Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Вишневский Владислав Игнатьевич

Выпускник 1931 года
 
.
Капитан военно-морской авиации Балтийского флота ВИШНЕВСКИЙ Владислав Игнатьевич родился 22 сентября 1909 г. в г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск) в семье крестьян, поляков Игнатия Ивановича и Юлии Антониевны (в девичестве Пешинской).
 
Вишневский В.И. в детстве и отрочестве
.
После окончания ПТУ в 1926-1928 годах трудился слесарем трамвайного парка им. Блохина в г. Харькове. В 1928 году через ячейку Осоавиахим поступает в Ленинградскую Военно-техническую школу летчиков.
С 1930 по 1931 год - курсант Борисоглебской 2-й военной школы летчиков. Учился в одной группе с П.В.Рычаговым, впоследствии Героем Советского Союза. Став военным, Владислав Вишневский пошел по стопам своих предков. Его дед по линии отца Иван Михайлович Вишневский и прадед по линии матери Александр Андреевич Белецкий в середине ХIХ века безупречно отслужили рядовыми в Российской царской армии по 25 лет.
Став лучшим курсантом, Владислав Вишневский заканчивает учебу во 2-й ВШЛ с квалификацией младший летчик-истребитель и приказом Народного комиссара назначается в 3-ю Краснознаменную им. С.Орджоникидзе истребительную эскадрилью.
.
С 1931 по 1932 гг. - младший лётчик 3-й Краснознамённой истребительной эскадрильи. Летал на И-3 в паре с П.В.Рычаговым.
Молодые лётчики. Слева направо: Яков, Виктор, Александр, Владислав Вишневский, Леонид.
Дата и место съёмки неизвестны.
.
С 1932 по 1933 гг. - старший лётчик той же эскадрильи, работал на самолете И-5.
В 1933 г. становится командиром звена с присвоением К-6, служит в той же части (г.Киев), летает на самолёте И-5.
Как мастер полетов и отличник боевой подготовки переводится командиром звена в школу летчиков, г. Ейск (ВМАУ им. т. Сталина), с присвоением К-7. Летал на самолётах: Р-1- М-5, Р-5-М-17, И-3-М-17, И-7-М-17.
Командир звена с 1934 по 1936 гг. 
С 1936 по 1938 гг. - командир отряда ВМАУ им. т. Сталина. Его курсанты - лучшие в училище, летают без аварий, экзамены сдают только на хорошо и отлично. Сам Владислав Игнатьевич неоднократно поощряется ценными подарками, грамотами, благодарностями командования. Летал на всех самолетах, которые имелись в училище (15 типов), среди которых Р-5-M-17, У-2-М-11, И-5-М-22, И-16-М-25.
.
За весь период своей лётной работы вплоть до ареста летал летал без аварий и катастроф.
В 1938 г. В.И.Вишневский попадает под жернова сталинских репрессий. 23 июня он арестовывается органами НКВД, и в связи с этим был уволен из рядов РКВМФ - ст.44 пункт "В". Повод - отец признан кулаком, хотя таковым не являлся. Построил мельницу, где трудилась вся большая семья Игнатия Ивановича Вишневского. Почти 2 года Владислав боролся с попытками посадить его и 16 апреля 1940 г. был наконец освобожден из-под стражи за недоказанностью состава преступления...
Естественно, за такой длительный срок не было летной практики, но Владислав Игнатьевич, забыв обиды, как патриот страны вновь просится в армию. Поскольку за период с 1934 по 1938 гг. Вишнекский В.И. приобрёл большой опыт в обучении курсантов на самолёте-истребителе, 20.04.1940 он пишет рапорт начальнику ВМАУ им. т.Сталина полковнику Андрееву о восстановлении в кадрах РК ВМ флота и в должности.
Успешно проходит различные комиссии. Его ходатайства письменно поддерживают его командиры, военные побратимы и в июне 1940 г. он восстанавливается лётчиком ВМС - командиром звена 3 авиаэскадрильи 13 истребительного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота. В этом же году становится кандидатом в члены ВКП(б).
.
25 февраля 1941 старший лейтенант Вишневский В.И., командир 3-й эскадрильи 13 ИАП КБФ проходит аттестацию с отличной характеристикой, и 9 апреля 1941 году ему присваевается звание "капитан". В аттестационном листе на присвоение этого звания, утверждённом командиром 13 авиаполка Героем Советского Союза майором Романенко и командиром 10 авиабригады генерал-майором авиации Петрухиным отмечалось: «Тов. ВИШНЕВСКИЙ работая на должности командира звена с работой справляется отлично. Материальную часть знает отлично и грамотно эксплуатирует. Летать любит и летает отлично. Хороший воздушный стрелок. К себе и подчиненным требовательный».
(Центральный военно-морской архив Минобороны России, инв. № 12894, с.26)
.
В апреле 1941 г. Владислав Иванович назначается командиром 1 эскадрильи 71 авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота. В его летной практике было около двух тысяч часов налета. В очередном Аттестационном листе отмечалось: «За порученное дело болеет, пренебрегая личными выгодами, отдаваясь полностью службе. Оперативно-тактическая подготовка хорошая. Свое летное дело знает на отлично. Имея богатый опыт по выучке летного состава, отлично передает свои знания подчиненным...». (ЦВМА МО России, инв.№12894, с.12об.-13).
.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны нападает на СССР.
Как свидетельствуют многочисленные исторические исследования, огромное число советских самолетов было уничтожено на еще земле гитлеровцами диверсантами и в ходе массированных авиационных налетов. В этих условиях летчикам ВВС Краснознаменного Балтийского флота приходилось вести оборонительные бои явно меньшими силами, чем у противника.
В одном из таких воздушных боев в районе деревни Котлы Кингисеппского района Ленинградской области 19 июля 1941 года с явно превосходящими силами противника самолет командира эскадрильи капитана Вишневского был сбит. Выбросившись с парашютом из горящей машины, Владислав Игнатьевич приземляется на своем аэродроме уже без признаков жизни.
Сегодня мы никогда не узнаем от чьей пули он погиб. Или от наших заградительных отрядов, которые боялись, что его отнесет ветром на немецкую территорию, или от пули противника...
.
.
Похоронен капитан Вишневский Владислав Игнатьевич в братском захоронении на гражданском кладбище деревни Котлы, в боях за которую он и погиб.
 
.
Материал подготовил двоюродный внук В.И.Вишневского кандидат исторических наук, доцент АТРОШЕНКО Владимир Анатольевич.
Информацию прислал Михайлов Д.В.
Карта сайта Написать Администратору