Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Морозов Фотий Яковлевич

Выпускник 1940 года
Герой Советского Союза Дата указа: 28.09.1943 (медаль № 1139)
.
.
Морозов Фотий Яковлевич родился 27 декабря 1919 года в деревне Сухая Орча Ржевского уезда Тверской губернии РСФСР (ныне Ржевского района Тверской области РФ) в семье крестьянина. По национальности русский.
Член ВКП(б) с 1943 года.
В 1925 году вместе с родителями переехал в Москву. Окончил 8 классов, школу ФЗУ и аэроклуб. Работал слесарем-сборщиком на московском заводе «Красный Пролетарий».
.
В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, после чего служил в разведывательном авиационном полку.
.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
.
.
Прошёл путь от младшего лейтенанта до гвардии майора. Был рядовым лётчиком, командовал звеном, затем эскадрильей. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 4-м, 2-м Украинских фронтах. Сражался на Украине, на Азовском море, под Сталинградом, на реке Миус, в небе Крыма, Карпат, освобождал Румынию, Венгрию и Чехословакию. Летал на самолётах И-16, Як-1, Як-7 и Як-9.
.

.
Заместитель командира эскадрильи 31-го истребительного авиаполка гвардии старший лейтенант Морозов к июлю 1943 года выполнил 432 боевых вылета, в том числе 184 на ведение разведки. В 52 воздушных боях сбил лично 9 и в группе 5 самолётов противника. При штурмовке уничтожил большое количество военного снаряжения, живой силы и техники противника.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Морозову Фотию Яковлевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1139).
.

.
Всего за войну Ф.Я. Морозов выполнил 857 боевых вылетов, провёл около 100 воздушных боёв, в которых сбил 16 вражеских самолётов лично и 5 – в составе группы. Семь раз был ранен.
.
В ноябре 1944 года за совершение уголовного преступления осуждён военным трибуналом и разжалован в рядовые.
После войны судимость была снята. Продолжал службу в ВВС.
С 1965 года полковник Ф. Я.Морозов в запасе. Жил и работал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Умер 8 января 1984 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Памяти жертв 9 января.
.
 
