Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Гепалов Иван Афанасьевич

Выпускник 1938 года
.
 
.
Гепалов Иван Афанасьевич родился 25 апреля 1918 года в с. Белые Пены ныне Беловского района Курской области РФ в крестьянской семье. По национальности русский. Отец Гепалов Афанасий Фёдорович, мать Гепалова Наталья Николаевна.
Член ВКП(б) с 1939 года.
.
В Красной Армии с 25.12.1937, призван Дзержинским РВК г. Ленинграда. Поступил в военную школу лётчиков.
.
.
В 1938 году окончил Борисоглебскую ВШЛ.
.
 
.
Известные места службы: 52 армия, 513 истребительный авиационный полк, 38 истребительный авиационный полк, 73 смешанная авиационная дивизия.
.
Участник советско-финской войны с декабря 1939 по март 1940 года. За мужество и отвагу, проявленные в боях с финской белогвардейщиной младший лейтенант Гепалов Иван Афанасьевич награждён орденом Красного Знамени.
.
.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
За успешное выполнение боевых заданий 12.01.1942 представлен к награждению орденом Красного Знамени. 23.05.1942 награждён орденом Ленина (посмертно).
.
.
Заместитель командира эскадрильи 513 иап 52 армии Ленинградского фронта лейтенант Гепалов Иван Афанасьевич погиб 16 февраля 1942 года - сбит в воздушном бою.
Захоронен на ст. Малая Вишера Ленинградской области.
.
.
Награждён орденом Красного Знамени (21.03.1940), орденом Ленина (23.05.1942, посмертно).
Увековечен в Печатной Книге памяти. Курская область. Том 1 стр. 240.
***
.
...Очень много в установлении судьбы летчика И.Г. Гепалова и его родственников сделал ветеран 14–й Воздушной армии А.А. Тепляков. Однажды ему пришло письмо от ветерана 513–го авиаполка капитана в отставке бывшего механика И.М. Сологуба.
В своем письме И.М. Сологуб писал так: «...Лейтенант Гепалов был любимцем полка. Прекрасный человек, отличный лётчик. Стройный, среднего роста, всегда подтянутый, энергичный, ловкий, лёгкий в движениях. В любых условиях умел сохранять спокойствие и ясный рассудок, обладал неисчерпаемым чувством юмора, мог нащупать тропинку к сердцу человека. Он был своим человеком в кругу и лётчиков, и технического состава. В свободное время его всегда можно было встретить на стоянке самолётов своего звена. Сюда тянулись техники и механики также из других звеньев. Каждому хотелось послушать, что творится на передовой и за ней. Его патриотизм, чувство войскового товарищества, готовность поддержать, одобрить характеризует такой эпизод, который не забыт однополчанами спустя многие годы. В нём весь Гепалов И.А.
Однажды он возвращался с разведки ближнего тыла противника. Передний край лейтенант Гепалов пересекал над посёлком Краснофарфорный. В этом районе противостоящие войска разделяла река Волхов, замёрзшая, заснеженная, едва угадываемая по берегам. Гепалов заметил, что сильным огнём немцы прижали наши наступающие войска на льду реки. Он решил выручить пехоту и сделал заход вдоль позиции немцев, открыв огонь со всех стволов своего «Лага», вызвав замешательство у противника. Наши солдаты воспрянули духом от неожиданной, но весьма кстати подоспевшей подмоги, поднялись в атаку и выбили фашистов из Краснофарфорного. Командование стрелковой дивизии, наступавшей на этом участке, выразило нашему полку благодарность за своевременную поддержку атаки с воздуха».

Из этого же письма М.И. Сологуба стали известны обстоятельства гибели И.А. Гепалова:
«16 февраля 1942 года со стороны солнца внезапно к аэродрому подлетела четвёрка «мессеров»(Ме-109) и начала штурмовать аэродром. В это же время большая группа бомбардировщиков «Ю–87» пролетела в направлении железнодорожной станции Малая Вишера. Штурмующие истребители противника пытались блокировать аэродром и не допустить взлёта наших истребителей. Тем самым дать возможность группе своих бомбардировщиков безпомех штурмовать железнодорожную станцию.
В таких условиях очень сложно взлетель с аэродрома, самолёт на взлете – лёгкая мишень для противника. Но лейтенант И.А. Гепалов невзирая на смертельную опасность, сумел первым взлететь на своем «ЛаГГ– 3» огнём штурмующих «Ме–109» и сразу завязал неравный бой с «мессерами».
Это дало возможность звену наших самолётов «ЛаГГ–3» подняться на перехват бомбардировщиков, которые увидев приблежающиеся истребители разлетелись в разные стороны, беспорядочно сбрасывая бомбы мимо цели.
Бой над аэродромом продолжался. Лейтенант Гепалов, продолжал своими умелыми действиями «связывать» противника, подбив один самолёт. Подбитый «Ме–109» оставляя за собой шлейф чёрного дыма, стал уходить с поля боя. Но силы были не равны. На помощь Гепалову уже взлетел командир эскадрильи капитан Верещагин. Но в это момент самолёты противника успевают подбить самолёт И.А.Гепалова, который упал в лес недалеко от аэродрома.
Так ценой своей жизни Иван Афанасьевич Гепалов сорвал операцию противника»
.
Самолёт «ЛаГГ–3» № 3121 760 с М-105П № 115-953 врезался в землю в районе станции Красненка и разбился, лётчик погиб.
Похоронили И.А. Гепалова на кладбище лётчиков города Малая Вишера.
.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Карта сайта Написать Администратору