Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Сурин Борис Николаевич

Выпускник 1934 года
 
.
Родился 2 августа 1907 года в городе Санкт-Петербурге. По национальности русский.
.
В Красной Армии с 01.10.1928.
В 1934 году окончил Борисоглебскую ВШЛ.
С 20 марта 1941 года - командир только сформированнного 123 истребительного авиаполка ПВО 10 смешанной авиадивизии ЗОВО.
.
В канун войны полк входил в состав 10-й смешанной авиационной дивизии полковника И.Г. Белова. Это соединение состояло из двух истребительных, одного штурмового и одного бомбардировочного авиаполков и было придано 4-й армии генерал-майора А.А. Коробкова, прикрывавшей брестское направ­ление. 123-й истребительный авиаполк считался хорошо организованной и тактически зрелой единицей. Четыре его эскадрильи имели около 60 истребителей И-153 «Чайка». Когда Сурин Б.Н. вступил в командование полком, тот фактически ещё только формировался. Но благодаря кипучей энергии своего командира полка майора Б.Н. Сурина и его ближайших помощников полк быстро набирал высоту в прямом и переносном смысле. К лету 1941 года все лётчики полка добились хороших показателей в индивидуальной технике пилотирования, групповой слетанности, полетах в сложных метеорологических условиях, а также в огневой и штурманской подготовке.
Из воспоминаний Кислова Игоря Венедиктовича::
"...Нас представили майору Сурину Борису Николаевичу. Ему было не более тридцати. Чуть ниже среднего роста, с серыми быстрыми глазами, волевыми чертами лица, светловолосый, командир полка сразу же понравился нам. Чувствовалось, что это человек большой силы воли и кипучей энергии..."
 
Но если личный состав полка был подготовлен к боевым действиям, то этого нельзя сказать о материальной части. Летно-тактические данные самолетов И-153 устарели, огневая мощь не соответствовала современным требованиям. В предвоенных планах предусматривалось переоснащение полка более современными истребителями, но закончить перевооружение и освоить самолёты новых марок предполагалось не раньше июля-августа.
.
22 июня 1941 года с первых минут германской агрессии лётчики 123 иап завязали бои над Брестом и Кобриным. К 5:00 утра командир полка майор Б.Н. Сурин уже имел личную победу - сбил Bf-109. Всего а этот день майор Сурин Б.Н. выполнил 4 боевых вылета, сбив 3 немецких самолёта.
В четвёртом боевом вылете, будучи тяжело ранен, он привёл свой И-153 на аэродром, но посадить уже не смог. Очевидно, умер в кабине при выравнивании.
Из воспоминаний генерал-майора авиации Белова Н.Г.:
"...Авиация противника продолжала наносить удары по нашим войскам. И так как 33-й истребительный полк выбыл из строя, то отражать налеты пришлось одному 123-му истребительному полку.
В 13:30 я снова прибыл на аэродром Именин. Доклад Сурина был совсем невесёлый:
- Исправных не больше 20 машин. Вылетаю.
- Который раз сегодня?
- Не знаю, кажется, пятый. Некоторые сделали по 8–10 вылетов.
Четвёрка Сурина взлетела в воздух. И тут - самый длительный налёт противника, более 40 минут. В полку осталось около 15 машин.
Наконец последний «хейнкель» скрылся вдали. Медленно оседала пыль. В ушах гудело от взрывов. Но мы ещё оглядываем горизонт. Показался самолёт. Он шёл как-то необычно, неуверенно.
- Летчик, наверно, ранен! Самолёт-то почти не управляется.
- Это Сурин, Сурин. Моя машина! - взволнованно воскликнул Графский, техник самолёта командира полка.
Машина зашла на посадку. Казалось, всё сойдет благополучно. Но на выравнивании мотор заглох. Самолёт с остановившимся винтом под углом коснулся земли колёсами. Распущенный парашют вырвал из самолёта Бориса Николаевича. Видимо, смертельно раненый, он пытался выброситься с парашютом, но сил не хватило. Теряя сознание, он до последней минуты вёл самолёт к аэродрому.
Погиб один из отважных лётчиков, боевой командир, хороший товарищ. Графский не мог сдержать слёз. Так рыдают, потеряв родного отца..."
.
В течение 10 часов лётчики 123-го иап вели тяжёлые бои, совершая по 10-14, и даже 17 боевых вылетов. Техники, работая под огнём противника, обеспечивали готовность самолётов. За день полк сбил 30 самолётов противника, потеряв в воздухе 9 своих. Лучшим снайпером дня оказался молодой летчик И.Н. Калабушкин: на рассвете он уничтожил два Ju-88, ближе к полудню - Не-111, а на закате жертвами его юркой "Чайки" стали два Bf-109.
К исходу дня аэродром Стригово северо-восточнее Бреста был занят противником, и остатки полка (к 14.00 оставалось 15 исправных машин) перебазировались на площадки близ Пинска.
.
Источники:
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Материалы для создания страницы собрал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору