Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Скопинцев Валентин Михайлович

Выпускник Борисоглебского аэроклуба
Лётчик-инструктор Борисоглебского аэроклуба
.
 
.
Родился 24 декабря 1920 года в станице Урюпинская Хоперского округа Царицинской губернии (ныне город Урюпинск административный центр Урюпинского района Волгоградской области) в семье рабочего (отец – портной–одиночка, затем рабочий пошивочного цеха борисоглебской артели инвалидов № 21). По национальности русский. В Борисоглебске семья проживала в доме № 7 по ул. Ленинской.
Член ВЛКСМ, с 1944 года – член ВКП(б).
.
В октябре 1938 поступил на курсы пилотов Борисоглебского аэроклуба, завершил обучение на которых в сентябре 1939 года (в некоторых источниках – курсы планеристов).
.
В.М. Скопинцев – выпускник курсов пилотов Борисоглебского аэроклуба ОСОАВИАХИМа. Сентябрь-октябрь 1939 г.
.
Судя по дальнейшим событиям, при выпуске получил рекомендацию «Инструктор ОСОАВИАХИМа», и с 1940 года, по окончании Борисоглебской школы школы-десятилетки № 1 начал работать в этом аэроклубе инструктором-лётчиком.
В конце июля-августе 1940 года был направлен аэроклубом на обучение в Кременецкую (Украина) Центральную лётно-планерную школу ЦС ОСОАВИАХИМа, готовившую инструкторов-пилотов.
.
В.М. Скопинцев – курсант Кременецкой центральной лётно-планерной школы ОСОАВИАХИМа СССР. 1940 г.
.
По окончании школы 01.06.1941 получил звание инструктора-планериста-парителя и был направлен на работу инструктором-планеристом в Канский аэроклуб (Красноярский край).
.
В соответствии с приказом НК ВМФ № 0652 от 31 июля 1942 года для подготовки морских лётчиков в ВВС ВМФ началось формирование трёх авиационных школ пилотов первоначального обучения (ШППО) с номерами 1, 2 и 3, которые были сведены в бригаду.
2-я школа создавалась в Молотовской области на базе 14 аэроклубов из разных уголков страны. В этой школе (2-й школе пилотов ВВС ВМФ) и служил пилотом-инструктором старший сержант В.М. Скопинцев, призванный в РККА в сентябре 1942 года.
.
 Школа командиров звеньев
.
В 1943 – слушатель курсов командиров звеньев в этой же школе. В октябре 1943 закончил обучение на курсах и, в звании младшего лейтенанта, направлен в 46 шап (позже – Печенгский дважды Краснознамённый полк) ВВС Северного Флота на должность командира (дублёра) звена 2-й эскадрильи. Служил в этой должности с 17.10.1943. Летал на боевые задания с ноября 1943 до ноября 1944.
.
 Знамя 46 штурмового авиационного полка
.
25 ноября 1943 года командование 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота направило две восьмёрки штурмовиков с задачей атаковать немецкий аэродром в Луостари. Наши самолёты вылетели на рассвете, но из-за густого тумана не смогли дойти до основного объекта. Штурмовики нанесли удары по запасной цели и вернулись на базу. Когда рассеялся туман и небо стало ясным, они вновь поднялись и пошли на Луостари, чтобы выполнить поставленную командованием задачу.
В Заполярье уже начиналась полярная ночь, видимость была плохой, однако противнику удалось обнаружить наши машины. В воздух поднялись «мессершмитты». В итоге из 16 наших штурмовиков на базу вернулись только 10. Противник сбил пять истребителей сопровождения. Потом уже стало известно, что в сражении погибли семь лётчиков и шесть стрелков.
В этом воздушном бою участвовал экипаж младшего лейтенанта Валентина Скопинцева и воздушного стрелка Владимира Гуменного. Для 22-летнего лётчика это был всего третий боевой вылет, для стрелка-радиста - второй. Несмотря на малый опыт, пилот после того боя записал на свой счёт два самолёта противника, уничтоженных на земле, и подавленную зенитную точку, а стрелок – сбитый в воздухе вражеский истребитель Ме-109. Однако и Ил-2 тогда получил повреждения.
Младший лейтенант Валентин Скопинцев почти дотянул машину до аэродрома базирования Ваенга-2, но из-за полученных в бою повреждений был вынужден аварийно сажать штурмовик на лёд озера Кривого (в других источниках – озеро Черногубское) в нескольких километрах от аэродрома. Пока не треснул лёд, Валентин успел вытащить из кабины раненого стрелка и отползти с ним к берегу. Тяжёлая бронированная машина, проломив лёд, ушла на дно. Будучи и сам раненым, Скопинцев три километра тащил на себе тяжелораненого Владимира Гуменного. После излечения в госпитале молодой лётчик продолжил воевать.
