Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Чупров Илья Михайлович

Выпускник 1935 года
Генерал-майор авиации (31.03.1943)
Кавалер ордена Жукова (20.02.1997)
. 
  
СТАТУТ ордена Жукова
.
1. Орденом Жукова награждаются:
командующие фронтами и армиями, их заместители, начальники штабов, начальники оперативных управлений и оперативных отделов, начальники родов войск фронтов и армий, командиры корпусов, дивизий, бригад, удостоенные звания Героя Советского Союза или награждённые орденами за отличия в руководстве войсками при проведении боевых операций в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
командующие флотами, флотилиями и их заместители, командиры эскадр, военно-морских баз, бригад, удостоенные звания Героя Советского Союза или награждённые орденами за проведение совместно с Красной Армией боевых операций в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
лица высшего офицерского состава, а также старшие офицеры в должности командира дивизии (бригады) и выше Вооружённых Сил Российской Федерации за заслуги в разработке и успешном проведении ими крупных операций в период военных действий по защите Отечества.
.
2. Награждение орденом Жукова производится указом Президента Российской Федерации.
3. Орден Жукова носится на правой стороне груди.
***
.
Чупров Илья Михайлович родился 19 декабря 1907 года в г. Иркутске в семье рабочего. По национальности русский. Образование высшее военное.
.
После окончания четырёхлетней школы в 1919 году начал самостоятельную трудовую жизнь летом трудился пастухом, а зимой - чернорабочим на инженерных складах СибВО.
В 1926 году по комсомольской путевке Илья был направлен на учёбу в Омскую пехотную школу, которую с отличием закончил. С 1929 - командир взвода в ОДОН ОГПУ им. Ф.Э. Дзержинского.
В 1932-1933 гг. - курсовой командир в 1-й Ново-Петергофской пограншколе ОГПУ, командир бронеплощадки, начальник штаба конно-артиллерийского дивизиона войск ОГПУ в Тбилиси.
В эти годы в стране стала активно развиваться пограничная авиация. В не направляли из числа молодежи самых грамотных, энергичных и любознательных.
В декабре 1933 года 26-летний Илья Чупров был направлен в Борисоглебскую авиационную школу ВВС РККА. Зимой курсанты занимались изучением теории, материальной части, тактики применения самолётов, а летом выезжали на полевой аэродром, где овладевали искусством пилотирования самолёта. В авиационной школе Илья успешно закончил курс обучения на самолётах По-2, Р-5, И-3, И-5. Уверенный почерк будущего пилота, его любовь к авиации заметили командиры.
.
В 1935 году, закончив авиашколу, Чупров был направлен в 3-ю авиационную эскадрилью пограничных войск в Алма-Ату командиром звена, а вскоре был назначен командиром авиационного отряда 3-й авиаэскадрильи УПВО НКВД Казахстана - Казахского округа ПВ НКВД (г. Алма-Ата).
В 1937-3198 гг. во главе отряда участвовал в ряде чекистско-войсковых операций НКВД по ликвидации бандформирований в высокогорных районах Казахстана. В то время авиационные эскадрильи были трёхотрядного состава, каждый отряд имел три звена по три самолёта в каждом, плюс один самолёт командира авиаотряда — всего по 10 самолётов в авиаотряде. Боевой и лётной подготовкой занимались командиры авиаотрядов и их штабы. Ни командир эскадрильи Л.П. Василевский, ни начальник штаба Я.Д. Ахматов не имели авиационной подготовки, не могли летать и обучать людей, так как оба пришли в авиацию с оперативной работы. Поэтому Илья Чупров в полной мере ощутил на себе всю тяжесть работы по обучению лётного состава.
Протяжённость границы на участке Казахского пограничного округа достигала более 2000 км. Звенья и отдельные экипажи самолётов в зависимости от оперативной обстановки несли службу на полевых площадках вблизи пограничных отрядов, комендатур и застав, выполняя задачи воздушной разведки приграничной полосы, осмотра контрольно-следовой полосы, взаимодействия с поисковыми группами по обнаружению и задержанию нарушителей границы, переброски оперативных и поисковых групп, доставки необходимых грузов в пограничные отряды и на заставы.
Самолётов не хватало, материальная база для учёбы была несовершенна, лётчики, как правило, имели слабые навыки в технике пилотирования, так как их набирали из ДОСААФ, школ «Динамо», училищ первоначального обучения, из гражданского воздушного флота. Чупрову приходилось много времени проводить в воздухе и обучать лётный состав азам лётного дела и пограничной службы. Вот где пригодились знания и навыки общевойскового командира-пограничника, недюжинные физические данные.
Специфика пограничной авиации заключалась в том, что лётчикам приходилось самостоятельно работать в исключительно трудных, иногда экстремальных условиях: производить посадки на ограниченные и неподготовленные полевые площадки, эксплуатировать и ремонтировать материальную часть вдали от базовых аэродромов без инженерно-технического состава, летать вдоль линии государственной границы в сложных метеоусловиях, отлично ориентироваться на местности. Такое положение требовало от экипажей высокой лётной, штурманской и тактической подготовки, умения самостоятельно принимать грамотное решение на вылет, своевременно и качественно выполнять поставленные задачи, быть в постоянной готовности к вылету по тревоге.
И.М. Чупрову приходилось летать больше всех, днём и ночью, в любую погоду, тренируя молодых лётчиков, пришедших в отряд из школ первоначального обучения. Ему нередко приходилось выполнять сложные задания командования.
Однажды случилось так, что в Узун-Агаче командир авиаотряда капитан А. Жулин сделал вынужденную посадку — отказал двигатель. Чупрову предстояло доставить к месту вынужденной посадки новый мотор. Инженер эскадрильи Плотников, произведя расчёт загрузки, доложил командиру эскадрильи, что доставить мотор М-11 на самолете По-2 можно. И вот получено «добро». Мотор загружен во вторую кабину и закреплён.
Аэродром Бурундай, на котором дислоцировалась 3-я эскадрилья, был с двух сторон ограничен оврагами. На взлёте стартовая полоса круто обрывалась, хотя и была достаточна для разбега нормально загруженной машины.
Лётчик вырулил на взлетную и начал разбег. Но оказалось, что инженер просчитался — дистанции для разбега не хватило, и самолёт «провалился» над обрывом. Однако нужная скорость была достигнута, машина на время как бы зависла над оврагом, потом постепенно начала набирать скорость и высоту. К счастью, овраг тянулся почти по курсу полёта и лётчику не пришлось делать большого разворота. Погода в тот день стояла ясная. Перевалив через железную дорогу и набрав небольшую высоту, он благополучно добрался до Узун-Агача. Посадку произвёл с ходу, не делая разворота. Машина мягко приземлилась и остановилась возле самолёта Жулина. Задание выполнено...
.
Будучи командиром авиационного отряда, Илья Михайлович стремился не отставать от новых веяний в авиации как в боевом применении, так и в технике пилотирования самолётов в сложных метеоусловиях. Под его руководством специалисты эскадрильи установили над глубоким оврагом на краю аэродрома макет передней кабины учебного самолёта У-2. Этот примитивный тренажёр, укреплённый на шаровой опоре, мог менять угол пикирования самолёта и оказался очень эффективным для обучения лётчиков воздушной стрельбе с горизонтального полёта и с пикирования. Все лётчики, проходившие обучение на этом тренажёре, отмечали, что они более уверенно работали на полигоне при полётах на реальном самолёте По-2 и добивались отличных результатов стрельбы. Не менее интересными и эффективными были тренировки в кабине «Линка» для отработки техники пилотирования в облаках. Хорошие навыки в стрельбе и подготовка к слепым полётам пригодились в реальных боевых полетах как самому командиру, так и всему лётному составу.
В те годы в Средней Азии остатки басмаческих банд ещё нарушали мирный труд советских людей. Летом 1937 года по распоряжению Главного управления пограничных войск авиационный отряд, которым командовал И.М. Чупров, был переброшен на полевой высокогорный аэродром в Туругарт, куда также прибыли авиаотряд 1-й авиаэскадрильи из Москвы и авиаотряд из города Мары. Задача авиационной группы заключалась в поддержке наземных войск, ведущих борьбу с басмачеством.
Здесь Илья Михайлович получил первое боевое крещение. Он летал на многие задания, бывал в разных переделках, нередко связанных с риском для жизни, но всякий раз мужество, хладнокровие, высокое лётное мастерство помогали успешно выполнять боевые задачи. Ликвидация басмаческих банд, нередко пытавшихся прорваться за кордон, проходила в очень сложных условиях: пыльные бури, плохая видимость, высокая температура воздуха, посадки на ограниченные площадки. Однако экипажи авиаотряда уверенно выполняли задания командования оперативной группы наземных войск по борьбе с басмачеством (командир группы наземных войск Норейко, начальник штаба Блинов). Они вели воздушную разведку, доставляли документы и приказы подразделениям, перевозили людей и оружие, огнем с воздуха поддерживали в бою свои наземные войска.