.
Награждён двумя орденами Ленина (22.09.1942, 28.09.1943), двумя орденами Красного Знамени (19.07.1942, 23.07.1943), орденом Красной Звезды (30.12.1956), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За взятие Будапешта» (09.06.1945), «За взятие Вены» (09.06.1945), «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими.
***
.
22 июня 1941 года застало младшего лейтенанта Фотия Морозова на полевом аэродроме в Западной Украине. И уже в первый день войны он вместе с другими лётчиками 273-го истребительного авиаполка поднялся в воздух и на своём истребителе И-16 атаковал вражеские бомбардировщики. В первом же бою с «юнкерсом», получив лёгкое пулевое ранение в голову, не ушёл в медсанбат. Всего в трудном 1941 году Морозов а небе Украины был 5 раз ранен и один раз сбит.
.
16 февраля 1942 года лейтенант Морозов выполнял особое задание командующего ВВС Юго-Западного фронта. При ограниченной видимости произвёл разведку Харьковского, Чугуевского и Роганьского аэродромов противника. Визуально установил, что на них базируется до 150 двухмоторных самолётов. Последовал массированный удар штурмовиков. В тот же день разведданными было подтверждено, что на аэродромах взорвано и сожжено несколько десятков «юнкерсов» и «хейнкелей».
.
3 мая 1942 года лейтенант Морозов командовал группой самолётов из 6-и «яков» и 6-и «илов». Курс держали на Азовское море и в намеченном квадрате встретили 2 каравана судов, шедших с ценными грузами и живой силой из Таганрога в Мариуполь. «Илы» пошли на первый, а «яки» - на второй караваны. От меткого огня советских лётчиков переворачивались катера, корёжились баржи, горели плавучие цистерны с горючим, падали в свинцовые волны фашисты.
.
3 июня 1942 года Морозов прикрывал девяткой «яков» группу самолётов Ил-2 и Су-2, которые наносили удар по скоплению Ме-110 на одном из фашистских аэродромов. Уцелевшие «мессеры» начали взлетать. Морозов дал команду «якам» на атаку. Фашистов сбивали прямо на взлёте. Весь аэродром окутался огнём и дымом. «Яки» сбили 4 Ме-110, из которых один был на счету Морозова.
.
Осенью и зимой 1942 – 1943 годов Морозов сражался в небе Сталинграда. К началу 1943 года он совершил 48 вылетов только на штурмовку аэродромов и войск противника, уничтожил 2 катера, 5 шхун, 1 баржу, сжёг 28 грузовых и легковых автомашин, 6 самолётов и до 60 вражеских солдат и офицеров.
.
Из всего лётного состава полка Фотий Морозов выделялся мастерством воздушной разведки и корректировки артиллерийского огня. Он расшифровывал ландшафт с любой высоты полёта. Не пропали даром юношеские увлечения топографией и черчением, занятие в кружке фотолюбителей.
.
Когда наступили тяжёлые бои на реке Миус, появилась срочная необходимость разведать возвышавшуюся на всей местностью крепость Саур-могила. «Як» Морозова лёг на боевой курс. Лётчик сфотографировал район, передавая по радио непосредственное расположение фашистских сил. По скоплениям живой силы и техники противника ударила советская артиллерия, нанесли бомбовый удар Пе-2. После них на Саур-могилу пошли бойцы 991-го стрелкового полка и овладели ею. Во многом они были обязаны мастеру воздушной разведки Фотию Морозову.
.
Летняя хроника 1943 года. 1 июля Морозов выполнял боевое задание по разведке аэродрома противника. Встретил сильный зенитный огонь, снизился до предельно малой высоты и сфотографировал вражеские самолёты.
.
17 июля Морозов летал над рекой Миус. На западном берегу обнаружил до 20 танков и 60 автомашин противника. Вызвал по радио штурмовиков.
.
22 июля на железнодорожной станции Матвеев Курган Морозов обнаружил 5 гитлеровских эшелонов, каждый их которых насчитывал по 30-40 вагонов. Лётчик вызвал по радио бомбардировщиков, снизился до бреющего полёта и обстрелял паровозную команду маневрировавшего на путях эшелона.
.
Лишь за 4 фронтовых дня августа 1943 года, предшествовавших прорыву нашими войсками «Миус-фронта», Морозов выполнил 17 успешных боевых вылетов на разведку в интересах армейского командования. Провёл 4 боя и лично сбил 2 «мессершмитта». В конце сентября 1943 года он стал Героем Советского Союза.
.
Осенью 1943 года Морозов участвовал в боях за город Мелитополь. В 1944 году фотографировал аэродромы и рубежи обороны фашистов в Крыму и в Румынии.
.
Однажды, вылетев в паре, Морозов встретился в небе с парой «мессершмиттов». Выполнив быструю атаку, он сбил одного из них, но по опыту боёв чувствовал, что где-то рядом есть ещё враги. Чутьё его не обмануло – на нашу пару набросилась пятёрка фашистских истребителей. Молниеносным манёвром, «яки» перешли на бреющий полёт, произвели фотографирование танковой колонны на марше и благополучно вернулись к своим.
.
В небе Румынии в августе 1944 года Морозову с ведомым пришлось сражаться с восемью «мессершмиттами». Бой был очень тяжёлым – у фашистов было преимущество в количестве и высоте. И всё же нашей паре удалось сбить 2 «мессера» и остаться живыми самим.
.
В ноябре 1944 года произошла трагедия. В полк прислали на практику инструкторов. В эскадрилью гвардии майора Морозова попал очень высокомерный придирчивый капитан. После нескольких выполненных им вылетов он вообще распоясался. Лётчики обозлились на него и избили, после чего он умер. Морозов, хотя его не было при этом, взял вину на себя. Он был осуждён военным трибуналом на 10 лет. Но потом вину смягчили, разжаловали его в рядовые и оставили в полку.
.
Войну рядовой Морозов закончил в небе Чехословакии. Последним 21-м сбитым им самолётом был «Фоке-Вульф-190».
.
После войны судимость была снята.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Изначальную информацию предоставил Михайлов Дмитрий Владимирович
Карта сайта Написать Администратору