Warning: extract() expects parameter 1 to be array, null given in /home/bvvaulr/public_html/read_articles.php on line 3
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В.П. Чкалова | bvvaul.ru
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Дьяконов В. В., выпуснкик 1959 года. Воспоминания.

От Администратора:
Сегодня перед вами первое из воспоминаний выпускника 1959 года Дьяконова Виталия Васильевича.
*****
В начале сентября мы закончили полный курс обучения и нам выделили пару смен для отработки некоторых элементов полёта, перед предстоящими государственными экзаменами.
В этот лётный день мы летали на одном самолёте с Володей Шахматовым, бортовой номер 53. Первым летал я, а потом полетел Володя. Я летал в зону на отработку высшего пилотажа, у него было такое же задание.
После посадки я помог технику заправить самолёт. Володя запустил двигатель и порулил на старт. Я закурил и пошел в квадрат. Квадрат – это специально выделенное место около РП, где отлетавший курсант должен наблюдать за полётом своего товарища. Быть готовым в любой момент доложить РП о его местонахождении. В те времена локаторов было мало, и их роль выполнял наблюдатель.
Володя взлетел, убрал шасси, и вдруг - доклад: РУД не убирается. На высоте 50 метров лётчик должен установить номинальный режим работы двигателя. РП даёт команду: «- 777 (это был его позывной в то время) наберите 5000 и попробуй убрать РУД!». Я ногой упёрся в приборную доску, тяну обеими руками, он убирается. Двигатель работает на взлётном режиме, скорость растёт, как только переведу в горизонтальный полёт, высота уже 12000 метров.
Оперативно доложили начальнику училища, тот командующему авиации. Принято решение покинуть самолёт.
РП подполковник Ширяев даёт команду направить самолёт в сторону от населённых пунктов, перевести в набор и уменьшить скорость до 500-600 км/час. Это наиболее благоприятная скорость для катапультирования. РП дает команду: «777, катапультируйся, проверь плотность прилегания кислородной маски!». Катапультирование произойдёт в стратосфере и если кислородная маска будет плохо подогнана, то её может сорвать. В те времена мы летали без ЗШ (защитный шлем). Мы, курсанты, которые находились на земле, затаив дыхание, наблюдаем, как произойдёт катапультирование. В нашей жизни это первое лётное происшествие.
Вдруг неожиданно слышим доклад: «Катапультироваться не буду». Мы в шоке, как это - не выполнить приказ РП! Это закон, который должен выполнятся лётчиком беспрекословно.
- "Вы меня поняли,- говорит РП, - немедленно катапультируйтесь! Катапультируйся, я приказываю!" =  уже начал кричать Ширяев.
- "Я уже выключил двигатель стоп-краном, перекрыв подачу топлива, - докладывает Володя. - Высота 12000 м буду заходить на посадку". Молодец, а мы как-то не догадались выключить двигатель раньше. Снижайся в зоне до 5000 установи скорость 600км/час и катапультируйся на этой высоте. Захожу на посадку, ни на какие уговоры не поддавался Шахматов.
Мы думаем, что он делает, если даже будет благоприятный исход полёта, его всё равно выгонят из училища за недисциплинированность в воздухе.
Видим, появляется в районе второго разворота. Покидать самолёт уже поздно, под ним сейчас будет город. РП даёт команду посадка с убранными шасси, во избежание капотирования самолёта на пробеге или посадки с большим перелётом вне границ ВПП. Вот он уже отчётливо виден в районе траверза ДПРМ.
Я вижу, что у него выпущены шасси и докладываю РП. Шасси убрать уже невозможно, гидросистема не работает, а на выпуск они идут под собственным весом, стоит только сорвать с замков механически. Не точный расчёт, а если вообще не попадёт на полосу и приземление произойдёт вне границ аэродрома, столкновение с препятствием, взрыв и конец. Катапультировался бы и никаких проблем. Вместе с нами бы закончил училище. Вины его в отказе управления РУД нет. И все мы решили, что это напрасный риск. Тем временем самолет уже выполнил последний четвёртый разворот и вышел на посадочную прямую. Видно идёт высоко, с большой вертикальной скорость. РП начал корректировать и подсказывать. Высота больше чем в нормальном полёте это хорошо, лишь бы не было перелёта. Вот пролетает ДПРМ до полосы всего 4 км, скорость по его докладу заданная. Высота немного больше обычной. Уже ни у кого нет сомнений в благополучном исходе полёта. Вот самолёт плавно касается у посадочного знака и уже бежит по полосе. В конце полосы останавливается, но мы уже бежим к нему. Видим как подъезжает газик с командиром эскадрильи. Сейчас думаем, он ему врежет, но вместо этого видим, как он его обнимает и говорит "молодец, сынок!".
Вскоре прилетел на лёгкомоторном самолёте ЯК-12 начальник училища генерал Курочкин. Мы все обеспокоены уже дальнейшей судьбой Шахматова. Нас построили, и генерал кратко провёл разбор лётного происшествия. Курсанту Шахматову за проявленное мужество и грамотные действия объявил благодарность. На разборе не одним словом не упомянул о невыполнении приказа РП о покидании самолёта. Верна оказалась поговорка «Победителей не судят».
Он училище закончил вместе с нами, и мы всей нашей лётной группой решили ехать служить на Дальний Восток, мы бы поехали и на крайний север, но туда не было направлений. Мы не искали тёплых мест, а стремились попасть туда, где труднее, где нужнее для пользы Родины.
У меня в последний период судьба круто изменилась, и я был направлен в Московский военный округ противовоздушной обороны. Остальные мои друзья попали в Приморский край под Хабаровск.
Володя Шахматов погиб на первом году службы.
Это я узнал из приказа. Нам лётчикам регулярно доводятся все приказы о лётных происшествиях в ВВС страны. В одном из приказов говорилось о столкновении в воздухе командира звена и молодого лётчика в Приморском крае на аэродроме Кокшаровка. Командир звена катапультировался, а Володя опять пытался посадить МИГ, но на этот раз всё закончилось трагедией.
Я близко знал Володю и с полной уверенностью могу сказать, почему он не покидал самолёты. Надо же именно у него складывались ситуации, когда приходилось покидать самолёт. Я пролетал после его гибели более 25 лет, и у меня не было случая, когда нужно было покинуть самолёт. Володя боялся прыгать с парашютом. Летать не боялся, а прыгать боялся. У него не было ни одного прыжка с парашютом. Я помню, на прыжках вместо него прыгал Валера Суслов, любитель прыжков. Он даже раз катапультировался. Нас всех построили на аэродроме, и Валера из спарки УТИ-МИГ-15 катапультировался у всех на глазах. На парашютных прыжках Володя вместо себя подставлял товарищей, любителей прыгать.
Я тоже не был любителем прыжков, но положенный раз в год прыжок выполнял сам.
Ещё он всячески уклонялся от физкультуры, на перекладине был как мешок. Даже на гос. экзаменах по физподготовке, за него сдавал один из лучших гимнастов в нашей аэ Шадский. Как ему это удалось, остаётся тайной.
А как он плясал и играл на баяне, он в Борисоглебске постоянно пропадал в Доме офицеров. Участвовал в художественной самодеятельности и в концертах, особенно хорошо плясал.
*****
 
Карта сайта Написать Администратору