Однажды Чупрову вместе с комиссаром авиагруппы штурманом Юхновец пришлось доставлять в Туругарт секретные документы и несколько мешков денег для закупки продовольствия у местного населения. Полет усложнился тем, что в пути их застал смерч. Была сильная болтанка, видимость плохая, то и дело то слева, то справа возникали пыльные столбы, достигавшие огромной высоты. Попасть в такой круговорот пыли очень опасно, так как самолет мгновенно сломает, но и обратного хода нет — со всех сторон воздушные воронки и столбы пыли. Пришлось маневрировать между этими смерчевыми столбами, точно в густом лесу между деревьями, и одновременно набирать высоту более 5000 м. Только миновали опасный участок, как обнаружили перегрев двигателя, температура по прибору стала резко повышаться. Чтобы не перегреть двигатель, пришлось снижаться до высоты 500—600 м. В это время наблюдавший за землей штурман обнаружил большую группу всадников и навьюченных верблюдов. Всадники открыли по самолёту беспорядочную стрельбу. Несомненно, это были басмачи. Попасть к ним в руки — явная смерть. Поскольку экипаж выполнял специальное задание, решили не ввязываться в бой, вышли из-под обстрела и пошли ближе к горам, где всегда прохладнее, а значит, и двигатель будет работать лучше. Наконец прибыли на аэродром назначения и сообщили командованию о выполнении задания и о встрече с басмачами. Был организован немедленный поиск воздушными и наземными средствами. Банда была обнаружена и уничтожена.
Был ещё и такой случай. Однажды ночью басмачи сделали попытку напасть на аэродром, где временно размещался авиаотряд, и уничтожить самолёты. Поднятые по тревоге подразделения и экипажи авиаотряда и размещавшиеся в крепости подразделения наземных войск отбили нападение и не дали возможности бандитам поджечь самолёты на аэродроме. Пользуясь темнотой, банда скрылась в неизвестном направлении. Чупров со штурманом Абрамкиным с рассветом вылетели на разведку. Видимость из-за пыльной дымки была плохая, однако банда была вскоре обнаружена. Не ожидавшие появления самолёта басмачи открыто расположились на отдых. Увидев опасность, они бросились в разные стороны и открыли стрельбу по самолёту. Чтобы задержать банду и не дать ей возможности уйти за кордон, Чупров сделал несколько заходов, методически расстреливая бандитов из пулемета короткими и точными очередями, а штурман сбросил на них весь запас осколочных бомб. В крыльях самолета появилось несколько пробоин, но банда была рассеяна. По доставленным экипажем разведданным командование оперативной группы выслало конные и на машинах наземные подразделения, которые окончательно ликвидировали басмачей.
За успешное выполнение правительственного задания многие лётчики, штурманы и техники отряда были награждены орденами и медалями СССР. За отвагу и мужество И.М. Чупров удостоился ордена Ленина. В 1938 году высокую награду в Кремле ему вручил М.И. Калинин.
В течение 1938 года авиационный отряд Чупрова продолжал нести службу по охране государственной границы, усиленно занимался учебно-боевой подготовкой. Осенью из Москвы прибыла инспекторская комиссия во главе с начальником авиационного отдела ГУПВ полковником Разореновым. Комиссия проверила состояние учебно-боевой и лётной подготовки, состояние материальной части самолётов, порядок и дисциплину в отряде и эскадрилье. Во время инспекторской проверки Чупрову было предложено провести с лётным составом эскадрильи занятие по тактической подготовке. Занятие прошло успешно, с боевыми примерами и практическими рекомендациями. Председатель инспекторской комиссии дал высокую оценку авиаотряду и его командиру.
Вскоре Илья Михайлович получил назначение командиром 6-го отдельного авиационного отряда пограничных войск, который базировался в Минске. Приняв отряд и озна комившись с делами, он был очень огорчён - учебно-боевая подготовка почти не проводилась, дисциплина в отряде низкая, лётный и технический состав одет плохо, кругом грязь и запущенность.
