Авиатехника
(этот раздел будет переработан)
.
"Человек не имеет крыльев, и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума"
Николай Егорович Жуковский,
отец русской авиации, основоположник современной аэродинамики
.
В приведённом списке Вы найдёте полный перечень самолётов, на которых в разные годы летали борисоглебские курсанты. По размещённым ниже списка изображениям и фотографиям Вы сможете получить представление, как выглядели эти самолёты. (От Админа: В перспективе страница будет переоформлена).
Самолёты, на которых летали курсанты училища за годы его существования
1923 г. - "Моран-Парасоль", "Ньюпор", "Авро", "Моска", "Моран-Ж", "Анрио".
1924 - "Анрио", "Авро", "Моран-Сольнье", "Фоккер С-2", "ДН-9".
1925 - "Фоккер С-1", "Сопвич ДН-4", со второй половины года самолеты отечественного производства (но пока копии иностранных типов), в связи с чем самолет "Авро" был переименован в У-1 с мотором М-2, а самолет "ДН-9" в Р-1 с мотором "С. Пума" и в Р-1 с мотором М-5.
1928 - на школу возложена задача - часть летчиков выпускать истребителями, для чего школа получает самолеты-истребители иностранных марок "Фоккер Д-7", "Фоккер-3" и "Мартинcайд" (Martinsyde)
1929 - отечественные истребители И-2 и И-2бис с мотором М-5.
1930 - ПО-2 (в то время они имели шифр У-2) с мотором М-11, Р-1 с мотором М-5 и истребитель И-3.
1931 - самолеты У-1 полностью заменены на У-2.
1933 - в связи со снятием с вооружения с-та Р-1, в школу поступают новые боевые самолеты-разведчики Р-5 с мотором М-17.
1935 - основная матчасть в школе - ПО-2 и Р-5, но есть и несколько истребителей И-3, И-4, И-5 и И-7.
1936 - самолетный парк школы пополняется новейшими по тому времени образцами самолетов: Ут-2, СССР-зет, СБ, И-16.
1937 - школа становится полностью истребительной. Самолетный парк пополняется самолетами только истребительного типа: УТИ-4, ДИ-6, И-5, И-16.
1938 - в школу поступают самолеты УТ-1, УТ-2, И-15, УТИ-4, И-16. В дальнейшем обучение проводилось на самолетах УТ-2, И-15 (до 1940 г.) и на И-16 (до 1942 г.)
1941 - МИГ-3, ЛАГГ-3.
1942 - школа работает на самолетах УТ-2, УТИ-4, ЯК-7, И-16, ЛАГГ-3.
1943 - в школу поступили самолеты ЛА-5.
1944 - ЛА-5, а тех, кому трудно освоить самолет-истребитель, выпускают на ИЛ-2. В дальнейшем, до поступления реактивной авиатехники, обучение производится на ЛА-5, ЛА-7, ЛА-9.
1951 - Як-18
1952 - Як-11, ... Поступил на вооружение МИГ-15
1953 - Ла-9 (УЛа-9)
1960 - училище расформировали...
.
1970 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1971 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1972 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1973 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1974 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1975 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1976 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1977 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17, МиГ-21УМ, МиГ-21
1978 -
1979 -
1980 -
1981 - Л-29, МиГ-21УМ, МиГ-21
1987 - Л-29, Л-39, МиГ-21УМ, МиГ-21
1989 - Л-39, МиГ-21УМ, МиГ-21
1990 - Л-39, МиГ-21УМ, МиГ-21................. Училище расформировали...
.
1990 - 2006 г. - На базе училища функционируют ряд учебных авиационных частей. Полёты на МиГ-29, Су-25, Л-39...
.
На каких самолетах летали курсанты с 1-го курса и до выпуска:
Год выпуска |
I курс
|
II курс
|
III курс
|
IV курс
|
год
|
самолеты
|
год
|
самолеты
|
год
|
самолеты
|
год
|
самолеты
|
1923 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1924 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1925 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1926 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1927 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1928 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1929 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1930 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1931 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1932 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1933 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1934 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1935 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1936 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1937 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1938 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1939 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1940 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1941 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1942 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1943 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1944 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1945 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1946 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1947 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1948 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1949 |
- |
Не летали |
|
Ут-2 |
- |
Як-11 |
- |
Ла-9 |
1950 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1951 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1952 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1953 |
1950 |
не летали |
1951 |
Як-18 |
1952 |
Як-11 |
- |
- |
1954 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1955 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1956 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1957 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1958 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1959 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1960 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1974 |
1971 |
не летали |
1972 |
Л-29 |
1973 |
УТИ- МиГ-15, МиГ-17 |
1974 |
УТИ- МиГ-15, Миг-17 |
1975 |
1972 |
не летали |
1973 |
Л-29 |
1974 |
УТИ- МиГ-15, Миг-17 |
1975 |
УТИ- МиГ-15, Миг-17 |
1976 |
1973 |
не летали |
1974 |
Л-29 |
1975 |
УТИ- МиГ-15, МиГ-17 |
1976 |
УТИ- МиГ-15, Миг-17 |
1977 |
1974 |
- |
1975 |
- |
1976 |
- |
1977 |
- |
1978 |
1975 |
- |
1976 |
- |
1977 |
- |
1978 |
- |
1979 |
1976 |
Л-29 |
1977 |
Л-29 |
1978 |
МиГ-17 |
1979 |
МиГ-21УМ, МиГ-21ПФС, МиГ-21ПФМ |
1980 |
1977 |
- |
1978 |
- |
1979 |
- |
1980 |
- |
1981 |
1978 |
- |
1979 |
- |
1980 |
- |
1981 |
- |
1982 |
1979 |
- |
1980 |
- |
1981 |
- |
1982 |
- |
1983 |
1980 |
- |
1981 |
- |
1982 |
- |
1983 |
- |
1984 |
1981 |
- |
1982 |
- |
1983 |
- |
1984 |
- |
1985 |
1982 |
Л-29 |
1983 |
Л-29 |
1984 |
Миг-21ПФМ |
1985 |
Миг-21Р |
1986 |
1983 |
- |
1984 |
- |
1985 |
- |
1986 |
- |
1987 |
1984 |
- |
1985 |
- |
1986 |
- |
1987 |
- |
1988 |
1985 |
- |
1986 |
- |
1987 |
- |
1988 |
- |
1989 |
1986 |
не летали |
1987 |
Л-29 |
1988 |
Л-29*; |
1989 |
МиГ-21ум, |
Миг-21ус, Миг-21С ** |
Миг-21ПФМ*** |
* - у нас на 3-м курсе несколько групп летали на Л-29 |
** - наша эскадрилья на 3-ем курсе летала в Борисоглебском полку на этих типах |
*** - наша эскадрилья на 4-ом курсе летала в Бутурлиновском полку на этих типах |
1990 |
1987 |
- |
1988 |
- |
1989 |
- |
1990 |
- |
|
1988 |
- |
1989 |
- |
1990 |
- |
- |
- |
|
1989 |
- |
1990 |
- |
- |
- |
- |
- |
.
Самолёты, на которых летали курсанты училища за годы его существования
.
Моран L Парасоль (1)
.
Ньюпор 11 (1)
.
Этот учебный Авро 504К был построен компанией Хьюлет и Блондью (Hewlett & Blondeau).
.
Самолеты Моска: а) — “Моска-Б”
.
Моран-Ж (2)
.
Анрио (2)
.
Авро (2)
.
Моран-Сольнье LN¦ (М. С5) (Франция, 1915). (1)
.
Fokker C-2 (Фоккер С-2) (1)
.
Разведчик “Де-Хэвилленд” DH-9 с двигателем “Сиддлей-Пума” (1)
.
Fokker (Фоккер) С.I (1)
.
Сопвич полуторастоечный (2)
.
У-1 (1)
.
Р-1 (1)
.
Фоккер Д-7 (2)
«... пролетая над Ленинградом на своем новеньком самолете «Фоккер-Д-7», В. П. Чкалов пролетел под аркой Троицкого моста. И на несколько дней угодил на «губу». Позже он много раз летал и под Литейным мостом, и снова под Троицким...»
.
Фоккер E-3 (1)
.
"Мартинcайд" - Martinsyde F.4 Buzzard
(http://www.aviastar.org/air/england/martinsyde_buzzard.php, http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft25643.htm )
Британец в стране советов - истребитель Martinsyde F.4 Buzzard: http://alternathistory.org.ua/britanets-v-strane-sovetov-istrebitel-martinsyde-f4-buzzard
Здесь разные модификации по годам: http://www.aviastar.org/air/england/a_martinsyde.php
.
.
И-2 (1)
И-2бис (1)
По-2 (У-2) (3)
.
Р-5 (2)
.
Истребитель И-3 (1)
.
Истребитель И-4 (2)
.
Истребитель И-5 (1)
.
Истребитель И-7 (2)
.
Ут-2 (2)
.
Р-зет (2)
.
СБ (2)
.
Истребитель И-16 (2)
.
УТИ-4 (2)
.
ДИ-6 (1)
.
Истребитель И-15 (2)
.
.
МиГ-3 (4)
.
ЛаГГ-3 (2)
.
Як-7 (3)
.
Ла-5 (3)
«Внимание! В воздухе – Ла-5!» — впервые эти предупреждения фашистским пилотам зазвучали в эфире в период Сталинградской битвы, в которой участвовали и Ла-5. Были среди них и машины, построенные на средства, собранные тружениками тыла, воевала даже целая эскадрилья Ла-5, имевших на фюзеляжах надпись «Валерий Чкалов». Такой подарок фронту сделали земляки великого летчика. И один из самолетов с бортовым номером 75 получил в феврале 1943 года Иван Кожедуб, на нем же будущий трижды Герой Советского Союза открыл счет своим боевым победам..
Ил-2 (2).
Ла-7 (2)
.
Ла-9В (УТИ Ла-9)
http://www.airwar.ru/enc/other2/la9v.html
Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1947
Тип: Учебно-тренировочный истребитель
Учебно-тренировочный истребитель, получивший первоначально обозначение Ла-9В (вывозной), отличался двухместной кабиной с дублированными пилотажно-навигационными приборами и приборами контроля ВМГ. сдвоенным управлением самолетом и двигателем, а также неубирающимся костыльным колесом. Количество бензобаков сократили до трех, сохранив одну пушку НС-23 с боезапасом 100 патронов.
Дополнительно установили оборудование для ночных полетов, шторки для обучения полету по приборам в передней кабине, фотоустановку для плановой съемки, переговорное устройство и приспособление для буксировки конуса.
В мае 1947 г. Ла-9В прошел заводские испытания, выполнив 8 полетов, а 2 июня начались госиспытания. Ведущим инженером и вторым пилотом на этом этапе испытаний был В.И.Алексеенко, ведущим летчиком - И.М. Дзюба.
Как и любая новая техника. Ла-9В обладал рядом дефектов и недостатков. Впрочем, это не помешало в выводах "Акта..." по результатам госиспытаний отметить, что самолет "по пилотажным и летно-техническим данным, а также по объему оборудования может быть широко использован в школах и частях ВВС в качестве учебно-тренировочного истребителя для обучения и тренировки летного состава.
По пилотажным качествам, устойчивости и управляемости самолет аналогичен одноместному боевому самолету Ла-9 с мотором АШ-82ФН и доступен летчикам средней квалификации для пилотирования, как с передней, так и надпей кабин..."
С апреля 1948 года началось серийное производство "спарки" на заводе №99 в г. Улан-Удэ под обозначением УТИ-Ла-9 (УТИЛа-9. изделие "49"). В этом же году машину №49990609 перегнали в НИИ ВВС на контрольные испытания.
После их завершения самолет передали на 301-й завод для доработок. На "спарке" заменили пушку на пулемет УБС-12,7. Вместо прицела АСП-1Н установили АСП-3Н, а также новое светотехническое и противопожарное оборудование. Костыль заменили на новый по типу Ла-11.
В таком виде самолет прошел госиспытания и был рекомендован в серию. Ведущими по машине были летчик П.М.Стефановский и инженер-летчик И.Н.Соколов.
В заключении "Акта..." по результатам госиспытаний отмечалось, что "применение УБС (пулемета - прим,авт.) позволяет использовать самолет для проведения учебно-тренировочных полетов со стрельбой не только по наземным, но и по воздушным целям". Ведь при стрельбе из пушки имелась большая вероятность поражения не только мишени-конуса, но и буксировщика.
С 1947 года 99-й завод выпускал и боевые машины. Испытания первой из них №01-01, собранной из деталей 21-го завода, начались 9 июля. Завод выпускал "спарки" как с пулеметами УБС, так и пушками НС-23.
ЛТХ:
Модификация: Ла-9В
Размах крыла, м: 9.80
Длина, м: 8.625
Высота, м: 3.56
Площадь крыла, м2: 17.59
Масса, кг
пустого: 2554
нормальная взлетная: 3285
топлива (максимально): 379
Тип двигателя: 1 ПД Швецов АШ-82ФН
Мощность, л.с.: 1 х 1850
Максимальная скорость , км/ч
у земли: 558
на высоте: 659
Практическая дальность, км: 955
Скороподъемность, м/мин: 1000
Практический потолок, м 11125
Экипаж 2
Вооружение: одна 23-мм пушка НС-23 или 12.7-мм пулемет УБС-12,7
.
Ла-9В на госиспытаниях
Ла-9В на госиспытаниях
УТИ Ла-9 в полете
Приборная доска передней кабины
Приборная доска задней кабины
.
УТИ Ла-9
.
УТИ Ла-9 Борисоглебского летного училища, 1950 год © С.Свинков
.
Ла-9 НОАК Китая, 1950 год © С.Свинков
.
Список источников:
Армада. Владимир Перов, Николай Якубович. Истребители Ла-9 и Ла-11
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
.
Боевой самолёт Ла-9
.
Ла-11 (2)
.
Истребитель Миг-15 (2)
.
Л-29 (2)
.
.
УТИ-МиГ-15 (4)
.
МиГ-17 (2)
.
МиГ-21 (2)
.
Л-39 (2)
.
Су-25 (2)
.
Если Вас интересует более подробная информация, касающаяся показанных на этой странице самолетов, Вы можете найти на тех сайтах, которые использовались в качестве источников получения информации для этой страницы, а также на других сайтах, ссылки на которые приведены ниже.
.
1) Авиация от A до Z. Энциклопедия мировой авиации:
http://www.cofe.ru/Avia/
2) Модели самолётов
http://flytech.narod.ru/text/samolet/modelisam/a.html
3) Самолеты-разведчики и истребители. Работы А. А. Безобразова и Ф. Э. Моска
http://eroplan.boom.ru/shavrov/chr3/fight1/bezobr.htm
4) Интернет-магазин
http://goldenhobby.ru/
5) Уголок неба. Виртуальная авиационная энциклопедия
http://www.airwar.ru/index.html
6) "ЕРОПЛАН" Русская и советская авиация первой половины XX века
http://eroplan.boom.ru/index.htm
7) Авиамастер
http://vikond.comtv.ru/default.html
8) Русские крылья
http://rus.air.ru/index.html
9) Компания РПК
http://www.rpk-models.ru/index.php?osCsid=bcbc0cb6a237a1234e81881f6dfe0e7e
10) Авиационная корпорация «Рубин»
http://ak-rubin.ru/index.html
11) Проект «Русская Дружина»
http://www.rustrana.ru/grom.php?r_id=1338
12) Авиационная техника СССР и России
http://aviationz.narod.ru/
13) Библиотека 13-й базы
http://base13.glasnet.ru/biblio.htm#ach
14) Авиационная публичная библиотека
http://twistairclub.narod.ru/library.htm
15) Иллюстрированный каталог авиации мира
http://www.brazd.ru/
16) Combatavia
http://www.combatavia.info/index1mig21.html
17) Современная авиация России
http://aviaros.narod.ru/avio.htm
18) Сайты конструкторских бюро:
• ОКБ им.Микояна и Гуревича МиГ , самолёты : http://www.avia-mig.ru/
• ОКБ им.Яковлева : http://www.yak.ru/ ; Самолёты : http://www.avia-yk.ru/ ; ЯК-38 : http://www.avia-yk.ru/yk38.php
• ОКБ им.Сухого : http://www.sukhoi.org/ ; форум ОКБ : http://www.sukhoi.ru/ ; самолёты Сухого : http://www.avia-su.ru/
• ОКБ им.Туполева : http://www.tupolev.ru/ ; самолёты : http://www.avia-tu.ru/
• ОКБ им.Антонова , самолёты : http://www.avia-an.ru/
• ОКБ им.Миля : http://www.mi-helicopter.ru/
• ОКБ им.Камова : www.kamov.ru
• НПО "Молния" "Буран" : http://www.buran.ru/
.
« Назад
|