Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Савельев Василий Антонович

Выпускник 1938 года
Герой Советского Союза Дата указа: 01.05.1943 (медаль № 934)
.
  
.
Савельев Василий Антонович родился 29 декабря 1918 года в деревне Денисиха (Денесиха) Киселевской волости Старицкого уезда Тверской губернии РСФСР (ныне Старицкого района Тверской области) в семье рабочего. ПО национальности р
усский.
Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
В 1934 году переехал в Ленинград. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при заводе имени Карла Маркса.
Работал формовщиком, учился в аэроклубе.
.
В Красной Армии с 1937 по 1946 г.г., и с 1966 по 1975 г.г.
В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года, встретил войну на западной границе.
Боевое крещение получил составе 434-го истребительного авиационного полка, который за боевые заслуги приказом Народного комиссара обороны СССР И. В. Сталина от 22 ноября 1942 года № 374 был преобразован в 32-й гвардейский истребительный авиационный полк (впоследствии - Виленский орденов Ленина и Кутузова).
Летом 1942 г. на ЛаГГ-3 совершал по 5-7 боевых вылетов за день, ежедневно проводя по нескольку воздушных боев.
26 июля в составе семерки капитана И. Избинского он атаковал группу вражеских пикировщиков и лично сбил 2 Ю-87.
После переучивания на Як-7Б сражался под Сталинградом. Участник Сталинградской битвы, боёв на Курской дуге, в Белоруссии, Германии.
В наступательных боях на орловско-курском направлении В. А. Савельев провел сорок два воздушных боя, сбил три гитлеровских истребителя.
К марту 1943 года командир звена 32-го гвардейского истребительного авиационного полка ( 210-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт ) гвардии старший лейтенант В. А. Савельев выполнил 230 боевых вылетов, сбил 10 самолётов противника.
.
 
.
В марте его Як-1 был подбит в воздушном бою, и, перетянув на горящей машине на свою территорию, лётчик выбросился с парашютом.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Савельеву Василию Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
.
.
.
Летом участвовал в Курском сражении, в 1944 г. находился на 1-м Прибалтийском фронте. Летал на Ла-5, получил звание капитана.
.
.
В боях под Орлом уже на Ла-5 Савельев провёл 42 воздушных боя, сбил 3 немецких истребителя.
В 1944 году командовал авиационой эскадрильей. Командир авиационной эскадрильи 32-го гвардейского истребительного авиационного Виленского орденов Ленина и Кутузова полка гвардии капитан Савельев В. А. за годы войны совершил четыреста семьдесят успешных боевых вылетов, провёл три десятка штурмовок, сбил лично двадцать один и в группе шесть самолётов противника.
Принимал активное участие в освобождении Белоруссии Прибалтики, и в битве за Берлин.
.
В 1945 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава.
Демобилизовался в 1946 году, а в 1966 году был вновь призван в ряды Вооружённых Сил СССР.
.
С 1975 года гвардии полковник В. А. Савельев в запасе.
.
.
Жил в Ленинграде. Работал в Главном архитектурно - планировочном управление Ленгорисполкома.
.
Награждён орденом Ленина (01.05.1943), тремя орденами Красного Знамени (10.12.1941; 23.10.1942; 14.10.1944), двумя орденами Отечественной войны I степени (09.10.1943, 06.04.1985), медалями «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За взятие Берлина» (09.06.1945) и другими.
.
Василий Антонович умер 13 мая 1985 года. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга (30-й восточный участок).
.
***
.
Войну Василий Савельев встретил на западной границе. Несколько позднее, в составе 434-го истребительного авиаполка, участвовал в боях на Сталинградском направлении. Летом 1942 года на ЛаГГ-3 он совершал по 5-7 боевых вылетов за день, ежедневно проводя по нескольку воздушных боёв. На всю жизнь запомнились ему жаркие июльские дни 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.
Степь палила зноем. Жгло яркое солнце. В раскалённом воздухе аэродрома весь день и даже ночью рокотали моторы. Пахло гарью, мазутом. Лётчики спали по 3 - 4 часа. Одни самолёты поднимались в воздух, другие шли на посадку. Переправы на Дону у города Калача переполнены войсками. Наши части отходили. Немецкое командование бросало сюда одну воздушную армаду за другой. Авиация противника преобладала в небе. Советским лётчикам приходилось вступать в бои одному с 5-6 вражескими самолётами, а иногда и с большими силами. Об одной из таких схваток Василий Савельев и вспоминает:
"Это было 26 июля. Наша группа из 7 самолётов под командованием капитана Избинского вылетела к Дону. Солнце только всходило, но на переправе было уже оживлённо. Вдали, на западе, мы увидели множество немецких бомбардировщиков. Они шли к Дону тремя колоннами, по 18 машин каждая, с интервалами в 600-800 метров. Наш ведущий, командовавший всего 7-ю истребителями, принял решение - атаковать всей группой, плотным строем сверху в лоб. Мы взяли максимальную скорость, чтобы встретить врага дальше от переправы. Первой атакой по первой колонне мы сразу подожгли 4 бомбардировщика. Остальные, сбросив бомбы в степи, поспешно разворачивались и уходили назад, что сильно морально подействовало на идущие сзади другие колонны. Не сбавляя скорости, мы врезались во вторую колонну и сбили ещё 4 самолёта, а третья колонна не досчиталась 3-х машин. За этот вылет я сбил двух бомбардировщиков.
В этот день наш полк 7 раз поднимался в воздух, и каждый вылет сопровождался воздушными боями. Противник потерял при этом 34 самолёта, а мы - лишь 1 подбитый истребитель"
.
Таких дней у старшего лейтенанта В.А. Савельева было много. Начав войну в июне 1941 года, под Сталинград прибыл уже опытным воздушным бойцом. За тот памятный бой у переправы он был награждён уже вторым орденом Красного Знамени. Очень быстро Василий Антонович выдвинулся в число сильнейших лётчиков полка. Он отличался упорством, высокими бойцовскими качествами, не отказывался от разумного риска в бою. После переучивания на Як-7Б сражался в небе Сталинграда.
.
 В бою - Як-7Б
.
В небе над Волгой лётчики 434-го истребительного авиаполка (ставшего вскоре 32-м гвардейским) каждодневно умножали славу своей части меткими ударами по врагу. К концу 1942 года, например, капитан И.И. Избинский уничтожил 15 самолётов противника, старший лейтенант А.Г. Котов - 14, старший лейтенант М.А. Гарам - 12, старшие лейтенанты А.И. Хользунов и В.А. Савельев - по 9 самолётов.
В январе 1943 года Василий Савельев пролетел над своим Старицким районом. Сердце сжалось от боли и нежности. Вот и родная Денисиха. Он сделал над ней круг, увидел людей и сбросил им вымпел с запиской. Вскоре в эскадрилье получили районную газету. Земляки желали Васе Савельеву и его товарищам крепко бить врага, а сами обещали работать без устали для фронта. Это тёплое отеческое напутствие потом не раз придавало ему силы в минуты тяжёлых испытаний. И позднее, бывая в родных краях, ветеран войны неизменно вспоминал своё короткое свидание с этим краем в военную годину...
.
Зимой 1943 года на Калининском фронте гвардии старший лейтенант В.А. Савельев одержал свою очередную победу и за 230 боевых вылетов, 10 сбитых самолётов противника был представлен к званию Героя Советского Союза.
В начале марта 1943 года, после перегруппировки войск и подхода свежих сил, войска Северо-Западного фронта возобновили наступление с целью прорвать неприятельскую оборону и очистить левый берег реки Ловать с последующим развитием наступления в западном направлении. Противник, опираясь на хорошо подготовленную оборону, оказывал упорное сопротивление. Авиация обеих сторон активно использовала погожие дни для прикрытия и поддержки своих войск.
5 марта лётчики 32-го гвиап, участвуя в напряжённых воздушных боях, сбили несколько самолётов противника.
Так, сопровождая штурмовики в составе группы из 6 Як-1, командир звена гвардии старший лейтенант В.А. Савельев в районе цели заметил группу Ме-109, пытавшихся атаковать "Илы". Используя преимущество в высоте, "Яковлевы" атаковали врага. Смелость и меткость огня оказались решающими. Василий Савельев сбил одного "Мессера", другого зажёг гвардии лейтенант М.П. Лепин, третьего - гвардии младший лейтенант С.Ф. Вишняков. Уцелевшие Ме-109 ушли на свою территорию.
.
 Истребитель Як-1Б
.
12 июля 1942 года Василий Савельев сбил ещё два вражеских самолёта. А вскоре, в одном из последующих боёв, его "Як" был подбит, и лётчик, кое-как дотянув горящую машину до своей территории, выпрыгнул на парашюте.
Летом 1943 года, летая уже на Ла-5, Василий Савельев в боях под Орлом провёл 42 воздушных боя, сбил лично 3 немецких истребителя. Он сражался над Великими Луками, на Курской дуге, в Белоруссии, над Тильзитом и Ригой, участвовал в битве за Берлин.
В начале 1944 года гвардии капитан В.А. Савельев командовал уже одной из эскадрилий 63-го гвардейского истребительного авиационного полка.
К началу летнего наступления советских войск 1944 года общая стратегическая обстановка для немецко-фашистской Германии ещё более ухудшилась. К началу операции 3-го Брянского фронта 3-я Гвардейская Брянская истребительная авиационная дивизия полностью сосредоточилась на аэродромах "Изубры" и, после изучения и облёта района боевых действий, готова была к выполнению боевых действий.
24 июня войска 3-го Белорусского фронта перешли в наступление и на Оршанском направлении. Этот день принёс новый успех лётчикам 63-го гвиап. Прикрывая свои наземные войска в районе Орехи, Голяши, Остров - Орьев, 4 Ла-5 под командованием Героя Советского Союза гвардии майора В.А. Савельева в районе прикрытия встретили 4 Ме-109 и 4 FW-190. Завязался воздушный бой, длившийся 20 минут, в результате которого было сбито 5 самолётов врага (4 Ме-109 и 1 FW-190). Один из "Мессеров" записал на свой боевой счёт Василий Савельев. Наши потери составили 1 самолёт (его пилот выбросился на парашюте).
.
 
.
Войну гвардии майор В.А. Савельев закончил в небе Германии.
Всего выполнил 470 успешных боевых вылетов, провёл 30 штурмовок. В воздушных боях уничтожил 21 самолёт противника лично и 6 - в группе с товарищами.
.
Вскоре после войны, в 1946 году, Василий Антонович демобилизовался. Но в 1966 году был вновь призван в ряды Советской армии. В 1975 году вышел в запас в звании полковник. Жил и работал в Ленинграде.
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору