Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Ковтун Каpп Иванович

Выпускник 1934 года (курсы командиров звеньев)
Герой Советского Союза Дата указа: 31.12.1936
.
 
.
Ковтун Каpп Иванович родился 15 мая 1908 года в посёлке Шаpко-Бакумовка Воронежского уезда Воронежской губернии Российской империи (ныне в составе Дмитриевского сельского поселения Панинского района Воpонежской области РФ) в крестьянской семье.
Окончил 4 класса сельской школы. Работал батраком по найму, заведующим избой-читальней.
В 1928 году окончил в Борисоглебске курсы председателей сельсоветов и работал на этой должности.
.
С 1930 года в рядах Красной армии. Окончил полковую школу и служил командиром отделения в 48-м стрелковом полку.
В 1933 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
В 1934 году - курсы командиров звеньев в Борисоглебске.
.
.
В звании лейтенанта командовал звеном 109-й истребительной авиационной эскадрильи 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
.
Участник национально-революционной войны в Испании 1936-1939 годов. Лейтенант К.И. Ковтун, командуя отрядом истребителей на Центральном фронте, прикрывал Мадрид от налётов авиации противника. В ожесточённых групповых боях сбил несколько самолётов противника.
.
Погиб 13 ноября 1935 года при отражении налёта на Мадрид большой группы бомбардировщиков Лі-52, сопровождаемыми истребителями.
31 декабря 1936 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Карп Иванович Ковтун посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Посмертно награждён орденом Ленина (31.12.1936).
Похоронен в Испании на деревенском кладбище в 12 км от аэродрома Алькала-де-Энарес.

На надгробной плите указан его псевдоним "Ян".
.
Ковтун Каpп Иванович - первый уроженец Воронежской области удостоенный звания Героя Советского Союза (посмертно).
1 октября 2011 года был торжественно открыт бюст Героя СССР в Аллее Героев парка посёлка Панино, рядом с братской могилой.
.
.
Там же на здании Ивановской средней школы установлена мемориальная доска.
.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича

.
***
13 ноября 1936 года два истребителя И-15 - "курносые", так любя называли их испанцы, один из которых пилотировал Костя Ковтун (так звали его друзья), проводили воздушную разведку в окрестностях Мадрида. Неожиданно их атаковала группа "Хейнкелей". Завязался явно неравный воздушный бой. В горячке боя летчик Ковтун не сразу заметил, что остался один, ведомый покинул поле брани, оправдываясь тем, что "полетел за помощью".
.
Мог ли фанерный истребитель долго противостоять десятке современных машин? Ответ напрашивается сам собой - долго не мог.... Но, тем не менее, изрешеченный пулями "курносый" записал на свой боевой счет еще одну - пятую в той войне победу.... Раненый летчик выкинулся из пылающей машины, однако управлять парашютом уже не мог. Сильный ветер сносил его на вражеские позиции. Наземные части республиканцев видевшие все перипетии воздушного боя, попытались отбить раненого пилота. Попытка ничем не закончилась...
.
Утром 15 ноября, на аэродроме Алькала де Энарес была объявлена боевая тревога. На небольшой высоте не спеша пролетел бомбардировщик с опознавательными знаками мятежников. И в небе расцвел ярко белый парашют, который медленно приближался к земле. Когда советские летчики вскрыли ящик привязанный к стропам, то обнаружили в нем изрубленные на куски человеческие тела и залитую кровью записку "Подарок от генерал Франко".
.
Пилоты опознали останки. Это были их товарищи - лейтенант Костя Ковтун и Владимир Бочаров (который тоже был сбит, и попал в плен в тот же день 13 ноября). Похоронили Костю Ковтуна в 12 километрах от Мадрида, на сельском кладбище. На плите написали его псевдоним "Ян"
.
А далее началось самое позорное. Когда лейтенанту К. Ковтуну посмертно присвоили звание Героя Советского Союза и посмертно наградили орденом Ленина, то его жене порекомендовали.... помолчать, и не рассказывать где и при каких обстоятельствах погиб её муж... Время было такое - "неговорливое".
.
Со своей стороны официальные историки испанских событий слегка переписали прошедшие события. Вдруг оказалось, что на "место в ящике" претендуют едва ли не пять погибших в Испании советских добровольцев.
.
В конце концов, по чей то команде советская пресса остановилась на одном - Примо Джибелли - итальянец. - Появились и свидетели гибели отважного лейтенанта, которые взахлёб рассказывали в газетах и в книгах, что "летчик Ковтун не застегнул нагрудный замок лямок и попросту вывалился из парашюта и упал на мадридскую мостовую"...
.
После очередной такой публикации, в середине 60-х годов был проведён беспрецедентный и скандальный судебный процесс по статье "клевета", в результате которого было установлено, чьи же тела были в злосчастном ящике. Однако, до сих пор доминирует официальная версия смерти Кости Ковтуна...
Александр Штолько - внук К.И. Ковтуна
Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=347
***
.
13.11.1936 Ковтун Каpп Иванович погиб при отражении воздушного налёта на Мадрид.
В этот день произошли самые ожесточенные бои в истории воздушной войны в Испании. Утром прокладывать дорогу своим войскам, ведущим бои в Мадриде, отправились 5 «юнкерсов» и 3 «ромео» под прикрытием 14 «фиатов». На перехват поднялись 16 И-15 во главе с Рычаговым… Советские лётчики заявили о 6 сбитых истребителях, три из которых упали на республиканскую территорию… Противник заявил о победах над 6 «кертиссами». В действительности было сбито 2 И-15.
Вспоминает генерал-майор авиации Захаров:
«У многих летчиков старшего поколения, которые учились летать без парашютов, выработался определенный стереотип: боязнь покинуть машину... Летчики… в любых обстоятельствах предпочитали самолет посадить, чем выброситься с парашютом. Тут, конечно, проявлялись и опыт, и разумный риск, и желание спа:сти самолет, но подсознательно действовал и этот самый стереотип: вне машины иной летчик чувствовал себя беспомощным. Даже в поврежденной машине ему находиться легче, безопаснее - так он считал... Некоторые с большим трудом привыкали к дополнительным ремням, лямкам - казалось, что ремни стесняют движения. Один из лучших летчиков эскадрильи Костя Ковтун надевал парашют, как он говорил, «для блезира»: карабин на груди не застегивал.
- Какой же смысл летать с парашютом и не застегивать карабин? - спросил я.
- Никакого - засмеялся Костя. Потом покосился по сторонам и доверительно сообщил: - И в парашюте никакого смысла. Учились без него, летали без него, и дальше так будем летать...
- Ну, а все-таки? - пристал я. - Все равно ты теперь обязан летать с парашютом. Так уж застегивай карабин!
- Пробовал, - отмахнулся Костя. – Сидишь, как связанный. Воздуха не хватает...
Костя был человек плотный, даже грузноватый - ему, может быть, лямки и в самом деле мешали, но главное, конечно, заключалось в другом. Надо было преодолеть себя, сбить, так сказать, динамический стереотип…
13 ноября над Мадридом была подожжена машина Кости Ковтуна. Вообще-то Ковтуна звали Карпом, но он не любил это имя, и, сколько я помню, товарищи всегда звали его Костей. Итак, при выходе из атаки на бомбардировщики наше звено было атаковано истребителями их прикрытия. Костина машина загорелась, и я перешел с места левого ведомого вправо, чтобы прикрыть его. Я видел, как целый и невредимый Костя вылез из кабины. Видел, как он прыгнул, открыл парашют. Видел, как его перевернуло вниз головой, и как он выскользнул из ножных лямок. Очевидно, летчик по привычке не застегнул на груди карабин. Пустой парашют ветер понес в сторону позиций мятежников. А живой еще Костя Ковтун падал на мадридскую мостовую. Я ходил за ним по спирали до самых крыш»
.
***
.
Карта сайта Написать Администратору