Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Малиновский Иван Антонович

Выпускник 1932 года
 
.
Родился 21 сентября 1907 года в Мстиславском уезде Могилёвской губернии, Белоруссия. По национальности белорус.
.
В Красной Армии с 1929 года. В ВВС с 1930 года.
Член ВКП(б) с 1931 года.
В 1932 году окончил Борисоглебскую ВШЛ.
Фотография из Музея Борисоглебского ВВАУЛ
.
Участник Великой Отечественной войны.
Иван Антонович Малиновский начал воевать ближе к концу войны: с 18 марта 1944 года лётчиком-инспектором по технике пилотирования 275 иад. Летал на самолётах Як-1 и Як-3.
За бои на Карельском перешейке удостоен ордена Отечественной войны I степени.
Затем возглавил 196–й истребительный полк 324-й дивизии на Мурманском направлении (10 июля 1944 года по 19 января 1945 года). Во время боевого вылета в район осиного гнезда гитлеровских ВВС - аэродрома Луостари - был подбит, но дотянул до своих, произвёл успешную посадку и спас самолёт. 21 октября 1944 года в районе озера Куйво-Ярви сбил истребитель Ме-109. За умелое командование полком, личное мастерство и мужество награждён орденом Красного Знамени.
3 февраля 1945 года назначен командиром 1-го гвардейского истребительного авиационного Красногвардейского ордена Ленина Краснознамённого полка. И уже 9 февраля сбил ФВ-190. В апреле в районе Берлина сбил еще два ФВ–190. Еще один «фоккер» нарвался на его меткий огонь 7 мая 1945 года - в небе Чехословакии.
Командир полка гвардии майор И.А. Малиновский на аэродроме Прага-Ружене вручает правительственную награду технику самолёта В.П. Чесноковскому.
.
Последняя фронтовая награда - орден Кутузова III степени.
Всего награждён орденами Отечественной войны I степени (25.07.1944), Красного Знамени (26.10.1944), Красной Звезды (03.11.1944), Кутузова III степени (18.05.1945), медалями.
.
Как сложилась служба Малиновского И.А. после окончания войны не известно.
.
24 июня 1947 года в возрасте 40 лет Иван Антонович умер (погиб?). Похоронен в Борисоглебске.
***
.
Знаменосцы в небе
.
Майские дни победного 1945 года. Красное знамя гордо реет над куполом поверженного рейхстага!
Со школьной скамьи нам известно, что водрузили это алое полотнище, которому будет суждено войти в историю как Знамя Победы, пехотинцы Егоров и Кантария. Но мало кто знает, что, кроме них победные флаги-знамёна установили на рейхстаге и представители всех видов и родов Красной Армии: артиллеристы, танкисты, сапёры, связисты, разведчики, медики... и даже моряки и лётчики!
По–особому вознесли свои победные стяги над рейхстагом наши авиаторы.
В каждой части и в каждом даже самом малочисленном подразделении, штурмовавших Берлин, было своё знамя или хотя бы маленький флаг, и мечта - водрузить его над рейхстагом! В авиации инициаторами этого краснознамённого движения стали белорус,  выпускник Борисоглебской ВШЛ командир 2–го Оршанского Краснознамённого корпуса Герой Советского Союза генерал–лейтенант Алексей Благовещенский и начальник политотдела этого соединения полковник Фёдор Лобан.
.
Но лично реализовать свой замысел генералу, к сожалению, не удалось. Во время рекогносцировки на аэродроме Любен Благовещенский подорвался на мине и получил тяжёлое ранение. Но наказ Благовещенского - вознести красный флаг на рейхстаг - был выполнен. Почётная миссия была возложена на лучшую в корпусе 7-ю гвардейскую Ржевскую Краснознамённую орденов Суворова и Кутузова истребительную авиадивизию.
Гвардейцы-истребители по указанию командования изготовили два красных полотнища.
30 апреля 1945 года в штабе аэродром. В штабе базировавшейся на аэродроме Альтено, 7-й гвардейской истребительной дивизии в составе 1-го, 115-го и 89-го гвардейских авиаполков царило радостное возбуждение. Комдив гвардии подполковник Георгий Лобов совместно с командованием полков и лётчиками-инспекторами из Москвы активно обсуждал выпавшую на их долю историческую миссию: как её лучше выполнить, как сделать, чтобы красное полотнище гарантированно опустилось на рейхстаг?
Кому выполнять задачу, определили без долгих дебатов - 115-му гвардейскому Оршанскому орденов Кутузова и Александра Невского истребительному авиаполку, чьи лётчики лучше других проявили себя в боях в небе Берлина. Начальник политотдела 2-го Оршанского корпуса полковник Фёдор Лобан предложил продублировать, мало ли что, и послать второй самолёт со знаменем из старейшего в ВВС легендарного 1–го гвардейского Красногвардейского Краснознамённого орденов Ленина и Кутузова полка. Чтобы шестиметровые красные полотнища не упали на рейхстаг как тряпки, к ним прикрепили самодельные парашютики. Самое сложное - сброс - решили сделать таким образом: первый - из Як-3 115-го полка - из-под выпущенного посадочного щитка, второй - из учебной спарки Як-7УТИ 1-го полка - вручную, прямо из кабины, вторым членом экипажа. Комдив Лобов лично назначил знаменосцев: от 115-го полка лётчика–аса, человека легендарной судьбы гвардии старшего лейтенанта Кузьму Новосёлова, от 1-го полка - его командира гвардии майора Ивана Малиновского. Во вторую кабину к Малиновскому сбрасывать знамя напросился специальный корреспондент газеты 2-й воздушной армии «Крылья Победы» капитан Анатолий Хорунжий. Отказать пользующемуся у лётчиков огромным авторитетом и выполнившему два боевых вылета воздушным стрелком на штурмовике Ил–2 журналисту, да ещё с фамилией Хорунжий, что в Великом княжестве Литовском означало хранитель знамени, белорус Иван Антонович Малиновский не мог. Так вышло случайно, но трое крылатых знаменосцев, представляли три великих братских народа–победителя: русский - Новосёлов, украинский - Хорунжий, белорусский - Малиновский!
.
Парадно-боевое построение знаменосцев и их ассистентов Лобов определил из двух групп. Ведущий первой - заслуженный ветеран ВВС, участник боёв на Хасане, командир 115–го гвардейского Оршанского полка гвардии подполковник Александр Косс. В составе группы - две восьмёрки истребителей Як-3. Здесь со знаменем летит Новосёлов. В качестве почётных ассистентов при нём - шестёрка Героев Советского Союза, лётчиков-инспекторов (не зря ведь прилетели из самой Москвы!). Вторую группу из пяти самолётов Як-3 поведёт командир 1-й эскадрильи 1-го гвардейского полка гвардии майор Василий Ищенко. Знамя на борту Як-7УТИ, пилотируемого командиром полка Малиновским. В последний момент вдруг вспомнили, что в парадном строю нет никого от управления самой 7-й гвардейской дивизии. Лобову подниматься в воздух вышестоящее командование запретило, тогда вызвался лететь начальник политотдела дивизии Герой Советского Союза гвардии подполковник Виктор Буянов. Он был настоящим воздушным бойцом, лично сбил 12 немецких самолётов. Вместе с ним в парадном стало 22 самолёта.
.
Утро 1 мая встретило лётчиков густым туманом. Чтобы точно выйти на рейхстаг, который в дыму пожарищ среди развалин найти было очень непросто, недалеко от него по приказу командующего 2-й воздушной армией генерал-полковника Красовского разместили радиостанцию наведения. Начальник связи 2-го Оршанского авиакорпуса подполковник Дмитрий Компанец для надёжности послал ещё и свою группу офицеров-связистов. От них поступило сообщение: в центре Берлина и в районе рейхстага видимость улучшается, прямо над ними на небольшой высоте пронёсся на По-2 какой–то сумасшедший, которому немцы основательно продырявили крылья. Этот сумасшедший - гвардии младший лейтенант Иван Абрамович Вештак, пилот 919-го отдельного Люблинского Краснознамённого авиаполка связи 1-го Белорусского фронта, который по личному распоряжению маршала Жукова выполнял спецзадание государственной важности: с риском для жизни обеспечивал фотосъёмку поверженного рейхстага спецкором газеты «Правда» Виктором Теминым, сидевшим во второй кабине его деревянно–полотняного, изрешечённого пулями «авиакрейсера».