.
 Экипаж «морского» Ил-2. Справа – В.М. Скопинцев, слева – воздушный стрелок сержант Гуменный Владимир Иванович, 1925 г.р. Награждён орденами Отечественной Войны II степени (17.05.1944) и орденом Красного Знамени (18.10.1944)
.
В центре - В.М. Скопинцев и В.И. Гуменный
.
За год активных боевых действий Валентин Михайлович прошёл путь от дублера командира звена до заместителя командира эскадрильи. Совершил 51 боевой вылет, в том числе возглавляя большие группы штурмовиков. За этот срок был награждён тремя орденами Красного Знамени (Приказы командующего СФ № 037 от 20.05.1944, № 068 от 19.08.1944 и № 080 от 18.101944).
31мая 1945 года был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза:
.
.
Из наградного листа:
«...За дерзкие действия на коммуникациях противника в результате которых лично потопил 3 транспорта общим водоизмещением 14-16000 тонн, 3 мотобота, 1 самоходную баржу, повредил 1 СКР, одну самоходную баржу, уничтожил 209 солдат и офицеров, 2 самолёта, 3 склада с боеприпасами, два причала, 9 автомашин, 1 автоцистерну, 3 повозки с грузом, 5 жилых домов,1 точку ЗА, подавил 1 минометную батарею, 1 точку ЗП, 1 батарею среднего калибра, вызвал три очага пожара, обеспечил потопление 4-х транспортов общим водоизмещением 23-25000 тонн, 1 ТЩ, 2 СКР, 1 вспомогательное судно 600-800 тонн водоизмещением, группой повредив 1 транспорт 2000 тонн водоизмещением.
За образцовое выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество, отвагу и геройство - достоин высшей правительственной награды - присвоение звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».
Перечень подвигов занимает три страницы наградного листа.
.
Приказом командующего СФ № 056 от 16.08.1945 награждён орденом Нахимова II степени.
.
После ноября 1944 по состоянию здоровья признан ограниченно годным к лётной работе. Войну закончил старшим лейтенантом. Обучал лётный состав.
В 1946 году был списан с лётной работы (сказались полученные ранения) и в июле 1947 года в звании старшего лейтенанта с должности заместителя командира 2 аэ уволен в запас.
.
.
Работал в строительной отрасли. Проживал в районе Лётно-испытательного института им. Громова.
В 1980 году вышел на пенсию.
.
08.04.1985 награжден орденом Отечественной войны II степени. Кроме перечисленных орденов награждён медалями «За оборону Заполярья» (08.03.1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1943 гг.» и другими.
.
Умер в августе 1996 года. Похоронен в Москве на Хованском кладбище.
.
На здании Борисоглебского аэроклуба памятной таблички В.М. Скопинцеву нет.
***
.
В июне 2012 года со дна озера Кривое под Мурманском был поднят самолёт Ил-2, на котором летал В.М. Скопинцев. 25.11.1943 он совершил вынужденную посадку на лёд этого озера и затонул. Экипаж в составе В.М. Скопинцева и стрелка-радиста В.И. Гуменного не пострадал. Самолёт был восстановлен и в 2017 году поднят в воздух.
.
Источники:
http://archive.redstar.ru/index.php/newspaper/item/3970-vozvraschenie?attempt=1
www.sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=15&start=160&t=314               
http://www.polkmoskva.ru/people/1005263/
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-boevaia-aviatciia-za-poliarnym-krugom/page-62#entry332203
http://www.sk16.ru/forum/memberlist.php?mode=viewprofile&u=1352&sid=f786d632fbfdaca899169720f9b07bd9
http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=9&t=1054
https://karopka.ru/forum/forum157/topic22093/
http://o001oo.ru/index.php?showtopic=70239
http://archive.redstar.ru/index.php/newspaper/item/3970-vozvraschenie
https://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=39&t=28707:
https://rg.ru/2019/05/07/podniatyj-so-dna-ozera-il-2-stal-geroem-hudozhestvennogo-filma.html
https://fotografersha.livejournal.com/915578.html фото самолёта
http://voenspez.ru/index.php?topic=105758.20
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию
Николаев Юрий Евгеньевич
Карта сайта Написать Администратору