Новый командир с головой окунулся в работу и приложил немало усилий, чтобы навести порядок и вывести часть в передовые. Провели совещание с руководящим составом отряда, наметили план учебно-боевой подготовки, в который в обязательном порядке внесли стрельбу по наземным целям и по конусам. Это очень заинтересовало лётный состав (и как все это пригодилось во время войны!). Особое внимание уделялось лётной и тактической подготовке, повысилась требовательность ко всему личному составу, в результате состояние дисциплины в отряде улучшилось. С разрешения начальника пограничных войск округа Чупров слетал на своем самолете в Москву и привез новое обмундирование для лётного и технического состава. После этого совсем по-другому выглядели в строю лётчики и техники, одетые в новые кожаные регланы и шлемы. Побывавшее в отряде командование округа отметило разительные перемены, происшедшие в минском авиаотряде после прихода нового командира.
Тем временем обстановка на границе становилась все более тревожной. Немецкие самолёты все чаще и чаще нарушали нашу границу с разведывательными целями. Однажды Чупрова вызвали в Наркомат внутренних дел Белорусской ССР, и он присутствовал на допросе немецких лётчиков, которых наши истребители вынудили произвести посадку на одном из приграничных аэродромов ВВС Белорусского военного округа. При осмотре немецкого самолета были обнаружены фотоаппарат с отснятой пленкой и другие материалы, свидетельствующие о том, что полет производился для разведки военных объектов на нашей территории.
Всё чаще происходили нарушения границы и на участках пограничных застав. Экипажи самолётов непрерывно несли службу по охране государственной границы с площадок, расположенных вблизи пограничных застав, комендатур и отрядов, ежедневно осматривали контрольно-следовую полосу и вели разведку в приграничной полосе. Сведения, собранные в полётах, передавались командованию.
.
Фотография лётно-технического состава при Отдельной Авиабригаде Погранвойск НКВД СССР.
1939. Сидят: в центре – кавалер ордена Ленина командир бригады Чупров И.М., слева от него – полковой комиссар Крышан С.С., крайний справа – Сергеев Н.М. на лицевой стороне надпись: «23.10.39 // Сбор летно-технического состава при Отд. Авиабригаде Погранвойск НКВД СССР».
.
Неожиданно Илья Михайлович был вызван в Москву, где получил распоряжение подобрать для новой дислокации отряда аэродром на Крымском полуострове. Здесь обстановка на границе тоже была неспокойная. Из всех осмотренных площадок наиболее подходящей была в Старом Крыму, рядом с Коктебельской авиашколой Осоавиахима. Заручившись согласием командования авиашколы, он доложил о возможности базирования авиаотряда в Коктебеле начальнику Главного управления пограничных войск Г.Г. Соколову, находившемуся в Симферополе. После возвраще ния в Москву изложил свои соображения заместителю наркома внутренних дел И.И. Масленникову.
6-й авиационный отряд был перебазирован в Коктебель, но перебазированием занимался начальник штаба авиаотряда, так как Чупров был назначен с 1940 года помощником начальника Погранвойск НКВД СССР по авиации, и в Минск уже не возвратился.
Начались новые заботы. Авиационный отдел состоял всего из 12 человек, причем лётчики, штурманы, инженеры были довольно преклонного возраста и сами уже не летали. Необходимо было обновлять инспекторский состав. Кроме того, предстояло ознакомиться с командованием пограничных округов и авиационных частей. Не было единой структуры авиационных частей. Были отдельные авиационные эскадрильи трёх- и двухотрядного состава по 10 самолётов в каждом отряде, были отдельные авиаотряды и отдельные звенья. На вооружении авиачастей находились самолёты По-2, Р-5, МБР-2, причем эскадрильи, отряды и звенья подчинялись непосредственно начальникам войск пограничных округов, хотя штабы этих округов не имели авиационных специалистов. Командиры, начальники штабов и замполиты многих авиационных частей не являлись авиационными специалистами, отсюда учебно-боевая и особенно летная подготовка личного состава находилась не на должной высоте, в частях была низкая дисциплина и большая аварийность.
Одним из первых серьезных дел, которые сделал молодой начальник авиации пограничных войск в 1940 г., был отбор из авиационного отделения Харьковской школы пограничных и внутренних войск лучших летчиков-инструкторов, которые заменили летчиков-инспекторов в авиаотделе, командиров и начальников штабов авиационных частей, не имевших авиационной подготовки. Это значительно улучшило состояние учебно-боевой и летной подготовки авиационных частей.
