История создания училища.
Раздел находится в стадии переработки
Довоенные годы
В декабре 1922 года начальником Главного управления Красного Воздушного Флота был издан приказ о формировании в Борисоглебске авиашколы. Школе присваивалось наименование "2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота". Сокращенно ее стали называть "2-я ВШЛ КВФ".
Первым начальником школы был назначен опытный летчик В.М. Ремезюк, окончивший летную школу еще в 1916 году в Севастополе. Во время Октябрьской революции он встал на сторону большевиков и участвовал в подавлении мятежа татарского курултая в Крыму. В начале 1918 года Ремезюк был начальником авиации Крыма, затем командовал отрядом воздушных кораблей "Илья Муромец".
Военным комиссаром 2-й ВШЛ был Ф.И. Шатов, кадровый политработник, работавший ранее в учебном отделе Главвоздухофлота. В школу он приехал, получив на это соответствующее разрешение, чтобы научиться летать без отрыва от основной работы, поэтому в школе пробыл недолго. Через полгода Шатов уже заканчивал программу летного обучения и в конце 1923 года был отозван в Москву в распоряжение военного комиссара вузов Красного Воздушного Флота (КВФ).
Первым помощником начальника школы по учебно-летной части был К.Ф. Капустян, бывший офицер старой армии, окончивший Севастопольскую летную школу еще в 1912 году. Там же он работал инструктором и начальником учебно-летной части. В 1922 году участвовал в формировании авиационной школы стрельбы и бомбометания в Серпухове, и некоторое время был ее начальником.
5 января 1923 года В.М. Ремезюк, Ф.И. Шатов и К.Ф. Капустян приступили к формированию 2-й ВШЛ из кадров и средств, выделенных отделом устройства и службы Главного управления Красного Воздушного Флота и дивизиона авиаспециалистов.
Всё, что выделялось для 2-й ВШЛ, сосредоточивалось на московском аэродроме. Для постоянного базирования школы необходимо было найти место, удобное для размещения авиаторов и для учебных полетов. Начальник школы и его помощник побывали в Борисоглебске и, возвратившись в Москву, доложили начальнику вузов Красного Воздушного Флота, что условия там благоприятные: место равнинное; вся школа может разместиться на восточной окраине города, рядом с площадкой, пригодной для аэродрома, к которой подходит железная дорога; уже имеется военный городок для размещения личного состава и служб. Борисоглебск был признан удобным во всех отношениях.
29 марта 1923 года начальник военно-учебных заведений Красного Воздушного Флота СССР отдал приказ о переводе формируемой школы летчиков к постоянному месту базирования.
С 6 по 13 апреля школа двумя эшелонами передислоцировалась из Москвы в Борисоглебск.
В то время в школе насчитывалось 118 человек, к концу апреля добавилось 45 курсантов из Егорьевской теоретической школы, в числе которых был и В.П. Чкалов. Прибывал командный и летный состав. С первыми эшелонами в школу поступило 14 разнотипных самолётов, легковая и две груховых автомашины и другое имущество.
Первыми из руководящего состава школы в Борисоглебск прибыли помощник военного комиссара школы И.Ф. Скворцов и помощник начальника школы К.Ф. Капустян.Они установили связь с местными органами власти, с городскими организациями и приступили к размещению личного состава и техники. Первоначально школа занимала старые казармы кавалерийской дивизии. Самолёты поставили вблизи 1-го и 2-го кавалерийских манежей, а личный состав поселился в казармах и на частных квартирах в городе. Но если в городе можно было снять квартиру на выбор, то в казармах не было никаких удобств: они долго пустовали, и приготовить их для жизни не успели. В одном здании ещё размещались красноармейцы кавалерийского эскадрона19-ой стрелковой милиционной дивизии, в других же стёкла были выбиты, не было нар, кроватей, постельных принадлежностей.Первое время курсанты и красноармейцы спали на соломе, закутавшись в шинели.
Большую помощь в формировании авиашколы оказали местные власти. Председатель уездного исполкома Н.С. Пешков, секретарь уездного комитета партии В.М. Верховых и секретарь уездного комитета комсомола Иван Корольков провели разъяснительную работу среди населения. Борисоглебцы быстро нашли общий язык с авиаторами и стали им помогать. К концу 1923 года школа летчиков установила тесные шефские связи со многими организациями города.
10 июня из курсантов, окончивших группу рулёжки, была образована вторя группа - вывозки, и инструкторы Ф. Граб, Н. Попов приступили к полётам с курсантами. День начала курсантских полётов командование решило отметить как праздник открытия школы. В последующие годы торжественную дату стали отмечать не 10 июня, а в один из дней с 22 по 25 апреля, когда приказом № 65 от 22 апреля 1923 г. в школе было оформлено распределение личного состава по должностям, создана рулежная группа, а 25 апреля начались первые полёты постоянного состава по вводу в строй инструкторов, и первые занятия (рулёжка), положившие начало лётному обучению курсантов.
26 октября 1923 года состоялся первый выпуск курсантов. День первого выпуска курсантов отмечался как праздник. Были организованы показательные полеты трех курсантов-выпускников, затем в ангаре 3-го отряда состоялся товарищеский чай для курсантов, комсостава и гостей. Начальник школы и военком распорядились в день выпуска улучшить питание и выдать всему личному составу по фунту белого хлеба. Вечером в городском кинотеатре состоялось торжественное собрание совместно с представителями города, после чего был дан большой концерт силами участников самодеятельности. Виновниками торжества были первые выпускники - Константин Дадонов, Сергей Демехин, Василий Кузнецов, Георгий Макарский, Леонид Максимов, Алексей Маркович, Николай Новиков, Петр Пумпур, Федор Уваров, Валерий Чкалов.
Борисоглебская школа продолжала напряженную работу по обучению курсантов, численность которых все время увеличивалась. На 1 ноября 1923 года в школе уже было 129 курсантов.
7 декабря состоялся второй выпуск - 9 курсантов. К концу 1924 года летная школа была почти полностью укомплектована.
Фотография из архива Аркадия Николаевича Лойко, г. Томск
В 1924 году 2-я военная школа летчиков значительно расширила свою базу. По просьбе командования школы уездный исполком Советов и горкомхоз передали школе строения бывшего винного склада в районе элеватора, на юго-западной границе аэродрома. Там разместились склад горючего и смазочных материалов, гараж и другие службы.
Вначале полеты проходили на одном аэродроме, но весной и летом 1924 года была проделана большая работа по подготовке другого аэродрома, в нескольких километрах от города. Там тоже начались полеты, а строители приступили к постройке нового ангара. В 1924 году школа сделала 8 выпусков и подготовила 92 летчика, из них 75 направила в Московскую первую высшую школу красвоенлетов и 17 - в Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.
Фотография из архива Сергея Аверченко (зам. Главного редактора "Военно-Исторического Журнала"). Предоставлена Лойко А. Н.
.
Многие выпускники 2-й военной школы летчиков 1923-1925 годов стали впоследствии выдающимися авиаторами, генералами, Героями Советского Союза. В их числе С.К. Горюнов, П.И. Пумпур, Е.С. Птухин, А.Б. Юмашев, Э.Г. Шахт. Крупными авиационными специалистами стали Ф. Арженухин, А. Борман, М. Вахрушев, П. Гроховский, Н. Момот, П. Федрови, а также летчики-испытатели Н. Кастанаев, В. Степанченок, А. Торговкин, Ф. Уваров и другие. Шандор Шимич стал государственным деятелем Венгрии после ее освобождения от фашистской оккупации.
