Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Талалихин Виктор Васильевич

Выпускник 1938 года
Герой Советского Союза Дата указа - 08.08.1941 (медаль № 347)

.
Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский.
После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе.
Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков в 1938 году.
Принимал участие в советско-финской войне 1939-1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).
.
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов.
Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.
.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика.
.
Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе.
Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года.
.
Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.
Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.
.
Именем Талалихина были названы улицы в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В районе города Подольск установлен памятник, в городе-герое Москве и самом Подольске — бюсты Героя.
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге
*** 
.
Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:
"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "Хейнкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...
.
Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.
.
В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".
.
Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный "Хейнкель", как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.
.
Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.
.
В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза.
.
Источники:
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/talalihin.html
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=230
http://aeroram.narod.ru/win/taran.htm
***
Из письма коллеги - выпускника Качи-1981 и большого друга нашего сайта, Тимохина Андрея (в "сети" - ASAT):
...На свадьбе сына возлагали цветы
Может фото пригодятся, используй по своему усмотрению.
http://foto.mail.ru/mail/asat1981/952/2626.html
Вот эти фотографии (памятник установлен в районе деревни Кузнечики Подольского района Московской области):
  
  
***
Монумент на месте гибели Талалихина В.В. 27 октября 1941 года. Деревня Каменка, Московская область (фото прислал С. Григорьев):
***
Виктор родился в селе Тепловка Вольского района Саратовской области, в семье крестьянина. В 1924 г. семья Талалихиных переехала в Вольск, где отец Виктора устроился работать штукатуром на строительстве цементного завода. Два года спустя мальчик поступил в 1-ю Вольскую среднюю школу, которую окончил весной 1933 г. Летом того же года его отец завербовался на строительные работы в Москве, куда вслед за ним переехала и вся семья.
Осенью 1933 г. Виктор поступил в школу фабрично-заводского ученичества Московского мясокомбината, которую окончил в 1934 г. «Учился Виктор Талалихин хорошо, - вспоминают преподаватели школы ФЗУ... – Дисциплинированный, волевой. Жадно тянулся к знаниям… В свободное от занятий время… был неутомимым организатором художественной самодеятельности. Увлекался спортом… Интересный был парень. И, кроме того, очень вежливый»
После окончания школы ФЗУ, Талалихин работал шпикорезом, а затем мясообвальщиком в сырьевом цехе мясокомбината. Занимался в драмкружке при клубе мясокомбината, участвовал в спектаклях.
Вскоре старшие братья Виктора были призваны в армию. Оба попали в авиацию. Александр стал бортмехаником, а Николай – морским летчиком. Служба братьев не оставила Виктора равнодушным. В сентябре 1935 г. он записался в планерный кружок мясокомбината. Позднее он писал в своей статье в многотиражной газете мясокомбината «За мясную индустрию»: «Я знал, что сумею после окончания кружка пойти в летчики. «Хорошо и отлично» - вот мои отметки. После теоретических занятий наступил день «воздушного крещения». Первый полет был удачен. После него я старался взлететь еще выше… Первая ступень учебы пройдена. Надеюсь, что успешно закончу и вторую. Потом обязательно поступлю в летную школу, чтобы после ее окончания летать так, как летают наши герои – Чкалов, Байдуков и Беляков».
В октябре 1936 г. как передовик производства, активист оборонной работы и спорта, по комсомольской путевке он был направлен в аэроклуб Пролетарского района Москвы. Медкомиссию Виктор Талалихин прошел успешно, хотя маленький рост - 155 см - едва не стал препятствием на его пути к небу.
В декабре 1937 г. Виктор Талалихин был призван в РККА. По комсомольской путевке он поступил в Борисоглебскую Краснознаменную военную авиашколу им. Чкалова. Учился в 4-й учебной эскадрилье и был выпущен в звании младшего лейтенанта.
Позднее он вспоминал: «В учебных классах, на аэродроме, в часы самостоятельной подготовки я долго готовился к практическим занятиям. Полезных книг по авиации в библиотеке было много. На столиках – карты, схемы, планы, записи. Чем больше я читал авиационную литературу, знакомился с наставлениями и инструкциями, тем больше получал специальных знаний. Распорядок дня мне нравился. Встаешь, бывало с первыми лучами солнца, а возвращаешься к отбою, когда над аэродромом уже загорались звезды».
Но не всегда все было гладко. Однажды во время отработки высшего пилотажа в зоне он «сверх плана» выполнил несколько петель на малой высоте. За нарушение правил безопасности полетов ему пришлось отсидеть двое суток на гарнизонной гаупвахте.
С декабря 1938 г. Талалихин служил младшим летчиком в 3-й эскадрилье 27-го истребительного авиаполка Московского военного округа, участвовал в советско-финской войне. Он совершил 47 боевых вылетов, в воздушных боях сбил три самолета противника лично и один в группе. Был награжден орденом Красной Звезды.
Весной 1941 г. младший лейтенант Талалихин окончил курсы командиров звеньев и был назначен командиром звена 1-й эскадрильи 177-го истребительного авиаполка.
В конце июля 1941 г. полк пополнили 42 летчиками-сержантами, которые окончили летные школы, но не получили назначений. Подготовку летного состава организовали на аэродроме Дубровицы, около Подольска.
В июле 1941 года младший лейтенант Талалихин совершил первый боевой вылет в небе Москвы. В эту ночь Люфтваффе совершили налет на Москву, в котором участвовало до двухсот двадцати бомбардировщиков. Воска ПВО Москвы успешно отразили попытку противника нанести удар по столице. К городу прорвалось лишь несколько одиночных самолетов, беспорядочно сбросивших фугасные и зажигательные бомбы. При отражении этого налета было сбито двадцать два бомбардировщика, двенадцать - истребительной авиацией и десять - зенитной артиллерией.
Вскоре Талалихин был назначен заместителем командира 1-й эскадрильи, а после того, как тот выбыл из строя, младший лейтенант стал исполнять его обязанности. В ночь с 6 на 7 августа 1941 года в районе Подольска на И-16 младший лейтенант Талалихин таранил бомбардировщик Не 111.
Вылетев на перехват, на высоте 4500 метров он обнаружил врага и устремился в атаку. От первой же очереди загорелся правый мотор вражеского самолета. Однако фашистский летчик прибавил газа, изменил курс и стал уходить со снижением. Талалихин неотступно преследовал врага и поливал его в упор очередями из своих пулеметов. Противник не сдавался, огрызаясь из всех огневых точек. В этот момент у Виктора кончились патроны. И он решил - надо идти на таран!
Позднее Талалихин вспоминал: «Решив винтом отрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему… Вот нас разделяло уже каких-нибудь 9-10 метров. Я видел бронированное брюхо фашистского самолета. В это время враг дал очередь из крупнокалиберного пулемета. Мне обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а всей своей машиной протаранил врага. Послышался треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом. Отстегнув ремень, я выбросился. Примерно 800 метров летел затяжным прыжком, а потом я раскрыл парашют». Вражеский самолет рухнул между подмосковными деревнями Добрыниха и Щеглятьево. Экипаж погиб. Талалихин опустился в неглубокое озеро на окраине деревни Мансурово в сорока километрах от Подольска. Вскоре его обнаружили местные жители.
На следующий день за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство летчику-истребителю младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу было присвоено звание Герой Советского Союза.
«Это большая честь. Мне как-то даже не верится. Ну что я такого особенного сделал? Не сомневаюсь, что и ты сделал бы то же самое» - писал через несколько дней Виктор Талалихин своему брату Александру.
После недолгого лечения он вернулся в строй. Однако летать ему оставалось недолго.
27 октября 1941 года два МиГ-3 и четыре И-16 под командованием Талалихина вылетели на прикрытие наших войск в район деревни Каменки, на берегу реки Нары в восьмидесяти пяти километрах западнее Москвы.
Облака прижимали летчиков к земле. Видимость была плохая. Уже над самой Каменкой они заметили шесть «мессершмиттов».
- Действовать по звеньям! – приказал Талалихин. Он ринулся в бой первым. И скоро рухнул вниз сбитый им «мессершмитт».
- Не ушел, подлец. Отлетался над нашей землей, - эти слова Виктора услышали на командном пункте.
Это были последние слова героя. Три «мессершмитта», пропоров облака, вынырнули около его самолета и открыли огонь. Виктор сбил еще одного фашистского аса. И тут пуля попала ему в голову. Истребитель стремительно пошел к земле и вскоре черный столб дыма отметил место падения машины.
На место гибели Героя на У-2 вылетели начальник штаба полка и еще несколько командиров. Они нашли обломки самолета Талалихина и доставили его тело в полк.

Гроб с телом летчика под охраной почетного караула был установлен в клубе Московского мясокомбината. Через двое суток со всеми воинскими почестями урна с прахом Талалихина была установлена в Москве в главном здании крематория.
Всего он сбил 9 самолетов лично и 3 в группе. Приказом министра обороны СССР Герой Советского Союза старший лейтенант Талалихин Виктор Васильевич был навечно зачислен в списки воинской части.
***
Народная артистка СССР Любовь Орлова и Герой Советского Союза Виктор Талалихин
.
Источник:
***
Самолет летчика Талалихина времен ВОВ обнаружен под Москвой
.
Части советского истребителя времен Великой Отечественной войны были найдены в 20 километрах от Москвы. В частности, хорошо сохранился двигатель. Принадлежность самолета Талалихину подтвердили в архиве Минобороны РФ, проверив номера двигателя и планера найденной машины.

.
МОСКВА, 22 июн — РИА Новости. Поисковики обнаружили в лесу под Москвой самолет легендарного летчика, Героя Советского Союза Виктора Талалихина, который 73 года назад одним из первых совершил ночной таран и сбил на подступах к российской столице немецкий бомбардировщик, сообщается на сайте Первого канала в воскресенье.
.
«Нашли его благодаря местному жителю, который в лесу видел воронку, рядом с которой лежали какие-то обломки самолета, по его словам», — рассказал телеканалу краевед Кирилл Низамутдинов.
.
Части советского истребителя времен Великой Отечественной войны были найдены в 20 километрах от Москвы. В частности, хорошо сохранился двигатель. Принадлежность самолета Талалихину подтвердили в архиве Минобороны РФ, проверив номера двигателя и планера найденной машины.
.
Летчик-истребитель Талалихин, защищая небо Москвы в первый год Великой Отечественной войны, уничтожил в воздушных боях шесть самолетов врага. Он стал настоящим асом и был назначен заместителем командира 1-й эскадрильи 177-го истребительного полка.
.
В ночь на 7 августа 1941 года в небе над Подольском младший лейтенант Виктор Талалихин совершил ночной таран. Когда кончились боеприпасы, на высоте 4500 метров на самолете «И-16» летчик-истребитель протаранил немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111», в котором находился экипаж из четырех человек.
.
Талалихин чудом остался жив. Он выпрыгнул из падавшего самолета, в свободном падении пролетел 800 метров, только затем раскрылся парашют. При этом воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, командир не имел права отдать такой приказ.
.
8 августа 1941 года указом президиума Верховного совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» летчику-истребителю младшему лейтенанту Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
.
Информацию прислал Александров Б.Л.
Карта сайта Написать Администратору