Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Немет Людвиг Ойгенович

Выпускник 1924 года
Лётчик-испытатель III класса (1940)
.
Родился 25 июня 1897 года в городе Золосэнтмихал (Венгрия).
В 1911 г. окончил среднюю школу, в 1915 – 4 класса технического училища. Работал слесарем.
С 1915 г. – в австро-венгерской армии, до 1917 г. вёл подпольную работу.
В РККА с мая 1923 г. В 1924 г. окончил Борисоглебскую ВАШЛ (от Администратора сайта: в списках выпуска 1924 года не значится), в 1925 г. – Серпуховскую высшую школу воздушного боя. Служил в строевых частях ВВС.
С 1935 г. – лётчик-испытатель авиазавода № 124 (г. Казань); испытывал серийные ДБ-А (?), Пе-8 и Пе-2.
Погиб 13 ноября 1941 года при выполнении испытательного полёта на серийном Пе-8 с моторами М-40Ф.
Это была первая катастрофа в истории завода. Тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), заводской №42056, уходил в испытательный полёт. Задание было не сложным - на маршруте «обкатать» новые дизельные двигатели М-40, с начала ноября установленные на этот бомбардировщик. Командиром экипажа был заводской лётчик-испытатель Л.О.Немет. В экипаж входили второй пилот Л.Сумцов, штурман Н.Журавлев, борттехник Шевченко - все из 433 полка Дальней авиации. После испытаний на этом бомбардировщике они должны были улететь на фронт. От завода в составе экипажа летели ведущий инженер ЛИСа Я.С.Осокин, бортмеханики И.В. Шитов и С. Шарипов, радист С.В.Блинов, представитель военной приемки В.И.Григоренко и представитель ЦИАМа А.Ф.Лапко. Всего 10 человек.
Взлет задержался на 1 ч. 45 мин. Штурман полка Рогозеев из-за отсутствия лётного обмундирования не явился к полёту и его заменили Н. Журавлёвым. Взлетели в 11.45. Первый этап полёта - взлет, набор высоты 2000 м. Второй - подъем до 4000 м по направлению на Чистополь и возвращение к Казани. Третий этап - полёт на Йошкар-Олу на высоте 5000 м с выходом на Канаш, а затем возвращение на заводской аэродром. При прохождении Казани радист передал, что на борту все в порядке, посадку планируют в 16.20. Время 15.00. В районе Канаша, когда экипаж готовился к повороту домой, после внезапного удара двигатель №2 остановился и из крыла в фюзеляж потянуло дымом, а потом ворвалось пламя. Немет приказал всем прыгать, а сам из-за густого и едкого дыма (не была даже видна приборная панель) привстал на педали и выставил голову в наружный поток воздуха. Лётчик ввёл бомбардировщик в глубокую спираль для того, чтобы быстрее сблизиться с землёй и совершить аварийную посадку.
Пятерым членам экипажа удалось благополучно покинуть горящую машину на парашютах, трое - Шевченко, Шарипов, Лапко - погибли. На выводе из спирали бомбардировщик стал разваливаться, Немет прыгнул последним на высоте 600 метров. На нем горела одежда и, скорее всего пламя повредило парашют - купол раскрылся и тут же, обмякнув, ушел в сторону, Немет погиб. Удивительна судьба военпреда Григоренко. Понимая, что сквозь пламя ему не выпрыгнуть, он собрал все брезентовые чехлы с двигателей, перебрался в самый хвост самолёта, завернулся в них и при ударе самолёта о землю остался жив, получив незначительные ушибы!
Комиссия возглавляемая И.Ф.Незвалем быстро нашла причину катастрофы - обрыв одного из шатунов двигателя. Отдельной строкой в акте указали о низкой надежности и работоспособности дизельного двигателя М-40.
Жил в Казани.
Похоронен в Казани, на Арском кладбище. Несмотря на тяжелое военное время, похороны прошли очень торжественно - это был первый лётный экипаж, похороненный на этом кладбище.
Источник: http://www.testpilot.ru/memo/40/nemet.htm
Карта сайта Написать Администратору