Warning: extract() expects parameter 1 to be array, null given in /home/bvvaulr/public_html/read_articles.php on line 3
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В.П. Чкалова | bvvaul.ru
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

IV глава

                                                        Глава IV
.
                                                            Белое движение  
.
      Самую большую проблему в захвате большевиками власти в 1917 году составляла действующая армия, вооруженная, пока еще организованная и имеющая 3-х летний опыт участия в войне. С задачей развала старой армии большевики справились. К 1918 году как таковой линии фронта уже не существовало. Первые контрреволюционные военные формирования в ноябре 1917 г. были  организованы генералами М. В. Алексеевым и А. И. Деникиным в Новочеркасске. На Румынском фронте, с которым Алексеев и Деникин установили связь, командование приняло решение о формировании Бригады добровольцев, желающих вступить в отряд Алексеева. Однако, проявив малодушие, высшие командиры Румынского фронта отказались от задуманного, испугавшись действительных и надуманных трудностей. Тогда командир 14-ой пехотной дивизии полковник Дроздовский М. Г. нашел в себе силы и мужество преодолеть всеобщее равнодушие и бросил по фронту клич: «Я иду – кто со мной?» Со всего Румынского фронта в 1-ю национальную бригаду русских добровольцев, которую формировал М. Г. Дроздовский, поступило всего 800 человек, решившихся до конца исполнить долг перед Родиной, и лучше умереть, чем жить в оплеванной и поруганной революционным безумием России.
       Штаб Румынского фронта находился в Яссах. Формально им командовал король Фердинанд I румынский. В действительности главой фронта был русский генерал Дмитрий Григорьевич Щербачев, официально занимающий должность главкома армиями на румынском фронте. Именно туда и прибыл поручик Лойко по вызову начальника авиации фронта. Получив предложение вступить в 1-ю Бригаду Русских Добровольцев, Иван сначала дал согласие. Позднее он так описывал эти события: «По прибытии в расположение штаба авиации фронта, мне было предложено записаться в Дроздовский полк, который там формировался для борьбы с большевиками. Вначале я записался, а затем, узнав, что можно демобилизоваться, я демобилизовался».
.
     Все объяснялось, очевидно, тем, что вступающие в 1-ю Бригаду Добровольцев давали подписку о службе в Бригаде не менее 6 месяцев. Поняв, что с авиацией ему придется расстаться и может быть навсегда, Иван не стал давать подписку и в начале 1918 года выехал в Одессу, в которой тогда была установлена власть Центральной Рады. А Дроздовский полк 26 февраля выступил в поход на Дон, где должен был соединиться с Добровольческой армией. Так как Румынский, как и Юго-Западный, фронт подчинялся Гетману Украинской державы, настроенному явно дружелюбно к немецкому командованию, Иван принял решение пробираться на юг России.
      Иван добрался до Одессы, где встретил своего бывшего командира авиадивизиона, который предложил ему место заместителя начальника авиации Украинской державы, которая «украинизировала» материальную часть авиации Юго-Западного и Румынского фронта. Это была хоть какая-то надежда сесть снова за штурвал самолета. Тем более что ему намекнули на то, что возможен перелет на Дон.
       Противостояние новой власти казалось поначалу совершенно безнадежным делом. Одного энтузиазма его инициаторов, без финансирования и материальной базы, было недостаточно для создания серьезной организации. Дерзкий и решительный генерал Корнилов Л. Г., талантливый штабист генерал Алексеев М. В. и его бывший начальник штаба генерал Деникин А. И. были выходцами из армейского офицерства, своими способностями и старанием достигшие высоких генеральских должностей. Каждый из них  самостоятельно пробрался на казачий Дон к атаману Войска Донского Каледину. В первую Мировую войну Алексей Максимович Каледин командовал кавалерийской дивизией в составе 8-й Армии генерала Брусилова. Приняв от Брусилова командование 8-й Армией, он во время Брусиловского прорыва наголову разбил 4-ю австрийскую Армию. Его авторитет был настолько велик, что после революции он единодушно был избран атаманом. Каледин радушно принял генералов без армии, но тут же попросил их уехать с Дона, чтобы не дать повода новой власти обвинить руководство Донского казачества в организации контрреволюции. В конце ноября 1917 года разложившиеся отряды черноморских матросов и спешно созданные отряды Красной Гвардии захватили власть в Ростове. В начальный период антибольшевистской борьбы, несмотря на все усилия своих генералов-вождей, казачество держало нейтралитет. Попытка наиболее яркого противника большевизма на Дону, А. М. Каледина, поднять казаков на борьбу за свои вековые "вольности" потерпела провал именно в силу их нежелания участвовать в гражданской войне. Калединский приказ о выступлении на Ростов был проигнорирован. Атаман, понимая, что установление советской власти в Ростове не остановит ее продвижение на Дон, попросил помощи у генерала Алексеева. Отряд Алексеева в 500 штыков  оказался единственным боеспособным подразделением, сохранившим дисциплину. Алексеев решительно отдал приказ о выступлении на Ростов. К его отряду по ходу присоединились добровольцы из числа офицеров запаса, чиновников, кадетов и юнкеров. Бои за Ростов длились почти неделю. Ожесточение наступающих и обороняющих сторон дошло до того, что обе стороны пленных не брали. 2-го декабря 1917 г. большевики были выбиты из города. 6-го декабря в Ростов прибыл Корнилов. Алексеев вызвал с Кубани Деникина и других генералов, а из Москвы на Дон потянулись представители либеральной общественности, бывшие министры и члены Государственной думы. Началось строительство Белой армии.                            
      А казачий Дон все еще пытался сохранить свою автономию. Казаки заявили о непризнании большевиков, но последние в это же время вели успешную агитационную работу в казачьих полках. И только испытав зимой и весной 1918 года на себе политику уничтожения казачества, они стали активными участниками контрреволюционного движения. В то же время казачество постоянно сохраняло свою автономию и от белых правительств. Таким образом, казачий Дон боролся на два фронта: против большевиков и белых, оберегая свою казачью вольницу и не признавая  общегосударственных интересов. Каледин, предчувствуя приближающуюся смуту, приказал 10-му казачьему полку разогнать собиравшийся пробольшевистский казачий съезд, но полк отказался выполнить приказ Каледина, и примкнул к делегатам съезда. Каледин вновь попросил помощи у Корнилова и Алексеева укрепить гарнизон Новочеркасска белыми частями. Но генералы посчитали просьбу Каледина эгоистичной и даже отозвали приданный Новочеркасску офицерский батальон, что и было сделано. В тот же день после совещания представителей Добровольческой армии и правительства Дона атаман Каледин выстрелил себе в сердце. Но самоубийство атамана побудило  казаков перейти к действиям. Избранный Малым казачьим Кругом новый атаман Назаров отдал приказ о мобилизации казаков и формировании новых казачьих частей. В спешном порядке созданные части были брошены против наступающих красных частей. Наступление красных было приостановлено. Казаки посчитали победу окончательной и разошлись по станицам. Наблюдая за действиями казаков, за их беспечностью, Корнилов все более  укреплялся в решении уходить с Дона на Кубань. Он предложил атаману Назарову присоединиться к добровольцам и оставить город. Назаров посчитал, что большевики не станут трогать законно избранного атамана. Вошедшие 12 февраля в Новочеркасск части красных первым делом арестовали законно избранного атамана и всех делегатов казачьего Круга, которых без суда и следствия расстреляли. Из окруженного Ростова генералы Корнилов и Алексеев вывели менее половины Добровольческой армии. Тяжело заболевшего генерала Деникина везли в одной из телег. Этот поход получил название первого «ледового похода».
 .
      В апреле 1918 г. в районе Новочеркасска началось формирование Донской армии. Большое внимание в ней уделялось организации инженерной службы и, особенно, зарождающейся донской авиации. Предусматривалось иметь в составе строевых частей 4 авиационных дивизиона в военное время. Для решения проблемы комплектации Донской армии власти отказались от чисто казачьих частей, имея намерения привлечь на свою сторону иногородних, и пошли на приравнивание их с казаками в правах. Из таких привлеченных, в основном, формировался летный состав  первых авиационных частей. Атаман Всевеликого войска Донского П. Н. Краснов установил тесный контакт с немецким командованием, чьи войска оккупировали почти всю Украину. С германским командованием был заключен договор на поставку аэропланов, оружия, боеприпасов и другого армейского имущества. Все поставки шли с Украины, где немцам достались громадные запасы Юго-Западного фронта Русской армии. Вывозом военного имущества со стороны Донской армии занимался военный летчик подполковник Антонов, бывший командир 3-го авиадивизиона. В мае 1918 г был создан первый авиационный отряд из одного неисправного самолета, а к ноябрю авиация Донского войска состояла из 2-х авиационных отрядов и одного самолетного парка. Возглавлял Донскую авиацию военный летчик полковник В. Г. Баранов.  К концу года  в авиации Донского войска было 56 самолетов, из которых исправных было 40 аппаратов. Вся авиационная техника была поставлена немецкой армией взамен на продукты питания. Таким образом, к концу 1918 г при помощи самих летчиков, всяческой правдой и неправдой большая часть авиационного имущества была переправлена на Дон.
.
      Там же оказался и Иван Лойко, который в августе 1918 года из Одессы прибыл в Киев. Под угрозой оккупации Киева немецкими войсками авиация Украинской державы разделилась на казачий авиаотряд, отбывший на Кубань, и Донскую авиацию, перелетевшую на 7-и самолетах в Екатеринодар. Отряд, направляющийся на Кубань, возглавил бывший командир 17-го КАО штабс-капитан Виктор Леонидович Покровский. Георгиевский кавалер и отличный военный летчик Покровский – командир добровольческого отряда  Кубанской авиации позднее за победу в бою у станции Эйнем Правительством Кубани будет произведен сразу в полковники, а затем и в генералы. Иван мог выбирать с кем оставаться, но выбрал более короткий путь на Дон, где формировалась армия под командованием генералов Корнилова, Алексеева, Деникина, так уважаемых им. Поэтому он принял предложение полковника Бржезовского – бывшего командира 20-го КАО.  На станции Миллерово полковник Бржезовский сформировал 4-й авиационный отряд Донской авиации. В его составе был и И. Лойко.
      В авиации войска Донского оказались известные  со времени  Мировой войны летчики: летчик-наблюдатель 26 КАО и 7-го авиаотряда  прапорщик Гребнев В. Л.; командир 3-го авиадивизиона  поручик Антонов К. Н.; командир 3-го истребительного отряда есаул Зверев Ф. Т.; подпоручик 11-го КАО Качаловский, и другие военные летчики. В ноябре 1918 г. в расположении частей Донской армии приземлился на  самолете Владимир Стрижевский, который был призван на службу в РККА, как авиационный специалист, был назначен начальником 1-й Воронежской авиационной группы РККВВФ, но не захотел служить большевикам. К концу 1918 года в авиации войска Донского было 4 авиаотряда и передвижная авиационная мастерская.
.
      Иначе обстояло дело с организацией авиации у генералов Алексеева и Деникина.
.
      В Добровольческой армии военных летчиков было значительно больше, но отсутствие самолетов делало невостребованной их военную специальность. Рядовым артиллеристом служил в 1-й бригаде полковника Дроздовского командир 22-го КАО В. А. Андреянов.   Генерал-майор В. М. Ткачев в 1918 году был рядовым партизанского отряда на Кубани. В бою у станицы Тихорецкой белыми были взяты военные трофеи: 3 бронепоезда, около полусотни орудий, несколько бронеавтомобилей и оставшийся в степи, не успевший взлететь аэроплан, с которого началось формирование авиации армии Деникина. 5-й авиационный отряд Добровольческой армии был сформирован 1-го октября 1918 года из двух аэропланов. Организацию работ по формированию  авиации Добровольческой армии возглавили Ткачев В. М., Андреянов В. А. и Кравцевич И. И. Пользующиеся огромным авторитетом в среде военных летчиков, они сразу же получили предложения от большого количества их бывших военных коллег. Скоро в авиации Добровольческой армии уже находились: Нижевский Р. Л., Шебалин С. К., Качан П. Ф., Руднев Е. В., Байдак Л. И., Барановский, и другие. 
.
       «Пронемецкая» ориентация Донского правительства не могла не войти в противоречие с интересами Добровольческой армии, ориентированной на страны Антанты. В таких условиях о совместных действиях армий не могло быть и речи. Только в конце 1918 г. окончание 1-й Мировой войны и начавшаяся революция в Германии заставили немецкие войска покинуть свои позиции, с чем прекратилась активная помощь атаману Краснову. Страны Антанты на первом же совместном совещании подняли вопрос о создании единого командования всеми антибольшевистскими силами. Снабжение войска Донского союзниками по Антанте могло начаться только после подтверждения о достигнутом соглашении. Понимая безвыходность своего положения, Краснов вынужден был согласиться. 8-го января 1919 г. были созданы Вооруженные Силы Юга России (ВСЮР).
.
       Разрозненным отрядам авиации Кубани, Войска Донского и Добровольческой армии большевики, используя оставшиеся на самолетостроительных заводах запасы готовых и испытанных самолетов, а также все, что находилось в производстве на заводах Москвы, Петрограда и других заводах, срочно формировали авиацию РККА.
.
       К весне 1919 года в Красной армии было 12 истребительных авиаотрядов. На заводах Москвы и Петрограда развернулась работа по скорейшему выпуску самолетов, находившихся в незавершенном производстве, а также закончилась работа по выпуску самолетов Лебедь-XII., а самолётный парк 
К весне 1919 года в Красной армии было 12 истребительных авиаотрядов. На заводах Москвы и Петрограда развернулась работа по скорейшему выпуску самолетов, находившихся в незавершенном производстве, а также закончилась работа по выпуску самолетов Лебедь-XII., а самолётный парк Добровольческой армии к февралю 1919 г. состоял из 68 аэропланов. Несмотря на достигнутое соглашение между Главнокомандующим ВС ЮР и атаманом П. Н. Красновым, Донская армия, в том числе и её авиация, продолжала оставаться на положении союзной – иностранной. Главнокомандующему она подчинялась только в оперативном отношении, на её организацию, службу и быт влияние Деникина, возглавившего армию после смерти генерала Алексеева, не распространялось. В то же время, находясь в некотором подчинении, Донская авиация обеспечивалась авиационным имуществом и военным обмундированием со складов Добровольческой армии, в частности, в этом вопросе подчиняясь начальнику авиации ВСЮР генералу Кравцевичу. Главным источником снабжения были захваченные большевистские запасы, а также начавшийся в феврале 1919 г. подвоз английского снаряжения. Это, по словам Деникина, позволяло несколько пополнить боевой запас и ликвидировать недостатки в боевом снабжении. Управление начальника авиации Донской армии, используя эти возможности, открыло авиационную школу мотористов по подготовке кадров для обслуживания всех авиачастей, находящихся на территории Дона а также  создало кадровую авиабазу Донского авиационного парка, основное назначение которой было, приём и содержание на складах имущества, необходимого для авиачастей, обеспечение его текущего ремонта, а также контроль за ремонтом самолётов. Однако Донская авиация по-прежнему не участвовала в организации и становлении авиации ВСЮР. По приглашению генерала Ткачева поручик Лойко был откомандирован в авиацию ВСЮР. 
      В середине апреля Деникин начал наступление и выбил Красную армию из бассейна реки Донец. В боях участвовали 1-й и 2-й дивизионы по 3 авиационных отряда в каждом, а также 47-я эскадрилья английских ВВС под командованием Р. Коллишоу на самолетах DH-9. В составе 4-го авиационного отряда принимал участие в боевых действиях Иван Лойко. За успешно проведенные  воздушные разведки ему было присвоено звание капитана.
     В ответ на успешные действия авиации Деникина красные летчики Павлович, Лепляну и Жемчужный успешно провели бомбардировку города Новочеркасска. Несмотря на попытки Донской авиации отогнать самолеты с красными звездами и жесточайший обстрел артиллерией,  красные летчики благополучно возвратились на свой аэродром. За этот полет красные пилоты по личному указанию Ленина были награждены золотыми часами.
.
      В мае 1919 г. армия Деникина начала наступление на Украине, Кубани и в нижнем Поволжье. Иван Лойко  был направлен в 1-й авиационный отряд генерала Алексеева, а 19-го мая он вылетел на разведку, которую выполнил блестяще. Из наградного листа на капитана Лойко Ивана Александровича:
        «Ходатайствую о производстве в чин полковника, за то, что 19.05.1919 г., несмотря на сильную грозу и дождь, под сильным ружейным и пулеметным огнем противника, повредившим крыло самолета, выполнил воздушную разведку района станция Гремячая – станция Чилеково – хутор Дорчанов – хутор Чернявский, давшую ценные и исчерпывающие данные о противнике, в результате чего предпринятое наступление увенчалось полным успехом, и наши войска  вновь стали продвигаться вперед. При этом же полете капитан Лойко, снизившись на высоту 400 метров, атаковал бронепоезд противника у станции Гремячая, обстреливающий наши части, и метким огнем бомб и пулемета преследовал его до станции Чилеково. За время войны с Австро-Германией и большевиками выполнил до 500 часов боевых полетов, полтора года командовал 9-м авиационным отрядом истребителей, имел до 100 воздушных боев, в коих сбил 9 неприятельских аппаратов. Своей исключительно ревностной службой и личной храбростью и мужеством неоднократно приносил большие услуги и славу Русской Армии, пользу Родине и вполне заслуживает просимого».
«Это представление было утверждено мною в бытность мою командиром Кавказской авиационной группы и Командующим Кавказской Армией генералом Врангелем, но, очевидно, в дороге было утеряно. Вновь ходатайствую о производстве военного летчика капитана Лойко в чин подполковника, с переименованием, согласно приказа Главнокомандующего № 1950, в полковники со старшинством с 19.05.1919 г.»
                            Начальник Авиации ВСЮР: военный летчик, генерал-майор В. М. Ткачев.
.
      В конце мая в ВСЮР было 23 авиаотряда из 187 самолетов, в том числе 30 самолетов в 47-й эскадрильи английских ВВС. В Красной Армии в это время было 23 отряда из 140 самолетов. Когда к окруженному армией Врангеля Царицыну быстрым маршем подошли передовые части войск Деникина, большевики попытались ликвидировать угрозу падения Царицына, направив на помощь конницу Буденного в 3000 сабель.  Авиация белых с участием 47-й эскадрильи англичан блокировала  все попытки Буденного прорваться к Царицыну. 1-го июля Царицын пал. Но основной замысел Антанты, заключающийся в том, чтобы под Царицыном соединились армии Деникина и Колчака, не осуществился, так как к этому времени армию Колчака Красная Армия отбросила в район Челябинска.
      3-го июля Деникин объявил поход на Москву. 31-го августа большевики оставили Харьков. К сентябрю войска Деникина были всего в 600 км от Москвы. За время летней компании 1919 года ими было взято почти 250 тысяч пленных. 12 сентября началось полномасштабное наступление на Москву. 20-го сентября пал Курск. К осени в авиации Красной Армии насчитывалось уже 314 самолетов, а в авиации ВСЮР потери самолетов не восполнялись, отсутствие запчастей и двигателей еще более усугубляли положение белых. Англичане покинули Астрахань, и 47-я эскадрилья была расформирована по условиям заключенного мира между странами Антанты и Советской Россией. К октябрю войска Деникина подошли к Москве на расстояние 300 км.
     Но 19 октября Красная Армия перешла в контрнаступление, в результате которого белые были выбиты из Курска, Орла и Харькова. В ходе осенне-зимних боев была полностью разбита авиация Великого Войска Донского. Ее остатки были срочно эвакуированы в Крым. После длительных ожесточённых боёв белогвардейцы начали отступать на юг. 12 декабря Красная Армия заняла Харьков, 16-го – Киев, в конце декабря полностью под Советами оказался Донбасс. 9-го января 1920 г. белыми войсками оставлен Ростов. К марту части армии Деникина на Северном Кавказе были разгромлены. Поражения и лихорадочные отступления сказались не только на моральном духе солдат и офицеров, но привели к обострению отношений внутри генералитета ВСЮР. Особенно сильный конфликт назревал между командующим Кавказской Армией генерал-лейтенантом Врангелем и Главнокомандующим Деникиным. Будучи смелым офицером и командиром, П. Н. Врангель был очень популярен у армейской молодежи за его успешные конные атаки на большевиков и за умеренно-монархические взгляды. Дважды Врангель пытался убедить Деникина сложить с себя полномочия Главнокомандующего, на что последний ответил Врангелю назначением на хозяйственную работу в качестве начальника Новороссийского округа. Оскорбленный Врангель отбыл в Константинополь. Ряд поражений армии Деникина от конной армии Буденного заставил Главнокомандующего эвакуироваться из Новороссийска в Крым, что сразу же сказалось на настроениях в армии. Полнейшая безысходность вплоть до панического ужаса перед надвигающимися большевиками деморализовали армию. 4-го апреля Деникин передал всю полноту власти прибывшему из Константинополя Врангелю. 
      Главной задачей, стоящей перед избранным советом старших начальников ВСЮР новым Главнокомандующим, было обещание «с честью вывести армию из тяжелого положения». Началось переформирование армии, которую назвали Русской Армией, вместо Вооруженных Сил Юга России. РА состояла из 5-ти корпусов. При каждой дивизии, входящей в корпус, создавались запасные полки. Было основано военное училище и различные курсы. Началось переформирование и авиации Русской Армии, начальником которой был назначен генерал-майор В. М. Ткачев, ранее возглавлявший авиацию Кавказской Армии у Врангеля, а затем служивший начальником авиации ВСЮР. Заместителем начальника авиации был назначен генерал-майор В. Г. Баранов, ранее возглавлявший авиацию Донской Армии. Из остатков авиации ВСЮР и Донской армии были сформированы 5 авиационных отрядов, причем 4-й АО носил имя военного летчика полковника Казакова. 6-й истребительный авиационный отряд возглавил полковник И. А. Лойко. В этом же отряде находился капитан В. И. Стрижевский.
      В апреле Латышская дивизия  большевиков атаковала позиции Русской Армии в районе Турецкого Вала, но 15 апреля контратакой армия белых повернула красных вспять. Для развития успеха Врангель приказал нанести два фланговых удара, высадив десанты. Но десант был обнаружен воздушной разведкой красных. Несколько самолетов красных нанесли бомбовый удар, потопив следующую за транспортом баржу с боеприпасами. Ткачев приказал отряду истребителей атаковать самолеты красных и не позволить им бомбить десант. Отряд поднялся в воздух, но, заметив его, самолеты красных покинули воздушное пространство, не приняв боя. В течение месяца на фронте велись позиционные бои, а в конце мая Русская Армия  сломала оборону красных. Десант генерала Слащева с ходу занял Мелитополь. К 11 июня Русская Армия освободила от красных территорию в 300 верст и обеспечила себе выход в богатые продовольствием места Северной Таврии. В качестве контрмер с Северного Кавказа был переброшен 1-й отдельный корпус Д. Жлобы, созданный на основе кавалерийского корпуса Думенко, силой в 12000 сабель, при наличии броневиков и артиллерии. С польского фронта в Таврию были переброшены три дивизии и 9 самолетов. Два полка казачьей конницы, спешивших на выручку Донской дивизии белых, были уничтожены. Конница Жлобы  повернула вглубь позиций Русской Армии и наступала на Мелитополь.
     Врангель приказал генералу Ткачеву силами авиации остановить продвигавшуюся вперед на рысях красную конницу. Два десятка боевых машин, одну из которых пилотировал сам Ткачев, поднялись в воздух и, разогнав самолеты красных, обрушили пулеметный огонь и бомбы на конницу Жлобы. Из донесения генерала Ткачева Главнокомандующему  Русской Армии: «…После обнаружения воздушной разведкой под моим руководством была атакована одна из конницы Жлобы у дер. Вальдгейм, после бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулеметным огнем и бомбами совершенно разгромили эту группу красных, которые бежали на восток». Бой с частями Жлобы кипел всего в 15-ти верстах от Мелитополя. Дивизия Дыбенко прорвала оборону белых, но прилетевшие аэропланы из группы Ткачева, отбросили  ее в район Токмака, где она попала под огонь бронепоездов. Русская Армия захватила более 11 тысяч  пленных, 60 орудий, несколько броневиков и один самолет. Это был один из первых примеров уничтожения силами исключительно штурмовой авиации большой группы наземных войск. В составе авиационной группы Ткачева особо отличились  командир авиагруппы полковник Антонов и его помощник подполковник Кутейников,  полковник Лойко, выполняющий работу штурмовика; подпоручик Байдак и летчик-наблюдатель Барановский, совершившие 10 боевых вылетов общей продолжительностью более 32 часов и сбросивших 135 бомб общим весом 85 пудов. Подпоручики Ольт и Трескин, обнаружившие 19 июня в районе Александрова красную конницу и державшую ее в течение полутора часов под пулеметным огнем.
      За личное мужество и умелое руководство действиями авиации генерал Ткачев приказом Главнокомандующего от 22 июня 1920 года № 3294 был награжден орденом Святителя Николая Чудотворца. Своим приказом по авиации генерал-майор Ткачев  сообщил о своем награждении в котором  считал, что эта награда – заслуга всей авиации Русской Армии: «…Не мои личные боевые заслуги побудили Главнокомандующего отметить меня первым в авиации столь высокой наградой как Главы Авиации, отметить общий героизм и беззаветность всех боевых чинов  Авиационных частей, сыгравших решающую роль в последних победоносных боях нашей Армии. Не мне, а всей нашей Славной Авиации принадлежит эта награда. Низко кланяюсь славным нашим героям фронта и сердечно благодарю тружеников авиационного тыла». Роль командующего авиацией генерала Ткачева признал и противник: «И еще одно немаловажное обстоятельство следует учитывать при оценке врангелевской авиации. Ее действиями руководил генерал Ткачев – опытный боевой летчик, который в годы мировой войны благодаря своим организаторским способностям выдвинулся на пост командующего русской военной авиацией».
     Вся жизнь профессионального военного Вячеслава Матвеевича Ткачева и тяжела, и поучительна. Свою службу он начал в 1906 году. В 1912 году закончил Севастопольскую школу военных летчиков. Он был единственным учеником Севастопольской школы, который за успехи в учебе был награжден орденом Св. Анны 3-й степени. Друг Петра Николаевича Нестерова и Игоря Сикорского, чьи имена навеки вошли в историю авиации. С первого дня участвовал в Первой мировой войне в качестве командира 20-го корпусного авиаотряда. Он стал первым русским летчиком – Георгиевским кавалером, награжденным за успешную разведку. Он стал первым командиром 1-й боевой авиационной группы, с которой началось формирование авиационных соединений. Он стал первым генералом русской авиации. С 1916 года инспектор авиации Юго-Западного фронта, а с 1917 года - Начальник Управления авиации России. Во время эмиграции демонстративно отказался от сотрудничества с фашистами против Советского Союза. Но, несмотря на это, был арестован в 1944 году СМЕРШЕМ, вывезен в СССР, где был приговорен сталинским режимом к 10-ти годам концлагерей. Отсидел срок «от звонка до звонка». Предложение французского правительства о предоставлении ему политического убежища во Франции, где проживала его жена, не принял. Проживал в Краснодаре, работая переплетчиком в типографии за 27 руб.60 коп. в месяц. Написал книгу о Петре Нестерове, которая была опубликована. Его воспоминания о русской авиации времен Первой мировой войны опубликованы не были. Они до сих пор пылятся в отделе рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. 25 марта 1965 года легенда русской авиации, первый летчик-истребитель России, первый русский ас, первый командир истребительной группы, первый генерал авиации России кубанский казак Ткачев  умер в нищете и был похоронен в Краснодаре. Это был человек необычайной храбрости и великолепных организаторских способностей, за что его уважали не только друзья, но и враги.
