Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кулдин Леонид Григорьевич

Выпускник 1928 года по линии "Разведчики". Оставлен на переучивание на лётчика-истребителя
Выпускник 1929 года по линии "Истребители"
Заместитель командующего 1-й Воздушной Армии, полковник
.
Кулдин Леонид Григорьевич родился 9 июня 1908 года в городе Иваново-Вознесенск. По национальности русский.
.
В сентябре 1926 года был призван в Красную Армию, направлен на учебу в Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде. После её окончания был переведен во 2-ю военную школу лётчиков им. Осоавиахима СССР в г. Борисоглебске, которую окончил в 1929 году как лётчик-истребитель.
.
С мая 1929 года по завершении курса обучения, проходил службу младшим лётчиком, командиром звена в истребительных частях Белорусского военного округа. С октября 1932 года проходил обучение на Курсах усовершенствования начсостава при Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского. В марте 1934 года назначен на должность помощника командира 149-го истребительного авиаполка Ленинградского военного округа. За отличную боевую подготовку награжден орденом Красной Звезды.
.
В июле 1938 года уволен из армии. Был арестован, находился в следственном изоляторе НКВД по сфабрикованному обвинению "в связях с врагами народа ". В декабре 1939 года освобожден из-под стражи с полной реабилитацией. Был восстановлен в кадрах и назначен инспектором по технике пилотирования 20-й истребительной авиабригады.
.
С января 1940 года принимал участие в Советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Занимал должности помощника командира 59-й истребительной авиабригады, затем помощника командира 149-го отдельного истребительного авиаполка. Совершил 25 боевых вылетов, лично сбил 3 вражеских самолёта. За проявленные героизм и отвагу награждён орденом Красного Знамени.
.
По завершении боевых действий в марте 1940 года был назначен помощником командира 69-й истребительной авиабригады Одесского военного округа. В марте 1941 года переведен командиром 69-й авиадивизии. Однако фактически в должность не вступал, исполнял должность заместителя командира этой дивизии. Её части в это время переходили на новую материальную часть - самолёты МиГ-3. В этой должности встретил начало Великой Отечественной войны.
.
С ноября 1941 года вступил в командование 146-й авиационной дивизией, входившей в состав Западного фронта. Части дивизии участвовали в Можайско-Малоярославецкой оборонительной операции, поддерживая действия наземных войск. В период с 14 по 20 ноября дивизия массированными ударами нанесла существенный урон 13-му армейскому корпусу врага, тем самым способствовала срыву наступления немецких войск с рубежа западнее Серпухова.
.
С переходом Красной армии в контрнаступление в декабре 1941 года части дивизии поддерживали войска левого крыла Западного фронта в Тульской и Калужской наступательных операциях. Командуя дивизией оперативно руководил боевой работой полков. Входящие в состав дивизии полки произвели около 4000 самолёто-вылетов на штурмовку живой силы и техники противника.
.
В конце января 1942 года дивизия была обращена на формирование управления ВВС 49-й армии, а полковник Кулдин назначен командующим ВВС этой армии. В короткий срок сумел сколотить штаб ВВС армии оперативно перестроить боевую работу полков, исходя из задач стоящих перед армией. В ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции 1942 г. авиачасти и соединения армии содействовали освобождению города Юхнов и выходу сухопутных войск на рубеж рек Угра и Ресса.
.
В мае на базе управления ВВС Западного фронта была сформирована 1-я воздушная армия. После этой реорганизации полковник Кулдин был назначен на должность заместителя командующего армией. С момента формирования 1-я воздушная армия поддерживала наступление войск Западного фронта на юхновском, гжатском и ржевском направлениях. В августе 1942 года части армии обеспечивали наступление войск фронта на ржевско-сычёвском направлении.
.
7 августа (в наградном листе 8 августа) 1942 года в составе звена истребителей вылетел на линию фронта для непосредственного наблюдения за боевой работой нашей авиации. При выполнение задания звено вступило в бой с восьмёркой Ме-109. Самолет Кулдина был подожжён, но он на горящей боевой машина продолжил бой. Только после того как сбил вражеский истребитель, вышел из боя. Покинул подбитый самолёт на парашюте, но не хватило высоты: парашют не раскрылся и лётчик погиб.
.
Похоронен на одном из кладбищ в Москве.
.
За период боевых действий Великой Отечественной войны лично совершил 10 боевых вылетов на истребителях И-16 и Як-1. Сбил 1 самолет противника.
.
Награждён орденами Ленина (30.01.1943, посмертно), Красного Знамени (07.04.1940), Красной Звезды (07.05.1936).
.
Источник:
Сайт "Иваново помнит" http://www.ivanovo1945.ru/bio_kp/kp0050.html
Информацию для сайта прислал Каргапольцев Сергей Витальевич 
***
Из мемуаров "Дубровина Л.А. "Пикировщики" (Сайт «Военная литература» (Милитера):
"...Через несколько дней после этих событий, в начале мая, мы провожали к новому месту службы нашего командира полковника Л. Г. Кулдина — его назначили заместителем командующего ВВС Западного фронта.
Расставание с близким человеком всегда несет в себе отпечаток грусти. Последнюю ночь мы с ним долго не могли заснуть. Обговорили все, что волновало нас обоих, вспомнили вместе пережитое в минувшие месяцы войны.
Прощаясь с Леонидом Григорьевичем — радостно возбужденным, подтянутым, с уверенным взглядом карих глаз, — никто из нас не мог и подумать, что видим своего командира в последний раз. Через несколько дней он погиб в воздушном бою под Малоярославцем. Выполняя задание с группой молодых летчиков, Кулдин первым вступил в бой и до последней возможности отбивался от наседающих «мессершмиттов». Из его машины уже вырывалось пламя. Падая на землю, летчик воспользовался парашютом, но опоздал: не хватило высоты..."
http://militera.lib.ru/memo/russian/dubrovin_la/05.html
Карта сайта Написать Администратору