Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Яценко Фёдор Александрович

Выпускник 1940 года
.
.
Яценко Фёдор Александрович родился 10 июля 1919 года в с. Топоры Топоровской волости Сквирского уезда Киевской губернии Украинской ССР (ныне Ружинского района Житомирской области Украины). По национальности укранец.
Член ВКП(б).
.
В рядах Красной Армии с декабря 1939 года, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1940.
.
.
Обучался в 14-й лётной группе инструктора лейтенанта Костыгина И.М. 5-й эскадрильи капитана Мельникова И.С.
08.08.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и, предположительно, назначен младшим лётчиком 36-го иап ВВС Закавказского ВО в г. Баку Азербайджанской ССР (приказ НКО СССР № 03691).
.
Участник Великой Отечественной войны с января по май 1942 года в составе 50-го иап 135 иад ВВС Крымского фронта, с июля по август 1942 года — 440-го иап 268 иад 8-й ВА Сталинградского фронта (по данным наградного листа).
В дальнейшем воевал в качестве лётчика звена связи: с октября 1942 по март 1943 года в составе Управления 1-й ВА Западного фронта, с марта по июль 1943 года — Управления 6 иак ПВО (по данным наградного листа).
18.07.1943 лётчик звена связи управления 6 иак ПВО лейтенант Яценко Ф.А. представлен к награде.
.

.
С августа 1943 года воевал в составе 192-го иап 279 иад 16-й ВА (с августа 1944 — 5 -й ВА) на Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах.
За время войны выполнил 45 боевых вылетов, в 16 воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника и 3 в составе группы. Летал на самолётах МиГ-3, ЛаГГ-3, У-2, Ла-5.
Известные победы:
31.07.1942 - 1 Ме-109
01.08.1942 - 1 Ме-109 в паре
02.08.1942 - 1 Ме-110 в группе
02.08.1942 - 1 Ме-109
03.08.1942 - 1 Ме-110 в группе
08.08.1942 - 1 Ме-109
.
После окончания войны продолжал служить в рядах ВС СССР.
5 июля 1946 года лейтенант Яценко Федор Александрович уволен в запас.
После увольнения из армии работал пилотом в Полярной авиации Главсевморпути (Главное управление Северного морского пути).
.
1 ноября 1948 года второй пилот самолёта Ли-2 Яценко Федор Александрович погиб в авиационной катастрофе.
.
Награждён орденом Отечественной войны I степени (19.07.1943), медалями «За оборону Сталинграда» (24.06.1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
***
.
Катастрофа Ли-2 Чукотской аваигруппы Полярной авиации близ а/п Мыс Косистый
.
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 ноября 1948 г.
Время: 21:40
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, 16 км восточнее а/п Мыс Косистый
Тип ВС: Ли-2
.

.
Регистрация ВС: СССР-Н494
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Полярная Авиация Главсевморпути
Описание:
Экипаж произвёл взлёт в а/п Кресты Колымские 31 октября в 05:05 мск и в 09:55 произвёл посадку в а/п Усть-Янск (запланированной посадки в Чокурдахе не было из-за плохой погоды). Самолёт был полностью разгружен и дозаправлен. При пробе моторов на земле была обнаружена течь масла из маслорадиатора правого мотора, что задержало вылет самолёта, назначенный на 15:00 того же дня. Днём 1 ноября радиатор был отремонтирован и испытан на самолёте при пробе мотора на всех режимах в течение 1 часа 10 минут. Убедившись в исправности матчасти и получив прогноз погоды и согласие а/п Мыс Косистый на приём, начальник аэропорта выпустил самолёт без загрузки. Экипаж произвел взлёт в 12:57 мск 1 ноября. Ночной полёт протекал нормально на эшелоне 2 100 м. В 16:50, через 13 минут после пролёта реки Анабар, с борта самолёта в а/п Мыс Косистый было получено сообщение: «У нас барахлит правый мотор, падает давление масла». В 17:30 бортрадист передал: «Следи, около Вас, подходим, будем садиться на вынужденную от Вас 30 км». Кроме этого, он требовал непрерывного нажатия ключом. Последняя связь с бортом состоялась в 17:40. В дальнейшем экипаж на вызовы не отвечал.
Самолёт был обнаружен 17 ноября на льду бухты Кожевникова в 16 км восточнее а/п Мыс Косистый полузатопленным на 2/3 фюзеляжа и вмёрзшим в лёд. Тела 4-х членов экипажа были выброшены из самолёта, тело пятого было обнаружено в самолёте. Тело 2-го бортмеханика не найдено и, вероятно, находилось в затопленной части самолёта.
Сведения о воздушном судне
Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н494
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 1843012
Сведения о рейсе
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Полярная Авиация Главсевморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Янск
Пункт назначения Мыс Косистый
Начальный пункт маршрута Кресты Колымские
Конечный пункт маршрута Мыс Косистый
Подробные сведения.
Описание выявленных причин АП Комиссия установила:
1) Основываясь на сведениях, полученных с борта о падении давления масла и плохой работе мотора, а также учитывая, что на самолёте установлены моторы АШ-62ИР 11-й серии, имеющие конструктивный недостаток в системе суфлирования мотора и дренажирования маслобаков, правый мотор вышел из строя по причине отказа грибка суфлёра мотора и замерзания дренажной трубки маслобака, что привело к потере масла из маслосистемы через уплотнения вакуумпомпы или же в результате разрыва маслобака. Подобные явления имели место ранее при работе моторов указанной серии при низких температурах.
2) С потерей масла из маслосистемы через 3 часа 53 минуты полёта и выходом из строя правого мотора экипаж не мог перевести винт во флюгерное положение. Дальнейший полёт протекал с потерей высоты до расчетной.
3) При потере высоты начиная с 2000 м самолёт вошел в сплошную облачность 9-10 баллов, где подвергся обледенению. Это обстоятельство исключило возможность горизонтального полёта и в дальнейшем обледеневший самолёт шёл со снижением, которое продолжалось и при выходе из облачности на высоте около 300 м.
4) Тёмная ночь, позёмка (ветер 5 м/с) и обледенение стёкол пилотской кабины создавало дополнительные трудности при вынужденной посадке с ухудшившимися аэродинамическими качествами обледеневшего самолёта. Вследствие этого командир корабля не смог точно определить высоту выравнивания и на высоком выдерживании в ожидании касания земли самолёт потерял скорость, перешёл на нос, и с углом 30-40° и с МК=245° ударился об лёд и разрушился.
Выводы комиссии, расследовавшей АП. Основными причинами катастрофы являются:
1) Конструктивный недостаток мотора, вызвавший закупорку суфлирования мотора и дренажения маслобака, что привело к потере масла и отказу в работе правого мотора.
2) Усложненные условия полёта и посадки после отказа мотора:
а) увеличившееся лобовое сопротивление от незафлюгированного винта;
б) обледенение при пробивании толстого слоя облачности;
в) плохое, возможно, полное отсутствие видимости земли при производстве вынужденной посадки ночью.
3) Неудовлетворительная организация лётной работы в Чукотской авиагруппе, выражающаяся в отсутствии контроля за подготовкой экипажей и матчасти к полётам. Выпуск в рейс экипажей без плана полёта, расчётов на полёт и без проверки загрузки и заправки самолётов. Вылет из Усть-Янска ночью без плана полёта и без обязательного 2-х часового аэронавигационного запаса горючего следует рассматривать как стремление экипажа быстрее закончить выполнение задания и вернуться на базу в Кресты Колымские к празднику 7 ноября.
Сведения об экипаже:
командир корабля Журавлёв Павел Фёдорович
второй пилот Яценко Фёдор Александрович
штурман Ерохин Николай Иванович
бортрадист Кузнецов Георгий Викторович
1-ый бортмеханик Забавнов Алексей Николаевич
2-ой бортмеханик Благовестный Фёдор Ильич
.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Информационная поддержка от Пширкова Сергея Юлиановича
Карта сайта Написать Администратору