Самой большой заслугой И.М. Чупрова накануне войны была подготовка решения об увеличении численности и пересмотре штатной структуры авиационных частей пограничных войск. Независимо от дислокации все авиационные части были объединены в отдельную авиационную бригаду пограничных войск, штаб которой располагался в Быково. И.М. Чупров стал командиром авиабригады и помощником начальника пограничных войск по авиации. Это значительно расширило его права и обязанности, позволило по вопросам оперативного применения авиации обращаться непосредственно к начальникам войск пограничных округов, а по вопросам комплектования авиационных частей летным и техническим составом, снабжения материальной частью, обеспечения горючим и смазочными материалами — в главный штаб ВВС КА, ГВФ и другие организации и ведомства.
Большой работой, проведенной до начала войны штабом бригады во главе с Чупровым, была подготовка и утверждение курса боевой подготовки авиации пограничных войск применительно к новым условиям охраны государственной границы. В нем был учтен опыт борьбы авиации с басмачеством, а также учитывалось то обстоятельство, что авиационные звенья и отдельные экипажи чаще всего несут службу в отрыве от штаба авиационной части, базируясь на полевых посадочных площадках. Для изучения нового курса боевой подготовки, повышения качества учебно-боевой и летной подготовки, обмена опытом службы в Москве на базе авиабригады были организованы учебные сборы командиров и замполитов авиационных частей. С этого времени традиция проведения сборов командиров, начальников штабов, инженеров и других специалистов авиачастей сохранилась на долгие годы и сыграла большую роль в улучшении организации и деятельности авиации в охране границы.
.
Великую Отечественную войну полковник Илья Михайлович Чупров встретил на аэродроме Быково. В ночь на 22 июня 1941 г. вместе с другими командирами частей Московского гарнизона пограничных и внутренних войск он был вызван в Наркомат к заместителю наркома И.И. Масленникову, который проинформировал всех об обстановке. В 2 часа ночи Чупров возвратился в Быково и около 4 часов утра получил сообщение о том, что немцы бомбят наши аэродромы в Гродно и Одессе. Проверив, что информация не ошибочная, Чупров доложил об этом начальнику штаба ГУПВ Г.А. Петрову, который приказал всем авиационным частям пограничных войск, расположенным на западной границе, перейти в подчинение местным начальникам авиационных гарнизонов ВВС КА.
В годы войны лётный и инженерно-технический состав полков и эскадрилий отдельной авиабригады пограничных войск авиагарнизона Быково успешно выполнял ответственные задания командования: прикрывал отведенные ему 6-м авиакорпусом ПВО сектора от налетов вражеской авиации, забрасывал спецгруппы в тыл противника, обеспечивал связь с партизанскими отрядами и с войсками НКВД по охране тыла действующей армии, доставлял народным мстителям оружие, боеприпасы, радиостанции, продовольствие и медикаменты.
Одним из ответственных заданий явилось обеспечение Тегеранской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании. Были переоборудованы три транспортных самолета Ли-2 и один С-47 в пассажирский вариант с удобными салонами. После опробования самолетов в воздухе Чупров доложил руководству ГУПВ о готовности к вылету. В назначенный день самолеты вылетели с участниками конференции в Тегеран. По ее окончании все участники с советской стороны были благополучно доставлены в Москву.
За успешное выполнение правительственного задания лётный и технический состав авиационного полка, принимавший участие в обеспечении Тегеранской конференции, был награждён правительственными наградами, а командир авиабригады получил орден Красной Звезды.
1 апреля 1943 г. И.М. Чупрову было присвоено звание генерал-майор авиации. Это был первый генерал среди авиаторов-пограничников.
.
С апреля 1946 года - начальник Лётной инспекции Погранвойск МВД-МГБ-МВД СССР.
После окончания войны Илья Михайлович в 1947 г. окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. В эти годы в западных приграничных районах не утихала борьба с бандитизмом. Активное участие в этом принимали две авиационные части — одесская и львовская под непосредственным руководством И.М. Чупрова. Экипажи самолётов вели воздушную разведку, наводили наземные подразделения на обнаруженные бандитские группы, базы и схроны и при необходимости оказывали огневую поддержку с воздуха. Интересно, что именно Чупровым была заказана и испытана на самолете По-2 громкоговорящая установка «голос неба», которая эффективно использовалась для управления подразделениями с воздуха.
В военные и послевоенные годы генерал Чупров, шагая в ногу с новой авиационной техникой, в совершенстве освоил самолеты СБ, Пе-2, Р-10 и транспортные самолеты МиГ-3, Ли-2, Ил-14. Переход с одного типа на другой трудности для него не представлял.
Илья Михайлович стоял у истоков внедрения вертолётов в охрану государственной границы. В начале 50-х годов ездил в конструкторское бюро М.Л. Миля и Н.И. Камова, когда вертолеты были еще в чертежах. После появления первых образцов вертолетов И.М. Чупров организовал показные полеты на аэродроме Люберцы для руководства Главного управления пограничных войск. Заказ в промышленность, получение первых вертолетов Ми-1 и Ми-4, организация обучения летного состава — всё прошло через руки генерала Чупрова.
В конструкторском бюро Бериева еще в конце войны была создана летающая лодка Бе-6. После осмотра амфибии заместителем наркома внутренних дел генерал-полковником А.Н. Аполлоновым и начальником пограничных войск генерал-лейтенантом Н.П. Стахановым на авиационном заводе Кимры Чупрову было поручено рассмотреть возможность принятия на вооружение пограничных войск самолета Бе-6. Однако в это время в правительстве решался вопрос о выпуске более тяжёлой летающей лодки Бе-8, имевшей к тому же большой расход горючего и стоившей более 1 млн рублей.
Тщательно изучив возможности многих образцов авиационной техники 50-х годов, И.М. Чупров доложил, что взятие на вооружение авиации пограничных войск самолета-амфибии Бе-8 экономически нецелесообразно и что лучшие данные имеет чехословацкий самолет Л-200, к тому же более дешевый. Этот двухмоторный самолет в случае отказа одного двигателя мог лететь на другом, что обеспечивало безопасность полетов над морем. Принятые на вооружение Л-200 довольно долго исправно несли службу по охране границы на морских участках.
С 1953 года - начальник Авиационного отдела ГУ Погранвойск МВД СССР.
В 1954 году И.М. Чупров закончил высшие академические курсы усовершенствования при Академии Генерального штаба СССР.
С апреля 1957 года до сентября 1963 года - начальник Авиационного отдела ГУ Погранвойск КГБ при СМ СССР.
С 1963 года в отставке.
.
Почти двадцать послевоенных лет служил Илья Михайлович начальником авиации пограничных войск и всегда честно, добросовестно, по-государственному относился к делу, отдавая все знания и опыт укреплению безопасности страны. В Главном управлении пограничных войск он занимался большой общественной работой, долгие годы был председателем комиссии по рационализации и изобретательству. Под его редакцией были сняты такие учебные фильмы, как «Действия пограничной заставы во взаимодействии с самолётами при задержании нарушителей границы», «Высадка с вертолёта группы на судно-нарушитель с целью осмотра его и задержания». Илья Михайлович являлся также председателем комиссии по внедрению инфракрасной техники в охрану границы, организовывал просмотры руководством Главного управления этой техники непосредственно на границе, а также учения по поиску нарушителей с помощью этой техники.
Выйдя в отставку в 1963 г., Илья Михайлович более 20 лет работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте научно-технической информации.
В праздничные дни он надевал свой боевой генеральский мундир, на котором сияют два ордена Ленина, ордена Суворова II степени, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды и множество медалей — свидетельство его заслуг перед Родиной и народом.
А с тех пор, как Илья Михайлович увлекся историей авиации пограничных войск, он словно помолодел — с прежней энергией и настойчивостью работает в архивах, библиотеках, музеях, ведет большую переписку с ветеранами авиации и пограничных войск, с частями и училищами. Как и прежде, он ясно видит свою цель, полон творческих замыслов, жизнерадостен и трудолюбив. И кому же как не ему, свидетелю и участнику всех этапов развития авиации пограничных войск, писать её историю...
.
25 февраля 2003 года И.М. Чупров скончался на 96 году жизни. Похоронен в Москве.
.
.
Автор ряда книг («Авиация в охране границ», «Под крылом - граница», «Связь поколений», «История авиации Пограничных войск», «Во главе Пограничных войск»). Незадолго до смерти закончил книгу «Золотые звёзды соколов России», но при жизни выйти в свет ей было не суждено из-за отсутствия средств.
.
Награждён двумя орденами Ленина (19.10.1938), орденом Суворова II степени (21.09.1945), орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени (11.03.1985), двумя орденами Красной Звезды (03.11.1944), орденом Жукова (20.02.1997); многими медалями, в т.ч. "За отличие в охране государственной границы СССР", "За оборону Москвы".
Лауреат литературной премии ФПС РФ «Золотой венец границы» в номинации «Проза».
Уточнения и дополнения в биографию поступили от Михаила Музалевского 
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору