Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Ануфриев Пётр Андреевич

Выпускник 1940 года
Лётчик-испытатель
.
.
Ануфриев Пётр Андреевич родился 28 июня 1921 года в с. Борки Рязанского уезда Рязанской губернии РСФСР (ныне посёлок в черте г. Рязань Рязанской области РФ). По национальности русский.
Беспартийный.
.
В рядах Красной Армии с января 1939 года, призван Ростокинским РВК г. Москвы (по другим данным Борисоглебским РВК Воронежской области), поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939.
.
.
20.04.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 116-го истребительного авиационного полка ВВС Среднеазиатского ВО в г. Сталинабад Таджикской ССР (приказ НКО СССР № 01904).
В УПК есть запись о прохождении обучения на ПАУШ ВВС (Полтавские военные авиационные курсы усовершенствования штурманов ВВС Красной Армии).
В дальнейшем служил и воевал в составе 157-го истребительного авиационного полка. Сведений о назначении на должности не найдено.
.
Участник Великой Отечественной войны с мая 1943 года в составе 157 иап 273 иад 6 иак 16-й ВА Центрального фронта (по данным наградного листа).
5 июля 1943 года лётчик 157-го иап лейтенант Ануфриев П.А. не вернулся с боевого задания, сбит в районе ст. Поныри Курской области. Выпрыгнул с парашютом, получил тяжёлое ранение в области нижней трети правого бедра с повреждением кости и осколочное ранение обеих рук и левой ноги. Направлен на лечение в госпиталь г. Уфы Башкирской АССР.
09.10.1943 выбыл из госпиталя ЭГ 3738 и затем уволен в запас.
Мать Ануфриева Евдокия Ивановна проживала в г. Москве по адресу Ярославское шоссе д. 75 кв. 2.
В дальнейшем восстановился на лётной работе.
.
С 194? года — лётчик-испытатель НИИ № 1 Министерства авиационной промышленности.
08.06.1948 лётчик-испытатель НИИ № 1 Ануфриев П.А. представлен к награде.
.

.
С 1955 года на лётно-испытательной работе на авиазаводе № 21 им. С. Орджоникидзе в г. Горьком. В 1957 году участвовал в испытаниях самолёта Е-2А.
08.02.1960 Ануфриев П.А. поднял в небо первый серийный МиГ-21Ф.
С 1960 года на лётно-испытательной работе в ОКБ М.Л. Миля.
.
30 мая 1961 года лётчик-испытатель Ануфриев Пётр Андреевич погиб в авиационной катастрофе на вертолёте Ми-10 (в составе экипажа второй лётчик В.П. Михайлюк, штурман-радист С.И. Клепиков, борттехник Ш.М. Аруин, техник А.А. Мысловский).
Похоронен на Преображенском кладбище г. Москвы. Жена Ануфриева Зоя Семёновна (1918-1992) захоронена там же.
.
***
.
Полёты по программе заводских испытаний Ми-10 выполняли лётчики Г.В. Алферов и Б.В. Земсков. В сентябре 1961 года они установили абсолютный мировой рекорд (для того времени) подъёма на вертолёте максимальным груза весом 15103 кг на высоту 2000 метров.
Предъявление «Летающего крана» Ми-10 на государственные испытания задержалось из-за печальных обстоятельств.
В 1961 г. при перелёте вертолета Ми-10 из Казани на подмосковный аэродром, в районе города Сасово, прибор контроля давления масла в главном редукторе начал показывать уменьшение давления. Командир экипажа лётчик-испытатель П.А. Ануфриев решил посадить вертолёт для осмотра силовой установки. Выбрать площадку для посадки оказалось не так просто. Кругом лесные массивы, а в промежутках между ними населённые пункты. Наконец, удалось найти как будто бы подходящее место - лужайку за окраиной деревни.
По мере приближения к предполагаемому месту посадки лётчик заметил, что лужайка неровная, с уклоном к примыкавшему к ней болоту.
Подведя вертолёт к лужайке и зависнув над ней, но окончательно не приземляя его, так, что он находился во «взвешенном» состоянии при вращающемся несущем винте, Петр Ануфриев дал команду штурману-радисту Семёну Клепикову сойти и осмотреть площадку.
Клепиков убедился, что левые передняя и основная стойки шасси опираются на зыбкую болотистую почву и окончательное полное приземление вертолета грозит опрокидыванием его в сторону болота. Сложив руки крестом, штурман показал командиру, что посадка на этой площадке невозможна, и поднялся на борт вертолёта.
Взлетели и, едва перелетев над насыпью, пролегавшей поперёк пути вертолёта, увидели, что давление масла упало до нуля. Впереди неровное поле, засеянное рожью. Приземлившись с порядочной горизонтальной скоростью, «летающий кран» по инерции пробежал 300-400 метров до встретившегося на пути небольшого бугорка, теряя на пробеге детали разрушившейся силовой установки, опрокинулся и загорелся. Какие-то неведомые силы выбросили Клепикова из кабины и он, получив незначительные травмы, оказался на ржаном поле в десяти-пятнадцати метрах от горящего вертолёта. Начавшийся пожар не получил большого распространения и постепенно угасал.
Механизаторам близлежащего совхоза, работавшим в поле недалеко от места падения вертолёта, удалось вытащить из-под обломков тела погибших второго лётчика В.П. Михайлюка, борттехника Ш.М. Аруина, техника А.А. Мысловского и подававшего признаки жизни командира экипажа П.А. Ануфриева.
На редкость оперативно сработала телефонная связь. Меньше через час о катастрофе стало известно М.Л. Милю и находившемуся на аэродроме вертолётного ОКБ инженеру НИИ ВВС Загордану. Быстро был снаряжен самолёт Ли-2, на борту которого заняли места военный представитель в ОКБ Г.П. Чернышев, М.Л. Миль и А.М. Загордан. Ли-2 доставил их на аэродром Чучково, а оттуда вертолётом Ми-4, пилотируемым одним из опытнейших вертолётчиков Ф.Ф. Прокопенко, они добрались до места катастрофы Ми-10.
В расследовании катастрофы Ми-10 показания пребывавшего в сознании члена экипажа С.И. Клепикова значительно облегчили эту задачу. Его рассказ, подробный осмотр места катастрофы позволили восстановить картину этого тяжёлого лётного происшествия и с достаточной достоверностью определить его причину. Казалось бы устраненные недостатки силовой установки, которые проявились на вертолете Ми-6, вновь дали знать о себе. Катастрофа произошла из–за поломки привода маслонасоса в главном редукторе.
Прибывшие на место катастрофы вертолётчики на ночь разместились в районной больнице, куда был доставлен тяжелораненый Ануфриев, в надежде, что его ранение не окажется смертельным, и от него, может быть, удастся уточнить некоторые обстоятельства катастрофы. Но эти надежды не оправдались. Пётр Андреевич Ануфриев всю ночь бредил, произносил какие-то несвязные слова, а к утру скончался.
Подробный анализ обстоятельств катастрофы позволил наметить пути повышения надёжности силовой установки Ми-6 и Ми-10. Приводы маслонасосов пришлось усилить и заменить как на опытных Ми-10, так и на всех Ми-6. Для этого понадобилось немало времени и государственные испытания «Летающего крана» удалось начать лишь в 1964 году.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Информационная поддержка от Пширкова Сергея Юлиановича
Карта сайта Написать Администратору