.
По столь торжественному случаю на полевом аэродроме Альтено близ города Луккау построили личный состав всех трёх гвардейских полков 7-й гвардейской авиадивизии. После короткого митинга алые полотнища были торжественно вручены Кузьме Новосёлову и Ивану Малиновскому с Анатолием Хорунжим.
В 12 часов на взлёт пошла группа гвардии подполковника Косса. Ведомым у него - штурман полка, ветеран части гвардии майор Степан Тихонов. Именно его твёрдой рукой и каллиграфическим почерком на флагах, которые предстоит опустить на рейхстаг, были сделаны все надписи. Следом взлетает и чётко держит равнение пара истребителей заместителя командира 115-го полка по политчасти гвардии майора Кузьмы Ерко. Рядом с ним летит его тёзка - Кузьма Новосёлов. Не отстаёт от них один из лучших асов - командир 1–й эскадрильи гвардии старший лейтенант Евгений Мосин. Замыкает строй летчиков 115-го полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Виктор Буянов. Словно связанная невидимой нитью идёт по небу в парадном строю шестерка Як-3 Героев Советского Союза лётчиков–инспекторов, готовых в любой момент отразить атаку немецких истребителей, ещё мечущихся в дымном берлинском небе. На небольшом интервале следом за ними - группа 1-го гвардейского полка. Её ведущий гвардии майор Ищенко в качестве ассистентов к знамени, которое находилось в самолёте командира полка, назначил самых лучших лётчиков своей 1-й эскадрильи: гвардии старших лейтенантов Ивана Свиридова и Алексея Фролова и гвардии младшего лейтенанта Евгения Антонова.
.
До столицы третьего рейха долетели быстро. Что для скоростных Яков каких-то 75 километров? К центру Берлина они вышли на определённой командованием высоте - 800 метров. Видимость была не ахти - дым, пыль, копоть, поэтому решили, несмотря на опасность обстрела с земли, снизиться и, чтобы уж попасть наверняка, опустить знамёна на рейхстаг метров с трёхсот.
.
В развороте первым на цель вышел Кузьма Новосёлов. Выпустил посадочные щитки: из-под левого крыла выскользнуло и поплыло по небу красное полотнище. Лётчики из почетного эскорта стали в вираж и сделали несколько кругов над рейхстагом. Следом подошёл Як-7УТИ Ивана Малиновского. Открылась вторая кабина, в ней привстал капитан Хорунжий... и через мгновение шестиметровый красный флаг, удачно миновав хвостовое оперение самолёта, начал свой торжественный спуск на рейхстаг. Вот как об этом рассказал сам Анатолий Хорунжий: «Группа делает разворот. Ко мне оборачивается майор Малиновский, слышу в наушниках его приказ: «Сбросить знамя!» Открываю «шторку» кабины. Воздух с силой врывается в неё. Выставляю руку. Там, за бортом самолёта, ветер просто вырывает из пальцев красное полотнище... Самолёт делает разворот. Стало видно: знамя, расправляясь, медленно опускается. Затем на какое-то время скрылось в дыму и снова, уже ниже, вспыхнуло красным пламенем. Малиновский оглядывается, весело улыбается, показывая на знамя. Позже, уже на земле, он рассказывал, что в те минуты слышал радостное сообщение от наших наземных радиостанций: «Видим! Видим знамя!»
.
Выполнив историческую миссию, ещё в воздухе получив благодарность от генерал-полковника Красовского, лётчики чётким парадным строем, крылом к крылу, прошли над Берлином и без потерь вернулись на свой аэродром.
.
Источники:
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Фото могилы (2007 г.) от Ушакова Ю.Н.
Карта сайта Написать Администратору