Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Щербатюк Михаил Максимович

Выпускник 1936 года (курсы командиров звеньев)
.
  
.
Щербатюк Михаил Максимович родился 6 ноября 1905 года в с. Лука Лучанской волости Брацлавского уезда Подольской губернии Российской империи (ныне Винницкого района Винницкой области Украины).
В 1927 году окончил школу-семилетку в с. Лука.
.
В рядах Красной Армии с 01.11.1927, призван Брацлавским РВК Подольской губернии Украинской ССР и направлен в школу младшего командного состава при отдельной роте связи 96 стрелкового полка.
В ноябре 1928 года назначен командиром отделения, а в ноябре 1929 года - заведующим складом.  
В октябре 1930 года зачислен курсантом Киевских объединенных курсов связи.
В сентябре 1931 года назначен командиром взвода отдельной роты связи 14 стрелкового корпуса, а в марта 1933 года – помощником командира роты отдельного батальона связи 15-го стрелкового корпуса.
В январе 1935 года зачислен слушателем 2-й Краснознамённой военной школы лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР (курсы командиров звеньев) в г. Борисоглебске.
.
.
По окончании школы в декабре 1936 года присвоено воинское звание старший лейтенант.
.
.
.
17.12.1936 назначен командиром звена 6-й легкой бомбардировочной авиаэскадрильи, которая 13.08.1938 преобразована в 6-й скоростной бомбардировочный авиационный полк.
29.04.1939 присвоено воинское звание капитан.
06.05.1941 назначен заместителем командира эскадрильи.
.
Участник Великой Отечественной войны.
С 29.09.1941 капитан Щербатюк М.М. служил в 40 «А» скоростном бомбардировочном авиаполку, который  25.09.1941 переименован в 511 ближнебомбардировочный авиационный полк (скоростной бап).
В именных списках 603 ббап есть запись о выбытии 14.01.1942 из части капитана Щербатюк М.М.
.
Боевой путь 511 бап
12 сентября 1941 года в г. Новочеркасске был сформирован 40 пикирующий (скоростной) бомбардировочный авиаполк. Командир полка майор Бабанов Анатолий Александрович, военный комиссар полка батальонный комиссар Дроздов Виктор Григорьевич, начальник штаба майор Халюк Роман Алексеевич.
Личный состав на формирование прибывал - одна эскадрилья в полном составе из 6 скоростного бомбардировочного авиаполка (2-я авиаэскадрилья (аэ) командир эскадрильи капитан Шикторов Петр Сергеевич), другая эскадрилья (1 аэ), управление и штаб полка из 18 запасного авиаполка.
25 сентября полк закончил формирование и был переименован в 511 скоростной бомбардировочный авиаполк. С 26 сентября по 2 октября перебазировался на аэродром Ногинск, где был укомплектован самолётами Пе-3.  С 10 октября полк включён в особую группу генерал-лейтенанта авиации Петрова - резерв ставки Верховного Командования.
1 ноября 1941 г. полк вошёл в состав 10 смешанной авиадивизии, имея в своем составе самолёты Пе-3: 19 исправных и 2 неисправных. Дислокация - аэродром Ногинск.
5 ноября для подготовки к участию в воздушном параде в честь 24-й годовщины Великого Октября 11 экипажей полка перебазировались на аэродром Монино.
7 ноября в 02:45 получено указание и схема построения частей на воздушном параде. В 03:20 с лётным составом полка задание было проработано. К 06:00 личный состав был готов к участию в параде. По метеусловиям (из-за сплошного снегопада) воздушный парад был отменён.
9 ноября экипажи вернулись в Ногинск.
13 ноября. Состав полка - 20 исправных самолётов Пе-3, 1 неисправный.
14 ноября полк проводил тренировочные полёты, бомбометание со средних высот и стрельбу на полигоне.
15 ноября 1-я авиаэскадрилья (аэ) занималась командирской учёбой, 2 аэ дежурила на аэродроме.
16 ноября 1 аэ - дежурство по аэродрому, 2 аэ - командирская учёба. Техсостав - стрельба из личного оружия.
17 ноября полк имел задачу ведения воздушной разведки, из-за низкой облачности полёты не производились.
18 ноября по метеусловиям вылеты не производились.
С 19 по 24 ноября полк находился в готовности № 2.
25 ноября выполнено 17 тренировочных вылетов с бомбометанием на полигоне. В составе самолёты Пе-3: 19 исправных и 2 неисправных.
26 ноября полк находился в готовности № 2.
27 ноября самолёты полка с 13:00 до 16:00 вылетали на уничтожение танков и мотомеханических войск противника в районах Солнечногорск, Каменка, Рогачево. Не вернулись 3 самолёта. Зенитным огнём сбит один самолёт, который загорелся и упал на территории противника, экипаж погиб. Экипаж: пилот младший лейтенант Мартусенко Павел Афанасьевич, стрелок-бомбардир лейтенант  Коваленко Александр Стефанович. Два самолёта произвели вынужденную посадку. Самолёт сержанта Радина вернулся с сожжённым мотором, имея 12 пулевых пробоин. Лётчик и штурман ранены. В полку 15 исправных самолётов, 2 неисправных.
