Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Авиатехника

(этот раздел будет переработан)

.

"Человек не имеет крыльев, и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума"
                     Николай Егорович Жуковский,
                     отец русской авиации, основоположник современной аэродинамики

.

В приведённом списке Вы найдёте полный перечень самолётов, на которых в разные годы летали борисоглебские курсанты. По размещённым ниже списка изображениям и фотографиям Вы сможете получить представление, как  выглядели эти самолёты. (От Админа: В перспективе страница будет переоформлена).
Самолёты, на которых летали курсанты училища за годы его существования
1923 г. - "Моран-Парасоль", "Ньюпор", "Авро", "Моска", "Моран-Ж", "Анрио".
1924 - "Анрио", "Авро", "Моран-Сольнье", "Фоккер С-2", "ДН-9".
1925 - "Фоккер С-1", "Сопвич ДН-4", со второй половины года самолеты отечественного производства (но пока копии иностранных типов), в связи с чем самолет "Авро" был переименован в У-1 с мотором М-2, а самолет "ДН-9" в Р-1 с мотором "С. Пума" и в Р-1 с мотором М-5.
1928 - на школу возложена задача - часть летчиков выпускать истребителями, для чего школа получает самолеты-истребители иностранных марок "Фоккер Д-7", "Фоккер-3" и "Мартинcайд" (Martinsyde)
1929 - отечественные истребители И-2 и И-2бис с мотором М-5.
1930 - ПО-2 (в то время они имели шифр У-2) с мотором М-11, Р-1 с мотором М-5 и истребитель И-3.
1931 - самолеты У-1 полностью заменены на У-2.
1933 - в связи со снятием с вооружения с-та Р-1, в школу поступают новые боевые самолеты-разведчики Р-5 с мотором М-17.
1935 - основная матчасть в школе - ПО-2 и Р-5, но есть и несколько истребителей И-3, И-4, И-5 и И-7.
1936 - самолетный парк школы пополняется новейшими по тому времени образцами самолетов: Ут-2, СССР-зет, СБ, И-16.
1937 - школа становится полностью истребительной. Самолетный парк пополняется самолетами только истребительного типа: УТИ-4, ДИ-6, И-5, И-16.
1938 - в школу поступают самолеты УТ-1, УТ-2, И-15, УТИ-4, И-16. В дальнейшем обучение проводилось на самолетах УТ-2, И-15 (до 1940 г.) и на И-16 (до 1942 г.)
1941 - МИГ-3, ЛАГГ-3.
1942 - школа работает на самолетах УТ-2, УТИ-4, ЯК-7, И-16, ЛАГГ-3.
1943 - в школу поступили самолеты ЛА-5.
1944 - ЛА-5, а тех, кому трудно освоить самолет-истребитель, выпускают на ИЛ-2. В дальнейшем, до поступления реактивной авиатехники, обучение производится на ЛА-5, ЛА-7, ЛА-9.
1951 - Як-18
1952 - Як-11, ... Поступил на вооружение МИГ-15
1953 - Ла-9 (УЛа-9)
1960 - училище расформировали...
.
1970 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1971 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1972 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1973 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1974 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1975 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1976 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17
1977 - Л-29, УТИ-Миг-15, МиГ-17, МиГ-21УМ, МиГ-21
1978 -  
1979 -
1980 -
1981 - Л-29, МиГ-21УМ, МиГ-21
1987 - Л-29, Л-39, МиГ-21УМ, МиГ-21
1989 - Л-39, МиГ-21УМ, МиГ-21
1990 - Л-39, МиГ-21УМ, МиГ-21................. Училище расформировали...
.
1990 - 2006 г. - На базе училища функционируют ряд учебных авиационных частей. Полёты на МиГ-29, Су-25, Л-39...

.

На каких самолетах летали курсанты с 1-го курса и до выпуска:

 

Год выпуска
I курс
II курс
III курс
IV курс
год
самолеты
год
самолеты
год
самолеты
год
самолеты
1923 - - - - - - - -
1924 - - - - - - - -
1925 - - - - - - - -
1926 - - - - - - - -
1927 - - - - - - - -
1928 - - - - - - - -
1929 - - - - - - - -
1930 - - - - - - - -
1931 - - - - - - - -
1932 - - - - - - - -
1933 - - - - - - - -
1934 - - - - - - - -
1935 - - - - - - - -
1936 - - - - - - - -
1937 - - - - - - - -
1938 - - - - - - - -
1939 - - - - - - - -
1940 - - - - - - - -
1941 - - - - - - - -
1942 - - - - - - - -
1943 - - - - - - - -
1944 - - - - - - - -
1945 - - - - - - - -
1946 - - - - - - - -
1947 - - - - - - - -
1948 - - - - - - - -
1949 - Не летали   Ут-2 - Як-11 - Ла-9
1950 - - - - - - - -
1951 - - - - - - - -
1952 - - - - - - - -
1953 1950 не летали 1951 Як-18 1952 Як-11 - -
1954 - - - - - - - -
1955 - - - - - - - -
1956 - - - - - - - -
1957 - - - - - - - -
1958 - - - - - - - -
1959 - - - - - - - -
1960 - - - - - - - -
1974 1971 не летали 1972 Л-29 1973 УТИ- МиГ-15, МиГ-17 1974 УТИ- МиГ-15, Миг-17
1975 1972 не летали 1973 Л-29 1974 УТИ- МиГ-15, Миг-17 1975 УТИ- МиГ-15, Миг-17
1976 1973 не летали 1974 Л-29 1975 УТИ- МиГ-15, МиГ-17 1976 УТИ- МиГ-15, Миг-17
1977 1974 - 1975 - 1976 - 1977 -
1978 1975 - 1976 - 1977 - 1978 -
1979 1976 Л-29 1977 Л-29 1978 МиГ-17 1979 МиГ-21УМ, МиГ-21ПФС, МиГ-21ПФМ
1980 1977 - 1978 - 1979 - 1980 -
1981 1978 - 1979 - 1980 - 1981 -
1982 1979 - 1980 - 1981 - 1982 -
1983 1980 - 1981 - 1982 - 1983 -
1984 1981 - 1982 - 1983 - 1984 -
1985 1982 Л-29 1983 Л-29 1984 Миг-21ПФМ 1985 Миг-21Р
1986 1983 - 1984 - 1985 - 1986 -
1987 1984 - 1985 - 1986 - 1987 -
1988 1985 - 1986 - 1987 - 1988 -
1989 1986 не летали 1987 Л-29 1988 Л-29*; 1989 МиГ-21ум, 
Миг-21ус, Миг-21С ** Миг-21ПФМ***
*   -  у нас на 3-м курсе несколько групп летали на Л-29
**  -  наша эскадрилья на 3-ем курсе летала в Борисоглебском полку на этих типах
*** -  наша эскадрилья на 4-ом курсе летала в Бутурлиновском полку на этих типах
1990 1987 - 1988 - 1989 - 1990 -
  1988 - 1989 - 1990 - - -
  1989 - 1990 - - - - -

.

Самолёты, на которых летали курсанты училища за годы его существования

.

Моран L Парасоль (1)

.

Ньюпор 11 (1)

.

Этот учебный Авро 504К был построен компанией Хьюлет и Блондью (Hewlett & Blondeau).

.

Самолеты Моска:    а) — “Моска-Б”

.

 

Моран-Ж (2)

.

 

Анрио (2)

.

Авро (2)

.

 

Моран-Сольнье LN¦ (М. С5) (Франция, 1915). (1)

.

Fokker C-2 (Фоккер С-2) (1)

.

Разведчик “Де-Хэвилленд” DH-9 с двигателем “Сиддлей-Пума” (1)

.

Fokker (Фоккер) С.I (1)

.

Сопвич полуторастоечный (2)

.

 

У-1 (1)

.

Р-1 (1)

.

 

Фоккер Д-7 (2)

«... пролетая над Ленинградом на своем новеньком самолете «Фоккер-Д-7», В. П. Чкалов пролетел под аркой Троицкого моста. И на несколько дней угодил на «губу». Позже он много раз летал и под Литейным мостом, и снова под Троицким...»

 

 

.

Фоккер E-3 (1)

.

"Мартинcайд" - Martinsyde F.4 Buzzard

(http://www.aviastar.org/air/england/martinsyde_buzzard.php, http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft25643.htm )

Британец в стране советов - истребитель Martinsyde F.4 Buzzard: http://alternathistory.org.ua/britanets-v-strane-sovetov-istrebitel-martinsyde-f4-buzzard
Здесь разные модификации по годам:
http://www.aviastar.org/air/england/a_martinsyde.php

 

 

.

 

.

И-2 (1) 

И-2бис (1)

 

По-2 (У-2) (3)

.

  

Р-5 (2)

.

Истребитель И-3 (1)

.

 

Истребитель И-4 (2)

.

Истребитель И-5 (1)

.

 

Истребитель И-7 (2)

.

Ут-2 (2)

.

 

Р-зет (2)

.

 

СБ (2)

.

 

Истребитель И-16 (2)

.

 

УТИ-4 (2)

.

 

ДИ-6 (1)

.

 

Истребитель И-15 (2)

.

 

.

 

МиГ-3 (4)

.

 

ЛаГГ-3 (2)

.

 

Як-7 (3)

.

Ла-5 (3)  

«Внимание! В воздухе – Ла-5!» — впервые эти предупреждения фашистским пилотам зазвучали в эфире в период Сталинградской битвы, в которой участвовали и Ла-5. Были среди них и машины, построенные на средства, собранные тружениками тыла, воевала даже целая эскадрилья Ла-5, имевших на фюзеляжах надпись «Валерий Чкалов». Такой подарок фронту сделали земляки великого летчика. И один из самолетов с бортовым номером 75 получил в феврале 1943 года Иван Кожедуб, на нем же будущий трижды Герой Советского Союза открыл счет своим боевым победам..

 

Ил-2 (2).

 

Ла-7 (2)

.
Ла-9В (УТИ Ла-9)

http://www.airwar.ru/enc/other2/la9v.html
 

Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1947
Тип: Учебно-тренировочный истребитель

Учебно-тренировочный истребитель, получивший первоначально обозначение Ла-9В (вывозной), отличался двухместной кабиной с дублированными пилотажно-навигационными приборами и приборами контроля ВМГ. сдвоенным управлением самолетом и двигателем, а также неубирающимся костыльным колесом. Количество бензобаков сократили до трех, сохранив одну пушку НС-23 с боезапасом 100 патронов.

Дополнительно установили оборудование для ночных полетов, шторки для обучения полету по приборам в передней кабине, фотоустановку для плановой съемки, переговорное устройство и приспособление для буксировки конуса.

В мае 1947 г. Ла-9В прошел заводские испытания, выполнив 8 полетов, а 2 июня начались госиспытания. Ведущим инженером и вторым пилотом на этом этапе испытаний был В.И.Алексеенко, ведущим летчиком - И.М. Дзюба.

Как и любая новая техника. Ла-9В обладал рядом дефектов и недостатков. Впрочем, это не помешало в выводах "Акта..." по результатам госиспытаний отметить, что самолет "по пилотажным и летно-техническим данным, а также по объему оборудования может быть широко использован в школах и частях ВВС в качестве учебно-тренировочного истребителя для обучения и тренировки летного состава.
По пилотажным качествам, устойчивости и управляемости самолет аналогичен одноместному боевому самолету Ла-9 с мотором АШ-82ФН и доступен летчикам средней квалификации для пилотирования, как с передней, так и надпей кабин..."

С апреля 1948 года началось серийное производство "спарки" на заводе №99 в г. Улан-Удэ под обозначением УТИ-Ла-9 (УТИЛа-9. изделие "49"). В этом же году машину №49990609 перегнали в НИИ ВВС на контрольные испытания.

После их завершения самолет передали на 301-й завод для доработок. На "спарке" заменили пушку на пулемет УБС-12,7. Вместо прицела АСП-1Н установили АСП-3Н, а также новое светотехническое и противопожарное оборудование. Костыль заменили на новый по типу Ла-11.

В таком виде самолет прошел госиспытания и был рекомендован в серию. Ведущими по машине были летчик П.М.Стефановский и инженер-летчик И.Н.Соколов.

В заключении "Акта..." по результатам госиспытаний отмечалось, что "применение УБС (пулемета - прим,авт.) позволяет использовать самолет для проведения учебно-тренировочных полетов со стрельбой не только по наземным, но и по воздушным целям". Ведь при стрельбе из пушки имелась большая вероятность поражения не только мишени-конуса, но и буксировщика.

С 1947 года 99-й завод выпускал и боевые машины. Испытания первой из них №01-01, собранной из деталей 21-го завода, начались 9 июля. Завод выпускал "спарки" как с пулеметами УБС, так и пушками НС-23.

