Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Воронович Василий Игнатьевич

Выпускник 1939 года
Генерал-майор авиации
.
  
.
Воронович Василий Игнатьевич родился 30 июля 1918 года в п. Батюшково Гжатского уезда, Петропавло-Глинковской волости Смоленской губернии Российской империи (ныне деревня в Мальцевском сельском поселении Гагаринского муниципального района Смоленской области РФ). По национальности русский.
.
В Красной Армии с 15.01.1938, призван Ленинградским РВК города Москвы. Поступил в авиационную школу. В 1939 году окончил Борисоглебскую ВШЛ.
.
.
Служил в 33 иап, 423 иап, 786 иап 142 авд ПВО, Орловский военный округ. Перед началом войны проходил службу в 33-ем истребительном авиационном полку, который базировался на аэродроме Пружаны, Белоруссия.
.
Участник Великой Отечественной войны в составе 786 иап.
.
В ноябре 1941 года на аэродром в Истомино перебазировалась отдельная ночная эскадрилья на 10 истребителях И-16, которая была сформирована 5 июня сорок первого в г. Брянске. Воронович Василий Игнатьевич - один из первых участников формирования эскадрильи, и впоследствии 786-го истребительного авиационного полка.
.
.
С 7 июля по 20 сентября лётчики эскадрильи участвовали в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Брянско-Рославльском направлении. 15 ноября 1941 года эскадрилья перебазировалась в пос. Правдинск и вошла в подчинение 142-й истребительной авиадивизии Горьковского дивизионного района ПВО.
Из воспоминаний Вороновича В.И., ноябрь 1941 г.:
«Всего в эскадрильи было 12 лётчиков, экипажей не хватало (большие потери на фронте), поэтому набирали ребят из аэроклубов в округе г. Горького, которые обучались пилотировать самолёт ПО-2. Приходилось в ускоренные сроки переучивать новобранцев летать на И-16, который был «строг» в управлении, т.е. требовал точности в действиях».
.
Имел ранение, находился на излечении в ЭГ 4067. По окончании излечения вернулся в строй.
.
В 1942-1943 гг. - заместитель командира 786 иап. В июне 1943 года первым в ночном налёте сбил Ю-88 над г. Горьким.
Заместитель командира 786 иап капитан Воронович В.И. на истребителе Ла-5 при патрулировании своей зоны обнаружил самолёт He-111 («Хейнкель»), после трёх атак из пушек сверху в хвост у врага загорелся левый двигатель. Выполнив ещё одну атаку на «добивание» наш лётчик сам попал под обстрел бортовых стрелков противника, но ранен не был. Немецкий бомбардировщик упал, по словам самого Вороновича, где-то за Павловым. По немецким данным в ту ночь во время налёта на Горький пропал без вести Не-111H WNr.7681 гауптмана П. Кромера из 5-й эскадрильи KG4 «Генерал Вефер».
За данный подвиг капитан Воронович В.И. представлен к награждению орденом Красного Знамени.
.
Воронович Василий Игнатьевич - автор создания световых прожекторных полей на подступах к городу Горькому.
.
После окончания войны продолжил службу в ВВС.
.
.
Места службы: Правдинск, Барановичи, Подольск, Ржев, Брянск, Ржев, ГСВГ, Москва.
Дата окончания службы: 28.08.1974. Воинское звание: генерал-майор.
.
Умер 20 октября 2010 года. Похоронен в Москве на Даниловском кладбище.
.
Награждён:
09.03.1943 Орден Отечественной войны I степени
14.06.1943 Орден Красного Знамени
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
24.06.1948 Медаль «За боевые заслуги»
03.11.1953 Орден Красной Звезды
28.09.1956 Орден Красной Звезды
22.02.1968 Орден Красной Звезды
***
Игорь Скворцов
Три тайны деревни Румасово - лётчик Воронович В.И.
.
Тёплая летняя ночь, течёт среди болотистых лесных берегов небольшая речка Сережа. Шумит на её зеленых откосах, еле слышно камыш. Вот где-то проухает сова, да поворочается в глубоком речном омуте ленивый сом. Всё покружено в спокойный, безмятежный сон. Ведь впереди, шумный летний день и надо успеть отдохнуть за короткую летнюю ночь. Но не так всё спокойно в ночном небе, как спокойно в этом тихом лесном уголке. Огненным зарницами на горизонте полыхает Нижний Новгород. Там с громкими хлопками рвутся бомбы, закручивается в огненные вихри ревущее пламя пожаров. Вот последствия очередного воздушный налёта, очередных разрушений и вот очередной стервятник пытается удрать от возмездия. Но в этом раз не получится. Капитан Воронович из 786 иап, взлетев на ночное дежурство с аэродрома Правдинск, идёт по следу "немца" . Внимание, враг обнаружен! Пилот сразу атакует в лоб... Эх, не удалось .... "Немец" уклонился. Наш истребитель разворачивается на вираже, снова заход в атаку, подход на сближение и вот уже видны кресты на крыльях. Ближе, еще ближе ... Огонь! Трассеры снарядов устремляются к бомбардировщику, находят его в ночном небе, заставляя его вздрогнуть, и резким маневром уйти с линии огня. И как жаль, что вторая атака тоже не даёт результата. Тогда снова вираж, снова красные пчёлы снарядов с жарким жужанием пытаются ужалить вражеский самолет. Эх, и снова неудача. Куда же ушли все снаряды? Неужели в молоко или в напрасные дырки в фюзеляже? Нет, так не пойдёт. Надо экономить боеприпасы, иначе их не хватит, чтобы добить стервятника. Вот уж задвигался ствол пулемёта верхнего стрелка фашиста. Не нравится им наше угощение. И они решают ответить нам тем же. Щелчок затвора, и ответные выстрелы рассекли темноту. Наш "ястребок" вздрогнул, но продолжил атаку - на аэродроме залатают, и не таким приходил с заданий. А нам снова надо в атаку, добить врага! Пока не опомнились, не пристрелялись. Вираж, сближение, и снова несколько пуль ударяются об истребитель. Но ничего, от нас не уйдёшь! И теперь уже наши трассеры уходят дорожкой к правому двигателю "Хенкеля" поджигая его, потом вслед за ним и крыльевой бензобак. Ура! Победа! Противник горит!
Объятый пламенем, слепящей кометой вражеский бомбёр прочеркивает горизонт и взрывается от удара о землю, заставляя жителей близлежайшей деревни испугано вскочить с кроватей. А капитан Воронович уже мысленно принимая поздравления, благополучно возвращается на свой аэродром.
В ту ночь над д. Румасово был сбит Хейнкель 111Н-6 "5J+MN" wr. 7681 из состава 4-й бомбардировочной эскадрильи, эскадры KG4 "Генерал Вефер". Командиром эскадрильи и самолёта был гауптман Кромер Пауль (hptm. Krohmer Paul). Кроме него на борту находились еще 4 лётчика. Все они при падении погибли. Как рассказывал потом сам Воронович, как только он вернулся на аэродром, был тут же снаряжён самолёт По-2 и он вместе с командиром полка вылетел на место крушения самолёта, чтобы точно зафиксировать победу. После непродолжительного полёта самолёт приземлился в поле около деревни и пилоты вместе с местными жителями поспешили к месту падения. Самолёт догорал на земле на лесной полянке. Вскоре удалось извлечь тела экипажа, бортовое вооружение и полётные документы. Как отмечали очевидцы, один из погибших вражеских лётчиков был богатырского телосложения с пудовыми кулачищами. Позднее тела погрузили на подводы и увезли в райцентр, о документы и оружие забрали сотрудники НКВД. Расскажем же о биографии нашего охотника за валькириями.
Родился Василий Игнатьевич Воронович 30 июля 1918 года в д. Батюшково, Смоленской области. В Красной армии с 15 января 1938 года. Учился в Борисоглебской школе военных пилотов. После учёбы был направлен в 33 иап, который базировался на аэродроме Пружаны. Когда началась война, В.И. Воронович ехал домой в отпуск, но вынужден был вернуться в часть. Уже на сборном пункте в Минске, был перераспределён в полк ПВО на аэродром в Брянске. Там лётчик воевал с 25 июня по 15 сентября 1941 года, за этот период он выполнил 96 боевых вылетов, провёл 20 воздушных боёв в которых сбил один Ju-88 лично и ещё один в группе. В 1942 году занимает должность зам. командира 786 иап, на аэродроме "Правдинск". Здесь же знакомится со своей будущей женой. Причём девушка решительно заявляет лётчику, что она не выйдет за него замуж, пока тот не собьёт хоть одного фашиста (об этом эпизоде потом рассказали внуки лётчика). Как видим, настоящая любовь творит чудеса и наш влюблённый "Ромео"добивается своего. Заодно отомстив Люфтваффе за погибшего ранее лётчика полка Павленко.
Закончил службу В.И. Воронович задолго после войны в звании генерал-лейтенанта ВВС. Был награждён: Орденом Красного Знамени (за сбитый Хейнкель), орденом Красной Звезды (дважды), Медалью за "Боевые заслуги", Орденом Отечественной войны I степени (дважды) и орденом "За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг."
Но история и загадки этой деревушки на этом не заканчиваются... Уже в наше время, а точнее в 2017 году, местные поисковики вновь обнаружили место падения "Хейнкеля, о котором случайно узнали от деревенских жителей. Занимаясь при этом поисками совершенно другого бомбардировщика, теперь уже советского, марки Дуглас "Бостон" А-20G "Havoc" (анг. Ястреб). К сожалению, благодаря охотникам за металлом от немецкого самолёта к тому времени осталась только горстка металлических оплавышей мелкого размера. Но вернёмся к погибшему "Бостону". Эти самолёты американского производства поставлялись в СССР по программе ленд-лиза и после войны оставались на вооружении наших ВВС. Именно такой самолёт и упал около Румасово в 1947 году, выполняя научно-исследовательский полет. Принадлежал он Лётно-Испытательной станции Военно-Воздушной Инженерной Академии им. Жуковского. Все четверо лётчиков находившихся на борту погибли. Точные причины аварии на данный момент не установлены. Долгое время о судьбе пилотов ничего не было известно пока в начале сентября 2017 года поисковые отряды "Курган" из Н. Новгород и "Каскад" из г. Кулебаки, благодаря сообщению местного жителя, нашли обломки самолёта. Остатки экипажа были перезахоронены в 2019 году на кладбище с. Саваслейка с воинскими почестями. Командовал самолётом старший лётчик-инструктор А.Д. Сизов. Кроме него в самолёте находились штурман П.И. Гаврилов, инженер В.С. Рычагов и борт-стрелок Н.И. Сомов. Извлеченные фрагменты воздушного судна после консервации и реставрации были отправлены в музеи поискового отрядов. Но и на этой тайне наш рассказ не заканчивается....
Вновь вернемся в 1943 год, вновь ночное небо над бассейном реки Сережи. Шёл последний массированный налёт на Нижний Новгород. Отбомбившись по намеченным целям немецкие бомбардировщики возвращались на свой аэродром. Но не всем было суждено вернуться из опасного рейда, на ночную охоту уже вышли наши "ястребки". Один из них марки Ла-5, пилотируемый подполковником Ковригиным, патрулировал в районе Павлово - Ворсма, находясь в "свободной охоте". Вскоре после полуночи, пилотом с КП дивизии была получена информация об подходе к его району барражирования вражеских самолётов. И действительно, несколько минут спустя, в небе появился одинокий фашистский Хенкель-111, уходящий на юг. Наш пилот среагировал быстро и пошёл на таран. Направив свой самолёт на вражеский бомбардировщик со стороны нижней полусферы, но немного не рассчитав маневр и промахнулся. Вражеский пилот тоже заметил атаку нашего "ястребка" и стал уходить со снижением. Но за штурвалом Ла-5 сидел отнюдь не желторотый птенчик. А уже опытный воздушный хищник и он не собирался упускать добычу. В завязавшемся бою немецкий самолёт был сбит, и как отмечено в донесении пилота, упал в лесисто-болотистую местность в пойме р. Сережи. Казалось бы вот она победа и подбитая валькирия навсегда исчезнет в зелёном болоте, но всё оказалось не так просто. Немцы подтверждают в тот день над г. Горьким потерю только одного Ju-88A-4, из состава эскадрильи 7./KG 1 "Гинденбург". Но этот самолет, как показали показания очевидцев, был сбит зенитной артиллерией и упал у д. Поповка Княгиниского района Горьковской области. Его экипаж из 4-х человек под командованием унтер-офицера Ф. Вильфингера до сих пор числится пропавшим без вести. Хотя один лётчик выжил и сдался в плен, но судьба до сих его неизвестна. А нашим подранком, как показало тщательное сопоставление всех данных, оказался Не-111Н-6 wr8234 из состава эскадрильи 7./KG27 "Бельке". Потеряв от точного огня подполковника Ковригина бортмеханика фельдфебеля Лотара Настайнчика, самолёт смог сбить пламя и маскируясь фоном земли перемахнуть линию фронта, упав в окнечном итоге у ж.д. станции Дубровка. Правда при аварийной посадке бомбардировщик полностью был разбит и восстановлению не подлежал. При этом четверо других членов его экипажа (пилот-лейтенант Ханс Швайнгрубер, штурман обер-эфрейтор Вернер Вольф и бортстрелок обер-ефрейтор Альфред Вагнер) получили ранения различной степени тяжести. А пилот Ла-5 мог с уверенностью рисовать звездочку на фюзеляже своего ястребка. Так вот небольшая деревушка стала свидетелем трёх воздушных катастроф. став самым притягательным для них местом во всей области.
***
.
Из книги "Бесконечные дороги вселенной",
написанной лётчиком-космонавтом СССР дважды Героем Советского Союза Павлом Романовичем Поповичем
совместно с Александром Викторовичем Немовым.
.
Часть третья. Сильней земного притяжения
Глава 1. Первый отряд
.
...Учение началось ночью. Как всегда, внезапно. Неожиданный сигнал тревоги поднял с постели лейтенанта Быковского. И случилось непредвиденное. На перехват должно было вылететь лучшее звено летчиков. Звено асов. Но один экипаж не вернулся с другого аэродрома, и звено не могло подняться в воздух.
И тогда Василий Игнатьевич Воронович, командир полка, разрешил взлет совсем молодому летчику - Валерию Быковскому. Через несколько минут его истребитель, промчавшись по полосе, исчез в облаках.
Воронович с командного пункта руководил полетом звена. Отовсюду в эту крохотную аэродромную комнатку шли доклады, стекалась информация о воздушной обстановке.
Командир тревожно припал к стеклу: с северо-запада на аэродром надвигалась темно-синяя громада туч. Воронович сердито посмотрел на синоптика: не предсказал, а теперь... Через несколько минут в небе появились всплески молний. Тишина над аэродромом сменилась ураганным ветром. Вихри столбом поднимали в небо пыль, щепу, ветошь. Все кругом гудело, стонало, утопая во мраке.
- "Сиваш", "Сиваш", я - "Беркут",- запрашивала "земля".- Приказываю всем срочно посадить самолеты.
Василий Игнатьевич, сдерживая волнение, тихо проговорил в микрофон:
- "Сиваш", "Сиваш"... Валерий, как самочувствие?
Василий Игнатьевич рукавом вытер потный лоб.
Динамик молчал.
Командир плотно сдвинул губы. Полковнику показалось, что прошло по крайней мере минут двадцать после того, как он запросил Быковского. Он успел представить себе растерявшегося в воздухе летчика. И возможные последствия. Быковский ведь летчик третьего класса, не ас. А он, старый "волк" (Вороновичу шел сороковой год), выпустил птенца в такую погоду. Риск? В летном деле рисковать нельзя...
- "Беркут",- заговорил вдруг динамик.- Я - "Сиваш 5-27". Самочувствие отличное. Возвращаюсь на аэродром.
- Валера! - сказал в микрофон Воронович, нарушая порядок переговоров.- Ты должен посадить самолет. Пожалуйста, постарайся. Посадку будешь производить первым.
- Вас понял.- Летчик говорил спокойно, казалось, он успокаивал встревоженную "землю".
Василий Игнатьевич включил аэродромный селектор:
- Всем на аэродроме. Убрать от полосы на 200 метров людей и технику. Включить аэродромные огни. Санитарную машину - к месту встречи самолетов, пожарной - первая готовность.
И "земля" - тут уж не до непогоды,- выполняя приказ, пришла в движение.
Низкие, тяжелые тучи полностью закрыли аэродром.
- Валера, голубчик,- проговорил полковник.- Не теряйся, спокойно. Иди на дальний привод. Осмотрись.
Щитки выпусти. Молодец. Дарю тебе свои бутсы. Теперь в них в футбол играть будешь. Все команды обыграете. Бутсы мои особенные, желтые. Слышу твой самолет. Очень хорошо. Включи бортовые огни. Вижу, вижу тебя! Немножко ручку на себя. Помни: тяга у тебя зверская. Правильно. Земля!..
Бутсы эти действительно особые. В полку футбол был самым популярным видом спорта. Играли все: от полковника до рядового. Но когда покупали спортивную форму, всем бутсы купили черные, а командиру полка, любимому и уважаемому Василию Игнатьевичу,- желтые. На стадион он приходил, бережно неся их в руках. Аккуратно ставил на скамейку. Осматривал поле. И начинал руководить матчем.
Но если Быковскому - а он как раз стоял в воротах - случалось пропустить мяч, то пощады ждать не приходилось. Командир вскакивал с трибуны, бежал к воротам, грозил отстранить от игры, а заодно и от полетов. Зато, когда он был доволен, как высшее одобрение твоих футбольных заслуг звучало предложение поиграть в тех самых желтых бутсах...
Вот и тогда, в полете, они здорово помогли Валерию Быковскому. Успокоили как-то. И он понял, что ничего страшного не произойдет.
Командир сдержал обещание.
Космонавт Валерий Быковский до сих пор их хранит. Как талисман. И считает, что они действительно помогают...
А уж после того как он первый раз побывал в космосе, прилетел погостить в родной полк и подарил Василию Игнатьевичу бутсы. Тоже желтые. И того же размера...
***
Фотоальбом с материалами из архива семьи Вороновича В.И. можно посмотреть здесь
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Фотографии из семейного архива предоставили сын Леонид и внук Василий
Изначальные сведения отыскал Николаев Юрий Евгеньевич
Карта сайта Написать Администратору