28 ноября самолёты полка с 09:30 до 16:30 выполнили 3 полковылета на уничтожение войск противника в районах Давыдково, Солнечногорск, Толстиково. В результате огня зенитных средств и истребительной авиации противника сбито два самолёта Пе-3, самолёты упали и сгорели на территории противника. Погиб командир 2 аэ капитан Шикторов Петр Сергеевич. Еще 3 самолёта с задания не вернулись, место посадки и состояние экипажей неизвестны. В строю 10 самолётов, неисправных - 3.
29 ноября из-за плохих метеоусловий выполнено 2 вылета на разведку погоды. Один из самолётов, не вернувшихся с задания 27 ноября, выполнил вынужденную посадку в районе Димитров, из-за угрозы захвата противником был сожжён. Из навернувшихся 28 ноября один самолёт вернулся самостоятельно. Экипаж невредим, самолёт требует ремонта.
30 ноября полк уничтожил до 7 танков и до 30 автомашин, потерь не имел. В полку 9 исправных Пе-3 и 6 неисправных.
1 декабря полк находился в готовности № 2. В полку 12 исправных Пе-3 и 3 неисправных.
2 декабря полк выполнил 33 самолётовылета. Бомбардировщики ходили группами по 5-6 самолётов, бомбардировали с высоты 1500-2300 метров. В полку 13 исправных Пе-3 и 2 неисправных (один из которых на центральном аэродроме г. Москва).
3 декабря полк находился в готовности № 2.
4 декабря полк выполнил 34 самолётовылета. Уничтожено до 7 танков и до 50 автомашин с пехотой. Впервые были применены РРАБ-3 (ротативно-рассеивающие авиабомбы).
Не вернувшийся 28 ноября экипаж - сержант Сычев Федор Игнатьевич, старшина Крючков находится на излечении, самолёт сожжён.
5 декабря задача выполнена частично из-за плохих метеоусловий. Полк выполнил 10 самолётовылетов. Экипаж старший сержант Джагаев Шалико Рожденович и лейтенант Тростьянский Михаил Федорович выполнили вынужденную посадку.
6 декабря —  24 вылета. Потерь нет. Самолётов Пе-3 исправных 9, неисправных 5.
7 декабря — 12 вылетов. Самолётов Пе-3 исправных 10, неисправных 4.
С 8 по 12 декабря из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности № 2. Самолётов Пе-3 исправных 11, неисправных 3.
13 декабря - 7 самолётовылетов. 3 самолёта вернулись из-за неисправности матчасти.
14 декабря - 21 самолётовылет. В 11:42 5 самолётов Пе-3 атакованы четвёркой Хенкелей, атака была отбита. Потерь нет.
15 декабря - 22 самолётовылета. В 15:05 шестёрка Пе-3 атакована парой Ме-109 (Мессершмитт). Атака отбита. Самолётов Пе-3 исправных 12, неисправных 2.
16 и 17 декабря из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности № 2.
18 декабря из-за неблагоприятных метеоусловий выполнен 1 самолётовылет. По колонне мотомехвойск с высоты 200 м сброшены бомбы.
19 декабря выполнен 1 вылет. Самолёт вынужден был выполнить дозаправку на аэродроме Химки. В полёте самолёт обледенел, кромка льда до 10 мм.
20 декабря выполнено 3 разведывательных вылета с бомбометанием.
21, 22, 23 декабря из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности № 2.
24 декабря - 12 самолётовылетов. Самолётов Пе-3 исправных 13, неисправных 1.
25 декабря вылетевший на разведку Пе-3 вернулся из-за плохой видимости.
26 декабря из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности № 2. Получен приказ о перебазировании на аэродром Хомяково (под Тулой).
27 и 28 декабря из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности № 2.
29 декабря выполнен 1 боевой самолётовылет и 5 на испытание бомб.
30 декабря произведено 2 самолётовылета на разведку.
31 декабря - 1 самолётовылет на разведку.
1 января - 2 самолётовылета на разведку.
2 января - 3 самолётовылета на разведку.
3 января 2 самолёта Пе-3 перелетели на аэродром Мясново (Тула). В 18:00 при прогреве моторов один мотор загорелся. Пламя перекинулось на плоскость. Техсостав пытался потушить пламя. Когда начали рваться боеприпасы, техсостав оставил самолёт. Последовали взрывы бомб. Самолёт сгорел.
4 января - 2 самолётовылета на разведку с бомбометанием. Самолётов Пе-3 исправных 13, неисправных 0.
5 января 11 самолётов Пе-3 перелетели на аэродром Мясново (Тула). Самолётов Пе-3 исправных 10, неисправных 3.
6 января - 1 самолётовылет на разведку в район Медынь-Юхнов, из-за плохой видимости самолёт вернулся.
7 января - 1 самолётовылет на разведку, из-за плохой видимости самолёт вернулся.
8 января - 6 боевых самолётовылетов. Один Пе-3 при возвращении из-за неисправностей выполнил вынужденную посадку на аэродроме в районе Калуги.
9 января - 19 самолётовылетов. Не вернулся с боевого задания экипаж младший лейтенант Джагаев Шалико Рожденович и старший лейтенант Тростьянский Михаил Федорович. Самолётов Пе-3 исправных 9, неисправных 3.
10 января из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности № 2. Самолётов Пе-3 исправных 10, неисправных 2.
11 января - 7 боевых самолётовылетов.
12 января выполнено 10 боевых и 2 разведывательных вылета. В 10:30 самолёт младшего лейтенанта Яковлева вернулся на свой аэродром по причине срыва капота. В 13:05 немецкий самолёт U-88 (Юнкерс) бомбил железнодорожную станцию Тула, по нему был открыт огонь зенитной артиллерии. В это время с боевого задания возвращалось звено капитана Костюченко Павла Васильевича, и при развороте на посадку попало в зону зенитного огня. При втором заходе самолёт младшего лейтенанта Радина на высоте 20 м развернулся, задел провода и потерпел аварию. Лётчик умер от ран, штурман направлен в госпиталь. Капитан Костюченко из-за отказа обоих моторов выполнил вынужденную посадку «на живот». Самолётов Пе-3 исправных 8, неисправных 3.
13 января - 12 самолётовылетов. Один Пе-3 вернулся из-за отказа мотора, второй при возвращении с боевого задания из-за отказа правого мотора выполнил вынужденную посадку, в результате сломана правая нога и погнут винт левого мотора. Самолёт, находившийся после вынужденной посадки на аэродроме Грабцево, сожжён авиацией противника. Самолётов Пе-3 исправных 6, неисправных 4.
14 января из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности № 2.
15 января - 7 самолётовылетов, 3 из них в период с 09:30 по 13:30, все самолёты вернулись не выполнив задания; 4 вылета в период с 15:15 до 16:30, 3 самолёта вернулись, один пробился к шоссе Рославль-Юхнов, сбросив бомбы и уничтожив 2 танка.
16 января - 10 самолётовылетов. С боевого задания не вернулись экипажи командира звена младшего лейтенанта Леткова Владимира Ксенофонтовича, штурман лейтенант Штилюк Николай Сергеевич и младшего лейтенанта Сычёва, штурман младший лейтенант Ковальков Алексей Александрович. Выполняя задание, экипаж Сычева выполнил два захода на аэродром противника, уничтожив бомбами два самолёта U-88, огнём пулемётов подожжены несколько Ме-109 (из-за дыма от возникших пожаров, количество установить не удалось). Самолётов Пе-3 исправных 4, неисправных 4.
17 января - 3 самолётовылета на разведку, все самолёты вернулись из-за плохой видимости. Не вернувшиеся с задания 16 января самолёты находятся: первый - аэродром Едец, самолёт поврежден, экипаж невредим. Второй - на южном аэродроме Плавск, самолёт поврежден, экипаж невредим. Самолётов Пе-3 исправных 4, неисправных 6.
18 января - выполнено 2 боевых и 2 разведывательных вылета. Получен приказ о перебазировании на аэродром Корекозево.
19, 20, 21 января из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности № 2.
22 января получен приказ - личному составу выбыть в запасной полк, матчасть самолётов сдать в 54 пикирующий бомбардировочный авиаполк. Полк перешёл в распоряжение командующего ВВС Западного фронта генерал-майора авиации Худякова для ведения воздушной разведки.
На 1 февраля в составе полка 11 экипажей, самолётов Пе-3 исправных 6, неисправных 2. Базирование - аэродром Кубинка.
9 февраля полк приступил к выполнению разведывательных полётов.
14 февраля 1942 г. не вернулся с боевого задания экипаж командир 2 аэ капитан Щербатюк Михаил Максимович, начальник связи полка капитан Семёнов Иван Николаевич.

.
.
 Пе-3
.
14 февраля 1942 года командир 2-й эскадрильи 511 бап 10 сад Западного фронта капитан Щербатюк Михаил Максимович на самолёте Пе-3 (в составе экипажа начальник связи полка капитан Семёнов Иван Николаевич) не вернулся с боевого задания, пропал без вести.
20.02.1942 вышел приказ № 0193 Западного фронта о присвоении Щербатюку М.М. воинского звания майор.
Исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом ГУФУ войск КА № 0749/пр. от 10.09.1942.
.
Награждён орденом Красного Знамени (20.01.1942).
.
Жена Щербатюк (Павленко) Прасковья Ивановна проживала в д. Старые Казанчи Аскинского района Башкирской АССР (по другим данным - д. Аскино Аскинского района Башкирской АССР по адресу ул. Октябрьская дом 62).
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору