Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Журавлёв Анатолий Владимирович

Выпускник 1939 года
Лётчик-инструктор Борисоглебского ВВАУЛ
.
  
.
Информацию для сайта предоставил Журавлёв Олег Анатольевич, сын Журавлёва А.В.
.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ ОТЦЕ - ЖУРАВЛЕВЕ АНАТОЛИИ ВЛАДИМИРОВИЧЕ,  ЛЁТЧИКЕ-ИНСТРУКТОРЕ БОРИСОГЛЕБСКОЙ ВОЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ШКОЛЫ ЛЁТЧИКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
.
Анатолий Владимирович Журавлев родился 5 мая 1920 года в деревне Ильино Лопасненского района (ныне Чеховского) Московской области. После окончания семилетки работал в Москве в строительной артели у отца. Регулярно посещал Центральный аэроклуб в Тушино.
В 1938 году был призван в Красную Армию и направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (БВАШЛ). В ноябре  следующего года завершил полный курс подготовки и в звании младшего лейтенанта был оставлен в авиашколе в должности лётчика-инструктора.
Окрылённый оказанным доверием, А. Журавлёв  сразу же включился в работу – наземная и лётная подготовка курсантов, командирская учёба, совершенствование собственной техники пилотирования. Нехватку педагогического опыта восполнял изучением методической литературы и общением с признанными в авиашколе лётчиками-инструкторами воспитателями.
Ответственность за жизни курсантов и безаварийность полётов заставила стать более требовательным не только к себе, но и техническому составу авиамехаников, готовящих учебные самолёты к полётам. При этом он дорожил дружбой с технической службой аэродрома.
.
  
                                                                             Техсостав Борисоглебской авиационной школы лётчиков,  1940 г.
.
Кроме выполнения служебных обязанностей он продолжил учёбу по школьной программе и, судя по записи в военном билете, весной 1941 года окончил 9-й класс.
К началу войны Анатолий сформировался как учитель, воспитатель и инструктор по пилотированию. У него не было сбоев в работе. Ответственность за жизнь и подготовку молодых пилотов потребовала выработки таких качеств как беспредельная выдержка, строгость и взыскательность. Без применения этих качеств невозможно было готовить достойных лётчиков при необходимости их досрочных выпусков в начале войны и при переходе на сокращённую программу обучения в последующие годы (вплоть до 1944 г.). В часы же отдыха Анатолий отличался общительностью характера и веселым нравом. Его друзьями-коллегами в БВАШЛ в те годы были Комаров В.С., Митрохин В.Б., Костыгин И.М. Из них последним на фронт был направлен И. Костыгин (в 1943 г.).
Лейтенант А. Журавлев в июле 1944 года направляется для несения дальнейшей службы в Горьковскую область под город Володарск (на Сейму) во 2-ой Запасной авиационный полк (ЗАП). Здесь он работал, как следует из писем жене Галине, по февраль 1945 года непосредственно с лётным составом строевых частей, участвующих в боевых действиях. Лётчики переучивались на новую материальную часть – самолёты-истребители Ла-5 и Ла-7. Отсюда в начале марта Анатолия, наконец-то, направляют в действующую армию для приобретения боевого опыта, но только на одномесячную стажировку. Дело в том, что как в БВАШЛ, так и в ЗАПе, за А. Журавлева «крепко держались», как за классного специалиста. Попав на фронт, отец активно включился в боевые действия, проявляя храбрость и наработанное с годами мастерство. С фронта он вернулся с боевым орденом «Красное Знамя».
.
.
       18 августа 1946 года в День воздушного флота отец участвует в параде, где 40 лётчиков-инструкторов, представлявших свои военные авиашколы, построили в воздухе на учебных самолетах У(По)-2 форму Победной Звезды и с честью пронесли её над аэродромом в подмосковном Тушино.
.
.
Завершение парада положило конец заточению отца в тренировочном лагере и позволило, наконец-то, собраться всей семьей в военном городке Тёплого Стана. Мама занималась ведением хозяйства и воспитанием сына, а Анатолий, перейдя на домашнее обслуживание,  углубился в несение службы. Спокойная обстановка помогла ему ответственно пройти в 1946-1947 годах важный этап в карьере «винтокрылого» лётчика-истребителя – переподготовку для несения службы на реактивных самолетах типа Як-15 и МиГ-9. Освоение реактивной техники проводилось в учебно-методическом Центре ВВС на авиабазе Саваслейка. И отец неделями пропадал там, проходя теоретическую и практическую подготовку.
В 1947 году ему было присвоено очередное звание «Старший лейтенант» с вручением значимой для фронтовиков медали «За боевые заслуги». Служил он, как указано в военном билете, уже в должности заместителя командира авиационной эскадрильи. Это были его последние звание и должность в войсках ВВС, так как ещё в 1946 году отец добился перевода на службу в истребительную авиацию противовоздушной обороны (ПВО).
В 1948 году Анатолий в числе первых осваивает в том же учебном Центре только что поступающий на вооружение в войска ПВО реактивный истребитель МиГ-15. Он ответственно включился в изучение конструкции и технических характеристик самолёта, работает над повышением своего класса пилотирования на нем, готовится к переучиванию лётчиков авиачастей ПВО на местах их службы.
Самоотверженная работа по освоению поступающих в авиачасти ПВО реактивных истребителей типа Як-15, МиГ-9 и МиГ-15 была отмечена досрочным присвоением А. Журавлёву воинского звания «Капитан» и назначением на должность «Начальник ВВС - лётчик». Свою новую должность Анатолий называл как летающий начальник воздушно-войсковой службы. Теперь он должен был не только переучивать лётчиков на современную реактивную технику, но и отвечать за формирование на вверенных ему аэродромах ПВО войсковых служб реактивных истребителей-перехватчиков, несущих непрерывное боевое дежурство на воздушной границе. Для выполнения задач по перехвату,  преследованию и уничтожению самолётов противника, нарушивших границу, Анатолий дополнительно осваивает технику полётов на МиГ-15 по приборам, отрабатывает принятые в ПВО способы ведения боевых действий по перехвату самолётов противника, участвует в воздушных стрельбах.
Местом дальнейшей службы отца становится созданный в феврале 1949 года в границах Закавказского военного округа Бакинский район ПВО (БрПВО), включающий территорию Азербайджанской ССР и прилегающее Каспийское море. Боевой задачей БрПВО являлось прикрытие от ударов с воздуха нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего района СССР: города Баку и окружающих его промыслов, а также нефтеперевозок Закавказья по железной дороге и Каспийскому морю.
В БрПВО отец прослужил семь лет, самоотверженно выполняя обязанности лётчика-инструктора и начальника ВВС.  За это время переподготовленный лётный состав трёх воинских частей, находящихся у поселков Сальяны, Алят-Пристань и Сангачалы уверенно и надёжно перешёл к эксплуатации истребителей МиГ-15 и, что особенно важно, к несению на них непрерывного боевого дежурства на воздушной границе.
В 1956 году ему было присвоено звание подполковника, а в конце следующего года он был уволен в запас.
.
.
 К такому развитию событий отец готовился заранее. С годами его всё более увлекала работа военного корреспондента, и в 1959 году он принимается в Баку в редакцию газеты «На страже» Закавказского военного округа. Ему было чем поделиться как лётчику, воспитателю и инструктору, отдавшему службе в армии 17 лет своей жизни. В семейном архиве хранится его первая статья «Быть ему перехватчиком», опубликованная в газете.
 Однако нажитая в армии аденома предстательной железы начинает беспокоить Анатолия всё больше, и в 1960 году мы переезжаем из Баку на Северный Кавказ в город-курорт Пятигорск. Подлечившись, его и здесь не покидают мысли об авиации, но уже не военной, а гражданской. Ведь в непосредственной близи к Пятигорску находился аэропорт Минеральные Воды, который так и манил его к себе.
 В 1962 году отец принимается на работу в аэропорт диспетчером службы движения (СД). В 1966 году ему был присвоен 2-ой класс диспетчера СД, а в 1969 – 1-ый класс. При этом годом раньше отец разработал значимый для аэропорта проект «Новые схемы захода на посадку и выхода на трассу в Минераловодском объединённом авиаотряде» и участвовал в его внедрении. В создании проекта  ему помог наработанный в Азербайджане опыт полётов над горной местностью. 
 В качестве диспетчера СД он проработал в порту до 1982 года. Но уволиться из аэропорта ему не дали, а делегировали на работу в партком Минераловодского производственного объединения гражданской авиации  (МПОГА). Здесь ему в 1986 году была вручена памятная награда «Орден Отечественной войны II степени», как  дань уважения Отечества своему ветерану за его доблестную службу в армии  в годы войны и в мирное время, а также самоотверженный труд в аэропорту Минеральные Воды в годы заслуженного отдыха. 
Из МПОГА отец уволился по состоянию здоровья 27 декабря 1989 года, будучи в возрасте 69-ти лет.
.
.
 Мой отец Журавлёв Анатолий Владимирович умер 5 декабря 2000 года и похоронен в Самаре на Зубчаниновском кладбище рядом с женой... Его жена, моя мать Журавлёва Галина Филипповна, родившаяся 2 сентября 1918 года, умерла 27 сентября 2002 года. 
С уважением ко всем выпускникам БВВАУЛ и ветеранам ВОВ,  Журавлев Олег Анатольевич.
***
Другие источники:
Общедоступный электронный банк документов "Подвиг народа"
Первичную информацию помог отыскать Михайлов Д.В.
.
Аннотация книги О.А. Журавлева
«История становления семьи в письмах отца в годы великой отечественной войны»
Жизни и судьбы военных летчиков-инструкторов, готовивших курсантов в лихие годы Великой Отечественной войны, пока не нашли своего объективного отображения в художественной литературе. Да и найдут ли по прошествии стольких лет…
В этом отношении книга О.А. Журавлева «История становления семьи…», основанная на сохранившемся архиве его родителей, является по своему уникальной.
Во-первых, герой книги Анатолий, окончивший в 1939 году Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (БВАШЛ) и оставленный в ней в должности летчика-инструктора, уже за первые же год работы с курсантами увидел своё предрасположение к данному виду деятельности и сделал её своей профессией на все время службы в армии.
Во-вторых, и это главное, эта книга о вспыхнувшей в 1942 году любви Анатолия к только приступившей к работе в столовой БВАШЛ Галине Пациор, украинке по национальности. Как эта любовь была важна для Анатолия, как он дорожил ею можно понять из его писем Галине. Письма Анатолия приведены без стилистической и орфографической правки. Они составляют главную художественную ценность книги.
Скачать книгу с Яндекс Диска (в формате PDF)
.
Автор книги (Олег Анатольевич Журавлев) с благодарностью рассмотрит все предложения и замечания, возникшие после прочтения книги как исторического очерка, по адресу guravlevssau@yandex.ru
Карта сайта Написать Администратору