Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Машаров Иван Алексеевич

Выпускник 1939 (1938?) года
.
  
.
Биографию составил Николаев Юрий Евгеньевич, летописец Борисоглебского аэроклуба, сын выпускника Борисоглебской ВШЛ 1940 года Николаева Евгения Степановича.
.
Машаров Иван Алексеевич родился в 1916 году в селе Костино-Отделец Терновского района Воронежской области. До войны проживал в Борисоглебске со своей матерью Анастасией Дмитриевной, работавшей поваром в Борисоглебском противотуберкулезном диспансере. 
Учился в Борисоглебском аэроклубе с осени 1937 года, окончил обучение с рекомендацией «Кандидат в школу ВВС» в марте 1938 года (первый выпуск аэроклуба).
Член ВЛКСМ.
.
В Красной Армии с 01.04.1938. Призван Борисоглебским ГВК Воронежской области и направлен на дальнейшее обучение (предположительно, как и остальные выпускники курсов пилотов аэроклуба весны 1938 года) в Борисоглебскую 2-ю военную Краснознамённую школу лётчиков-истребителей ВВС РККА имени ОСОАВИАХИМа), окончил которую в январе 1939 года младшим лейтенантом. Школа в это время уже называлась «Борисоглебская Краснознамённая военная авиационная школа имени В.П. Чкалова». Выпущен из школы младшим лейтенантом.
.
  Младший лейтенант А.И. Машаров. 09.08.1940
.
Служил в воинских частях: 9 лбап ВВС ХВО; 130 сбап.
В 1941 году – младший лётчик, младший лейтенант, командир экипажа самолёта СБ-2, служил в Белоруссии, в 130 скоростном бомбардировочном авиаполку ВВС Западного фронта (впоследствии – 130-й бомбардировочный Гомельский авиационный полк, 122-й гвардейский бомбардировочный авиационный Гомельский полк).
.
Младший лейтенант И. А. Машаров. На обороте текст: "На память матери Анастасии Андреевне от сына Ванюшки. 5.5.39"
.
Личный состав 130-го сбап. 1941. Фотография из экспозиции музея гимназии Белорусского города Белоозерска
.
Участник первого боевого вылета полка утром 22.06.1941 с полевой площадки д. Гноево бывшей Полесской области.
На боевое задание по бомбардировке важного для вермахта стратегического пункта Бяла-Подляска  вылетели три девятки СБ (81 человек летного состава) без истребительного сопровождения. Потери 130-го сбап в этом вылете были крайне тяжёлыми – из первого боя не вернулись 20 экипажей скоростных бомбардировщиков, в том числе командир полка, все три командира эскадрилий и их заместители, два комиссара эскадрилий, пятеро командиров звеньев. Преобладающее большинство из них до сих пор учтены как пропавшие без вести, а сведения «убит» или «погиб» не подкреплены сообщением о месте захоронения.
Среди невернувшихся был и экипаж И.А. Машарова.
.
Описание боя изложено в очерке «Клочок парашютного шёлка» Олега Каминского:
«...22 июня 1941 года командиру 130-го скоростного бомбардировочного авиационного полка майору    И.И. Кривошапко, чей полк базировался на аэродромах Бобровичи и Гноево в Беларуси, было приказано разбомбить и уничтожить материальную часть, склады и боеприпасы на аэродроме противника Бяла-Подляска (35 км западнее Бреста) в Польше. Маршрут наших лётчиков к Бялой-Подляске проходил ... через Брест и Тересполь.
... Для удара по аэродрому Бяла-Подляска были подняты три девятки СБ. Первую повёл сам командир полка майор И.И. Кривошапко, другую – его заместитель капитан И.П. Коломийченко, третью – командир эскадрильи капитан М.П. Бугорков. По другим данным, вторую девятку возглавлял капитан А.Н. Андреев, а капитан И.П. Коломийченко - третью. Впрочем, это не так важно. Очень важно другое обстоятельство: наших бомбардировщиков должны были сопровождать истребители. Однако они по каким-то причинам так и не появились, и самолёты 130-го полка вынуждены были лететь на задание без прикрытия, что уже обрекло многие экипажи на гибель.
При пересечении границы южнее Бреста бомбардировщики попали под зенитный огонь противника, а потом появились ещё и немецкие истребители. Однако нашим экипажам пока везло, и они потерь не понесли.
Примерно в 13 часов 15 минут первая девятка бомбардировщиков, а затем и остальные две на высоте 5.000 метров вышли на цель. Зенитная артиллерия противника открыла сильный огонь, и некоторые бомбардировщики получили повреждения от осколков зенитных снарядов. Например, самолёт младшего лейтенанта Горелькова из второй девятки получил 46 пробоин. В результате интенсивного огня зенитной артиллерии строй ведущей девятки был нарушен. Кроме того, отдельные самолёты подверглись атакам четырёх истребителей Ме-109. Несмотря на это, по докладам экипажей, самолётам всех трёх групп удалось прорваться к аэродрому и сбросить на цели 162 стокилограммовые бомбы ФАБ-100, в результате чего на аэродроме кое-где возникли пожары.
Правда, немцы, как говорится, дёшево отделались: на поле аэродрома Бяла-Подляска из состава 52-й эскадрильи связи был уничтожен всего один лёгкий самолёт ФВ-58 (типа нашего «кукурузника»), один ФВ-58 был легко повреждён и получил ранение бортстрелок унтер-офицер Гейнц Эрдманн. Сгорели или были разрушены кое-какие строения на аэродроме. Что ж, если бы наши самолёты не понесли во время этого налёта потерь, то можно было бы даже считать его довольно успешным. Но, как очень скоро выяснилось, цена за этот скромный успех оказалась слишком высокой.
Если при подходе к цели бомбардировщики были атакованы всего двумя парами Ме-109, то при отходе от цели все три девятки были атакованы уже большой группой истребителей во главе с лучшим асом Люфтваффе командиром 51-й истребительной эскадры подполковником Вернером Мёльдерсом. Судя по всему, в бой вступили не менее 30-40 «Мессершмиттов». Первые атаки немцев были произведены с целью расстроить боевой порядок группы и уничтожить ведущего. После этого пары Ме-109 атаковали отколовшиеся от группы одиночные самолёты. Как правило, один истребитель атаковал сверху, а второй снизу сзади. Не имевшие своего истребительного прикрытия, бомбардировщики были обречены и, вскоре в небе от Бялой-Подляски до Бреста началось воздушное побоище. Один за другим загорались и падали самолёты «Сталинских соколов», небо было усеяно парашютами...
Немецкие лётчики-истребители заявили, что сбили в этом бою 32 русских самолёта. Как обычно в подобных случаях, количество заявленных немцами воздушных побед оказалось завышенным, тем не менее, реальные потери наших самолётов были действительно очень высоки – из боя не вернулись ровно 20 экипажей скоростных бомбардировщиков. Среди них был и экипаж И.А. Машарова:
Машаров Иван Алексеевич, 1916 г.р., младший лейтенант, пилот (пропал без вести),
Рыжиков Андрей Иванович, 1915 г.р., лейтенант, стрелок-бомбардир (пропал без вести),
Поддельщиков Федор Дмитриевич, красноармеец, стрелок-радист (пропал без вести).
(Примечание. Из немногих рассказов Ивана Алексеевича родным стало известно, что в результате обстрела вражескими истребителями его самолет был повреждён, в том числе была разбита панель приборов. У стрелка-бомбардира была перебита рука пулемётной пулей, сам Иван Алексеевич был ранен в лицо. Немец, летящий рядом, показывал пальцем вниз, чтобы они приземлились. Самолёт упал).