ЛТХ: 

Модификация:   Ла-9В
Размах крыла, м:   9.80
Длина, м:   8.625
Высота, м:   3.56
Площадь крыла, м2:   17.59
Масса, кг  
  пустого:   2554
  нормальная взлетная:   3285
  топлива (максимально):   379
Тип двигателя: 1 ПД Швецов АШ-82ФН
Мощность, л.с.:   1 х 1850
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли:   558
  на высоте:   659
Практическая дальность, км:   955
Скороподъемность, м/мин:   1000
Практический потолок, м   11125
Экипаж   2
Вооружение:   одна 23-мм пушка НС-23 или 12.7-мм пулемет УБС-12,7

.

Ла-9В на госиспытаниях

 

 

 

Ла-9В на госиспытаниях

УТИ Ла-9 в полете

Приборная доска передней кабины

Приборная доска задней кабины

.

УТИ Ла-9

.

УТИ Ла-9 Борисоглебского летного училища, 1950 год © С.Свинков

.

Ла-9 НОАК Китая, 1950 год  © С.Свинков

.

Список источников:
Армада. Владимир Перов, Николай Якубович. Истребители Ла-9 и Ла-11
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов

.

Боевой самолёт Ла-9

.

 

Ла-11 (2)

. 

Истребитель Миг-15 (2)

.

 

Л-29 (2)

.

 

.

 

УТИ-МиГ-15 (4)

.

 

МиГ-17 (2)

.

 

МиГ-21 (2)

.

 

Л-39 (2)

.

 

Су-25 (2)

.


Если Вас интересует более подробная информация, касающаяся показанных на этой странице самолетов, Вы можете найти на тех сайтах, которые использовались в качестве источников получения информации для этой страницы, а также на других сайтах, ссылки на которые приведены ниже.
.
1) Авиация от A до Z. Энциклопедия мировой авиации:

http://www.cofe.ru/Avia/

2)  Модели самолётов

http://flytech.narod.ru/text/samolet/modelisam/a.html

3) Самолеты-разведчики и истребители. Работы А. А. Безобразова и Ф. Э. Моска

http://eroplan.boom.ru/shavrov/chr3/fight1/bezobr.htm

4) Интернет-магазин

http://goldenhobby.ru/

5) Уголок неба. Виртуальная авиационная энциклопедия

http://www.airwar.ru/index.html

6) "ЕРОПЛАН" Русская и советская авиация первой половины XX века

http://eroplan.boom.ru/index.htm

7) Авиамастер

http://vikond.comtv.ru/default.html

8) Русские крылья

http://rus.air.ru/index.html

9) Компания РПК

http://www.rpk-models.ru/index.php?osCsid=bcbc0cb6a237a1234e81881f6dfe0e7e

10) Авиационная корпорация «Рубин»

http://ak-rubin.ru/index.html

11) Проект «Русская Дружина»

http://www.rustrana.ru/grom.php?r_id=1338

12) Авиационная техника СССР и России

http://aviationz.narod.ru/

13)  Библиотека 13-й базы

http://base13.glasnet.ru/biblio.htm#ach

14) Авиационная публичная библиотека

http://twistairclub.narod.ru/library.htm

15) Иллюстрированный каталог авиации мира

http://www.brazd.ru/

16) Combatavia

http://www.combatavia.info/index1mig21.html

17) Современная авиация России

http://aviaros.narod.ru/avio.htm 

18) Сайты конструкторских бюро:

      • ОКБ им.Микояна и Гуревича МиГ , самолёты : http://www.avia-mig.ru/
      • ОКБ им.Яковлева :
http://www.yak.ru/ ; Самолёты : http://www.avia-yk.ru/ ; ЯК-38 : http://www.avia-yk.ru/yk38.php
      • ОКБ им.Сухого :
http://www.sukhoi.org/ ; форум ОКБ : http://www.sukhoi.ru/ ; самолёты Сухого : http://www.avia-su.ru/
      • ОКБ им.Туполева :
http://www.tupolev.ru/ ; самолёты : http://www.avia-tu.ru/
      • ОКБ им.Антонова , самолёты :
http://www.avia-an.ru/
      • ОКБ им.Миля :
http://www.mi-helicopter.ru/
      • ОКБ им.Камова :
www.kamov.ru
      • НПО "Молния" "Буран" :
http://www.buran.ru/
.

« Назад

Карта сайта Написать Администратору