Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Груздев Константин Афанасьевич

Выпускник 1931 года
Лётчик-испытатель, подполковник (1942)
.
Родился 5 июня (23 мая по старому стилю) 1908 года в Москве.
В 1928 году окончил механико-техническую школу в Вологде.
В Красной армии с 1928 года. В 1930 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил в строевых частях ВВС.
.
19 июня 1937 года, следуя на поезде в Испанию в числе советских лётчиков-добровольцев, был арестован на чешско-германской границе и до февраля 1938 года находился в тюремном заключении в Германии. После возвращения на Родину продолжал службу в строевых частях ВВС. За мужество, проявленное в тюремном заключении, был награждён орденом Красного Знамени.
.
В 1940 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования ВВС.
С октября 1940 года по июнь 1941 года – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Служил в 1-м и 3-м отделах. Провёл сложные испытания истребителя МиГ-3 на устойчивость. Участвовал в госиспытаниях самолётов Як-1 (ноябрь 1940), УТИ-26-2 (Як-7УТИ) (апрель 1941), ЛаГГ-3 (1941) и И-30 (1941).
.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – командир авиаэскадрильи 402-го истребительного авиационного полка, в июле-ноябре 1941 – командир 402-го истребительного авиационного полка, в ноябре 1941 – мае 1942 – старший лётчик-инспектор Управления ВВС Северо-Западного фронта. Воевал на Северо-Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях на идрицком и старорусском направлениях. Совершил 261 боевой вылет на истребителях МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3, в воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 6
самолётов противника.
.
В октябре 1941 года представлялся к званию Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
.
Разработал и немедленно применил весьма эффективный прием борьбы с «Me-110». Предложил и использовал выпуск посадочных щитков для уменьшения радиуса виража.
15 марта 1942 г. выступил в газете «Сталинский Сокол» со статьей «Как вести воздушный бой с Мессершмиттом-115». Условно названный «Мессер-115» был Ме-109Ф, захваченный на аэродроме Тушино при вынужденной посадке немецкого лётчика. После ремонта Ме-109Ф проходил испытания в НИИ ВВС, которые закончились в апреле 1942 года.
В мае-июне 1942 – командир 416-го истребительного авиационного полка, лётчики которого переучивались на «Харрикейны» в городе Иваново.
.
В июле 1942 года отозван с фронта и назначен начальником лётной части НИИ ВВС.
Провёл госиспытания Як-9 (1942), испытания истребителей Як-7, Р-39 «Аэрокобра» и «Харрикейн» на высший пилотаж, отработку бомбометания по воздушным целям на ЛаГГ-3.
18 декабря 1942 года при выполнении испытательного полёта на истребителе Як-7Б для определения максимальных скоростей по высотам, на режиме номинальной мощности мотор начал давать и перебои и вскоре отказал. С высоты 1.000 метров К.А. Груздев спланировал на свой аэродром, выпустил шасси и благополучно совершил посадку.
Зимой 1943 года вместе с Г.Я. Бахчиванджи испытывал первый ракетный истребитель БИ-1. 12 января 1943 года выполнил один полёт на нём, при выпуске шасси перед посадкой оторвалась одна лыжа, но Груздев благополучно посадил самолёт. В воспоминаниях А.В. Палло имеется колоритное высказывание Груздева после полета на БИ: «И быстро, и страшно, и очень позади. Как чёрт на метле».
.
Погиб 2 февраля 1943 года при выполнении испытательного полёта на Р-39 «Аэрокобра».
В этот день лётчик-испытатель К.А. Груздев на Кольцовском аэродроме в Свердловске (ныне Екатеринбург) выполнял испытательный полёт на срывы истребителя Р-39 «Аэрокобра» в штопор. После одночасового полёта самолёт пошёл на снижение, круто планируя с высоты 1.200-1.100 метров в направлении аэродрома Кольцово со стороны посёлка Арамиль (Свердловская область). Угол снижения увеличивался и достиг у земли 50-60 градусов. Сохраняя направление планирования, Р-39 «Аэрокобра» с работающим мотором и выпущенным шасси врезалась в землю в 2 километрах северо-восточнее аэродрома Кольцово. При ударе о землю самолёт полностью разрушился, К.А. Груздев погиб. Причины катастрофы так и не были установлены. Предположили, что хвостовая часть фюзеляжа из-за недостаточной прочности деформировалась и истребитель стал неуправляемым.
.
Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково) Московской области.
Похоронен в посёлке Малый Исток (в черте микрорайона Кольцово города Екатеринбург) рядом с напарником по испытаниям ракетного самолёта БИ-1 Григорием Бахчиванджи (погиб 27 марта 1943 года) и Трофимом Чигаревым, лётчиком-испытателем НИИ ВВС, погибшим в октябре 1941 года.

.
Награждён орденом Ленина (15.05.1942), 2 орденами Красного Знамени (17.07.1937; 27.11.1941), медалью «ХХ лет РККА».
.

Список всех известных побед подполковника К.А. Груздева:
(из книги М.Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 02.07.1941 г. 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 ) станция Идрица МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3.
2 03.07.1941 г. 1  Ju-88 станция Идрица
3 04.07.1941 г. 1  Do-217  ( в паре - 1 / 2 ) станция Идрица
4 05.07.1941 г. 1  Do-217 Великие Луки
5 13.08.1941 г. 1  Ju-88 Новгород
6 1  Ме-109 Новгород
7 19.08.1941 г. 1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 ) Старая Русса
8 1  Ме-110 Старая Русса
9 24.08.1941 г. 1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 ) северо - западнее Вины
10 26.08.1941 г. 1  Ju-88 северо - восточнее Крестцы
11 29.08.1941 г. 1  Ме-110 Сольцы
12 24.09.1941 г. 1  Ме-110 Ямник
13 05.10.1941 г. 1  Ju-88 Куженкино
14 28.03.1942 г. 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 8 ) Воловино
15 31.03.1942 г. 1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 ) Большие Горбы - Козлово
      Всего сбитых самолётов - 9 + 6;  боевых вылетов - 261.
.
                     http://www.testpilot.ru/memo/40/gruzdev.htm
                     http://www.testpilot.ru/base/2010/05/gruzdev-k-a/
Помощь в поиске информации оказал Ящирицын В.Ф.   
Карта сайта Написать Администратору