Практически все вышеперечисленные лётчики считаются пропавшими без вести, но большинство из них погибли, а несколько человек были взяты в плен. Многие из погибших были похоронены прямо рядом с обломками своих самолётов...
Избежали гибели и спаслись лишь семь экипажей...
Уцелевшие лётчики заявили ..., что заданные цели были ими разбомблены, в неравном воздушном бою ответным огнём экипажей было сбито 9 немецких истребителей...
А теперь – о том, что больше всего поразило меня в этой драматической истории. ... из сбитых бомбардировщиков выбросились на парашютах 15 советских лётчиков. Взять в плен немцам удалось только трёх из них, а остальные двенадцать застрелились, предпочтя смерть плену!...  На самом деле, количество взятых в плен лётчиков было больше: известно, по крайней мере, о девяти пленных. Кто знает, вероятно, больше было и число покончивших с собой советских лётчиков...
Почему они так поступили в первый же день войны? Может быть, кроме высокого понятия о долге, у них были и другие причины, понятные лишь людям тогдашнего поколения? Безмерно жаль этих молодых парней, геройски исполнивших свой воинский долг и не доживших до нашей Победы.
...из попавших в плен 22 июня 1941 года девятерых лётчиков 130-го полка, семь человек сумели выжить в плену, были освобождены в 1945 году и вернулись домой в свои семьи. А ведь вернувшихся живых могло бы быть гораздо больше...»
.
В настоящее время историей 130-го СБАП занимается школьный музей гимназии города Белозерска в Беларуси (225215 Брестская область, Березовский район, г. Белоозерск, ул. Строителей, 20. Сайт гимназии: gimnazia-blz.bereza.edu.by, Электронная почта: gimnazia_blz@berezaroo.brest.by).
.
Среди попавших в плен и выживших был и И.А. Машаров.
Иван Алексеевич запомнил своё «второе рождение» в плену. Шёл проливной дождь, и барак, где находились военнопленные, начало затапливать. Обессилевший Иван не в силах был пошевелиться, и погиб бы в воде. Но соседи по бараку вовремя заметили это, подняли его и «прицепили» за ворот рубашки к колючей проволоке. Вот так, чудом, он остался жив.
.
После освобождения из плена служил в наземных войсках (возможно, в госпитале 2584) в звании младшего сержанта.
.
 
Младший сержант Машаров Иван Алексеевич с сослуживцами  в госпитале 2584. 1945 (?)
.
Дата окончания службы: май 1945 года. По окончании службы вернулся в Борисоглебск.
.
 
После демобилизации
.
До выхода на пенсию работал на Борисоглебском вагоноремонтном заводе (с 1965 года – Борисоглебский завод химического машиностроения, Химмаш). Был лучшим рационализатором завода, ударником коммунистического труда. О нём рассказано в книге «Путь в сто лет», посвящённой юбилею завода, основанного в 1869 году.
.
   
Книга «Борисоглебский завод химического машиностроения. Путь в сто лет». Центрально-Черноземное книжное издательтво. Воронеж -1970 На страницах книги: И.А. Машаров – лучший рационализатор завода ХИММАШ
.
.
06.04.1985 Машаров И.А. был награжден юбилейным орденом Отечественной войны II степени.
Все награды Машарова И.А.:
.
Фотографию наград Ивана Алексеевича Машарова прислал его правнук Никита. 29.04.2020.
.
Жену И.А. Машарова звали Валентина Сергеевна, она работала в Железнодорожной поликлинике Борисоглебска медсестрой. В январе 1950 года у них родился сын Алексей, а в мае 1951 – сын Сергей
(информация получена от семьи Сергея Ивановича Машарова).
.
Иван Алексеевич и Валентина Сергеевна Машаровы с сыном Алексеем (?)
.
Иван Алексеевич и Валентина Сергеевна Машаровы с внуком. 1982 год.
.
 
На фотографии вместе с И.А. Машаровым его родственник, Журавлёв Николай Дмитриевич, участник ВОВ. Последнее известное звание - подполковник ИАС. Награждён: 01.02.1940 медалью «За боевые заслуги», 19.07.1944 орденом Красной Звезды, 03.11.1944 орденом Красной Звезды, 07.02.1945 орденом Отечественной войны II степени, 15.11.1950 орденом Красного Знамени, 22.12.1942 медалью «За оборону Ленинграда», 09.05.1945 медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», 09.06.1945 медалью «За взятие Кенигсберга»
.
Умер 5 июля 1994 года.
.
.
Источники:
1. История боевых действий 130 ббап (период с 22.06.1941 по 01.08.1941 г. https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=454939795
2. Сайт Белозерской гимназии, Белоруссия: gimnazia-blz.bereza.edu.by
3. Приказ об исключении из списков Красной Армии:
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_prikaz9053146/
4. Награждение орденом Отечественной войны II степени
5. 22.06.41 г. Первый боевой вылет 130 сбап.  http://allaces.ru/p/episode.php?id=888
6. Оставленный самолет: Михаил Тимин. Несостоявшееся возмездие. https://warspot.ru/591-nesostoyavsheesya-vozmezdie.
7. 130 сбап/122 гбап, преобразование.
http://allaces.ru/sssr/struct/p/bap130.php:
8. Школьный музей 130-го сбап.
http://museum.gimnazia-blz.bereza.edu.by/ru/main.aspx?guid=13461:
9. Олег Каминский. Клочок парашютного шелка.
https://www.proza.ru/2015/06/22/739
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Помощь в создании страницы оказал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору