Warning: extract() expects parameter 1 to be array, null given in /home/bvvaulr/public_html/read_articles.php on line 3
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В.П. Чкалова | bvvaul.ru
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Приложение № 2

(фотоальбом № 2)
В фотоальбоме № 2 показано, что осталось от активного освоения Севера через 70 лет.
В альбомах использованы фотографии и материалы из архивов УВД АО (г. Архангельск), из фондов Ненецкого краеведческого музея (г. Нарьян-Мар), из фондов НИЦ «Мемориал» (г. Санкт-Петербург), из альбома Томаша Кизны «ГУЛАГ» (РОССПЭН. Москва. 2007 год), из личных архивов и из книги Ю. В. Канева «Вайгачский транзит» (Нарьян-Мар. 2008 год), из воспоминаний К. Г. Архангельского «Дорога жизни», из книги бывшего заключенного Вайгачской экспедиции К. П. Гурского, фотографии А. С. Николаева и В. П. Шадрина, а также материалы из личного архива А. Н. Лойко.
***** 
Скалы.
«Вайгач - одно из самых сакральных мест на планете. Начальник Морской арктической комплексной экспедиции Петр Боярский уверен, что «Вайгач является единственным сакральным островом на Земле, где с древних времен никто не проживал, но, на котором многие столетия располагались главные святилища сменяющих друг друга народов Севера (предков ижемцев - печеры, легендарных сиртя, югры, ненцев и других). Поэтому Вайгач для истории человечества имеет даже большее значение, нежели знаменитый остров Пасхи». К тому же некоторые каменные северные идолы напоминают по форме своих тихоокеанских «собратьев». Популярный исследователь Гипербореи Валерий Демин считает, что Вайгач - одно из мест, где зародилась цивилизация. Правда, климат в те незапамятные времена здесь был значительно теплее».
Артур Артеев. «Таинственный остров Вайгач»
*****
Уточнение: Правильное название теплохода - "Михаил Сомов".
Теплоход «Михаил Сомов» во льдах.
«Нынче в морях Ледовитого океана - пустынно... Всего лишь одно судно - дизель-электроход "Михаил Сомов" уже несколько лет подряд выходит в конце лета в арктические воды, чтобы обеспечить работников полярных станций всем необходимым на долгую зиму.
Ледовая обстановка в этом районе продолжает оставаться крайне тяжелой даже для"Михаила Сомова". Использование рейдовых плавсредств в таких условиях просто опасно.
Вертолет, способный перевезти ящики, коробки и мешки с продуктами становится бесполезным, когда речь идет о доставке на берег тяжеловесной техники, оборудования.
Обеспечение двадцати полярных станций займет около двух месяцев. В конечных пунктах - Амдерме, на Вайгаче, у Малых Кармакул на Новой Земле "Михаил Сомов" будет работать уже в условиях настоящей зимы».
«Правда Севера» 3 сентября 2003 года
*****
 Увеличить 
Поселок Варнек. 2005 год
В 2004 году на Вайгаче компактно, в основном в поселке Варнек проживало 96 человек – 30 мужчин, 29 женщин. 37 детей. Основная часть ребят весь учебный год живет в пришкольном интернате в поселке Каратайка. Варнек, раскинувшийся на берегу одноименной бухты насчитывает сейчас 15 жилых домов и 8 нежелых строений. За последнее десятилетие в поселке возвели всего одну новостройку - клуб (в нем же расположился фельдшерский пункт). Здание клуба постройки 1932 года,было разобрано местными жителями на дрова. Работают дизельная, баня, магазин, пекарня.
*****
 Увеличить
Дом Эйхманса
«От экспедиции ОГПУ сохранились три здания - старый скособоченный склад, дом начальника и дом специалистов. Именно последнее здание сохранилось в первозданном виде с 1932 года…
Дом Эйхманса тоже не подвергался ремонту - ветер сердито свистит в гнилой крыше.
Здание просторное, по сравнению с каморками специалистов и бараками заключенных - просто царский дворец».
Ю. В. Канев «Вайгачский транзит»
*****

Белый медведь и бочка.
Современные символы Арктики – белый медведь и пустые бочки из-под ГСМ. За прошедшие 70 лет популяция белых медведей сократилась, а количество пустых бочек на побережье острова резко увеличилось.
Вода победила людей.
В ноябре 1934 года началось затопление рудника Раздельный, а в марте 1935 года рудник был полностью затоплен. За период эксплуатации рудника с 1930 по 1935 г.было добыто более 50 000 тонн руды, отгружено после сортировки было более 15 000 тонн первосортной руды.
*****
 
Зверский сон. Спящий медведь
«Администрация Ненецкого автономного округа приняла решение организовать государственный региональный комплексный природный заказник «Вайгач».
Охрана заказника возложена на управление природных ресурсов…»
«Нарьян вындер» от 29 июня 2007 года
*****
 Увеличить
Карское море.
Карское море образно называют «ледяным погребом», так как более восьми месяцев оно скрыто подо льдом. В отдельные годы устойчивые северно-восточные ветры постоянно прижимают лед к амдерминскому побережью, и море освобождается от ледяного панциря лишь в сентябре. Но тогда оно в любой миг может разразится таким штормом и с такой силой разбивает свои многометровые волны о скалы, что этот грохот слышен во всем поселке.
В. В. Лобанов – почетный полярник.

*****

 Увеличить
Вход в шахту Раздельная
Шахта на мысе Раздельный состояла из 4-х горизонтов. Главный штрек на 3-м горизонте на глубине 80 метров длиной в 3 км. имел 2-е поперечные шахты. На 4-й горизонт на глубине 91 м в 1934 году стала поступать вода, с откачкой которой механизмы не справлялись. Появившаяся напорная вода имела точку замерзания - 3 градуса.
Хотя специалисты геологи предупредили Москву об опасности при первом появлении воды в забое, пришло нелепое распоряжение продолжать работы в шахте.
16.03.1935г. насосы рудника были не в силах справиться с напорной водой.
17.03.1935 г. принято решение о мокрой консервации рудника.
*****
 Увеличить
Вагонетка
После прекращения работ на руднике Раздельный все ценное оборудование, продовольствие и скот было вывезено в Амдерму. Однако, в спешке много оборудования бросили. Оно сохранилось под открытым небом даже по прошествии многих лет.
«Как проказа, ржавели и гнили на лице земли останки легендарного рудника: остов копра с подъемником, узкоколейка в зияющем провале штольни, перевернутые вагонетки, скелеты построек, части американского оборудования»
Ю. В. Канев «Вайгачский транзит».
*****
 Увеличить
Вода победила ударников
Один из наиболее богатых штреков, в котором мощность пласта была более полутора метров сплошной свинцово-цинковой руды стал медленно заливаться поступившей из-под бухты водой, появившейся в забое после одного из взрывов.
К. П. Гурский «Мой Вайгач»
В Варнеке в 1934 году проживало свыше 1 500 жителей. Но он был уже обречен, ибо его «сердце» - рудник Раздельный погибал.
Ю. В. Канев «Вайгачский транзит»
*****

Авторство фотографии требует уточнения.
Кладбище поселка Варнек
«Боже мой, куда ни занесет тебя судьба на Север, везде встречаешь могилы. И это не потому, что здесь умерло или погибло больше людей, чем в остальных краях земли. Нет, на русских полях и в горах Кавказа погибло в тысячи раз больше. Но там могилы не так заметны и не вызывают такого щемящего и сильного впечатления, как на Севере. Там взгляд останавливается на деревьях, домах и дорогах, там могилы прячутся в тени кладбищ. А здесь могилы видно издалека, и всегда тянет подойти к ним, узнать о прошлых людях, узнать их имена…»
В. В. Конецкий. «Вайгач».
*****
Бывшие склады. Бывший цех сортировки
В феврале 1968 года окружная газета «Нарьяна вындер» с возмущением сообщала: «Две недели в Варнеке нет электричества, больше месяца нет кино, тридцать дней в Варнек не доставлялась почта, в магазине нет овощей, сметаны, рыбы, обоев, белья и многих промышленных товаров, стекол для ламп. Не хватает мелкокалиберных винтовок и совсем нет патронов». А в 1988 году во время навигации на Вайгач не удосужились завезти каменный уголь, а вот водки завезли 100 (сто!!!) ящиков.
Ю. В. Канев. «Вайгачский транзит».
*****
 Увеличить
Памятник погибшим заключенным.
«Собирая цветы, набрели на заброшенное кладбище. То там, то здесь торчали покрытые травой бесформенные холмики, над которыми высились замшелые деревянные кресты или пирамидки со звездочками наверху. Могил было немного. Отличались от всех памятники полярным летчикам — это неизменный пропеллер, часть мотора или фюзеляжа. А вот и спасательный круг: бронзовая табличка с четкой надписью: погиб при разминировании пролива Югорский Шар. Круг подкрашен, могила ухожена, табличка надраена. И только теперь обратили внимание на массивный бетонный памятник, увенчанный металлической звездочкой, с большой сквозной нишей в прямоугольной цокольной части. Кто и когда здесь похоронен — узнать не удалось: неумело нанесенные надписи почти стерлись».
И. Таскин. «Кладбище в бухте Варнек»
*****

Памятник прогрессу. Бочки. Разруха
Морской Арктической комплексной экспедицией (МАКЭ) выявлены и зафиксированы следующие негативные результаты деятельности различных организаций по освоению территории островов Советской Арктики. На острове Вайгач:
- в губе Долгой уничтожен поморский приметный крест при установке триангуляционного знака «Кораблекрушение»;
- начиная с 50-х годов, сотрудники полярной станции им. Федорова, находящейся на мысе Болванский, разобрали крышу, печи и т.д. одной из первых отечественных полярных станций «Вайгач», построенной в 1912-1914 гг;
- в губе Дыроватой уничтожена в наши дни часть строений поселка горняков начала 30-х годов XX века;
- разрушены строения поселка геологов того же периода около устья Талаты в южной части бухты Лямчина;
- полностью разобраны местными жителями строения и сооружения на руднике «Раздельный» (начала 30-х гг.) при строительстве в начале 50-х гг .поселка Варнек;

(см. продолжение)
*****
Брошенные на Вайгаче тракторы.
Продолжение информации МАКЭ:
- различными геологическими партиями частично разграблены древние уникальные святилища в районе Болванской горы;
- в 1982-1984 гг. Воркутинской геологической экспедицией были разрушены строения рудника Пайго-то;
- в 1951 году был спилен поморский приметный крест на мысе Лапин нос в бухте Покойников при установке триангуляционного знака 4-го класса;
- южнее мыса Болванского на севере Вайгача раскопано захоронение;
- при строительстве полярной станции в этом районе без предварительных археологических исследований полностью уничтожены остатки древнего ненецкого святилища;
- северная оконечность Вайгача завалена пустыми и проржавевшими металлическими бочками из-под бензина и солярки;
(см. продолжение)
*****

Трактор «Коммунар»
Продолжение информации МАКЭ.
- такие бочки брошены у триангуляционной вышки на острове Большом Оленьем, где нами обнаружены остатки уникальных объектов поморской культуры;
- частично уничтожены сооружения на мысе Гребень, раскрывающие историю обороны арктических островов в годы Великой Отечественной войны.
Информация МАКЭ о состоянии памятников истории и культуры на о. Вайгач (1990 г.)
В последние годы хищническое разграбление памятников освоения Вайгач продолжается.
Так, несколько лет назад с рудника Раздельный похищен один из трех тракторов «Коммунар».
Ю. В. Канев «Вайгачский транзит»
*****
 Увеличить
Лагерная наследственность…
Практически все местные жители безработные, оленей почти не пасут (охотятся на диких, популяция которых недавно возродилась на Новой Земле). Ловят карского омуля и пресноводного гольца. В Варнеке остались две семьи оленеводов и пятеро профессиональных охотников, которые добывают песца и морского зверя. Каждый охотник имеет право добыть за сезон 50 песцов, 40 нерп и 8 морских зайцев. Посторонним охота запрещена. Продавать добычу приходится почти даром - шкура нерпы здесь стоит всего 250 рублей. При этом цены на все продукты просто заоблачные: бутылка дешевой водки - 300 рублей, буханка хлеба - 40, банка сгущенки - 80 и т.д. По слухам, чтобы хоть как-то выжить, островитяне тайком охотятся на «краснокнижных» белых медведей, шкуры которых можно выгодно продать за 30 тысяч рублей. Живут ненцы не в чумах, а во вполне обычных деревянных домах, построенных из плавника. Жилье топят углем. Есть магазин и медпункт. До полуночи работает дизель, так что есть электричество.
А. Артеев. «Призрак острова Вайгач»
*****

Почта прилетела Самолет АН-2
Администрации в поселке нет, община живет по своим законам, чужаков здесь не любят. Да те практически и не появляются. Как везде в глубинке, жители Варнека потихоньку спиваются, раз в неделю сюда привозят ящик водки, который делят на всех. Когда «огненная вода» заканчивается, за ней ездят на материк. Главный транспорт здесь - собачьи упряжки и «бураны».
А. Артеев. «Призрак острова Вайгач»
*****
 Увеличить
Последний дом в Хабарово.
Изыскательские работы по строительству морского порта в фактории Хабарово и железной дороги Юшар-Воркута начались еще в июле 1932 года. По распоряжению начальника экспедиции на строительство морского порта в 1934 году с бригадой из 11 человек в Хабаров должен был направлен И. А. Лойко. Но события на Белом Мысе помешали этому. Но в 1936 году этот план начал реализовываться. Началось и строительство узкоколейной железной дороги. В 1941-1942 гг в бухте Варнек вновь организован Отдельный Лагерный Пункт «Строительство № 300» для продолжения строительства железной дороги Воркута-Хабарово. К октябрю 1941 года в Хабарово находились 5741 заключенный. К марту 1942 года 626 человек умерло. Весной этого же года решением СНК СССР «Строительство № 300» было свернуто.
*****

Амдерма
На 10.01.1936 года общая численность работающих в Амдерме – 2020 человек, в том числе 800 вольнонаемных, а остальные - заключенные. Неожиданно лагерь был ликвидирован, а все заключенные были вывезены в Коми АССР. На 01.01.1944 года в Амдерме проживало 1364 человека. Максимальная численность населения Амдермы достигала свыше 10 000 человек. По переписи населения в 1989 году в Амдерме проживало 5 100 человек, а уже в 1998 году всего лишь 1 900 человек. В настоящее время в Амдерме осталось менее 400 человек.
*****
Амдерминский флюорит.
По результатам исследований в 1933-1934 гг. было установлено, что по запасам флюорита Амдерма выдвигалась на первое место в СССР. Запасы амдерминского флюорита составляли около половины запасов этого минерала в стране.
Природный флюорит представлен крупнокристаллическими полупрозрачными, прозрачными и непрозрачными образцами желтого, белого, зеленоватого, серовато-белого, светло- и темно-фиолетового цвета, а бесцветными и прозрачными образцами. По результатам технологических испытаний было установлено, что амдерминский флюорит является наиболее подходящим сырьем для выращивания оптических монокристаллов.
*****

Памятник Ливанову
В 2003 году Амдерма отметила свое 70-летие. К юбилею в центре поселка был установлен памятник Евгению Сергеевичу Ливанову - основателю Амдермы. Горный инженер, Ливанов с 1916 года находился на военной службе, а с началом Гражданской войны служил в белой армии, воевал на Южном фронте в армии Дутова. Вместе с белыми эмигрировал в Монголию. Но в октябре 1921 года по призыву Особого пограничного отдела вернулся в Россию.
В 1931 году был обвинен в «контрреволюционной деятельности» и приговорен к 10 лет концлагерей. Отбывал срок на Вайгаче. С 1933 года был назначен Начальником «командировки в Амдерму». Освобожден в 1936 году досрочно и отбыл в Новосибирск. 17 декабря 1937 года был вторично арестован, вновь обвинен в «крд» и приговорен к ВМН. Расстрелян в Новосибирске 8 января 1938 года
.
*****
 Увеличить
Старый причал
Разгрузка доставленных в Амдерму грузов и погрузка флюорита были затруднены из-за мелководья морской пристани, а в штормовых условиях волны заливали ее механизмы. При этом все работы прекращались для просушки механизмов.
В 1954 году с образованием морского порта началось строительство морского причала. В 60-е годы причал перекрыли железобетоном, доведя длину причальной линии до 463-х метров. В настоящее время вся эта производственная база бездействует.
*****

Бывший шахтный подъемник
В 1939 году было добыто рекордное количество высоко кондиционного минерала - свыше 18 320 тонн. В это же время рудник переходит в ведение только что организованного Амдерминского рудоуправления. Перед управлением остро стал вопрос снижения очень высокой себестоимости добычи плавика. Если на Калангуйском руднике (Забайкалье) себестоимость одной тонны руды составляла 121 руб., то в Амдерме - 405 руб. Необходимо было строительство обогатительной фабрики, но наступило 21 июня 1941 года…Но и во время войны работа на руднике не прекращалась. Всего на 1 января 1949 года было добыто 405 500 тонн руды, из которой получено 192 400 тонн флюорита.
*****
 Увеличить
Вход в штольню.
Добыча флюорита продолжалась до августа 1951 года в связи с тем, что из-за нерациональной эксплуатации руда с высоким содержанием плавикового шпата почти полностью была выработана. Совмин СССР своим Распоряжением от 28 июня 1951 года приостановил работу Амдерминского рудника, который был поставлен на естественную консервацию.
*****

Аэропорт Амдерма.
Первый самолет в Амдерме приземлился 28 марта 1935 года. Этот рейс из Нарьян-Мара в Амдерму на самолете У-2 выполнил летчик В. В. Сущинский и бортмеханик С. Я. Клибанов. Приземлился самолет на узкой песчаной косе. На эту же косу в 1936 году совершили тяжелейшую посадку самолеты М. В. Водопьянова и В. М. Махоткина.
Именно эту посадку обеспечивал бывший заключенный, а потом вольнонаемный И. А. Лойко.
5 февраля 1939 года приказом № 39 по Управлению полярной авиации ГУСМП предписывалось подготовить аэродром в Амдерме с взлетно-посадочной полосой размерами 1000 х 300 метров. В 1955 году базовому аэропорту Амдермы переданы в подчиненность аэропорты Нарьян-Мара, Усть-Кары, мыс Каменный и другие.
*****

Вид на гарнизон ул. Дубровина.
В 1956 году в Амдерме построена бетонная взлетно-посадочная полоса для всех типов самолетов. Сюда перебазирован 72-й гвардейский Полоцкий ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк. Имеющий богатый боевой опыт, полк заступил на боевое дежурство в условиях Крайнего Севера. В конце 70-х годов личный состав полка был переучен на дальние перехватчики Ту-128., а в последствии полк получил на вооружение авиационные ракетные комплексы перехвата МиГ-31.
Командование и личный состав полка сыграли большую роль в развитии поселка и оставил добрую память о себе не только у жителей Амдермы, но и всего Ненецкого автономного округа.
*****

Осталась память.
С уходом полка исчез с постамента и истребитель МиГ-15. Его исчезновение породило массу слухов, о, якобы, продаже его Финляндии, в обмен на поставку дефицитных товаров. Несколько лет пустой постамент стоял в Амдерме.
Из письма амдерминца с 59-летним стажем В. Шадрина:
"...К сожалению, это не слухи, и не "якобы". На самом деле самолёт был снят, разобран и вывезен за границу... Я понимаю, что это оскорбляет. Было бы неплохо узнать, кто дал такую команду, а команда была свыше. Смотрите сайт http://vl-sh.ucoz.ru
*****

Памятник летчикам.
К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне силами Архангельского аэропорта «Талаги» на вновь сооруженный постамент был установлен найденный и восстановленный МиГ-15 (№ 37) с надписью «Советским летчикам, победившим фашизм!».
*****

Гостиница аэропорта.
Сегодня для обеспечения авиатранспортом местных организаций и населения достаточно зимой 2-х, летом 4-х самолетов в месяц. Численный состав аэропорта, существующее оборудование и техника уже не могут обеспечить соответствие современным требованиям безопасности полетов, а финансирование из бюджета не покрывает текущих расходов.
*****

Брошенная Амдерма
В связи с коренными изменениями в нашей стране после подписания известных «Беловежских соглашений» в 1993 году 4-я дивизия ПВО была ликвидирована, а авиационный полк (в/ч 42135) был перебазирован в г.Котлас Архангельской обл. «Когда в декабре 1994года я уезжал из Амдермы, было больно смотреть на разваленный гарнизон, сгоревший спортзал, учебную базу, где постигались азы летного дела… На пустующее здание ангара ТЭЧ, где инженеры, техники и механики творили чудеса с самолетами в условиях Заполярья. Но хочется верить, что руководство страны не оставит, как сейчас, весь Север открытым – ни одной радиолокационной станции, ни одной ракеты, ни одного перехватчика».
В. В. Лобанов. «Здравствуй, здравствуй, Амдерма моя!»
*****
Кладбище в Амдерме
Без комментариев...
Карта сайта Написать Администратору