 
История СССР. - 1980. - № 3. - С. 49. 
"Советский патриот" 24.01.1978
Общедоступный электронный банк документов "Подвиг народа"
Портал "Память народа"
Информация от Пширкова Сергея Юлиановича
Карта сайта Написать Администратору