Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Леонов Сергей Никитович

Выпускник 1940 года
.
.
Леонов Сергей Никитович родился 3 июня 1917 года в д. Бутырки Луговской волости Богородицкого уезда Тульской губернии (ныне Воловского района Тульской области РФ).
.
В рядах Красной Армии с 17.12.1938, призван Истринским РВК Московской области, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939. Обучался в 7-й лётной группе инструктора младшего лейтенанта Махонина 2-й эскадрильи капитана Боровского Г.С.
28.11.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова по второму разряду с присвоением воинского звания младший лейтенант и, предположительно, оставлен в ней инструктором-лётчиком (приказ НКО СССР № 05269).
В дальнейшем служил в Армавирской ВАШП. Сведений о назначении на должности не найдено.
.
Из истории Армавирской лётной школы
С 1937 года в Армавире работала парашютная школа и аэроклуб, а также базировалась школа младших авиаспециалистов и резервный истребительный авиаполк ВВС Северо-Кавказского ВО. Начало функционирования "Школы лётчиков-истребителей" было положено 01.12.1940. Приказом № 1 по школе было определено: "С 1 декабря 1940 года считать школу существующей." Комплектование учебного заведения лётно-техническим и преподавательским составом велось за счёт кадров Остафьевской, Батайской, Херсонской, Борисоглебской, Конотопской и других авиационных школ. Переменный состав, курсанты первого набора поступали из Московского, Орловского, Брянского, Орджоникидзевского, Полтавского аэроклубов «Осоавиахима» и 214-й воздушно-десантной бригады. Для обучения подбирались юноши, прошедшие в 1939-1940 годах первоначальную лётную подготовку на самолётах По-2, имеющие возраст не старше 23 лет и образование не ниже семи классов средней школы.
Первые самолёты (И-16, УТИ-4, УТ-2, По-2) и необходимое аэродромное оборудование были получены из Армавирского резервного авиаполка и Борисоглебской авиашколы.
В январе 1941 года школе присвоено наименование Армавирская военная авиационная школа пилотов. В ней были сформированы 4 эскадрильи.
23.02.1941 в торжественной обстановке были приведены к принятию военной присяги все курсанты, красноармейцы и младшие командиры, не принявшие её ранее.
Полёты курсантов первого курса начались в апреле 1941 года. Лётная программа предусматривала самостоятельный налёт каждого курсанта в объёме 12 часов на самолёте УТ-2 и 25 часов на самолётах УТИ-4 и И-16. Перед школой была поставлена задача в течении шести месяцев обучать и готовить для страны лётчиков-истребителей.
Чтобы реально обеспечить выполнение государственного плана подготовки лётных кадров вместо обычной двухотрядной структуры подразделений была избрана трехотрядная. В отряде было по 60 курсантов, в учебной группе по 5-6 и более человек. Полёты проводились посменно со стартовым временем в 12-14 часов. Это давало возможность более полно использовать инструкторский состав и начальный самолётный парк.
В мае 1941 года из Конотопской авиашколы (бывшей Одесской) в Армавир были передислоцированы три учебные эскадрильи со своим лётно-техническим составом, курсантами и материальной частью (самолёты И-15бис, УТ-2, По-2). В связи с этим Армавирская ВАШП была переведена на штат семиэскадрильный.
К июню 1941 года учебное заведение насчитывало уже более 1400 курсантов и около 290 самолётов типа И-16, И-15, УТИ-4, УТ-2, По-2. Однако самолётов было крайне недостаточно.
Серьезную трудность в организации учебного процесса представляла собой неразвитость аэродромной сети. По состоянию на 01.02.1941 школа располагала лишь четырьмя аэродромами: Армавирским, Бароновским, Новокубанским, Советским. Переход на штат семи эскадрилий потребовал ускоренного создания дополнительной аэродромной сети. Строили аэродромы собственными силами при отсутствии специализированной строительной техники. Большую помощь в создании аэродромов оказали местные партийные, советские и хозяйственные органы, предприятия, колхозы, местное население. Только в Армавире в расширении авиагородка и аэродрома ежедневно участвовало свыше двух тысяч горожан. За короткое время для обеспечения работы авиашколы были созданы 21 аэродромная площадка. Подразделения школы рассредоточились вокруг города в радиусе до 80 километров. Основными пунктами их размещения кроме Армавира были станицы Советская, Бесскорбная, Новоалексеевская, Константиновская, Курганская, Лабинская.
По плану первый выпуск курсантов был намечен на 23.08.1941, а школа уже 25 июля произвела первый пуск 227 лейтенантов, подготовленных на самолёте И-16.
В ноябре 1941 года из лётно-технического состава и материальной части Армавирской ВАШП были сформированы и отправлены в действующую армию два боевых полка.
29.04.1942 согласно приказа командующего ВВС Северо-Кавказского ВО в школе был сформирован полк из двух эскадрилий на самолётах Як-1. Полку была поставлена задача: не прекращая учебных полётов с курсантами, быть постоянно готовым к отражению налётов вражеской авиации.
В июне 1942 года сформированы: один полк на Як-1, другой на Як-7. Весной и летом 1942 года школой было подготовлено и выпущено 782 лётчика-истребителя, из них на Як-1 — 386 человек, на И-16  — 396.
В сентябре 1942 года школа была перебазирована в Фергану, Учкуган, Андижан, Наманган. В 1943 году возобновилась лётная подготовка на самолётах Як-1, Як-7б, УТИ-4, УТ-2. Несмотря на все сложности учебного процесса коллектив авиашколы в 1943 году сумел обучить на самолётах Як-7б и выпустить 384 лётчика-истребителя.
Летом 1945 года школа вернулась на прежнее место в Армавир. К этому времени было подготовлено лётчиков-истребителей на самолете Як-9 53 человека, на переходном самолёте УТ-2 обучен 461 курсант.
16 лётчиков-выпускников Армавирской ВАШП за боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза.

.
30 июля 1960 года майор Леонов Сергей Никитович уволен в запас.
.
Награждён орденом Красной Звезды (18.08.1945), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За боевые заслуги» (13.06.1952) и другими.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Информационная поддержка от Пширкова Сергея Юлиановича
Карта сайта Написать Администратору