Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Грачёв Виктор Георгиевич

Выпускник 1929 года
Герой Советского Союза Дата указа: 18.08.1945 (медаль № 7925)
Генерал-лейтенант авиации
.
 
.
Родился 14 декабря 1907 года в Москве в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1931 года.
В 1925 году окончил 9 классов.
Работал электромонтёром на заводе.

В Красной Армии с 1927 года.
В 1928 году окончил Ленинградскую школу лётчиков, в ноябре 1929 года - Борисоглебскую военную школу лётчиков. Служил в транспортной авиации.

В 1937-1938 годах Грачёв неоднократно летал в Монголию и Китай с «испанцами» на борту. Так звали тогда наших лётчиков, Героев Советского Союза, что дрались с фашистами в небе Испании. Также перегонял туда истребители И-16 и И-153 («чайки»).

Участник боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году и советско-финляндской войны 1939–1940 годов. Летал днём и ночью, в сложных метеоусловиях, под огнём противника. Перевозил раненых, грузы.
Однажды на его самолёт напало сразу несколько японских истребителей. Грачёв резким, неожиданным для врага манёвром ушёл от трасс. На аэродроме заделали пробоины в плоскостях, и снова в полёт.

Бывало, что пилотируемый Грачёвым самолёт, как только появлялись вражеские истребители, круто устремлялся вниз и в самую последнюю секунду, когда казалось, что вот-вот он ударится о землю, пилот выравнивал его и, резко меняя курс, уходил под кроны деревьев, почти касаясь колёсами земли.

При подготовке к первомайскому параду 1941 года на трёх новейших самолётах Пе-2, машина, которую поднял с Тушинского аэродрома Грачёв, неожиданно загорелась. Самолёт неудержимо потянуло к земле. А внизу был город… Грачёв усилием воли направил самолёт на бугристое неровное поле. Пе-2 запрыгал по колдобинам, пламя подбиралось к кабине. Пришлось даже «перепрыгнуть» ров с водой, в которую «бултыхнулся» радист. Но шасси у нового самолёта выдержали! Грачёв со штурманом Машей Нестеренко и мокрым радистом потушили пламя.

22 июня 1941 года Грачёв совершил полёт в Минск с начальником Генерального штаба. Потом – в Архангельск, Куйбышев, Харьков.

Особенно ответственным и опасным был полёт без прикрытия истребителей в город Керчь с маршалом Будённым и генералом Кузнецовым на борту. Низко, почти касаясь волн, провёл Грачев самолёт над морем вдоль берега, и враги не заметили его!

В 1942 году Грачёв был назначен командиром авиационной дивизии особого назначения, выполнявшей ответственные задания правительства и Ставки ВГК. На самолётах дивизии также перебазировались части и соединения, доставлялись десанты и боеприпасы, горючее и медикаменты партизанам. Сам командир совершил 463 особо важных полёта. Не было члена Политбюро Центрального Комитета партии, который бы не летал с Грачёвым.

В. Г. Грачёв возил членов правительственных делегаций на Тегеранскую и Ялтинскую конференции, возглавлял перелёт в Сан-Франциско с делегацией на ассамблею Организации Объединённых Наций.

За годы войн налетал 11.104 часа, из них 998 в облаках. Совершил 17.826 посадок. Летал на 54 типах самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за заслуги при выполнении боевых заданий командования в годы Великой Отечественной войны и проявленные при этом отвагу и геройство Виктору Георгиевичу Грачёву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7925).

После войны служил в ВВС.
С 1961 года генерал-лейтенант авиации Грачёв в запасе.
Преподавал в Военно-воздушной инженерной академии.
Жил в городе-герое Москве, где и скончался 15 ноября 1991 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Награждён 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, Кутузова 1-й степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды, многими медалями.

Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=3300
Карта сайта Написать Администратору