Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Колесников Константин Ильич

Выпукник 1930 года
Герой Советского Союза (04.07.1937)
.
.
Колесников Константин Ильич родился 21 мая 1908 года в селе Воронеж Воронежской волости Глуховского уезда Черниговской губернии Российской империи (с 1938 года посёлок городского типа, ныне Шосткинского района Сумской области Украины) в семье железнодорожника. По национальности русский.
Окончил школу ФЗУ в Брянске. Работал слесарем в железнодорожном депо станции Брянск.
.
В РККА с 1927 года.
В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 году – 2-ю военную школу летчиков в г. Борисоглебске. Служил в 107-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.
Член ВКП(б) с 1931 года.
В 1935 году был избран членом ЦИК СССР.
.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 03.11.1936 по 12.05.1937. Был назначен командиром отряда эскадрильи И-16. После гибели комэска Тархова был назначен командиром эскадрильи.
Согласно журналу боевых действий эскадрилья И-16, состоявшая из трёх отрядов, сбила 61 самолёт. Капитан Колесников сбил 4 самолёта лично и 3 в группе. Был награждён орденом Красного Знамени (02.01.1937).
13.11.1936 эскадрилья И-16 приняла первый бой.
Колесников, ставший после этого боя командиром эскадрильи, вспоминая события тех дней, отметил: «Первый воздушный бой, в котором участвовала эскадрилья И-16, был не в нашу пользу. В этом бою молодой истребительной части пришлось встретиться впервые с Юнкерсами и Хейнкелями, которые уже имели опыт боев с республиканской авиацией на Мадридском фронте. В этом бою мы потеряли два самолета, которые погибли лишь потому, что переоценили себя и, связавшись сразу с несколькими Хейнкелями, оторвались от нас».
Став командиром эскадрильи, капитан Колесников старался каждый воздушный бой использовать для совершенствования тактики своих лётчиков и постоянно занимался с ними вопросами построения самолётов в бою, взаимодействия, сопровождения бомбардировщиков.
25.11.1936 в 14.30 25 И-16 и 6 И-15 вылетели на перехват шедших к Мадриду 7 «юнкерсов», 4 «капрони» и 20 истребителей. Все «капрони» и 3 «юнкерса» при появлении наших истребителей сразу ушли, так и не сбросив бомб. Истребители прикрытия от боя уклонились. 4 «юнкерса» сбросили бомбы не прицельно, и они частью упали на свои же войска. В последовавшем после этого бою немецкие бомбардировщики еще раз показали свою живучесть, а И-16 – слабость вооружения. В Дневнике боевых действий появилась скупая запись: «Звено истребителей летчика Колесникова 12 раз атаковало звено «юнкерсов», в результате чего сбит 1 «юнкерс».
6.12.1936 в середине дня произошел воздушный бой, который Константин Колесников описал так: «В 11.30 эскадрилья была вызвана по тревоге на Мадрид против появившихся «юнкерсов». Это был третий вызов по счету. Прилетев к Мадриду («юнкерсов» там не было), заметили две группы «хейнкелей» (по 7 самолётов каждая), круживших с левым кругом на высоте 3000 м над Каса-дель-Кампо. Моя высота БЫЛА 2000 М, и я принял решение зайти им в хвост со стороны солнца, набирая высоту по дороге; маневр удался, пятёркой (остальные самолеты остались в районе Посуэло) я набрал 3100 м, вышел в хвост последней семёрки и пошёл на сближение. «Хейнкеля» нас заметили уже тогда, когда дистанция между нами была 300 м; вся семёрка сразу же заметалась, расстроив свой парадный строй но было уже поздно, вся пятёрка наших самолётов, ведя огонь, прошла буквально через строй, чуть не задевая друг за друга. В этот раз было сбито два «хейнкеля».
В дневнике боевых действий уточняется, что всего со стороны республиканцев взлетало 20 истребителей. Согласно этому же документу, было сбито не два, а три и повреждён один истребитель противника. Победы одержали Колесников, Кравченко и Путивко. Журнал группы И-16 добавляет в этот список Я. Околелова. Видимо, на его счету повреждённый самолёт. Иван Лакеев получил в этом бою лёгкое ранение, но смог благополучно сесть на аэродром.
16.12.1936 сбил 2 «хенкейля».
В 13.30 у Мадрида начался воздушный бой. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух (22 И-16 и 14 И-15), смогли перехватить две группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате противник недосчитался 4 Не 51 и 1 «фиата». Два «хейнкеля» упали в нейтральной зоне около Мадрида, остальные, как сказано в документах, «возле Мадрида». Был подбит и один «юнкерс». Загоревшись, он выполнил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только три упали на республиканской территории, остальные весьма точно накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери. Республиканцы потерь не понесли... Пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова (в составе Путивко и Черных) «Юнкерса» и 4 «хейнкелей» (два — Колесников и по одному — Денисов и Дубков).
03.01.1937 Колесников К.И. сбил три самолёта в группе.
Колесников вспоминает: «В 14.00 прилетев по вызову наблюдательного пункта в район Посуэло, увидел уже уходивших на свою территорию «капрони»; догонять их не было никакого смысла. Походив 15 минут и не видя противника, уже решил идти домой, как вдруг заметил звено «хейнкелей», ходивших над местом сброшенных с «капрони» бомб; «хейнкели» летали на одинаковой с нами высоте, т. е. на 2000 м. Принял решение дать им бой; я летел во главе звена, а сзади меня на дистанции 200-300 м летело второе звено. Пошёл на сближение лоб в лоб. Когда дистанция была примерно 200-250 м — открыл огонь. Противник не выдержал дальнейшего сближения и сделал резкий разворот влево с намерением не принимать боя и уйти; этим маневром они помешали мне вести огонь им в лоб, но зато подставили свой хвост; веером резко снижаясь и всё время делая змейку, самолёты противника стали уходить на свою территорию. Догнать их особого труда не составило. Мы преследовали их до самой земли, все время обстреливая; в результате два «хейнкеля» загорелось, а третий налетел на бугор. Всё звено было уничтожено».
По состоянию на 07.01.1937 в эскадрилье И-16 под командованием Колесникова осталось 23 самолёта и 26 лётчиков.
19.01.1937 11 И-16 нанесли удар по наземным частям франкистов на мадридском участке фронта. Самолёт Колесникова получил одну пробоину возле кабины.
В марте-апреле 1937 года участвовал в боях на гвадалахарском направлении и под Теруэлем.
.
12 мая 1937 года командир эскадрильи Колесников Константин Ильич погиб в авиационной катастрофе.
В Дневнике боевых действий республиканской авиации в Испании, 01.9.1936-31.12.1937, указывается: «При перелёте с аэродрома Арчена на аэродром Аликанте погиб командир эскадрильи Колесников. При подходе к аэродрому при левом развороте задел консолью левой плоскости за дерево, отчего самолёт потерял скорость и врезался в бугор».
Первоначально причина гибели командира группы И-16 Константина Колесникова классифицировалась как ошибка пилота – никто не хотел верить тому, что может подвести новый самолет. Однако, когда за этой катастрофой последовал ряд других, причины которых были одни и те же – полностью или частично отваливались в полёте крылья, - вину лётчика в случившемся подвергли сомнению.
«После катастрофы найден конец левой плоскости, по виду и излому аналогичный с отвалившимся концом плоскости у лётчика Лесникова». Скорее всего, на самолёте Константина Колесникова во время разворота отвалилась левая консоль (или её часть), после чего самолёт и врезался в бугор.
В мае в Испанию были доставлены 62 истребителя И-16 тип 6, 120 запасных двигателей, запчасти, бомбы и патроны. Вся партия И-16 оказалась бракованной и непригодной для боевых действий.
Главное отличие И-16 тип 6 от И-16 тип 5 заключалось в установке другого двигателя - М-25А, который был немного мощнее М-25. Кроме, этого новый И-16 имел воздушный винт меньшего диаметра. Другие изменения, о которых просили лётчики (усиление вооружения, установка козырька кабины и бронеспинок) не были внесены. Конструкторы и производственники поставили новый, не опробованный двигатель и снизили прочность планера. Возможно, это давало на испытаниях прибавку нескольких километров в час к максимальной скорости. А на практике оказалось, что крылья новых И-16 отваливались в воздухе, двигатели «сдавали» (т. е. выходили из строя) после считанных часов работы.
Военный советник при штабе республиканских ВВС полковник П.Я. Котов докладывал в Москву: «Катастрофы на И-16 вызвали резкое недовольство лётного состава, эти явления все увязывали с вредительством на заводе».
Докладывал об этом и полковой комиссар Ф.А. Агальцов: «Были и есть целый ряд явлений в нашей жизни, которые отрицательно, влияли и влияют на настроение летного состава. К таким явлениям относятся: присылка нам вредительски построенных самолетов «И-16» с мотором М-25 (апрель-май). В этих моторах мы находили стружку и тряпки; эти моторы очень плохо работали, дребезжали и трясли. Не было почти ни одного вылета, чтобы у кого-либо мотор не сгорел. Часть самолетов этой серии, присланная нам, не была опробована в воздухе даже на заводе.
В результате, как известно, мы понесли серьезные потери вне боя, когда на простом пилотаже ломалась консоль правой или левой плоскости. Так погибли товарищи Колесников и Лесников. Не исключена возможность, что та же консоль явилась причиной гибели тов. Мосейко, Бурова, Оржанова, а возможно еще кое-кого».
.
Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 04 июля 1937 года за образцовое выполнение специального задания Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм капитану Колесникову Константину Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Захоронен в Братской могиле на городском кладбище в пригороде Мадрида, Испания.
.
 
.
Награждён орденом Ленина (04.07.1937, посмертно), орденом Красного Знамени (02.01.1937).

.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
 
Карта сайта Написать Администратору