Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кидалинский Николай Михайлович

Выпускник 1932 года
Генерал-майор авиации (25.09.1944)
.
 
.
Кидалинский Николай Михайлович родился 24 апреля 1907 года в г. Горки Горецкого уезда Могилевской области Российской Империи (ныне административный центр Горецкого района Могилёвской области Белоруссии). По национальности белорус.
.
В Красной Армии с 30 сентября 1926 года - добровольно поступил в Минскую Объединённую Белорусскую школу (артиллерийское отделение). После её окончания в 1930 году получил направление во 2-й Белорусский артиллерийский полк на должность командира взвода.
Член ВКП(б) с 1927 года.
По рекомендации партийных органов с 25 июля 1930 г. был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую лётную школу. С июня 1931 года продолжил учебу во второй военной школе лётчиков в г. Борисоглебске, которую закончил в июне 1932 г.
.
С июня 1932 г. по август 1933 г. Николай Михайлович служил в 13-й разведывательной авиационной эскадрилье в Липецке. С августа 1933 г. по декабрь 1934 г. - командир отряда 11-й авиабригады в Воронеже.
С декабря 1935 г. по сентябрь 1936 г. - слушатель Высшей лётно-тактической школы в Липецке.
С сентября 1936 г. по сентябрь 1938 г. - командир 17-й скоростной бомбардировочной авиаэскадрильи в Калинине.
С сентября 1938 г. по сентябрь 1940 г. - инспектор по технике пилотирования 42-го дальнебомбардировочного авиаполка в Воронеже. Известно, что в 1938-1940 гг. Николаем Михайловичем было установлено несколько рекордов СССР полёта ночью по замкнутой линии.
.
В 1930-х годах неоднократно находился в загранкомандировках.
.
Участник советско-финской войны 1939-1940 гг., командовал полком тяжёлых бомбардировщиков дальнего действия. В одном из боёв был контужен.
.
С сентября 1940 г. по сентябрь 1941 г. - командир 223-го дальнебомбардировочного авиаполка ВВС Орловского ВО, с сентября 1941-го - командир 1-го истребительного авиапока 51-й отдельной армии.
Участник Великой Отечественной войны с её начала. За годы войны сбил 7 вражеских самолётов, хотя и летал в основном на тяжёлых машинах.
С января 1942-го – командир 134-й смешанной авиадивизии Архангельского ВО.
С февраля по октябрь 1942 года заместитель командующего Ударной авиагруппой Ставки ВГК, воевал в составе ВВС Карельского фронта. После её передачи в состав ВВС ВМФ и переименования в Особую морскую авиагруппу в июле 1942 Кидалинский остался в прежней должности.
В октябре 1942 г. полковник Кидалинский возглавил 5-ю бомбардировочную авиабригаду ВВС Северного флота. За короткий период времени он сформировал боеспособный коллектив, который успешно наносил эффективные бомбовые и торпедные удары по транспортам, бомбовые удары по аэродромам и военно-морским базам противника, осуществлял охрану транспортов, кораблей союзников при переходе в наши северные порты, охрану своих военных объектов. В результате боевой деятельности было потоплено 29 транспортов, один сторожевой корабль, два дозорных корабля, в воздушных боях сбито 11 самолётов противника. В июле 1943 года бригада была переименована в 5-ю минно-торпедную авиадивизию, которую в 1944 г. наградили орденом Красного Знамени, а за героизм, проявленный в Петсамо-Киркенесской операции, она получила почётное наименование «Киркенесская». В боевых действиях лётчики соединения тесно взаимодействовали с подводными лодками и надводными кораблями флота. Кидалинский уделял большое внимание переучиванию лётного состава дивизии на новые типы боевых самолётов поставки союзников. Впервые на СФ весной 1944 штурмовики под командованием Кидалинского стали применять бомбометание топ-мачтовым способом, что значительно повысило эффективность ударов.
.
.
25 сентября 1944 года Кидалинскому Н.М. присвоено звание генерал-майора авиации.
.
Окончил Высшие академические курсы усовершенствования ВВС и ПВО при Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова (10.1944-05.1945). С июля 1945 г. по февраль 1947 г. - на должности заместителя командующего ВВС по ПВО - командующий ПВО ЧФ в Севастополе.
С марта 1947 г. по апрель 1949 года проходил обучение на авиационном факультете Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова (сейчас академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации).
.
Преподаватели авиационного факультета Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. Подпись на обороте снимка: Соколов, Журавлев, Белов. Соколов Иван Михайлович - начальник кафедры академии в 1946-48 годах, Журавлёв Николай Акимович (пятый слева) - заместитель начальника кафедры, Белов Иван Михайлович - начальник факультета в 1946-49 годах. В нижнем ряду третий слева - генерал-лейтенант авиации Мордвинов В.К., седьмой слева – генерал-майор авиации Кидалинский Н. М., в 1949 г. закончил авиационный факультет академии. Человек на портрете справа – Н.А. Вознесенский, председатель Государственной плановой комиссии при Совнаркоме (Совмине) СССР (осуждён и расстрелян в 1950 г).
.
После окончания учёбы назначен командиром авиационного корпуса в Чернигове.
С сентября 1950 г. - заместитель командующего 43-й воздушной армии дальней авиации (до 10 января 1949 г. 2-я воздушная армия). Штаб армии располагался в г. Винница.
.
Погиб 15 октября 1952 года в авиационной катастрофе при перелёте из Чернигова в Винницу. К авиакатастрофе привела ошибка авиадиспетчера, включившего посадочные прожектора в момент выполнения лётчиком посадки.
.
Награждён орденом Ленина (19.11.1951), четырьмя орденами Красного Знамени (27.03.1940; 02.04.1943; 11.02.1944; 05.11.1946), двумя орденами Красной Звезды (07.04.1940; 03.11.1944), орденом Ушакова II степени (25.10.1944), медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За оборону Севастополя», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
.
В городе Горки Могилёвской области в сквере на пересечении улиц Советской и Социалистической установлен памятник генерал-майору авиации Николаю Михайловичу Кидалинскому.
.
 
.
Памятник установлен на месте захоронения Кидалинского и представляет собой обелиск,  сооружённый на двухуровневом квадратном постаменте. В верхней части обелиска выбита пятиконечная звезда, под которой расположен медальон с фотографией Кидалинского в обрамлении ветвей дуба и лавра. В средней части текст:
«Гвардии генерал-майор авиации Кидалинский Николай Михайлович.
6.V.1907 – 15.IX.1952
Погиб при исполнении служебных обязанностей»
Ниже:
«От Горецкого исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся и родных» (даты рождения и смерти на памятнике указаны неверно).
***
.
Лётчик от Бога из города Горки
Владимир Лифшиц
.
В пургу, слякоть и туман он сажал боевые машины с оторванными хвостами и обломанными крыльями, но погиб по ошибке аэродромной службы.
.
"Он был лётчик от Бога", – так говорили сослуживцы о Николае Михайловиче Кидалинском, тело которого покоится в парке в центре Горок.
.
Начинал кузнецом
Николай Михайлович родился 24 апреля 1907 г. в Горках. Когда началась Первая мировая война, отец нашего героя был призван в армию. Семилетнему мальчику пришлось помогать семье пасти скот, а зимой учиться в школе. В 13 лет паренька, обладающего недюжинной силой, взял на работу в кузню молотобойцем кустарь. Затем, с 1922 по 1926 гг., Николай работал  кузнецом и слесарем на механическом заводе при Горецких учебных заведениях.
Парня призвали в армию, и вскоре смышленому красноармейцу предложили поступать в Объединенную белорусскую военную школу имени ЦИК БССР. Это заведение в свое время окончил наш земляк И.И. Якубовский, будущий маршал и Дважды герой Советского Союза.
После окончания школы в 1930 г. Николай получил направление во 2-й Белорусский артиллерийский полк на должность командира взвода. Но артиллеристом пробыл не долго. Стране нужны были лётчики. И в июле 1930 г. он стал курсантом Ленинградской военно-теоретической лётной школы с последующим продолжением учёбы во 2-ой военной школе лётчиков в Борисоглебске.
.
Установил несколько рекордов ночных полётов
С 1932 г. Николай Михайлович служил в 13-й разведывательной авиационной эскадрильи в Липецке, а в 1933 г. был направлен советником в Китай, который воевал с Японией.
Как отмечается в книге В.М. Лурье "Генералы и адмиралы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн /1941–1945/", в 1933-1936 гг. Кидалинский выполнял секретные задания в Италии, Польше и Германии.
Это подтверждает в своих мемуарах и генерал Ф.П. Полынин. Он считает, что вся дальнейшая служба нашего земляка во многом была засекречена: Китай, возможное участие в оказании помощи в Испании и выполнении других секретных заданий, о чём свидетельствуют командировки Николая Михайловича в качестве лётчика в Италию, Польшу, Берлин в 1933-1936 гг., работа на авиалинии Таллин – Рига – Каунас – Кёнигсберг в 1937-1938 гг.
Вскоре Кидалинского назначили инспектором по технике пилотирования 42-го дальнебомбардировочного авиаполка в Воронеже. Известно, что в 1938-1940 гг. Николаем Михайловичем было установлено несколько рекордов СССР полёта ночью по замкнутой линии.
Не обошла стороной Кидалинского и советско-финская война 1939-1940 гг., где он командовал полком тяжёлых бомбардировщиков дальнего действия. Во время одного из боёв он получил контузию. В 1940 г. наш земляк был награждён орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени и стал командиром 223-го дальнебомбардировочного авиационного полка.
Известно, что перед войной Николай Михайлович приезжал в Горки со своими друзьями. Ветераны вспоминали, что герой выступал перед студентами Белорусского сельскохозяйственного института с лекцией. Обрадовался, когда увидел в фойе первого учебного корпуса самолёт, и узнал, что в вузе есть кружок по подготовке пилотов.
.
О нём сняли фильм "Торпедоносцы"
Началась Великая Отечественная война. Н.М.Кидалинский в это время командовал первым истребительным авиаполком, находящимся в составе 51-й отдельной армии, которая защищала Ленинград.
А в начале 1942 г. был назначен командиром 134-й авиационной дивизии, а с февраля 1942 г. – заместителем командующего Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования в составе ВВС Карельского фронта.
В июле 1942 г. судьба свела Кидалинского с морской авиацией. Он был назначен  командиром Особой морской авиационной группы ВВС ВМФ, а в октябре 1942 г. стал командиром 5-й минно-торпедной авиационной бригады военно-воздушных сил Северного флота. В 1943 г. бригада была переименована в 5-ю минно-торпедную авиадивизию, которую в 1944 г. наградили орденом Красного Знамени, а за героизм, проявленный в Петсамо-Киркенесской операции, авиадивизия получила почётное наименование "Киркенесская". 31 воин дивизии стал Героем Советского Союза.
Лётчики этой дивизии наносили бомбовые и торпедные удары по морскому транспорту, аэропортам и военно-морским базам противника, занималась авиационной охраной северных конвоев. Судьба нашего земляка, как и судьбы других лётчиков этого прославленного соединения, легли в основу сценария кинофильма "Торпедоносцы", вышедшего на экраны в 80-х годах.
В сентябре 1944 г. нашему земляку было присвоено звание генерал-майора авиации. После одержанной победы на Севере в конце 1944 г. Н.М. Кидалинский был направлен в Севастополь на должность командующего противовоздушной и береговой обороной Черноморского флота.
.
Погиб из-за ошибки аэродромной службы
Закончилась война. Н.М. Кидалинский продолжал нести службу в Севастополе. Чувствуя, что  знаний не хватает, он окончил высшие академические курсы усовершенствования ВВС и ПВО при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова.
Потом два года учился в Академии Генштаба в Москве и в 1947 г. был назначен командиром авиационного корпуса в Чернигове.
В 1949 г. генерал был назначен заместителем командующего 2-й воздушной армией по боевой подготовке, которая была рассредоточена от Балтийского до Черного морей.
.
15 октября 1952 года наш земляк проводил инспекторскую проверку в Чернигове, когда вечером получил приказ: утром 16 октября 1952 г. быть в Москве в Министерстве обороны СССР в связи с назначением командующим этой же 2-й воздушной армией.
Погода стояла нелётная. В сплошном тумане на Ли-2 Кидалинский вылетел из Чернигова в Винницу. Из-за плохой погоды не давали посадки.
Николай Михайлович сказал, что берёт ответственность за посадку в сплошном тумане на себя, и самолёт начал снижение над аэродромом Винницы. Некоторое время он летал по кругу, вырабатывая горючее.
Когда самолёт зашёл на посадку, диспетчер аэродрома дал вдруг команду включить для освещения посадочной полосы мощные прожекторы. Они создали видимость стены. Как показало следствие, командир самолёта решил, что кончилась посадочная полоса и самолёт врежется в стену. Самолёт резко взметнул вверх, но, так как топливо закончилось, рухнул на землю на крыло и кабину со стороны, где сидел Кидалинский. Из 13 человек, находившихся в самолёте, погибли пятеро, среди них оказался и наш земляк.
Официально установлено, что к трагедии привела ошибка аэродромной службы и её неопытного дежурного по полётам.
.
Как можно помочь парку Кидалинского в Горках?
Еще во время войны Николай Кидалинский просил жену: "Если погибну, то похорони меня на Родине". Автору этой статьи было всего шесть лет, когда гроб с телом Кидалинского был установлен в фойе первого корпуса Белорусской сельскохозяйственной академии. Под звуки военного духового оркестра и оружейного салюта героя похоронили в сквере в центре Горок.
.
За совершённые подвиги в годы Великой Отечественной войны и за особую храбрость и мужество, проявленные при защите Отечества, Н.М. Кидалинский был награждён орденами Ленина, орденом Ушакова 2-й степени, четырьмя орденами Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды, медалями. Несмотря на то, что наш земляк был в основном на командных должностях, за годы войны он лично сбил семь вражеских самолетов.
Награды генерал-майора авиации хранятся в экспозиции Белорусского  государственного музея Великой Отечественной войны, куда их передал племянник Кидалинского Н. Савицкий, личные вещи имеются в Горецком музее.
.
К сожалению, сквер, где похоронен герой, в последнее время сильно зарос. И хотя там постоянно убирают сотрудники "Коммунальника", по вечерам в этом месте собираются любители выпить, которые оставляют на святом месте мусор. В связи с этим родственники нашего знаменитого земляка высказывали желание произвести перезахоронение Н.М. Кидалинского на городском кладбище.
Думаю, не стоит тревожить прах героя и показывать, что мы не можем содержать место захоронения в должном состоянии. На наш взгляд, следует попросить специалистов по озеленению из БГСХА сделать проект благоустройства этого сквера. Хорошо, чтобы над этим местом взяли шефство учащиеся одной из школ города, а также служба вневедомственной охраны, установив там камеру слежения. И почаще туда следует заходить наряду милиции.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Карта сайта Написать Администратору