.
      Новое наступление Красной Армии на Врангеля планировалось на август, но 25 июля, предвосхитив наступление большевиков, части генерала Кутепова начали наступление в районе Александровки и Екатеринослава. В образовавшийся прорыв ворвался корпус генерала Барбовича. На восточном фланге Донской корпус генерала Богаевского разгромил 40-ю Красную Армию. Однако уже 6-8 августа все прорывы Русской Армии были ликвидированы, и части Красной Армии вышли к Перекопу. В августе 1920 года был организован Южный фронт под командованием М. В. Фрунзе. Попытки Врангеля в сентябре захватить Донбасс и соединиться с польскими войсками, как и высадка десанта на Кавказском побережье успеха не имели. 29-го августа 2-я Конная армия большевиков под командованием Городовикова прорвала оборону Русской Армии и ворвалась в тыл. Авиаразведка белых обнаружила продвигающуюся кавалерию красных, и генерал Ткачев поднял в воздух самолеты и бомбометанием и пулеметным огнем замедлил продвижение конницы Городовикова. Подоспевшие части генерала Калинина ликвидировали прорыв.
     28 сентября 1920 года под нажимом стран Антанты Польша заключила мир с Советской Россией. Надежда Врангеля на соединение с польскими войсками и создание новой Русской Армии рухнули. Он понимал, что с польского фронта красные части будут немедленно переброшены на Юг России. Общая численность боеспособных сил, находящихся в Русской Армии с учетом всех резервов, составляла 38 тысяч человек, около 250 орудий, 1 тысяча пулеметов и 32 самолета под командованием Ткачева. При оставлении Крыма, выполняя приказ Врангеля, все  эти самолеты остались на  аэродромах Симферополя и Севастополя в полной сохранности. Списочная численность Красной Армии на тот момент составила 5 миллионов человек. На Южном фронте у Фрунзе было собрано 144 тысячи человек, 527 орудий, 2600 пулеметов, 17 бронепоездов и 45 самолетов. По советскому радио Фрунзе предложил врангелевцам сдаться, гарантируя жизнь и неприкосновенность всему высшему составу Русской Армии и всем сложившим оружие. За предложенную бескровную сдачу Фрунзе был строго отчитан Лениным: «Только что узнал о Вашем предложении Врангелю сдаться. Удивлен уступчивостью условий. Если враг примет их, надо приложить все силы к реальному захвату флота, т. е. невыходу из Крыма ни одного судна. Если не примет, нельзя ни в коем случае повторять и расправляться беспощадно».
.
29 октября Врангель подписал приказ об эвакуации и роспуске армии.
.
"ПРИКАЗ
Правителя юга России и Главнокомандующего Русской Армией.
Севастополь, 29-го октября 1920 года.
Русские люди. Оставшаяся одна в борьбе с насильниками, Русская армия ведет неравный бой, защищая последний клочок русской земли, где существуют право и правда.
В сознании лежащей на мне ответственности, я обязан заблаговременно предвидеть все случайности.
По моему приказанию уже приступлено к эвакуации и посадке на суда в портах Крыма всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага.
Армия прикроет посадку, памятуя, что необходимые для ее эвакуации суда также стоят в полной готовности в портах, согласно установленному расписанию. Для выполнения долга перед армией и населением сделано все, что в пределах сил человеческих.
 Дальнейшие наши пути полны неизвестности.
Другой земли, кроме Крыма, у нас нет. Нет и государственной казны. Откровенно, как всегда, предупреждаю всех о том, что их ожидает.
Да ниспошлет Господь всем силы и разума одолеть и пережить русское лихолетье.
Генерал Врангель".
.
Одновременно было выпущено сообщение правительства:
.
"В виду объявления эвакуации для желающих офицеров, других служащих и их семейств, правительство Юга России считает своим долгом предупредить всех о тех тяжких испытаниях, какие ожидают приезжающих из пределов России. Недостаток топлива приведет к большой скученности на пароходах, причем неизбежно длительное пребывание на рейде и в море. Кроме того, совершенно неизвестна дальнейшая судьба отъезжающих, так как ни одна из иностранных держав не дала своего согласия на принятие эвакуированных. Правительство Юга России не имеет никаких средств для оказания какой-либо помощи, как в пути, так и в дальнейшем. Все это заставляет правительство советовать всем тем, кому не угрожает непосредственной опасности от насилия врага – остаться в Крыму". Приказ и сообщение разосланы были по телеграфу для широкого оповещения населения городов. Эвакуация производилась из Керчи, Феодосии, Ялты, Севастополя и Евпатории. Части Русской Армии, почти не входя в соприкосновение с противником, планомерно совершали отход.
.
Это в советское время, да и, чего греха таить, кое-кто сегодня, считают, что эвакуация Русской Армии из Крыма представляла обычное, рядовое дело. Это совсем не так!  Фактически была проведена целая операция, и, следует признать, операция блестящая. Еще задолго до того, как войска Красной Армии ворвались в Крым через Сиваш и Перекоп, было все спланировано:
.
     - где, кто, когда, в каких портах начнет погрузку людей и массы военных грузов (боеприпасы, продовольствие, медицинское имущество и пр.) и когда эти мероприятия должны быть окончены;
.
     - кто, как и когда обеспечит плановую погрузку на корабли и транспорта несколько десятков тысяч гражданских  людей, в том числе и семей военнослужащих Русской Армии с их пожитками и скарбом;
.
      - необходимо было предусмотреть и прикрытие пунктов погрузки арьергардом воинских частей и подразделений, которые должны были сдерживать наступающие части Красной Армии;
.
      - необходимо было предусмотреть суда и транспорта для приема и погрузки частей, сдерживающих наступающие части Красной Армии и  способных оторваться от противника на 1,5 – 2 часа, за которые они должны были погрузиться на плавсредства и выйти в море.
.
      Принять на борта кораблей и судов воинские части, отходящие от линии фронта по приказу и, более-менее, организовано – это одно. Но погрузить около 100 тысяч человек гражданского населения, долго и мучительно сомневающегося в необходимости эмиграции – это совершенно другое. Можно, и то с большим трудом, представить, какой бедлам царил в пунктах погрузки гражданских лиц. Те, у кого были оформлены пропуска на конкретные суда,  на погрузку в назначенное время не явились, и эти суда уже вышли в море. У других – вовсе не было пропусков, а это значит: беготня, крики, слезы, отчаяние и мольбы. Не многим отличалась обстановка на боевых кораблях.
.      Гордость Российского Черноморского флота дредноут (линкор) «Генерал Алексеев» заканчивал бункеровку углем. Палуба этого красавца представляла нечто невозможное. По палубе бродили свиньи, стояли коровы, в огромных клетках кричали гуси, куры и утки. Масса домашнего скарба, женщины, дети…
      В этой, и без того тяжелой обстановке, командование Белым флотом ожидала еще одна неприятность. Учитывая приказ генерала Врангеля от 29 октября и обращение Правительства Крыма, рекомендующее всем, кому не грозит опасность, остаться в Крыму, часть военнослужащих боевых кораблей покинули свои корабли. Только с «Генерала Алексеева» перед выходом в море сошло на берег более 150 кочегаров. Это значило, что из 20 котлов корабля ходовой вахты хватало лишь на 10 котлов даже при том, что в качестве подсобной силы у котлов работали военнослужащие Русской Армии от генерала до рядового казака. Они работали под наблюдением и руководством оставшихся  на корабле штатных кочегаров.
.
      13 ноября в Севастополе началась погрузка частей 1-й армии генерала Кутепова. Утром 14 ноября в городе было спокойно, по городу ходили патрули юнкеров. На рейде стоял крейсер «Генерал Корнилов». Ближе к полудню к Графской пристани стали стягиваться караулы и заставы. Около 2-х часов дня подошел генерал Врангель и поблагодарил юнкеров за службу по обеспечению порядка в городе. Затем он снял фуражку, перекрестился, низко поклонился родной земле и отбыл на катере на стоящий на рейде крейсер. Юнкера следом за своим главнокомандующим погрузились на транспорт «Херсон». Севастопольский берег последним покинул начальник обороны Севастопольского района генерал Стогов. Это было в 3 часа дня, а в 4 часа 45 минут в город вошли красные войска.
.
       На французском пароходе-угольщике  «Сцегед», совершенно не приспособленном для перевозки людей, покидали Россию летчики авиации Русской Армии вместе со своим начальником – генералом Ткачевым. Среди них находился и военный летчик-ас, кавалер 5-и орденов России и двух орденов Румынии полковник Иван Александрович Лойко.
       На «Сцегед» было погружено 2475 беженцев. Большая скученность, теснота, полчища паразитов и отсутствие освещения делали невыносимыми условия быта эмигрантов.
.
       Когда суда, наполненные до отказа отступившими войсками и невероятным количеством беженцев и войск Русской армии, были уже в море, среди покидавших Отечество свое едва ли нашелся хоть кто-нибудь, чье сердце не дрогнуло бы при виде удалявшихся родных берегов. Мотив щемящей тоски и полной безнадежности сквозил во всех разговорах и беседах, ведущихся на корабле.
Карта сайта Написать Администратору