Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Егунов Анатолий Яковлевич

Выпускник 1940 года
.
.
Егунов Анатолий Яковлевич родился 24 июня 1920 года в д. Нижнее Мячково Мячковской волости Бронницкого уезда Московской губернии РСФСР (ныне Раменского городского округа Московской области). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — служащий из крестьян.
В 1938 году окончил 9 классов школы.
Член ВЛКСМ с 1939 года. Холост.
.
В рядах Красной Армии с декабря 1938 года, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939.
09.02.1940 окончил по первому разряду Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 164 иап ВВС Киевского особого ВО в г. Василькове (приказ НКО СССР № 0603).
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 по 15.07.1941 в составе 164 иап 15 cад ВВС Киевского особого ВО/Юго-Западного фронта.
В дальнейшем до 20.09.1941 воевал пилотом в составе 2 иап 36 иад ВВС Юго-Западного фронта. Сведений о назначении на должности не найдено.
С 23.11.1941 по 10.05.1942 года 2-й иап переформирован по штату 015/174 во 2-м запасном иап ВВС Московского ВО на ст. Сейма Горьковской области, перевооружён самолётами ЛаГГ-3.
На 19.02.1942 (по данным наградного листа) пилот 2 иап младший лейтенант Егунов А.Я. выполнил 50 боевых вылетов, провёл 4 воздушных боя. При атаке аэростата наблюдения врага был тяжело ранен в лицо и полость живота.
Газета «Сталинский сокол» 20.02.1942:
"...Глаза капитана Солдатова радостно искрятся, когда он рассказывает о сожженных аэростатах-корректировщиках.
Как-то в штаб передали: «Большой немецкий аэростат корректирует огонь своей артиллерии. Нужно его уничтожить». В воздух поднялось звено самолетов. Впереди шел капитан Солдатов. Летчики быстро нашли аэростат, выпустили в него все патроны. Но он не загорелся, а начал медленно опускаться, и в одном месте из него стал выходить светлый пар.
Вечером, после полетов, капитан лежал на постели. Его мучила мысль: куда же бить? Он знал, что аэростаты, наполненные водородом, после удачной очереди должны вспыхнуть. А этот почему-то пар выпустил. Вдруг капитан резко приподнялся.
– Лейтенант, ты спишь? – обратился он к соседу. – Слушай, что я придумал. Я об аэростатах... Будем их бить по корзинкам.
С тех пор капитан со своими друзьями успел уничтожить 8 немецких аэростатов-корректировщиков.
...Исключительной храбростью и выдержкой отличался младший лейтенант Ягунов (Егунов). Он получил прозвище "неутомимый". По 6, а иной раз 7 боевых вылетов в день совершал Ягунов. И чем больше летал, тем злее дрался".
.
09.04.1942 присвоено воинское звание лейтенант.
По переписи 20.07.1942 — пилот 2 иап 220 иад 8-й ВА Юго-Западного фронта.
За время боевых действий в воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника и 6 в составе группы. Летал на самолётах И-16/И-153, ЛаГГ-3, Як-1, ПС-43 (Валти).
Известные победы:
22.06.1941 - 4 Ме-109 в группе
08.08.1941 - 1 Хш-126 в группе
24.08.1941 - 1 Хш-126 в группе
09.08.1942 - 1 Ю-88
11.08.1942 - 1 Ме-109
.
03.09.1942 направлен на лётную медицинскую комиссию, по результатом которой переведён в транспортную авиацию.
В дальнейшем служил и воевал в 10-м авиационном полку связи ГВФ 3-й отдельной авиационной дивизии связи ГВФ. Летал на ПС-43.
.
.
 ПС-43
.

.
12 марта 1943 года пилот 10 авиационного полка связи лейтенант Егунов Анатолий Яковлевич погиб в авиационной катастрофе на самолёте ПС-43 (лицензионный Вулти) № 3003 (в составе экипажа - штурман дивизии старший лейтенант Юкелис Исаак Иосифович 1910 г.р., бортмеханик Щепетов Александр Васильевич, бортрадист младший лейтенант Малков Александр Арсентьевич 1913 г.р., фельдъегерь Зайцев Константин Константинович ) в районе станицы Кочетовская Ростовской области.
Экипаж 2-й аэ 10-го авиаполка 3-ей оадс ГВФ в составе пилота, бортмеханика, бортрадиста и проверяющего, штурмана дивизии, выполнял оперативное задание с грузом фельдсвязи весом 174 кг и сопровождающим фельдъегерем по маршруту Мячково – Борисоглебск – Морозовская – Ростов-на-Дону – Краснодар. Взлёт с а/д Мячково произведен в 08:10. В 14:20 (по данным радиосвязи с самолётом) пилот прошёл Морозовскую. После её пролёта он отклонился слегка влево и пошёл на Ростов с курсом 230-240° вдоль реки Дон на высоте 25-30 м над землей, почти против солнца, при ясной, солнечной погоде, с попутно-боковым ветром 3-5 м/с. В районе ст. Кочетовская Семикаракорского района Ростовской области пилот пролетел около 14:40. При проходе через шлюз № 1 реки Дон пилот видел впереди справа (на правом берегу Дона) мачту с растяжками без проводов высотой 25-30 м, слева впереди – линию телеграфных столбов, находившихся под самолётом на высоте 10-25 м ниже линии полёта. Мачту с растяжками на левом берегу Дона, находящуюся впереди самолёта, пилот не заметил ввиду отблеска солнца и нахождения верхушки мачты на одном уровне с высотой полёта. Ударом левым крылом о верхушку мачты у самолёта отрублена часть левой плоскости и повреждён бензобак. Самолёт с левым креном и разворотом сначала взмыл, а затем перешёл на нос и, загоревшись в воздухе, с пикированием врезался в землю в 1,5 км от шлюза № 1 вниз по течению Дона. Все находившиеся на борту 5 человек погибли.
.
В списках захороненных в Братской могиле ст. Кочетовской Семикаракорского района Ростовской области есть фамилии Юкелис И.И и Малков А.А.
.
Награждён орденом Красного Знамени (23.02.1942).
.
Старший брат - выпускник Качинской ВШЛ 1941 года полковник Егунов Виктор Яковлевич (28.05.1919-01.01.2014), участник Великой Отечественной войны.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору