Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Главная Новости История Фотоальбомы Все выпускники Командование. Преподаватели Инструкторы. Аэродромы. Полки. Третий тост... Наше творчество Общение Гостевая книга Выпускник, заполни анкету Библиотека Наши друзья О сайте
Город Борисоглебск
.
Есть какая-то особенная негромкая прелесть в российских уездных городах. Может быть, именно в их неспешной, несуетливой, основательной жизни и сохраняется особый русский дух. Глубокую культуру, настоянную на дедовских корнях и традициях, органично, естественно впитывает современность. 
Борисоглебск – один из тысяч таких городов России. И в то же время - он единственный, неповторимый, уникальный. В Борисоглебске живут люди с изюминкой, одухотворенные, влюбленные в свою малую родину. Они преображают город делами. 19 заводов выпускают продукцию XXI века. Город постоянно обновляется и строится.
Украшают его современные офисы и магазины, открываются новые учебные заведения и досуговые центры. И хотя в 2006 году Борисоглебск отметил 308-летний юбилей, он по праву считается городом молодых. Пятая часть его населения - молодежь, устремленная делами и помыслами в будущее. Для их развития и самосовершенствования созданы благоприятные условия.
Современный Борисоглебск постоянно меняется в лучшую сторону. Но эти перемены не касаются самобытности этого городка: он по-прежнему остаётся солнечным, зелёным и жизнерадостным. Заметно, что местные власти не остаются равнодушными и к его истории: взяты под охрану государства и реставрируются многие здания, представляющие историческую ценность.
И реки – Ворона и Хопёр по-прежнему радуют чистотой воды, а на расстоянии нескольких километров от города – нетронутой руками человека природой.
***
.
Вспомним первые шаги по Борисоглебску.
Основная часть абитуриентов, желающих поступить в  училище, попадала в Борисоглебск двумя путями: или междугородним автобусом из Воронежа, въезжая в город по автомобильному мосту через реку Ворону:.
.
...или одним из проходящих через Борисоглебск поездов:
 
.
Сойдя с поезда,  проходим через старинное здание железнодорожного вокзала...
 
.
...выходим из здания…
.
...и с первых же шагов окунаемся в атмосферу самобытного провинциального российского городка.
.
Обращают на себя внимание растущие прямо на улицах яблони, усыпанные созревающими плодами, и свисающие через высокие заборы ветки со спелыми, никем не собираемыми вишнями.
Город утопает в зелени. В старых районах города поражает своим количеством хорошо сохранившиеся старинные особняки купеческого стиля архитектуры конца XIX – начала XX веков.
.
.
 
.
.
20-30 лет назад для Борисоглебска было характерно массовое перемещение велосипедов по улицам города Для местного населения велосипед был основным видом транспорта.
Сейчас велосипеды сильно потеснены автомобилями, но сдают свои позиции очень неохотно. Да и гужевой транспорт для Борисоглебска не является экзотикой:
.
 
.
Дорогу к училищу абитуриенты без труда узнавали методом опроса местного населения. Эту дорогу в Борисоглебске мог показать даже 5-летний ребёнок, так как со времён своего зарождения и до сегодняшних дней лётное училище являлось предметом особой гордости Борисоглебска.
Добирались до училища пешком (из всех вещей-то было – один чемоданчик).
.
И вот мы уже перешагнули ворота заветного КПП:
.
.
Остались позади школьная беззаботная жизнь. Впереди ожидает строгая медкомиссия, экзамены, "психотбор". Затем для тех, кто всё это преодолеет – 4 года курсантской жизни и напряжённой учёбы за высоким училищным забором. Но обо всём этом – на других страницах нашего сайта.
.
А сейчас вернёмся в город.
Борисоглебск курсантских времён сохранился, в основном, в нашей памяти, и запечатлён на старых фотографиях. Но, вглядываясь в современные черты Борисоглебска, мы среди новых зданий всё равно без труда узнаем Борисоглебск  нашей юности.
В конце страницы размещена подборка фотографий современного Борисоглебска, а сейчас предлагаем ознакомиться с историей создания города, которая изложена в настоящем историческом очерке:
.
Город Борисоглебск – административный центр района, расположен при впадении реки Ворона в Хопёр. Попытка построить здесь укреплённое поселение была сделана ещё в 40-е годы XVII в. Город основан в 1698 г. как сторожевой укреплённый пункт от набегов татар и донской вольницы и назван Павловском. В 1704 г. переименован в Борисоглебск по названию церкви, построенной в том же году. Географическое положение города было очень удобным: с юга и запада его ограничивали реки Хопёр и Ворона, к востоку и северу тянулись густые леса. Во времена Петра Первого был знаменит, главным образом, корабельным Теллермановским лесом. В период подготовки к Азовским походам здесь, в Теллермановском дубовом массиве, заготавливали лес и строили вспомогательные суда и баржи для Азовского флота. Это способствовало привлечению сюда населения и хозяйственному освоению местности. Вокруг города возникали слободы работных людей.
В 1708 г. жители Борисоглебска присоединились к восстанию под предводительством К. Булавина, но были разбиты царскими войсками.
В 1713 г. на город был совершен последний набег калмыков и татар. Постепенно, по мере продвижения границ России на юг, Борисоглебск терял военное значение и к середине XVIII в. превратился в торговый и ремесленный город – значительный пункт по закупке и сбыту хлеба, скота, леса, продуктов сельскохозяйственного производства. Водный путь связал его с портами Азовского и Черного морей, куда оправлялось ежегодно от 60 до 90 барок с хлебом, ржаной мукой, овсом, а также лесом. Особенно оживился хлебный рынок после крестьянской реформы 1861 г. Хлеб, муку, зерно водным путём через ростов и Таганрог вывозили за границу. Главными предметами сухопутной торговли были шерсть, кожа, скот. Пшеницу, скупаемую в помещичьих экономиях уезда, перерабатывали в крупчатую муку на мельницах Борисоглебска и отправляли на север – в Тамбов, Елец, Москву и другие города. В середине века на мойках Борисоглебска ежегодно перемалывалось до 30 000 пудов шерсти, которая затем шла на фабрики солдатских сукон в Тамбовскую губернию, в Москву, на ярмарки в города Лебедянь и Тамбов, в станицы Урюпинская и Михайловская. В Землях войска Донского, Екатеринославле, Харькове, Саратове закупали крупный и мелкий рогатый скот. Часть его откармливали на плодородных землях Борисоглебского уезда, а затем продавали, другую часть скота забивали и перерабатывали на салотопнях города, а сало вывозили в Моршанск и Москву, кожу сбывали на Урюпинской и Лебедянской ярмарках. В Борисоглебске два раза в год – в июле и октябре – действовали торговые ярмарки.
Торговля вызвала к жизни разнообразные производства. В 1860 г. город имел 31 предприятие (6 шерстомойных, 2 мыловаренных, 10 салотопенных, 4 воскобойных, 8 кирпичных, 1 чугуноплавильное). Изменения произошли и в социально-культурном облике города. В 1860 г. в Борисоглебске проживало 9356 человек (из них 2599 купцов и 5682 мещанина). На восьми улицах и двух площадях (после пожара 1805 г. город застраивался со стороны р. Ворона строго в линию, образуя широкие прямые улицы) стояло 737 домов, 79 лавок, 4 церкви, действовало два училища – уездное (открыть в 1836 г.) и приходское сельское, 1 больница. С 1837 г. жители города стали регулярно получать газету «Тамбовские губернские ведомости», в неофициальном отделе которой печатались статьи Борисоглебского помещика, члена-корреспондента Вольного экономического общества Х. Козлова.
Развитию города во многом способствовало строительство в 1869-1871 гг. Грязе-Царицынской железной дороги, связавшей город с промышленными центрами страны и с портами Балтийского моря. Сооружение железной дороги стимулировало создание промышленных предприятий в городе. В 1869 г были открыты железнодорожные мастерские для ремонта подвижного состава, ставшие впоследствии главными на Грязе-Царицынской железной дороге. В конце XIX в. в Борисоглебске действовало 34 фабрики и завода. Среди промышленных производств первое место занимало мукомольное – было 7 мельниц. В 1892 году в Борисоглебске началось строительство элеватора. Важная ролль принадлежала маслобойному производству – работало 6 заводов. В городе было также три мыловаренных завода, два шерстомойных, два воскобойных, девять кирпичных, шесть салотопенных, один пивоваренный завод (основанный в 1886 г. Клинсманом) и чугунолитейный завод братьев И. О. И А. О. Волостных (основан в 1875 г.).
В конце XIX – начале XX в. Борисоглебск вступает в систему кредитно-финансовых отношений. Открываются представительства крупнейших частных коммерческих банков: петербургских Волжско-Каменского и Северного (Русско-Азиатского), а также Воронежского коммерческого. Но уже ранее, с 1869 г. в городе действовали отделения Государственного банка и Борисоглебское общество взаимного кредита.
Борисоглебск выделялся среди других провинциальных городов высоким уровнем культуры и образования. В конце века его население составляло 22309 человек, половина из них была грамотной. К 1917 году в городе действовали начальные и средние учебные заведения: Александровская мужская гимназия, Мариинская женская гимназия, три частных гимназии, техническое железнодорожное училище, семь городских мужских приходских училищ и пять женских, двухклассное железнодорожное училище, одно городское четырёхклассное, высшее начальное и женское ремесленное училища. Большой вклад в дело развития образования и культуры  в городе и уезде внёс инспектор народных училищ Н. В. Павловский (отец академика Е. Н. Павловского), прослуживший в этой должности с 1886 г. вплоть до своей кончины в 1914 г.
Средние учебные заведения, в том числе частные, были своего рода центрами общественной жизни города. Особенно ярко это проявилось в годы первой мировой войны, когда в гимназии устраивались вечера, спектакли, благотворительные концерты в пользу раненых, организовывались лазареты. В революционном 1917 году частные гимназии стали местом проведения политических лекций.
После февральской революции, давшей простор буржуазно-демократическим преобразованиям, в марте 1917 г. было создано Борисоглебское педагогическое общество. Оно объединяло преподавателей начальных и средних учебных заведений на почве их профессиональных интересов в целях улучшения дела народного образования в городе.
В Борисоглебске действовала городская, земская и железнодорожная больницы. С 90-х годов IX в. работало Борисоглебское медицинское общество.
Особое место в культурной жизни города занимала деятельность князя С. Г. Волконского – Борисоглебского землевладельца, почетного мирового судьи, видного театрального деятеля, внука декабриста С. Г. Волконского. Весной 1918 г. князь С. М. Волконский устроил в Народном доме первую в России выставку, посвященную декабристам.
С ростом промышленных предприятий развивалось рабочее движение. Массовые выступления железнодорожников прошли в 1882 и 883 гг. В среде рабочих, служащих и местных учителей в 1888 г.возник первый социал-демократический кружок под руководством В. Я. Алабышева, исключенного из Казанского университета вместе с В. И. Лениным за участие в студенческих волнениях. В кружке состоял живший тогда в Борисоглебске А. М. Пешков (М. Горький).
После победы февральской революции в Борисоглебске был создан временный орган городского управления – Городской общественный комитет, в который вошли представители городской думы и управы, земства, воинских частей, различных общественных и профессиональных организаций. В комитете преобладали эсеры и меньшевики.
30 января 1918 г. под воздействием Октябрьской революции в Петрограде, состоялся объединенный съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, избравший новый уездный исполком, в котором преобладали большевики.
В годы гражданской войны Борисоглебск трижды переходил из рук в руки.
В 1920-30-е гг. Борисоглебск развивался как агропромышленный центр; был построен мясоконсервный комбинат, реконструирован мелькомбинат, чугунолитейный, кирпичный и пивоваренный заводы. Железнодорожные мастерские преобразованы в вагоноремонтный завод, построена городская электростанция. Были открыты техникумы механизации сельского хозяйства и дорожный, педагогическое и медицинское училища, учительский институт, начал работу драматический театр.
Гордостью Борисоглебска стала созданная в 1923 году 2-я военная школа летчиков, в которой учились В. П. Чкалов, В. К. Коккинаки, Н. П. Каманин, А. Б. Юмашев, В. В. Талалихин. Впоследствии школа стала называться Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В. П. Чкалова.
Во время Великой Отечественной войны Борисоглебск был прифронтовым городом, базой формирования воинских частей. Здесь находились военные госпитали, сюда были эвакуированы воронежские областные организации.
С Борисоглебском связаны имена многих известных художников, писателей, ученых. Здесь родились, учились, жили: художник А. П. Рябушкин (1861 - 1904), художник-пейзажист А. В. Куприн (1880 – 1960), академик, зоолог Е. Н. Павловский (1884 – 1965), профессор, хирург Н. Н. Еланский (1894 – 1964), физик Л. В. Сорокин (1886 – 1954), писатель В. Кин (В. П. Суровикин, 1903 – 1973), военачальник, Главный маршал артиллерии М. И. Неделин (1902 – 1960).
Сегодня в городе осуществляют свою деятельность 20 крупных предприятий. Существенное влияние на развитие экономики г. Борисоглебска-района оказывают предприятия машиностроения. Самым крупным из них является ОАО «Борхиммаш», производящий теплообменную аппаратуру, аппараты воздушного охлаждения. Здесь впервые в России спроектирована газонаполнительная станция заправки автомобилей природным газом.
Большой вклад в экономику города Борисоглебска – района вносят предприятия строительной промышленности. Одним из основных поставщиков современных промышленных и бытовых отопительных котлов в России является ОАО «Борисоглебский котельно-механический завод». Здесь также производится широкая номенклатура сантехнических изделий, химически стойких вентустановок.
ОАО «Керамик» выпускает кирпич керамический, который пользуется повышенным спросом.
На территории района осуществляют свою деятельность предприятия сельскохозяйственной отрасли. Это ООО, крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ), колхозы, например, хозяйство МППС Птицесовхоз «Борисоглебский», колхоз «Макашевский», колхоз «Рассвет», КФХ «Ширяев», КФХ «Зюзин А.В.» выращивают зерновые, зернобобовые, технические, кормовые культуры.
В городе Борисоглебске развиваются предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. ЗАО р НП «Борисоглебский мясоконсервный комбинат»продукция которого пользуется спросом не только в городе – районе, но и в других регионах.
Мясные консервы различные сорта вареных и копченых изделий можно встретить во многих городах России, в частности в Москве и в Санкт-Петербурге.
ООО «Масложиркомбинат» перерабатывает подсолнечник в высококачественное масло.
ООО «Агроцентр» производит натуральную экологически чистую продукцию. При переработке зерна используются передовые технологии, что повышает качество продукции. ООО «Агроцентр» выпускает свыше 20 наименований продукции, особым спросом пользуется гречневая крупа, перловая, манная и другие крупы.
 
В приведенных ниже таблицах представлена характеристика Борисоглебска и района в цифрах
(данные взяты из официального сайта администрации городского округа http://gw.bgsk.vrn.ru/)
Территория и население
 
1
Площадь района
га
137091
2
Сельхозугодия
га
85400
3
Пашня
га
76157
4
Число населенных пунктов
ед
36
-
город
ед
1
-
село
ед
35
7
Численность постоянного населения
чел.
81900
8
Плотность населения
чел. на кв. км
58,3
9
Экономически активное население
тыс.чел.
36,5
10
Трудовые ресурсы
тыс.чел.
44,7
11
Численность трудоспособного населения
тыс.чел.
43
 
Уровень жизни населения
1
Денежные доходы на душу населения
тыс.руб.
30,3
2
Среднемесячная заработная плата
руб.
3100
3
Прожиточный минимум
руб.
2300
 
Экономика
 
1
Число предприятий организаций, учреждений, всего
ед.
671
 
В том числе: -промышленных
ед.
71
 
-сельскохозяйственных
ед.
115
 
-строительных
ед.
28
 
-транспортных
ед.
9
 
- торговли, общественного питания
ед.
119
 
- прочих производственной сферы
ед.
84
 
-непроизводственной сферы
ед.
245
2
Занято в экономике всего:
чел.
34430
 
В том числе по отраслям:
 
 
 
-промышленность
чел.
8626
 
-сельское хозяйство
-//-
3285
 
-торговля, общественное питание
-//-
8358
 
-прочие производственные сферы
-//-
3540
 
-непроизводственные сферы
-//-
10621
3
Объем промышленной продукции
 
2004г.
2003г.
 
всего
млн.руб.
2736,2
1806,2
 
В том числе по отраслям:
 
 
 
 
-машиностроение и металлообработка
-//-
710
443
 
-промышленность строительный материал
-//-
167,6
288
 
-легкая промышленность
-//-
92,4
85,6
 
-пищевая промышленность
-//-
588,3
467,8
 
- другие отрасли промышленности
-//-
455,3
521,8
4
Валовая продукция сельского хозяйства:
млн.руб.
161,3
 
В том числе:  -растениеводство
-//-
140.,3
 
-животноводство
-//-
21
 
Образование
 
1
Всего объектов образования
ед.
61
 
В том числе: - дошкольные учреждения
ед.
12
 
-общеобразовательные школы
ед.
26
 
школы-интернаты
ед.
2
 
-учреждения начального профессионального образования
ед.
3
 
-средние специальные учебные заведения
ед.
7
 
-высшие учебные заведения
ед.
7
 
-учреждения дополнительного образования
ед.
4
2
В них учащихся и воспитанников:
чел.
25068
 
В том числе - в дошкольных учреждениях
чел.
2022
 
-в общеобразовательных школах
чел.
7864
 
-в школах-интернатах
чел
306
 
-в учреждениях начального профессионального образования
чел.
1615
 
-в средних специальных учебных заведениях
чел.
4469
 
-в высших учебных заведениях
чел.
4802
 
-в учреждениях дополнительного образования
чел.
3990
 
Культура
 
1
Всего объектов культурного назначения
ед.
11
 
В том числе: -  объединенная библиотечная система
ед.
1
 
-объединенная клубная система
ед.
1
 
-стационарных киноустановок
ед.
6
 
-профессиональных театров
ед.
1
 
- музеев
чел.
1
 
Здравоохранение, физкультура и спорт
 
9
Число больничных учреждений
ед.
8
2
Численность врачей всех специальностей
чел.
259
3
Численность среднего медицинского персонала
чел.
819
4
Число амбулаторно-поликлинических учреждений
ед.
22
5
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений
пос/стен.
1830
6
Число спортивных сооружений всего:
ед.
31
 
Из них стадионы
ед.
3
 
Спортивные залы
ед.
28
 
Почётные граждане г. Борисоглебска – района
Источник: http://www.adminborisoglebsk.vsi.ru/html/polza.htm
.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Юрчик Василий Михайлович
Звание присвоено 20.10.1987 г.
Преподавал в Военной Академии им. Ф. Дзержинского. Затем посвятил свою жизнь занятиям живописью. Является одним из инициаторов и непосредственным участником создания картинной галереи им. П.И. Шолохова в г. Борисоглебске
 
Тучин Владимир Степанович
Звание присвоено 15.05.1990 г.
Сотни боев в годы Великой Отечественной войны стали вехами его трудного боевого пути. После отставки из рядов СА, движимый большой любовью к родному городу, он всю свою энергию направил на его благо.
Владимир Степанович - автор герба города Борисоглебска, проекта реконструкции фасада здания театра им.Чернышевского. Заслуги Владимира Степановича отмечены Нагрудными знаками «За отличие в труде», «70 лет ВЛКСМ», Юбилейным почетным знаком, грамотой Советского комитета ветеранов войны.
 
Глотов Виктор Иванович
Звание присвоено 26.04.1991г.
более 40 лет трудится Виктор Иванович. Окончил Воронежский строительный институт. Прошел путь от мастера до генерального директора «Перспектива». За огромный вклад в строительство города-района награжден орденами Дружбы народов, Трудового Красного знамени. Имеет почетные звания «Заслуженный строитель РФ», «Отличник народного просвещения». В настоящее время возглавляет Петровскую сельскую администрацию.
 
Мызников Василий Владимирович
Звание присвоено 14.02.1995г.
Василий Владимирович свой трудовой путь начал в 1941 году рабочим. В 1942 году призван в Красную Армию и воевал во 2-ой гвардейской армии Украинского фронта. В 1944 году уволен из рядов Советской Армии. В 1951 году окончил МВТУ им. Баумана. В 1967 году назначен директором Борисоглебского приборостроительного завода. На общественных началах работает заместителем председателя президиума Совета ветеранов войны и труда.
 
Тарасов Рене Иванович
Звание присвоено 30.04.1998г.
трудовую деятельность начал в 1961 году, окончив Воронежский строительных институт. С 1976 года возглавляет ЗАО строительную фирму «Пирамида». За добросовестный труд присвоено звание «заслуженный строитель РСФСР».
 
Тульский Тимофей Стефанович
Звание присвоено 30.04.1998 г.
36 лет Тимофей Стефанович занимался выращиванием свеклы. За добросовестный труд награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, Бронзовой медалью ВДНХ. Был делегатом XVIII съезда профсоюзов СССР.
 
Мокшанцева Валентина Тимофеевна
Звание присвоено 30.04.1998г.
В течение 18 лет работала в комсомольских и партийных органах. Принимала участие в работе Всероссийского съезда учителей, XVI съезда ВЛКСМ, VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии.
Награждена медалью «За трудовую доблесть», значками «За активную работу в комсомоле», Отличник просвещения РСФСР», грамотами ЦК ВЛКСМ.
 
Плеханов Елисей Григорьевич
Звание присвоено 30.04.1998г.
Елисей Григорьевич окончил Сибирский автодорожный институт по специальности инженер. Долгие годы возглавлял Борисоглебский дорожный техникум.
 
Дмитриева Людмила Васильевна
Звание присвоено 14.05.1999г.
Людмила Васильевна 40 лет проработала педиатором. Она врач высшей категории. За добросовестный труд присвоено почетное звание «Заслуженный врач РФ», награждена значком «Отличник здравоохранения». В настоящее время является заведующей соматическим отделением МУЗ «Борисоглебская ЦРБ».
 
Ясаков Александр Федорович
Звание присвоено 22.11.1999г.
Из 40 лет рудовой деятельности 30 лет отданы работе в газовом хозяйстве. В настоящее время возглавляет Управление «Боисоглебскмежрайгаз». Неоднократно избирался депутатом Совета народных депутатов. За добросовестный труд награжден орденом Почета
 
Михайлов Владимир Сергеевич
Звание присвоено 15.05.2000г.
В 1966 году окончил Ейское высшее авиационное училище летчиков. До 1977 года прошел путь от летчика – инструктора до заместителя начальника Ейского ВВАУЛ по летной подготовке Северо-Кавказского Военного округа. Окончил Военно-воздушную академию им. Жуковского. Военную академию Генерального штаба ВС РФ. С 1980 по 1985 г. Владимир Сергеевич – начальник Борисоглебского ВВАУЛ. В настоящее время Главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ. 
 
Гусев Владимир Васильевич
Звание присвоено 15.05.2001г.
Владимир Васильевич окончил среднюю школу №5 в г. Борисоглебске, Воронежский государственный университет, аспирантуру.
Начинал трудовую деятельность старшим преподавателем Воронежского педагогического института. С 1987-1998 г.г. избран ректором Воронежского государственного университета. В настоящее время профессор ВГУ.
Имеет почетные звания «Заслуженный работник высшего профессионального образования», «Почетный академик Международной Академии наук высшей школы», «Почетный член Правления Союза ректоров РФ». Владимир Васильевич – член исполнительного комитета Зальцбургского семинара (США, Медународный проект «Университеты мира». Гусев награжден орденом «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть», «100-летие со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда».
 
Крутинь Николай Петрович
Звание присвоено 15.05.2003 г.
Николай Петрович прошел трудовой путь от слесаря до генерального директора ЗАО р НП «Борисоглебского мясоконсервного комбината». За добросовестный труд в 1996 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник пищевой индустрии РФ». В 1998 году признан Человеком года г. Борисоглебска. в 2000 году награжден орденом «Знак Почета».
 
Лебедев Валерий Александрович
Звание присвоено 15.05.2003 г.
Валерий Александрович более 20 лет находился на партийно-хозяйственной работе. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, областного, Воронежского, Борисоглебского Совета народных депутатов. Он опубликовал более 20 статей исследовательского характера. Валерий Александрович награжден орденом «Знаком Почета», медалью «100-летие со дня рождения В.И.Ленина», «Почетный дорожник России», знаком «За достижения в культуре», имеет звания «Почетный строитель России», «Почетный работник ЖКХ России».
 
 
 
Меньшиков Михаил Александрович
Звание присвоено 15.05.2005 г.
Михаил Александрович Меньшиков внес огромный вклад в развитие физической культуры и спорта г. Борисоглебска. В 1953 году организовал в г. Борисоглебске секцию классической борьбы, а в 1971года детско-юношескую спортивную школу классической борьбы, в которой был директором до 1986 года. Михаил Александрович в 1951, 1954 годах становился Чемпионом Всесоюзного добровольного общества "Труд", и является 11-ти кратным Чемпионом Воронежской области, победителем и призером многих Всесоюзных и Всероссийских соревнований. Михаил Александрович награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне", медалью "За доблестный труд в период Великой Отечественной войны", знаком "Ветеран спорта РСФСР"
 
 
 
Евсеев Евгений Архипович
 
Летчик 629-го истребительного авиационного полка (102-я иад, Войска ПВО), лейтенант. Родился 19 февраля 1919 года в городе Борисоглебске в семье рабочего. В 1935 году окончил техникум механизации сельского хозяйства. Работал в механической мастерской. В 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. К декабрю 1942 года совершил 152 боевых вылета.
8 февраля 1943 года Евгению Архиповичу Евсееву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
 
 
С 1946 года майор Евсеев - в запасе. Жил в Москве. Работал пилотом Аэрофлота. Награжден 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1 степени, "Знак Почета", медалями. Почетный гражданин города Борисоглебска. Умер 25 августа 1997 года.
.
Бок о бок с училищем всегда существовал, и успешно работает сейчас Авиационный Ремонтный Завод (мы его знали как «Рембаза»). Справка из сайта АРЗ:
Создан как мастерские по ремонту самолетов и двигателей в составе Борисоглебской 2-й военной школы летчиков. Ремонтировал аэропланы Моран-Парасоль, Моран-Сольнье, Ньюпор-17 и моторы к ним, самолеты Р-1, Р-2, И-2, У-1, У-2, И-5, Р-5, И-16, ЛаГГ-3, МиГ-1, Ла-5, Ла-7, Ла-9, Як-11, Як-18, Як-12, МиГ-15 и их двигатели, вертолеты Ми-1, наземные средства связи, системы РТО полетов, УР МиГ-21 и МиГ-23 и др. Является единственным предприятием по ремонту широкой номенклатуры авиационных средств поражения класса воздух-воздух и воздух-поверхность, наземных средств связи и радиотехнического обеспечения полетов. Подробнее про АРЗ – на сайте http://www.aviation.su/:
.
Источники информации:
1. «Историко-культурное наследие Борисоглебской земли». А.А. Зайцева. Л. В. Кригер. Москва 1994
2. «Борисоглебск. Лики старого города». Фотоальбом под ред. В. В. Самошкина. Борисоглебск, 2005 г.
3. «Их позвало небо». Военно-исторический очерк Борисоглебского ВВАУЛ им. В. П. Чкалова. Москва, военное издательство, 1984 г.
4. Официальный сайт администрации городского округа http://gw.bgsk.vrn.ru/.
5. Информационный портал Борисоглебска http://www.adminborisoglebsk.vsi.ru/html/polza.htm
6. Сайт «Деловой Борисоглебск» http://www.borisoglebsk.vrn.ru/begin.htm
7. Сайт «БОРИСОГЛЕБСК: Прошлое и настоящее» http://borvrn.narod.ru/
8. Сайт «Народная энциклопедия городов и регионов России» http://www.mojgorod.ru/voronezh_obl/borisglebsk/
9. Сайт районного узла электросвязи http://www.borisoglebsk.net/index.php
10. Хорошие фотографии http://foto.borisoglebsk.net/
11. Сайт АРЗ («Рембаза») http://www.aviation.su/:
12. На этом снимке из космоса видно аэродром Борисоглебск: http://www.terraserver.com/imagery/image_gx.asp?cpx=42.1423540551287&cpy=51.372825654723684&res=15&provider_id=340&t=pan
***
Борисоглебск в фотографиях
.
А сейчас приглашаем вас пройтись по улицам города, посмотреть на старые здания и новые дома, вспомнить места, которые знакомы по курсантским годам. Почти все снимки большого размера, что позволит рассмотреть их более детально. 
От Администратора. Практически все фотографии сделаны одним фотографом (мною) в 2006 году цифровой "мыльницей", в один день (с не самой удачной погодой),  поэтому не все они хорошего качества. Прошу за это строго фотографа не судить. Фотоальбом будет обновляться и совершенствоваться до тех пор, пока Администратор не посчитает возможным убрать это предисловие за ненадобностью.
.

Центр. Здание городской Администрации. Август 2006 г.
.
Карта сайта Написать Администратору