Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Становов Алексей Степанович

Выпускник 1939 года
.
.
Становов Алексей Степанович родился 9 августа 1919 года в г. Москве Московской губернии РСФСР (ныне Московской области, столица Российской Федерации). По национальности русский. Социальное положение и происхождение – служащий из крестьян. Проживал по адресу улица Горького, Ново-Васильевский переулок д. 5 кв. 5.
В 1934 году окончил 7 классов школы, в 1936 —  театральный техникум в г. Москве. Профессия — актёр.
Член ВЛКСМ с 1936 года. Холост.
.
В рядах Красной Армии с 25.12.1938, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939.
05.11.1939 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков им. В.П. Чкалова по первому разряду с присвоением воинского звания лейтенант и назначен младшим лётчиком 12-го запасного авиаполка ВВС Калининского ВО (приказ НКО СССР № 04606).
01.07.1940 назначен младшим летчиком 89 иап ВВС Киевского особого ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 89 иап 14 сад ВВС Киевского особого ВО/Юго-Западного фронта.
.
Из истории 89 иап
89-й истребительный авиационный полк сформирован 22 марта 1940 года в Киевском особом ВО на аэродроме Овруч Житомирской области. Имел 4-х эскадрильный состав, вооружен новейшими истребителями И-16 последней 28-й серии с двумя пушками ШВАК, двумя пулемётами ШКАС и установками РС под плоскостями. Осенью 1940 года перелетел в г. Луцк. В поле, в 5 км от Луцка, полк стал строить новый аэродром (ангары, склады, землянки и т.д.). Он находился всего в 38 км от демаркационной линии с Германией. Полк интенсивно готовился к боевым действиям, летали много и даже начали осваивать ночные полёты. Весной 1941 года перелетел в летние лагеря, на полевой аэродром в местечко Колки (севернее г. Луцка). Входил в состав 14 сад. Лётчики осваивали слепые полёты (с закрытой кабиной), полёты на больших высотах, интенсивно велись воздушные бои. Перед самой войной одна из эскадрилий полка получила на вооружение новые истребители ЛаГГ-3.
22.06.1941 в 3 часа ночи в полку была объявлена боевая тревога. Лётчики и техники начали готовить самолёты к вылету. Около 4-х часов утра аэродром базирования подвергся бомбежке вражеской авиации (6 бомбардировщиков He-111). В результате налёта было ранено около 10 человек личного состава и сгорел 1 самолёт. В первые часы войны полк полностью сохранил боеспособность. В течение дня лётчики летали на боевые задания. В одном из вылетов сопровождали девятку бомбардировщиков СБ летавших на бомбардировку г. Хельм. В течение дня аэродром Колки ещё два раза подвергался бомбежке вражеской авиацией, однако полк больших потерь не понёс. К вечеру был получен приказ перебазироваться на свой аэродром в г. Луцк.
С 23 по 26.06.1941 полк вёл активные боевые действия с аэродрома Луцка, прикрывал город и наземные войска. За эти дни понёс значительные потери как в личном составе, так и в материальной части.
27.06.1941 перелетел на аэродром под Ровно, откуда летал на боевые задания в течение трёх дней. Затем на аэродром Федоровка под г. Новгород-Волынский, где базировался еще в течение четырёх дней. После этого перелетел на аэродром Скоморохи под г. Житомир. Через два дня после перебазирования на аэродром Скоморохи полк получил новую задачу: оставшимся самолётам перелететь на аэродром Володькова-Девица под г. Нежин, туда же прибыть и наземному составу. Прибыв к месту назначения получили приказ: - лётчикам, не имевшим самолётов, убыть в Москву; - техникам, не имевшим самолётов, убыть в станицу Крымская на Кубань вместе со штабом полка; - оставшимся самолётам перелететь на аэродром под г. Переяславль (ныне Переяславль-Хмельницкий). Туда же приказано убыть и заместителю начальника штаба полка Звереву.
На новом месте полк вошёл в состав 15 сад. Начались действия остатков полка по обороне Киева. Был образован сводный полк, в который входили остатки всех полков, воевавших в первые дни войны на приграничных фронтах. В него вошли: 10-15 самолётов И-16 от 89 иап, 3-5 самолётов И-153 от 62 шап, а в основном были самолёты И-15 от 66 шап. Командиром полка был назначен полковник А.И. Сидоренко (бывший командир 23 иап), военным комиссаром - батальонный комиссар Панченко, начальником штаба - капитан Зверев из 89 иап. Полк помогал обороне Киева наземными войсками в основном со стороны юга. Лётчики выполняли по 7 - 9 боевых вылетов в день. Ответственную задачу решал полк по прикрытию Каневского моста через р. Днепр.
После Переяславля полк вёл боевые действия с аэродрома Чернобай (под Винницей). Последний аэродром, откуда полк летал на штурмовку войск противника, наступающих на Киев, а также на прикрытие мостов через р. Днепр и своих наземных войск - аэродром Хорол.
10.08.1941 вошёл в состав 15 сад. Перевооружен самолётами ЛаГГ-3.
В сентябре 1941 года полк был расформирован.
.
 ЛаГГ-3
.
17 августа 1941 года младший лётчик 89 иап лейтенант Становов Алексей Степанович погиб при катастрофе самолёта ЛаГГ-3.
Обстоятельства гибели: В 12:30 на аэродром Гребенка совершили налёт 3 Ме-109. Ранено 6 человек техсостава 48 бап и 3 человека из 89 иап. Один СБ получил пробоины в маслосистеме. Младший лейтенант Становов на самолёте ЛаГГ-3 вылетел на перехват. При развороте самолёт вошёл в штопор и врезался в землю. Самолёт разбит, лётчик погиб.
.
Захоронен в с. Ворошиловка Полтавской области Украинской ССР.
Исключён из списков Красной Армии как погибший приказом ГУФУ войск КА № 0156/пог. от 09.05.1942.
Увековечен в печатной Книге Памяти г. Москвы том 17.
.
На момент гибели лётчика имелись сведения о его сестре, Станововой Дарье Степановне.
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору