Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Молчанов-Скорман Артём Григорьевич

Выпускник 1940 года
Инструктор-лётчик Борисоглебской ВАШ с ноября 1940 по январь 1942
.
.
Молчанов-Скорман Артём Григорьевич родился 1 июля 1915 года в г. Москве Московской губернии Российской империи (ныне Московской области, столица Российской Федерации). По национальности русский. Социальное положение и происхождение - рабочий из рабочих.
Член ВЛКСМ с 1938, кандидат в члены ВКП(б) с 1940 года.
В 1930 году окончил 7 групп средней школы в г. Москве, затем Московский авиатехникум.  Женат.
.
В 1938 году окончил Коктебельскую школу ОСОАВИАХИМа СССР, профессия - инструктор-лётчик.
Летал на планерах, имел в кругу «парителей» имя и популярность. Международная авиационная федерация ФАИ — отметила Молчанова особой грамотой, за первое в мире исполнение обратной петли на планере.
В 1939 году приказом НКО СССР № 97/з присвоено воинское звание младший лейтенант запаса. Состоял на учёте в Куйбышевском РВК г. Москвы по ВУС № 1 командный состав ВВС и проживал по адресу ул. Покровка д. 29 кв.20.
.
В рядах Красной Армии с декабря 1939 года, призван Куйбышевским РВК г. Москвы, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1940.
.
.
Обучался в 11-й лётной группе инструктора лейтенанта Самарина 5-й эскадрильи майора Галушко.
28.11.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова по первому разряду с присвоением воинского звания лейтенант и оставлен в ней инструктором-лётчиком (приказ НКО СССР № 05269).
01.01.1942 назначен командиром звена 24-го истребительного авиационного полка.
.
Участник Великой Отечественной войны с 06.01.1942 в составе 24-го иап ВВС 7-й отдельной армии Северо-Западного фронта (по данным наградного листа). Летал на самолёте ЛаГГ-3.
На 08.05.1942  - лейтенант, командир 2-й эскадрильи 24-го иап 2-й ударной авиагруппы Ставки ВГК ВВС Северо-Западного фронта лейтенант Молчанов А.Г. выполнил 63 боевых вылета с налётом 55 часов 38 минут, в 23 воздушных боях сбил лично 8 самолётов противника и 3 в составе группы. Общий налёт — 828 часов, 3.136 полётов (по данным наградного листа).
За время боевых действий выполнил около 80 боевых вылетов в воздушных боях сбил лично 8 самолётов противника и 5 в составе группы. Был трижды ранен — 03.02.1942 (в руку и ногу), 30.03.1942 и 25.04.1942.
.
Список воздушных побед:
29.03.1942 - 1 Ме-115 Великое Село — Рамушево
30.03.1942 - 1 Ю-88 Борск — Заозерье
05.04.1942 - 1 Ме-109 зап. Черенчицы
05.04.1942 - 1/3 Ме-110  зап. Давыдово
14.04.1942 - 1 Ю-87 Козлово — Залучье — Великое Село
14.04.1942 - 1 Ю-88 Рамушево
16.04.1942 - 1/4 ФВ-189 сев.-зап. Рамушево
16.04.1942 - 1 Ме-109 Козлово
16.04.1942 - 1 Ю-88 юж. Старая Русса
25.04.1942 - 1 Ме-109 Дубки — Пола
12.05.1942 - 1/2 Ю-88 Замленье
15.05.1942 - 1/2 Ю-52 Фёдоровка
17.05.1942 - 1/3 Ю-52 Фёдоровка
.
Летал на ЛаГГ-3.
.
 ЛаГГ-3
.
16 мая 1942 года командир эскадрильи 24-го иап старший лейтенант Молчанов-Скорман Артём Григорьевич на самолёте ЛаГГ-3 не вернулся с боевого задания, числился пропавшим без вести.
Был исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом ГУФУ № 0794/пр. от 26.09.1942.
В действительности, погиб в воздушном бою и был захоронен в д. Лука Залучкского района Ленинградской области (изменение внесено приказом ГУК № 26 от 29.05.1975).
.
Награждён орденом Ленина (23.06.1942), орденом Красного Знамени (29.04.1942).
Увековечен в печатной Книге Памяти г. Москвы том 9/М-О.
.
Мать Сапожникова Вера Аркадьевна проживала в г. Москва-64 по адресу ул. Чернышевского д. 29 кв. 20.
Жена Ивочкина Евдокия Никифоровна проживала в г. Новосибирск п/о 26 ст. Обь корпус № 1 кв. 31.
***
.
Любовь моя, самолёты
Маркуша Анатолий Маркович
Глава пятая. Дитя компромисса
.
...А начался для меня И-16 полётом на спарке УТИ-4. Эта учебно-тренировочная машина была тем же «ишачком», только со встроенной второй кабиной для инструктора. Инструктора звали Артём Григорьевич Молчанов. Прежде чем стать военным лётчиком, он успел изрядно полетать на планерах, имел в кругу парителей, что называется, имя и популярность. ФАИ — Международная авиационная федерация — отметила Молчанова особой грамотой за первое в мире исполнение обратной петли на планере.
Позже, когда я стал заниматься литературой, один из первых опубликованных рассказов я посвятил Артёму Молчанову. Рассказ невелик, позволю повторить его здесь:
...Вы говорите, настоящий лётчик никогда не бывает доволен собой. Это правильная мысль, очень правильная. Вот Артём Молчанов, например, увидел пилотаж Чкалова — заболел, получил, можно сказать, ранение в самое сердце. Поразило его не вообще мастерство великого лётчика — Молчанов и сам был сильным пилотом. Не удивили его ни чистота, ни высокий темп, ни своеобразие чкаловской работы, потрясла ничтожная высота, на которой Чкалов свободно и красиво управлял машиной. Выходя из пикирования, он пригибал траву воздушной струёй, в считанных метрах над стартовой дорожкой пролетал вверх колёсами, переворачивался, брал высоту и снова шёл на сближение с земным шаром.
