|
Татушин Сергей Яковлевич
Выпускник 1940 года
.
Родился 25 сентября 1920 года в деревне Кузяево Московской области.
В 1935 году поступил в школу ФЗУ при московском заводе «Калибр». Работал слесарем-лекальщиком. Одновременно учился в аэроклубе, затем в Херсонской авиашколе.
После ее окончания работал инструктором в аэроклубе имени А.В. Ляпидевского в Москве.
В 1939 году добровольно вступил в армию.
В 1940 г. окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков и был оставлен в ней инструктором.
В марте 1942 года командирован в учебный полк на должность командира звена.
В мае 1943 года работал инструктором в Кинешме Ивановской области, переучивал техников на лётчиков-истребителей.
С июля 1943 года - пилот 3-го перегоночного авиаполка. Перегонял американские истребители из Сеймчана в Якутск. Лично перегнал 342 самолета по трассе Аляска - Сибирь.
В 1945 году участвовал в войне с Японией, в 1950 году - в Китае, а в январе-марте 1951 года в должности командира эскадрильи принимал участие в военных действиях в Северной Корее.
В дальнейшем до 1960 года служил в Военно-Воздушных Силах СССР. Летал на истребителях Як-15, МиГ-9, Як-11, Як-17, МиГ-15. выполнил 7761 полет.
МиГ-9, 1948 год.
.
Награжден орденом Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.
По состоянию на 2001 год проживал в Москве.
***
.
Интервью с Татушиным С.Я. на сайте "Я помню"
Татушин Сергей Яковлевич, полковник, военный летчик первого класса. 1920 года рождения, уроженец Московской области, Ворошиловского района, деревня Кузяево.
В 1935 году прибыл в Москву после окончания мчс… И работал на заводе "Калибр". 1937 году… после окончания аэроклуба им Косарева, убыл в Херсон. Там учился на летчика-инструктора (инструктора-летчика) По-2 и Р-5. После окончания в Херсоне прибыл в Москву. И работал инструктором-летчиком в аэроклубе Лебедевского.
...У меня было 15 курсантов. Из них 3 женщины. В течение года они закончили первоначальное обучение, приехала комиссия из Борисоглебска, были приняты все экзамены и после этого убыли в Борисоглебск. Я вместе с ними уехал в Борисоглебск. Окончил Борисоглебское авиационное училище имени Чкалова в 1940 году и получил офицерское звание - младший лейтенант. Я работал там по подготовке кадров для фронта. И начало войны встретил в Борисоглебске.
В 1942 году был откомандирован в Кинешму Ивановской области на должность командира звена для переучивания летного состава для фронта. В это время в Иваново формировалась воздушная трасса. Из Иванова я отправился в Красноярск, потом в Якутск. Там проходило переучивание на "Кобры" и "Кинг-Кобры". Поскольку мы не знали английского языка, то пришлось очень тщательно изучать все приборы, которые там были… (мили, галлоны и т.п.), через 10 дней закончили.
После этого прибыл в Симчан на Колыму в третий перегоночный полк. Там работал с 1943 года и до окончания трассы. Это был 1945 год. Перегнал всего 343 самолета (это 10 авиационных полков самолетов "Кобра", "Кинг-Кобра"). Летал я от Симчана до Якутска, расстояние 1200 километров, через Оймяконский хребет и Верхоянское плоскогорье. Там были сопки до 3500 м высотой, поэтому приходилось летать на больших высотах с кислородной маской. Разные были условия полета, так как расстояние было большим, то приходилось летать и в грозу, и в облаках, и, соответственно, в ясную погоду. Дело в том, что горючего на "Кобре" хватало всего на 6 часов. Скорость порядка 200 миль, это 320-340 километров в час. До Якутска приходишь, горючее на исходе, а там погоды нет: передают, что погода ноль - снегопад, дождь. Выходили на полосу по приводным радиостанциям.
