Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Хорошилов Владимир Александрович

Выпускник 1936 года (курсы командиров звеньев)
Герой Советского Союза Дата указа: 21.03.1940 (медаль № 187)
Генерал-майор авиации
.

.
Хорошилов Владимир Александрович родился 15 июля 1911 года в городе Одессе Одесского уезда Херсонской губернии Российской Империи (ныне Одесской области Украины) в семье рабочего. По национальности русский.
Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.
Окончил два курса рабфака. Был комсомольским работником.
.
В Красной Армии с 05.06.1932. В 1933 году окончил военную школу пилотов, а в 1936 году – военную школу командиров звеньев (ныне - Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава имени В.П. Чкалова).
.
Участвовал в советско-финляндской войне. Был командиром звена 48-го скоростного бомбардировочного авиаполка. Летал на «СБ». Совершил 45 боевых вылетов на бомбардировку войск и оборонительных рубежей противника.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство Старшему лейтенанту Хорошилову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 187).
.
Вскоре капитан Хорошилов был назначен заместителем командира скоростного бомбардировочного авиаполка.
.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года. Воевал на Южном, Юго-Западном, Закавказском, 2-м и 4-м Украинских фронтах.
.
После войны в 1950 году Хорошилов окончил Курсы усовершенствования офицерского состава.
.
С 14.09.1970 генерал-майор авиации Хорошилов в запасе.
Жил в столице Украины - городе-герое Киеве. Работал старшим инженером Госснаба УССР.
Скончался 7 августа 1988 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
.
 
.
Награждён орденом Ленина (21.03.1940), двумя орденами Красного Знамени (23.02.1942; 30.04.1954), орденом Александра Невского (№ 23311 от 19.02.1945), орденом Отечественной войны I степени (06.04.1985), тремя орденами Красной Звезды (06.11.1947; 01.10.1963; 22.02.1968), медалями "За боевые заслуги" (03.11.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
.
В Одессе на Театральной площади установлена стела, на которой увековечено имя Хорошилова В.А.:
.
***
.
Вот что написал выпускник 1940 года полковник Штучкин Николай Николаевич:
.
«...22 июня полк подняли по тревоге. Люди бегут к самолётам. В утренней тишине гулко раздается топот сапог. Механики бегут с полной выкладкой: винтовками, скатками, противогазами. Все это хранится при них, в казарме. Лётчики и штурманы пока налегке, оружие и снаряжение им привезут из штаба полка.
За последнее время тревоги участились, и люди, прибежав на стоянку, действуют, как и обычно: расчехляют машины, проверяют заправку бензина, масла и воздуха, начинают подвешивать бомбы. Но вдруг поступает команда: самолёты рассредоточить, подготовить к вылету и замаскировать. Это уже что-то новое...
А время идет. Солнце поднимается все выше. Уже тёплым ветром осушило росу, разогнало туманную дымку. Когда все было закончено, все подготовлено к вылету, на стоянку пришел капитан Хорошилов, приказал построить людей и объявил:
- Отбоя тревоги не будет. Война. Войска фашистской Германии нарушили нашу границу… Руководящий состав ко мне! — приказал Хорошилов. - Получить боевое задание!..
Из строя вышли командиры и штурманы эскадрилий, их заместители. Хорошилов развернул планшет с уложенной в нем картой...
Но летать в этот день не пришлось никому. С проложенными на картах маршрутами экипажи прождали весь день понапрасну, И второй день, и третий...
А другие полки летали. Мимо аэродрома проходили группы СБ и Су-2. Девятки, шестерки, звенья... С боевого задания самолёты возвращались меньшими группами, боевого порядка не соблюдали, шли вразброд, на разных высотах...
. 
Четвертый день войны. Экипажи, выделенные для боевой работы, по-прежнему сидят у машин, дежурят, ждут команды на вылет…
Конец июня. Вечером, перед самым отбоем, в казарму зашел Хорошилов, окинул всех взглядом, объявил:
- Пребывание в Судилкове закончилось. Перебазируемся на восток. Куда именно - скажут перед отъездом. Самолёты приказано передать другому полку. Вещи с собой не брать, иметь небольшой чемоданчик.
Кто-то спросил: «Это что, отступление?»
- Пожалуй, что так, - ответил капитан, - но надо смотреть вперёд: где-то мы закрепимся, получим новую технику, освоим её, и будем сражаться.
Узин - аэродром под городом Белая Церковь. До него ехали сутки. Прибыли утром. Вернувшись из штаба авиачасти, Хорошилов предупредил:
- Долго здесь не задержимся. Команда на отъезд может поступить в любую минуту. Не разбредайтесь, держитесь поближе к штабу...
После взлёта, не делая традиционного круга, «Ли-2» лёг на курс и пошёл на восток на малой высоте… Не радостная горячность бреющего полёта заставляет пилота вести самолёт у самой земли. Нет, это маскировка. Пилот знает, что немецким истребителям труднее обнаружить их «Дуглас» на фоне земли, нежели на фоне светлого неба. Спустя какое-то время, когда фронт остался далеко позади, «Ли-2», наконец, пошел вверх…
Так и кочевали из Узина в Киев, затем - в Липецк. Липецкий аэродром стал центром переучивания на новую технику, центром формирования полков. Все, казалось, складывается так, как должно, как хотелось Владимиру и его товарищам. Полк вскоре должен был получить самолёты «Пе-2», освоить их и начать, наконец, сражаться с фашистами...»
.
Источники:
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору