Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Доброславский Алексей Иванович

Выпускник  1930 года
Лётчик-испытатель, подполковник (1944)
.
Доброславский Алексей Иванович родился 1 мая 1906 года на разъезде Плетяничи Слонимского уезда Гродненской губернии (ныне Зельвенского района Гродненской области, Белоруссия). По национальности русский
В 1928 году окончил 9-летнюю школу в городе Брянск. Работал фальцовщиком.
В Красной Армии с ноября 1928 года. Призван Брянским военкоматом.
До 1929 года служил в пехоте. В 1929 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. После окончания программы лётной подготовки 08.12.1930 направлен в школу морских лётчиков. В 1931 году окончил Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков.
Член ВКП(б) с 1930 года.
В 1931-1938 – лётчик-инструктор Ейской военной авиационной школы морских лётчиков, в 1938-1939 – лётчик-инструктор Рязанских курсов усовершенствования начальствующего состава ВВС, в 1939-1940 – лётчик-инструктор Липецких высших академических курсов усовершенствования ВВС.
Участник советско-финляндской войны: в феврале-марте 1940 – лётчик 85-го бомбардировочного авиационного полка. Совершил 22 боевых вылета на бомбардировщике ДБ-3. Награждён орденом Ленина.
С апреля 1940 – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Служил в авиаэскадрилье группы отделов спецслужб. Занимался испытаниями различного самолётного оборудования.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 – командир звена 410-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии и Смоленском сражении. Совершил 28 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. Награждён орденом Красной Звезды.
С сентября 1941 – вновь лётчик-испытатель в НИИ ВВС. Служил командиром авиаэскадрильи группы отделов спецслужб. Провёл испытания по отработке слепой посадки с помощью радиокомпаса с отметчиком, испытания ночных навигационных бомб, отработку ночной фотосъёмки, испытания новых радиолокационных станций «Пегматит» и «Гнейс-2», пеленгаторов и другого самолётного оборудования. Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
В мае 1943 – июле 1944 – командир полка лётных испытаний и боевого применения НИИ спецслужб ВВС. Провёл испытания новых радиолокационных станций «Пегматит» и «Гнейс-2», пеленгаторов и другого самолётного оборудования
С июля 1944 – командир полка лётных испытаний и боевого применения Управления испытаний техники специальных служб ГК НИИ ВВС. Занимался испытаниями самолётного оборудования на самолётах Ил-4, Пе-2, Ли-2 и Ла-5.
Погиб 13 ноября 1944 года при катастрофе самолёта DC-3.
В этот день на самолёте DC-3 в Чкаловскую из Бухареста возвращалась бригада, которая организовывала там перегонку в Москву трофейных самолётов Ме-210 с радиолокаторами. В 17.00 самолёт пришёл на аэродром Чкаловская, который был закрыт туманом. Несмотря на указание с земли совершить посадку на запасном аэродроме в Туле, командир экипажа А.И. Доброславский предпринял несколько неудачных попыток сесть на свой аэродром.
Во время выполнения одной из них в 17.50 при развороте на малой высоте самолёт зацепил правым крылом за лес и потерпел катастрофу в 2 километрах западнее аэродрома Чкаловская. На борту находились пассажиры: Герой Советского Союза, партизанский командир Г.М. Линьков, инструктор отдела кадров ЦК ВКП(б) М.П. Петелин и поэт И.П. Уткин. В катастрофе выжили: штурман экипажа Д.Д. Шорохов, пассажиры Г.М. Линьков и М.П. Петелин. Остальные члены экипажа и пассажир И.П. Уткин погибли.
Жил на станции Чкаловская (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Похоронен на Мемориальном кладбище в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области).
Награждён орденами Ленина (7.04.1940), Отечественной войны II степени (1.07.1944), двумя орденами Красной Звезды (21.02.1943; 3.11.1944), медалями.
.
Источники:
Общедоступный электронный банк документов "Подвиг народа"
ОБД Мемориал
Карта сайта Написать Администратору