|
Федосеев Михаил Андреевич
Выпускник 1937 года (школа высшего пилотажа, выпушен командиром звена)
Герой Советского Союза Дата указа: 06.06.1942
.
Родился 7 (20) сентября 1912 года в городе Казань, ныне столице Республики Татарстан, в семье рабочего. Русский. С 1931 года жил в городе Пермь. Окончил 7 классов, школу ФЗУ. Работал слесарем на заводе имени С.М Кирова. Член ВКП(б) с 1932 года.
В Красной Армии с 1933 года. В 1933 году окончил Оренбургское военное авиационное училище. Участвовал добровольцем в национально-революционной войне испанского народа 1936-39 года. За отличное выполнение боевых заданий и пять сбитых вражеских самолётов награждён орденом Ленина. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, командир истребительного авиационного полка. Сражался на Западном, Кавказском и Крымском фронтах.
Командир 247-го истребительного авиационного полка (72-я истребительная авиационная дивизия, 51-я армия, Крымский фронт) майор Михаил Федосеев к февралю 1942 года совершил сто шестьдесят девять успешных боевых вылетов, в двадцати семи воздушных боях сбил тринадцать самолётов противника. Вверенный майору Федосееву М.А. полк уничтожил в воздушных боях сорок два вражеских самолета.
В один из боевых дней восьмерка самолётов-истребителей «ЛаГГ-3» под командованием М.А. Федосеева и капитана Кутихина сопровождали шесть бомбардировщиков в район Каховки Херсонской области. На обратном пути советские лётчики встретили восемь самолётов противника. Ударная группа вступила в бой и сбила четыре вражеских истребителя.
26 декабря 1941 года, когда войска Красной Армии высадились в крымских городах Феодосии и Керчи, значительную помощь десантникам оказали лётчики полка майора Федосеева М.А.
Преодолевая снегопад и низкую облачность, они отлично справились со своими боевыми заданиями. Штаб Военно-воздушных сил Кавказского фронта представил М.А. Федосеева к присвоению звания Героя Советского Союза.
23 марта 1942 года майор Федосеев пал смертью храбрых в неравном воздушном бою, сбив два вражеских самолета, и увеличив свой боевой счёт до восемнадцати самолётов противника. Похоронен в селе Семисотка Ленинского района ныне Автономной Республики Крым (Украина).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года за умелое командование авиационным полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Федосееву Михаилу Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён двумя орденами Ленина.
Именем героя назван улица в Кировском районе города Пермь.
***
.
С Волжских берегов вступил в жизнь Михаил Федосеев. Его родной город - Казань, родная стихия - могучая Волга, на берегах которой проходило короткое мальчишеское детство. Годы были бурными - Первая Мировая война, свержение царя в феврале 1917 года, Октябрьская революция, Гражданская война, голод. И детство у мальчишки из рабочей семьи было тревожное, полуголодное, полубезграмотное.
Когда он вырос, то из Казани перебрался в Нижний Новгород. 16-летним парнишкой поступил учеником слесаря на знаменитый завод "Красное Сормово". За 5 лет Михаил успел прожить большую трудовую жизнь. В 1931 году по путёвке комсомола поехал на Урал - там работал на лесозаготовках, сплавлял лес. Потом строил химический комбинат в Пермской области. Учился на рабфаке без отрыва от производства. В 1933 году его как передового рабочего и активиста райком комсомола направляет в Оренбургскую военную школу лётчиков. Так юноша с волжских берегов встретился с небом.
Всё удавалось Михаилу, всюду он был первым. В 1936 году, после окончания лётной школы по первому разряду, его откомандировали в Борисоглебскую школу высшего пилотажа. И здесь он в передовиках. Стены школы молодой лётчик покидает уже командиром звена. Первомай 1937 года. Воздушный парад над Красной площадью. Один из краснозвёздных истребителей, стремительно пролетающих над Москвой, вёл лётчик Киевского Особого военного округа лейтенант Михаил Федосеев.
Когда в 1936 году произошёл фашистский мятеж в Испании и развернулись схватки между плохо вооружёнными народными массами и фалангистами Генерала Франко, Федосеев подал рапорт командованию: "Прошу отправить меня добровольцем в Испанию". Его рапорт был удовлетворён...
.
Первый вражеский самолёт в небе Испании Михаил сбил 4 августа 1938 года. На штурм переправ и плацдармов республиканцев по реке Эбро противник бросил с воздуха 250 машин. На высоте 5000 метров Федосеев нагнал одного из "Мессеров". Как ни изворачивался тот, пытаясь уйти, наш лётчик на своём И-16 всё - таки достал его прицельной очередью. Через несколько дней он занёс на свой счёт ещё один сбитый самолёт. Неудержимым, нацеленным на врага был Михаил Андреевич в бою, и за это качество испанские товарищи прозвали его "Ресистенте" - неутомимый.
Осенью 1938 года интернациональные бригады прощались с Испанией. На счету Федосеева было около 100 боевых вылетов, 40 воздушных боёв, 7 сбитых вражеских самолётов (по некоторым данным имел 5 личных и 2 групповые победы). За мужество, проявленное в боях, его удостоили ордена Ленина.
По возвращении в Советский Союз капитан М. А. Федосеев был назначен командиром 6-й отдельной авиационной эскадрильи. В 1940 году он принял руководство вновь созданным 88-м истребительным авиаполком, позже стал заместителем командира этого полка. Интересны, убедительны и наглядны были разборы учебных воздушных боёв, проводимых Федосеевым. Нередко, прерывая рассказ, он садился в кабину самолёта, приглашая в соседний условного противника, и над аэродромом разыгрывалась настоящая "коррида".