Надо сказать, что за время перегонки много было и хорошего и плохого. К примеру, 20 октября 1944 году была вынужденная посадка на "полюс холода". Он называется Оймякон. Это за Верхоянским хребтом, где приходит река Индигирка. Если от Сенчана, то будет 500 километров. От нее отходит река Усть-Белая и там еще одна… и мы там приземлились на колеса! Летали на "Дугласе" .7 часов 15 минут. И уже полностью стемнело. Но так как у нас на самолетах летали "миллионеры" (от Админа - миллион километров???), то они прекрасно ориентировались, хотя была очень плохая погода. Мы когда вылетали из Якутска, было 8 часов по якутскому времени. В Сенчане было 10 часов. Мы летели на высоте 18 тысяч фунтов. Когда прилетели в Сенчан, аэродром совершенно не было видно. Мы, чтобы не улететь за границу, развернулись и пошли обратно. И летали 7 часов, пока не упали… Мы уже одевали парашюты - хотели прыгать. А когда мы сели, выскочили из самолетов, некоторые плакали, некоторые стреляли невероятно радовались, некоторые стали седыми за один полет. Снега было в то время в октябре там очень много, и температура 40-45 градусов мороза.
- Почему там произошло?
- Была очень плохая погода. Мы лавировали между гор, искали площадку. Потом видим два домика, а это не два домика, а два стога сена… Мы приземлились около стога сена. И когда приземлились, у нас же не было ни еды, ни горючего, ни масла. Мы там прожили четверо суток. За это время привезли телку от хозяев. Там есть такие места, где совершенно не знают, что такое Советский Союз. Что такое деньги. Что такое война. Пришли наши четыре человека. Один Герой Советского Союза. И стали просить мясо для питания. У них 8 человек семья, стреляют только белок в глаз. И потом они едут в факторию на две недели туда и обратно. Они занимаются животноводством и охотой. Тут же у них и корова отелилась, тут же они спят и кушают. Это что-то невероятное. Денег никаких не знают. На борту было 26 летчиков, весь летный состав Третьего перегоночного полка. Два самолета поиска нас не обнаружили. Нас обнаружил командир полка Твердохлебов на Б-25. Это было 24 октября. Он увидел нас на большой высоте. И бросил вымпел.
- Радио не работало?
- Обязательно работало. У нас была определенная волна.
Он идет по кругу и на него идут все самолеты. Какое решение? Сжечь стога сена и посадить на эту площадку самолет. Площадка была маленькой, но командир Восьмого транспортного полка произвел на ней посадку, привез горючее, масло, продукты питания. И на каждого лыжи. От трассы мы находились в стороне километров на 400. Потом покажу карту, где обозначено место падения. Первоначальный расчет был такой: оставить самолёты, и идти пешком на лыжах. При нас ещё были парашюты, и у каждого спальный американскийе мешок. Температура всё время - 40-45 градусов, иногда доходила даже до 50 градусов. Но мы всё же сумели подготовить самолёты к вылету: заправили их, опробовали двигатели. Разделились пополам - 13 лётчиков на один самолет, и 13 на другой. Мною потом была написана статья "Вынужденная посадка на Полюсе холода". Она была напечатана в одном из журналов, потом опубликована в книге "Небо без границ".
Взлетать было очень сложно. Каким образом? Самолётами обозначили полосу: туда - обратно. Хорошо, что машины были новые, двигатели новые. Взлетали так: удерживая самолёт на тормозах, выводили полные обороты (хвост самолёта при этом приподнимался), затем отпускали тормоза и начинали разбег. В процессе разбега механик выпускал закрылки, и лётчик вырывал самолёт из снежного плена. Первый самолёт взлетел нормально. Второй самолёт на пробеге уклонился от обозначенной полосы. Это был лётчик Журавлев. Может быть, надо было посадить другого лётчика... Нон еле-еле, но всё же оторвался И оба самолёта прилетели в Оймякон…
Потом было страшное дело: КГБ, медицина, генералы. Правда, сначала отправили всех в баню… белье поменяли. Поесть не дали, только бутерброды и кофе. Разбор продолжался до самого вечера. Но в этот же день вечером был большой прием. И уже на следующий день мы улетели в Сенчан в наш полк. Нас встречал весь гарнизон. Что там было - невероятно! Сразу по прибытии отправили на завтрак. Прошло, наверное, часа полтора, и поступает команда - по самолетам! И всё опять в прежнем режиме.