Молчанов лишился покоя. Он был слишком опытен, чтобы пытаться повторить чкаловский рисунок, и слишком молод, чтобы не мечтать о нём.
Нет лётчика, который бы не боялся земли. Земля не прощает ошибок пилоту. На того, кто выполняет фигурный каскад в непосредственной близости отлетного поля, вполне распространяется солдатская пословица: «Сапёр ошибается только раз в жизни». Лётчик — тоже.
На высоте трёхсот-четырёхсот метров Артём пилотировал уверенно и эффектно, но спуститься ниже не позволял трезвый расчёт. Нужна была специальная тренировка. Но каким образом убедиться в точности своей работы, как до метра проверить себя? Этого Артём не знал.
Летал Молчанов много, по-истребительски энергично и дерзко. Искал в каждом полёте ответа, но не находил. А ответ был где-то рядом, протяни руку — бери... Однажды, разогнав машину, Молчанов крутой горкой полез вверх. Метнулась на подъём стрелка вариометра, на мгновение пропал горизонт, машину окутало мутно-белое месиво облаков. Но это случилось только на одно мгновение: продолжая набирать высоту, истребитель легко вырвался навстречу солнцу. Артём оглянулся и ахнул. Вот она, «условная земля»! Ровное поле пушистых белых облаков лежало под ним. Пропадающее с высотой ощущение скорости полёта с особой силой захватило Молчанова. Косая тень истребителя стремительно перемещалась по облачной равнине.
Не раздумывая, начал Молчанов пилотаж и сразу убедился, как правильно сделал, начав его именно здесь, над облачным полем, а не над жёсткой планетой: на первой же фигуре машина зарылась в облака. Снова и снова пытался Молчанов повторить чкаловский пилотаж. Но напрасно. То, что удавалось Чкалову, для Молчанова каждый раз заканчивалось «катастрофой».
На аэродром он вернулся расстроенный, сказал друзьям:
— Сегодня я шесть раз был покойником. Условно, правда, но всё равно обидно. Главное, не пойму, в чём дело, в чём секрет, где собака зарыта?
В ответ на такое необычное сообщение товарищи не преминули окрестить Артёма «условным покойником». Прозвище — как репей, не сразу отстанет. Прошёл июль, август был уже на исходе. При каждой возможности «условный покойник» летал за облака. Тренировался Молчанов упрямо и настойчиво. Не сразу над облаками начинал он теперь пилотаж. Брал заведомо увеличенное превышение, а потом постепенно сокращал его, сбрасывал метр за метром. Он приучал себя к малым высотам. Друзья не забывали его первой неудачи, с сомнением относились к заоблачным тренировкам, при случае посмеивались:
— Ещё жив? Смотри, «условный», не обидь Чкалова!
А Молчанов продолжал летать. Чем дольше он тренировался, тем меньше слышал насмешек. Упорство всегда покоряет. В дни, когда небо было особенно ясным, когда отсутствовала «условная земля», Артём нервничал. Он ждал своего часа, готовился к нему. И этот час пришёл. Молчановская машина пронеслась над лётным полем. Высота — метр. Уверенно, от самой земли начал Артём пилотаж. Чёток и чист был этот пилотаж, крепка и уверенна истребительская хватка. Трава ложилась за крылом. Машина словно дразнила землю: «Врёшь, не возьмешь!» Пространства на ошибку не оставалось. Но ошибка была исключена. Артём выверил каждый вздох над «условной землёй».
Вот такой он был человек — Молчанов.
А время суровело невозможно быстро. Наркомом, по-нынешнему — министром обороны, назначили маршала Тимошенко. На свете немного людей, которых бы я ненавидел, и первым в этом списке числю Тимошенко — кавалериста, выползка из гражданской войны. Тупой солдафон, заняв главный армейский пост, он объявил форменное гонение на авиацию. Пилотаж?! Какой ещё пилотаж?! Глупость и озорство. Отменить. Как — совсем? Без пилотажа нельзя! Тогда ограничить! И кормёжку ограничить... подумаешь, лётчики! Разъелись! Строевой им прибавить! В противогазах тренировать! И никаких привилегий! Синюю форму — содрать! И почему все лётчики офицеры? Разврат. Выпускать сержантами. Ну и что — обещаны кубари?! Обойдутся. Я наведу порядок! Я научу вас свободу любить!..
Вы, наверное, обратили внимание — прямую речь даю без кавычек. Приведённый текст, понятно, не подлинный, я реконструировал его, основываясь на приказах, пользуясь цитатами, что запестрели в ту пору на плакатах, изображавших «любимого наркома»…
И в это самое мракобесное время, когда усилиями Тимошенко и его подпевал авиация была загнана в угол, лейтенант Молчанов летал с нами, желторотыми, за облака и там, вдали от начальства, показывал, на что способен И-16. Больше того, он учил: делай, как я! В жизни улыбка и слёзы — рядом: вспоминаю с теплотой и умилением Артёма, а следом накатывает волна горчайшая...
На западе шли настоящие воздушные бои, газеты задыхались от восторга, описывая молодецкие русские тараны, будто не понимали — всю авиацию противника одной удалью не переколотить, а мы, вчерашние ученики Артёма Молчанова, играли в войну...
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Информационная поддержка от Пширкова Сергея Юлиановича
Карта сайта Написать Администратору