В 88-м авиаполку Федосеев пробыл недолго, чуть более года. Перед самой войной его назначили командиром вновь сформированного 247-го ИАП. Жаль было товарищам расставаться с Михаилом Андреевичем, но они понимали, что на новом месте он нужнее.
С началом Великой Отечественной войны майор М. А. Федосеев вновь участвует в боях с вражеской авиацией. С сентября 1941 года по март 1942 года он совершил 169 боевых вылетов на И-16 и ЛаГГ-3, в 27 воздушных боях лично сбил 16 неприятельских самолётов. Лётчики полка под его командованием за то же время уничтожили 42 вражеские машины.
В газете "Красная Звезда" № 233 от 3 октября 1941 года было опубликовано такое фото с надписью: "Перед боевым вылетом лётчики одного из лучших авиасоединений, где командиром майор М. Федосеев, идут к самолётам":
.
...В начале ноября 1941 года немцы прорвали нашу оборону и вышли на Крымскую равнину. Начались жестокие оборонительные бои. На участке полка майора Федосеева противник бросил в бой до 100 самолётов. Федосеевцы ежедневно делали по 10 - 12 вылетов.
Однажды 8 самолётов под командованием майора Федосеева и капитана Кутихина сопровождали 6 бомбардировщиков в район Каховки. На обратном пути лётчики встретили 8 немецких самолётов. Ударная группа завязала бой и сбила 4 вражеских истребителя.
26 декабря 1941 года наши войска высадились в Феодосии и Керчи. Большую помощь десантникам оказали лётчики майора Федосеева. Преодолевая снегопад, низкую облачность, они блестяще справились со своими боевыми заданиями. Штаб ВВС Кавказского фронта представил М. А. Федосеева к присвоению звания Героя Советского Союза.
В те дни Федосееву, как командиру полка, непосредственно принимать участие в боевых операциях было запрещено. Но он каждый раз старался своим личным примером вдохновлять новичков. С начала войны прошло 9 месяцев, а на счету Федосеева уже было около 20 сбитых вражеских самолётов. Полк был одним из лучших в дивизии.
22 марта 1942 года штаб фронта приказал Федосееву срочно произвести разведку аэродрома Субаши, на котором предполагалось скопление авиации немцев. На выполнение задания полетели лейтенанты Карнач, Шевчук, Ширенко, Шмырёв. Но через несколько минут в землянку Федосеева вбежал дежурный по полку и доложил, что один самолёт не смог вылететь на задание. Федосеев сам сел в самолёт и полетел догонять улетевшую группу.
Карнач, Ширенко, Шевчук в нескольких километрах от аэродрома вели бой: трое против семерых. Федосеев с ходу вступил в схватку. Вот уже сбит один вражеский самолёт. Через несколько минут чёрный шлейф дыма потянулся и за вторым "Мессером". Но и его истребитель был повреждён, сам он ранен. Федосеев ещё пытался продолжить бой, но неуправляемая машина упала на территорию занятую врагом... [По некоторым источникам победителем Федосеева оказался немецкий ас обер - лейтенант Зигфрид Фрайт из 2-й группы 77-й истребительной эскадры]
.
Следует отметить, что Н. Г. Бодрихин в своей известной книге "Советские асы" приводит несколько иные обстоятельства гибели Михаила Федосеева:
"Он неоднократно устраивал дуэли с нёмецкими лётчиками в одиночку, появляясь над аэродромом противника, и вызывал его на бой. В одном из таких боёв "рыцари неба" подстерегли его над аэродромом Грамматиково, где неожиданно атаковали и сбили. Он погиб 23 марта 1942 года, одержав свою последнюю, 22-ю, победу". [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 18 личных побед лётчика в ВОВ и 5 личных побед в небе Испании]
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1942 года командир 247-го истребительного авиационного полка майор Федосеев Михаил Андреевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина и медали "Золотая Звезда".
.
Список всех известных побед майора М. А. Федосеева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год)
№
п / п |
Д а т а |
Сбитые
самолёты |
Место воздушного боя
( одержанной победы ) |
Свои
самолёты |
1 |
12.09.1941 г. |
1 Ju-88 |
Григорьевка |
И-153, ЛаГГ-3, Як-1. |
2 |
18.09.1941 г. |
2 Ме-109 |
Октябрь |
3 |
21.09.1941 г. |
1 Ме-110 |
Хлебодаровка |
4 |
24.09.1941 г. |
1 Ju-88 |
Ишунь |
5 |
26.09.1941 г. |
1 Ju-88 |
Крым |
6 |
27.09.1941 г. |
1 Не-111 |
Ишунь |
7 |
28.09.1941 г. |
1 Ме-109 |
Аскания - Нова |
8 |
29.09.1941 г. |
1 Ме-109 |
Червоный Чабан |
9 |
1 Ме-109 |
Константиново |
10 |
19.10.1941 г. |
1 Ме-109 |
Перекоп |
11 |
1 Ju-88 |
Воронцовка |
12 |
14.01.1942 г. |
1 "Хе-113" |
Кулеча Мечеть |
13 |
15.01.1942 г. |
1 Не-111 |
южнее Феодосия |
14 |
09.02.1942 г. |
1 Ju-88 |
мыс Казантип |
15 |
21.02.1942 г. |
1 Ме-109 |
Владиславовка |
16 |
14.03.1942 г. |
1 Ме-109 |
Арабат |
17 |
15.03.1942 г. |
1 Не-111 |
Огуз - Тобе |
Всего сбитых самолётов - 18 + 0; боевых вылетов - более 200. |
.
Источники:
|