Как осуществлялась перегонка? Она осуществлялась поэтапно. Первый полк на своем этапе, второй полк на своем этапе, третий на своем… поэтапно. Мы все время меняли самолеты. Мы пригоняли в четвертый полк из третьего полка. Четвертый полк пятому полку, а пятый полк летит уже в Красноярск. И на этом дело заканчивалось. Вот такая ситуация сложилась на этом этапе. Надо сказать, что погода осенью и весной неблагоприятная. Но зима там прекрасная. Все время ясная погода. А как только начинается весна или осень, то погода невероятно плохая. Очень частые грозы, кругом, молнии, но приходится лететь. По два часа летели в облаках, не видно ни неба, ни земли. Самолет обледеневает. На стабилизаторах и крыльях - лёд по нескольку сантиметров. Первый этап эстафетной передачи - это Хербенс -…Уль… Аляска. Расстояние 1450 километров. В воздухе до 5 часов, а горючего хватало на 6 часов. Американцы придумали подвесные баки. Один бак вырабатываешь - 1 час 20. Второй бак вырабатываешь. Внутри там имеется управление горючим.
Был у нас случай: шпонка была твердая, её срезало и переключить не получилось. Бросили самолет и выпрыгнули на парашюте. Были такие случаи, когда взлетали - слева и справа снег выше человеческого роста, туман стоит до высоты 25 метров. Взлетаешь в тумане: слева и справа стоят вешки, по ним взлетаешь. Когда взлетел, шасси убрал, и уже ясная погода. При отказе материальной части не попадали на полосу, делали по 8-9 заходов. Потому что все аэродромы строили недалеко от рек. ПОчему? Для того, чтобы горючее можно было возить по рекам. И масло и горючее. Бензин В-100, охлаждающая жидкость Престон, которая кипит при 160 градусах. В воздухе поддерживаешь температуру. Отопление идет на карбюратор, на трубку пито. Когда все отрегулировал, все отключаешь, потому как были случаи отказов материальной части из-за того, что сопротивления защиты, которые установлены на самолёте, не выдерживали нагрузки.
- Их включаешь и выключаешь, не все постоянно работают?
- Нет. Выключил и всё, до следующего аэродрома.
Как проходил этап. Взлетает лидер Б-25, потом взлетает "Кобра". Перед тем, как самолёт запустить, его грели по 5-6 часов. После того, как запустили, уже больше включать нельзя, потому что сразу все замерзает. У тебя есть радио, догладываешь: я готов выруливать. После того, как все доложили, все запускают, и после взлёта лидера за ним выстраиваются все "Кобры". Все становятся на свои места. Тысяча метров высота. На этой высоте каждый пристраивается и докладывают о готовности к выполнению задания. Выстраивались на свои места в правом и левом пеленге: в левом пеленге шесть- семь самолётов, и в правом шесть, семь. Проходит часа два - начинается облачность. Потом, как правило, начинается гроза. Это весной или осенью. В остальное время года погода была хорошей. Только за один 1944 год я перегнал 165 самолетов, налетал 600 часов. В 1945 году выполнил 117 посадок, и в 1943 году - 117 посадок.
- В 1945 году практически не летали?
- Как?!
- Столько же не разрешалось летать, это же превышало некие санитарные нормы.
- (Смеется). Когда была война, то никаких санитарных норм не было.
- 600 часов это просто опасно.
- Никто не спрашивал.
Когда война окончилась, мы уже были в Германии, в Восточной Пруссии. 57-й гвардейский полк Земландский полуостров, 5-я гвардейская дивизия на "Кобрах". После расформирования этой дивизии, которая занималась перегонкой, мы все были со своими личными делами командированы в разные части. Я прибыл в Восточную Пруссию в 1945 году. Там аэродром …
В 1948 году у меня родилась дочь.
В это время я выехал в …, Китай. В Ельце формировались части. И мы убыли в Китай, и там воевал в Корее.
В 1949 году организовалась Китайская Народная Республика. И оставшиеся Гоминьдановцы бомбили Шанхай. И Мао Цзе-Дун прибыл в Москву к Сталину. … они прибыли. И Сталин их принял.
Туда было направлено 19 наших дивизий на реактивных самолетах. Мы прибыли на МиГ-9, там получили МиГ-15. Эти самолеты участвовали в боевых действиях против американцев.
Был такой случай. 8 ноября 1950 года идут 50 крепостей Б-29 на разных высотах. Поднимают один наш полк. А у нас на каждом самолете имеется одна пушка 37-мм - 450 выстрелов в минуту. И две пушки 23-мм - 900 выстрелов в минуту. Всего боекомплекта хватает на 6 секунд. При атаке и выходе из атаки требуется всего 1 секунда. За одну секунду улетает 12 килограмм. Сбили мы тогда 43 крепости. За один вылет наших самолетов 139-го полка было сбито больше 40 крепостей! После этого доложили Сталину. И он туда направил комиссию. В самолете имеется фотопулемет. Этот фотопулемет делает 8 кадров в секунду. Он рассчитан на съёмку в непосредственный мрмент стрельбы. В самолете имеются часы с секундной стрелкой. В конечном итоге дается оценка, какой самолёт и сколько выпустил снарядов. Потом делается такой альбом. И в этом альбоме дается оценка. ...Разведка цели 35 метров. Сколько тысячных здесь, все делится. Вот перекрестие, это упреждение до цели, а вот часы. Здесь стоит номер самолета. Здесь написано, положим, левый и правый пеленг. Вот идет лидер, вот один лидер, другой лидер. Бывает так, что один лидер берет этих всех, а другой - этих. В конечном итоге, написан боевой расчет, как истребители. А еще есть эскадрилья бомбардировщиков. Они идут отдельно. Они идут без лидера. У них свои расчеты. Соответственно, и штурмана, и радисты, которые имеют связь...
- Кем были ваши родители?
- Мои родители - Татушин Яков Васильевич, мать Степанида… одна, потом вторая мать. Семья 6 человек мужчин и одна женщина. Жили мы в деревне. После того, как закончил обучение в средней школе, прибыл в Москву на завод "Калибр". Работал и учился в ФЗУ. 4 часа учишься, 4 часа практики на заводе. Там имелись разные цеха. Я был слесарем-лекальщиком. Два брата 1930 года, сестра 1928 года, один брат 1925 года, другой брат 1937 года. В настоящее время остались живы сестра Нина Яковлевна, Анатолий Яковлевич и Сергей Яковлевич. Я был самым старшим в семье. Отец работал шляпником в Москве. Когда я прибыл на завод "Калибр", то зиму и весну ездил на учебу в аэроклуб Косарева. В 1937 году я окончил аэроклуб "Косарева".
- Это какого района аэроклуб? Или он не районный?
- Не районный. Располагался в Тушино.
- Почему пошли в авиацию?
- Прежде чем идти в Тушино, мы летали на планерах. Я окончил планерную школу в 1936 году. Учебный планер УС-4. Потом можно было пойти на другие направления. А я пошел после окончания планерной школы и окончания ФЗУ… Инструктором у нас была Катя Медникова, она была маленького роста, ходила с подушкой. Садится в самолет, ее не видно…
Сейчас вам покажу интересную фотографию. Вот аэроклуб Косарева. Вот Яковлев с сыном. Яковлев 1906 года рождения, а женился в 1938 году. Ему уже было 30 лет. Когда началась эвакуация… он был в то время уже заместителем министра. Вот его книга "Цель жизни"…
- Какие занятия были в аэроклубе?
- Аэродинамика, материальная часть, метео навигация.
- Легко вам давались полеты?
- Катя Медникова дала мне 10 провозных, потом я уже сам управлял самолетом. Мне легко давалось, так как я летал на планерах, знал аэродинамику полета, мне было гораздо проще.
- После обучения в аэроклубе, вы уехали в Херсон. Чем там отличалось обучение?
- Там выполнялись полеты и с первой кабины и со второй кабины. Я как инструктор, должен уметь управлаять самолётов как из первой кабины. так и из второй кабины.
Смотрит фотографии. Это аэроклуб Косарева.
Мне было 16 лет, я прибыл на комиссию, которая должна была определить, подхожу я на летчика или нет. И вот генерал … и Филиппов, мой инструктор. Они настояли, и я оказался курсантом аэроклуба.
Вот слева Сталин в Тушино после полетов
Это Орджоникидзе.
- Борисоглебская военная школа, это школа летчиков-истребителей?
- Да.
- Вас оставили инструктором?
- Да. Я работал в Борисоглебской школе летчиком-инструктором, готовил кадры для фронта. И после начала войны в марте 1942 года приехал в Кинешму.
- В 22-й запасной аэрополк?
- Нет.
- У меня написано 22-й.
- Да?! Правильно. Запасной аэрополк в Кинешме, который техников переучивал на летчиков.
- В чем заключалось переучивание?
- На самолетах УТ-2. Еще давали несколько полетов на "Як-1". Потом поступил "Дуглас".
4-5 часов самостоятельных полетов в конечном итоге. Много было нацменов... С фронта приходили летчики, были и интересные эпизоды. Однажды я составил плановую таблицу, запланировал комиссара с каким-то лётчиком. Тот адъютантом у какого-то генерала. Говорит, я не полечу с комиссаром. Я говорю, хорошо. Я тебе дам другого. И он полетел. А в это время в наш полк приехал дважды герой Кравченко, и еще один. Они инспектировали. Когда полетели, Громов говорит: не понятно, курсант был сзади, без парашюта выпрыгнул на 400 метров. Оказалось, тот был шпионом. Так я оказался на трассе.
- 22-й ЗАП, структура фронтового полка или другая?
- Нет, такая же. Был в Иваново.
- Не в Кинешме?
- От Иванова километров 300. И эта дивизия формировалась в Иваново, 22-й запасной полк.
- В Кинешме, в тот полку, где вы переучивали, сколько летчиков в группе у вас было?
- Группа была из 12 курсантов. В конечном итоге получалось так, что они выполняли по 2-3 полета за смену. По маршруту полеты выполнялись на 40 минут, не больше. Маршруты выполнялись на небольшой высоте - 400-600 метров. УТ-2, мотор М-11.
- У-2 они не проходили?
- У нас У-2 не было, сразу сажали на УТ-2. У-2 были в 1939 году по всем аэроклубам. В аэроклубах обучалось очень много курсантов. У меня было 15 курсантов. Из них 3 женщины. В Теплом Стане. Аэродром Теплый Стан. Где мы выполняли парашютные прыжки.
- Из ЗАПа вас перевели в перегоночную дивизию?
- Да.
- Обучение на аэрокобрах было в Якутске?
- Да.
- В Борисоглебске на каком типе истребителей закончили?
- И-16. И-15… есть у меня данные в летной книжке.
- Как вам И-16?
- В то время самолеты были… очень трудно было летать. На УТИ-4 я, как инструктор, делал по 20 посадок. 22 полета за смену! Представляете, что это такое?!
- На каких сериях "Кобр" начали летать?
- Разные серии были. Когда пошли в 1944 году "Кинг-Кобры", у них даже ламинарный профиль крыла был другой. У нас были деревянные самолеты, а у них металлические самолеты. Двигатель стоял сзади летчика, это было очень важно.
- Самая распространенная серия была Ку, их выделяли как-то?
- Выделяли. На "Кинг-Кобрах" Была установлена защита хвоста. На киле стояла антенна. В кабине включаешь, загорается лампа. И когда заходишь на цель, красная лампа начинает мигать. Приблизительно 900 метров, она уже начинает действовать. На ноль градусов она не захватывает.
Разные были серии. 37 миллиметров - трасса мужества.
- Как вам фильм "Перегонщики"?
- Мне не понравился.
Смотрит фотографии: Смотрите, это Власов, четвертый полк. А вот Сергей Яковлевич.
Разные серии. Пушка всегда была… все это идет по линии.
- С Мазуруком Ильей Павловичем приходилось сталкиваться?
- Каждый раз.
- Что он за человек?
- Прекрасный. Душа человек.
- Мачин Михаил Григорьевич?
- Он был… вот они летят. Я после с ним встречался в Восточной Пруссии.
- Я знаю, что в бомбардировщик американские рабочие клали часы, выпивку, до вас что-то доходило?
- Но мы не брали. Резинки, безделушки - не брали, все оставляли, для себя ничего не брали. Потому что мы знали, что отдашь концы.
- То есть?
- "Кобры" горели. Очень много было разных диверсий. Здесь написано 55 лет, это якутское издание…
- Олейника помните из 57-го полка?
- Был, да. Полк подполковника Беркутова.
- Долго служили в 57-м полку?
- До китайской операции. В 1948 году у меня родилась дочь, я из восточной Пруссии уехал в Елец. Там сформировались и поехали на восток, в Китай. Прибыли в … там другая колея, пришлось перетаскивать все свои самолеты. Со своими самолетами прибыли туда.
- У вас написано в летной книжки, что вы осваивали Б-25.
- Да.
- Насколько сложно было пересесть после истребителя?
- Не сложно. Я летал вторым пилотом. На Б-25 прекрасная организация профиля. Автопилота не было. Но они сами все отрегулировали. Это прекрасный самолет. Мазурук летал и на "Каталинах". Берия вызвал Мазурука к себе, по поводу того, что вы были с … Нужно было получить четыре или пять "Каталин". Поручили Мазуруку. Он полетел в Америку. Он попал к Уэльсу. И получили самолеты.
- Какого цвета приходили "аэрокобры"?
- Темно-зеленые. Опознавательные знаки белые.
- Американские были знаки?
- Да. Смотрит фотографии: вот, американские. Белая звезда в синем круге.
А у нас потом наносили другие знаки.
На "кобре" было прекрасное вооружение. Это вооружение было связано с тем, что сам пристрел обеспечивал… вписывание цели. Средняя точка, которая главная точка, она всегда над целью, должна подойти. Стоит только один раз нажать и все. Потому что на 6 секунд боекомплекта, 12 килограмм сразу вылетает.
- "Кобру" тяжело выводить из плоского штопора?
- Плоского штопора не было.
- Вообще она тяжело выходила из штопора?
- Она выходила очень плохо из штопора. За один, два витка.
- "Кинг-Кобры" нравились или не очень после "Аэрокобры"?
- Прекрасная машина.
- Говорят, тяжелая.
- Да потяжелей, но она получше. Выводить из штопора ее было гораздо проще.
Смотрит фотографии: Вот Марчин…
Одежда была вся американская. И даже очки американские.
- Нашего бензина не было?
- Нет. Только американский Б-100.
- Боекомплект был на "Кобрах"?
- Гоняли только с боекомплектом.
- Пострелять желания не было?
- На "Кобрах" не стрелял, а на МиГ-15 стрелял.
- Чем кино "Перегон" не понравилось?
- Я его не смотрел.
- К вам за консультацией не обращались?
- Я не хочу.
- Вы принимали участие в войне с Японией. Что там было?
- С Маркова перегоняли самолеты в Елизово, на Камчатку. Целую дивизию. Одну дивизию через Читу на … и до Хабаровска. Когда туда прилетели Василевский, Жуков, и мы туда пригнали самолеты. Непосредственно участвовали как перегонщики.
- Когда перегнали свой последний самолет?
- Приблизительно …
- Сбитые самолеты есть?
- Нет. (Все время что-то листает).
- Летали по 6 часов?
- Максимально только на "Дугласах".
- У вас получались длительные полеты. На "Кобрах" был писуар?
- Обязательно.
- Приходилось пользоваться?
- Да.
- Чем скрашивали рутину полета?
- Всегда в группах. Видишь одного, второго, третьего, переговаривались. Было два передатчика и два приемника. Летишь, слушаешь Хабаровск.
Я на трассе заработал геморрой и цингу. Никаких витаминов. Оленина.
- Такое плохое питание?
- Американское питание. Открываешь бочку, написано: USA, 1902 год. Все просолилось. Сутки вымачивали. Собаки не ели.
- Это оленина?
- Нет. Это бекон. Каждый день нам выдавали по 50 грамм спирта. На Севере такие температуры, что это счмиалось необходимым для согрева. Летом в тех местах ночей не бывает. Там эту местность называют "Малая земля".
"Я живу близ Берингова моря, где кончается наша земля.
Я живу в тоске и в горе, вспоминая родная тебя.
Мы друг друга любили, жили на зависть другим.
Но потом разлюбили, я уехал в далекий Колым.
Где летаешь над дикой тундрой, над глухим Верхояновским хребтом,
над суровой Якутской тайгой. Летаешь и ночью, и днем.
… сам о фронте все время мечтаю. Но что делать, приходится летать день и ночь.
Наша жизнь хороша лишь снаружи. С виду много блеска и денег.
Но никто не испытывал стужи и машин разбившихся с треском.
Как окончится срок командировки, я навек распрощусь с этой Чукоткой. И на "дугласе" …".
- Чьи это стихи?
- Это напечатано в книге.
- За эту работу платили хорошо?
- Да. Но все это уходило на танковые колонны, сдавали в Фонд обороны. Все забирали. Авиаторы Якутии в годы войны - написано. Вот здесь моя фотография.
- С кем дружили в полку?
- Со всеми летчиками.
- Хорошо жили?
- Очень много нам приходилось летать… все время летали, все время работали.
Вот Мазурук Юрий Павлович, сверху.
У нас в полку было две истребительные эскадрильи и одна бомбардировочная. Получался фактически смешанный полк.
- Кто был лидером? Бомбардировщики вашего полка?
- Да. Два летчика Бондарев и … они были лидерами. Лидер взлетает, потом все взлетаем, пристраивается, докладываем, полная дисциплина.
- В "Аэрокобрах" была аптечка, бортпаек?
- Да. Такие бортпайки - завтрак, обед и ужин. Все в хорошей упаковке, в плоскостях - в левой и в правой. Сзади был топорик и все остальные необходимые вещи.
- Разрешалось пользоваться бортпайком?
- Пользовались только на вынужденной посадке. Там есть и спирт, можно подогреть. Это же не просто поход туда-сюда.
Наш научно-исследовательский институт послал двух летчиков-испытателей на …. И там провели на "Кинг-Кобрах" испытания. После трех витков "Кобра" закрутилась, как юла. Удалось посадить, не сгорела. Когда посмотрели, оказалось, что подвела задняя центровка… убрали боекомплект и горючее. Лётчик на 5000 сделал один штопор, второй. Один виток - и вывод. После этого делают 3 витка. Тоже нормально. Потом передает: делаю левый штопор. И связь на этом прекратилось. Лётчик пытался покинуть самолёт, но его перегрузкой прижимало к плоскостям. Он дополз до самого конца, ногой ударился и отстал от самолета, открыл парашют.
После все проверили, и установили, что "Кобры" не годятся для таких маневров. Они создали такие условия, почему наши летчики стали биться.
- Вам приходилось садиться на вынужденную?
- Самому не приходилось. Зимой мы садились только на озеро. Летом, когда отлив - на берег. А когда зимой ровно снег ложится…. Были случаи, что даже с убранным шасси… Были случаи, когда … перевернулся в штопор… бедный … покойничек Лёша Терентьев…
Нужно ко всему очень внимательно относится, ты всегда связан со смертью. Терентьев погиб ни за что, буквально. Прилетели из … в Сенчан и пошли на посадку. Вместо того, чтобы сделать крен 40, он создал 60, и перевернулся. Взял ручку на себя, а машина пошла вниз...
- Большие потери были?
- 115 летчиков всего. А в нашем полку не знаю, сколько погибло. Некоторых отчисляли, потому что не могли выполнять такие задания. По 2 часа приходилось лететь, не видя ни неба, ни земли. Уже отказывается работать вестибулярный аппарат. Говоришь, иди за мной, держи такой же крен.
- Строем летали в сложных метеоусловиях?
- Да. По 2 часа, главное, лидера не видно. Видишь, только соседний самолёт, и всёе. Очень сложно было..
Интервью и лит.обработка: А. Драбкин. Текст отредактировал Ю. Ушаков
.
Источники:
Материал помог отыскать Михайлов Д.В.
.
Наградные листы
.
.
Источник: Общедоступный электронный банк документов "Подвиг народа".
Информацию отыскал Плотников И.Ю.
|