В 1926 году в городе была закрыта церковь. Вскоре началась перестройка ее под клуб для летной школы. Вокруг клуба началось строительство комплекса культурно-спортивных сооружений - стадиона с трибунами для зрителей и бытовыми комнатами для спортсменов, концертной эстрады, танцевальной площадки и т. д. Позднее клуб школы стал Домом офицеров Борисоглебского гарнизона. Весьма популярна была футбольная команда летной школы (организована в 1923 г.), неоднократно завоёвывшая первенство в соревнованиях команд города, военного округа, школ ВВС. Ведущими игроками ее были в разное время И. Журавлев, Ю. Немцевич, А. Петров, В. Хользунов, В. Чкалов, Ш. Шимич и многие другие. Весной 1936 года в Борисоглебске на стадионе, за Домом Красной Армии, была построена 37- метровая парашютная вышка. На ней стали проходить предварительную подготовку все курсанты и молодежь города, занимавшаяся в кружках парашютистов.
1929-1930. Школа имела три аэродрома: центральный - на окраине Борисоглебска; второй километрах в десяти от него за железной дорогой, его еще называли «Верхним», летали с него только на У-2; и третий - в лагерях у поселка Танцерей, в полусотне километров на юг от города.
15 июля 1933 года ЦИК СССР постановил вручить школе Почетное революционное Красное знамя. На основании постановления ЦИК СССР и приказа РВС о награждении школа стала называться "2-я Краснознаменная военная школа летчиков имени Осоавиахима" /ЦГАСА, ф. 34273, оп. 1, ед. хр. 103, л. 390/.
С мая 1935 по июнь 1937 года начальником летной школы был комбриг Я.В. Сорокин.
Выпускники Борисоглебской школы П. В. Рычагов, В. С. Хользунов, Э. Г. Шахт и другие были в рядах первых добровольцев, выехавших в августе 1936 года в Испанию на защиту республики. Рычагов и Шахт были удостоены звания Героя Советского Союза в декабре 1936 года, а Хользунов 27 июня 1937 года. Вскоре после возвращения из Испании Рычагов уехал добровольцем в Китай.
На Мадридский фронт в качестве авиационного советника прибыл комбриг Е. С. Птухин и одновременно стал командовать советскими истребителями. Республиканское правительство присвоило ему звание генерала. После возвращения из Испании Птухин стал генерал-лейтенантом авиации, командовал ВВС Ленинградского военного округа, руководил воздушными операциями во время войны с Финляндией. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
За героические подвиги в Испании был удостоены звания Героя Советского Союза Николай Герасимов, А.И. Гусев, П.И. Пумпур. Как герои погибли на испанской земле, выполняя интернациональный долг, Михаил Катыхов, Герой Советского Союза Константин Колесников, Павел Петров, Иван Павлов и другие. За героизм в испанском небе 32 летчика были удостоены звания Героя Советского Союза, девять из них начинали свою летную биографию в Борисоглебской школе.
В боях под Халхин-Голом отличились многие борисоглебцы. В.И. Артамонов, М.Ф. Бурмистров, А.П. Пьянков, Е.Н. Степанов стали Героями Советского Союза. Позже, в период Великой Отечественной войны, они также стали Героями Советского Союза.
Немало побед одержали вернувшиеся из Испании летчики-борисоглебцы Герои Советского Союза Н.С. Герасимов и А.И. Гусев.
15 декабря 1938 года в Москве во время испытательного полета на самолете И-180 трагически погиб выпускник Борисоглебской школы Валерий Павлович Чкалов.
28 декабря 1938 года согласно приказу наркома обороны СССР Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова Борисоглебской авиационной школе ("Борисоглебская Краснознаменная военная авиационная школа имени В.П. Чкалова") было присвоено имя В. П. Чкалова. В мае 1940 года начальником школы стал Герой Советского Союза полковник Е. Г. Туренко, имевший за плечами боевой опыт советско-финляндской войны.
В декабре 1940 г. был установлен новый принцип набора курсантов в военные авиационные школы - путем отбора кандидатов из очередных призывов молодежи на военную службу. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 25 февраля 1941 г. вводилась новая система подготовки летчиков, авиационных инженеров и техников. Было принято три типа военных авиационных школ с сокращенными сроками обучения; школы первоначального обучения с продолжительностью учебы в мирное время - четыре и в военное время - три месяца; школы военных пилотов со сроком обучения в мирное время - девять и в военное время - шесть месяцев; авиационные училища со сроком обучения в мирное время - два и в военное время - один год.
***
Фотография предоставлена Николичевым Сергеем, директором музея В.П. Чкалова в г. Чкаловске.
Период жизни Борисоглебской школы летчиков, когда был сделан этот снимок, очень интересно описывается автором рассказа о жизни В.П. Чкалова ( http://school55.narod.ru/chkalov.htm) (отрывок):
... И вот в 1921 году сбылась его мечта: за отличную работу на производстве Чкалов был направлен в город Егорьевск в Теоретическую школу авиации. Это была старейшая русская школа авиации, основанная еще до революции в городе Гатчина под Петроградом. Во время гражданской войны она была эвакуирована в Егорьевск. Вместе с ней из Гатчины прибыли отличные преподаватели, большие знатоки теории и практики авиации. Ученики - летчики окрестили школу "теркой".
Школа разместилась в старинных зданиях монастыря. Учлеты жили в бывших кельях по 4-5 человек. Занятия проходили напряженно, но очень интересно. Молодым авиаторам предстояло освоить основы физики, механики и математики, теорию авиации, ознакомиться с сопротивлением материалов.
Валерий, обладая отличной памятью и способностями к учебе, схватывал и усваивал все легко и быстро, чем удивлял своих учителей. Вот где пригодились знания по устройству самолетов, полученные еще в авиационном парке! Сдавая зачеты и экзамены, Чкалов никогда не получал оценки ниже 10 по существующей тогда двенадцатибалльной системе.
Не забывал Валерий и о физических упражнениях. Его упругое мускулистое тело постоянно требовало движения и физической нагрузки. Он резко и напористо играл в футбол, много времени уделял гимнастике. Любимыми снарядами у него были турник и параллельные брусья. В свободное время Валерий охотно участвовал в драмкружке, проявляя способности неплохого артиста. Много читал. Особенно все, что касалось авиации.
И вот в начале 1923 года Теоретическая школа окончена. Всем ученикам присвоили звание красного командира. В то время в Теоретической школе никаких полетов не производилось. Для обучения полетам все выпускники направлялись в другие школы. Школ летчиков тогда было всего две, и обе в Севастополе: одна для сухопутных самолетов, другая – для гидро. Но к 1923 году в городе Борисоглебске организовалась еще одна школа летчиков, для размещения которой были предоставлены кавалерийские казармы. Учебное поле конницы было превращено в аэродром, а конюшни и манежи переделывались в ангары для хранения самолетов. Вот в эту Борисоглебскую школу летчиков в 1923 году и был направлен весь выпуск из Егорьевска.
Первая работа учлетов состояла в перестройке одного из манежей в ангар. В ожидании первых полетов Чкалов работал с энтузиазмом. Попутно изучил учебный самолет "Авро". Когда формировалась первая летная группа, в нее зачислили только десять человек, в том числе и Чкалова. Так заветное желание стать летчиком все более приближалось к реальности. Он был зачислен в группу инструктора Очнева в отряде Попова.
По методике того времени путь к первому полету лежал через упражнения в пробежке. Надо было приучить учлета управлять самолетом на земле при разбеге (на взлете) и на пробеге (при посадке). В обоих случаях требовалось строго выдерживать заданное направление, для чего учлет должен был освоить управление самолетом педалями и ручкой. Упражнение выполнялось на специальном самолете, на котором были укорочены крылья и вырезана часть обшивки на них. Самолет при даче газа и увеличении оборотов двигателя бежал по аэродрому, но не отрывался от земли.
Подготовившись к упражнению, Валерий бодрой походкой направился к инструктору. На лице его было выражение уверенности и радости. Быстро, без суеты он расположился в кабине. Это инструктору понравилось.
Начинаются пробежки – одна, вторая, третья... Инструктор доволен, но требует от Чкалова уступить место следующему ученику. Неохотно Валерий покинул кабину, и остался на старте ждать следующей своей очереди. Первые впечатления всеяли уверенность. Самолет его слушается и быстро реагирует на движения педалей и ручки управления. А ведь скоро начнутся полеты на настоящем "Авро" с инструктором. И он к этому готов! Чкалов не скрывал своей радости, делился своими впечатлениями с товарищами, ходил с сияющим лицом. Таким был юный Чкалов. Все учлеты видели в нем доброго и отзывчивого товарища, готового помочь другу в любом трудном деле.
Лето 1923 года прошло в учебных и тренировочных полетах. После соответствующего количества провозных Чкалов был допущен к первому самостоятельному полету. Он ждал этого дня с нетерпением, ожидали его и инструкторы: они видели, что Чкалов отличается от остальных учлетов особой реакцией, сильным и твердым характером. "Сидишь, иной раз в учебном самолете на инструкторском месте, - Н. Ф. Попов, - и чувствуешь, как этот малец, не налетавший и десятка часов, заставляет машину подчиняться своей воле, властвует над ней".
Однажды в солнечный летний день Валерий, как обычно явился на аэродром. Инструктор сел в самолет и вырулил с Валерием на старт. После двух провозных по кругу выключил мотор, немного подумал, и, неожиданно для Чкалова, предложил ему полететь самостоятельно. Валерий с радостью согласился. Инструктор повторил задание на полет: взлет, набор высоты, круг над аэродромом, заход на посадку, планирование и посадка у "Т".
Чкалов запустил мотор и поднял руку, прося разрешение на взлет. Взмах флажка стартера - и мотору дан полный газ. Самолет бежит по травяному полю. Вот он поднял хвост, подпрыгнул на неровностях почвы и легко оторвался от земли.
Первый самостоятельный полет Валерий выполнил безукоризненно. Инструктор не скрывал удовольствия, а Валерий... Он был бесконечно счастлив, в груди его пело радостное чувство - наконец-то свершилось! Все теперь понимали: Чкалов, вылетевший первым самостоятельно в группе, способный и одаренный ученик, летает лучше других. Учлеты по-дружески хлопали Валерия по плечу, мяли ему бока и с интересом слушали его впечатления.
Вторую половину лета Чкалов провел в упорных тренировках, самостоятельных полетах: по кругу, в зону пилотирования и даже по небольшому маршруту. В полетах он был неутомим и выполнял их с большим желанием и высоким летным мастерством. Особенно Валерий любил полеты в зону: ведь там можно было делать виражи - мелкие и глубокие, когда крен самолета был более 45 градусов. Можно было снижаться спиралью, скользить на левое или правое крыло, разгонять самолет со снижением, или наоборот, резко уходить ввысь... Когда он отлично освоил полеты в зону, инструктор показал Валерию, как делается "мертвая петля" и переворот через крыло. Это были более трудные упражнения, которые требоавли согласованного, точного и быстрого действия ручкой управления, педалями и сектором газа. Валерию по душе пришлись эти сложные фигуры. Вскоре он научился их выполнять безукоризненно и еще больше полюбил послушную "аврушку", как ласково называли учлеты свой аэроплан.
В октябре 1923 года вся программа на учебном самолете была закончена, и Чкалов вместе со своим другом по "келье" Макарским в составе лучшей десятки, завершив обучение, был направлен в Москву, в авиационную школу высшего пилотажа. Там ему предстояло освоить полеты на боевых самолетах. В аттестации Борисоглебской школы было записано: "Чкалов являет пример осмысленного и внимательного летчика, который при прохождении летной программы был осмотрителен, дисциплинирован"...>>>>
Сталин и Чкалов
Stalin & Chkalov 54.0K ("The Faser of Nations and Son of The Nation" from "Stalin's Falkon" newspaper, 14-Mar-1953)
***
Советские истребители в небе Китая (отрывок)
Анатолий Демин
...Кроме того, часть китайских летчиков отправили на учебу в СССР. Уже к весне 1938 г. в советских авиашколах подготовили 200 летчиков. Советские добровольцы вспоминали, что в Китае к ним сразу "прикрепили" некоего полковника Чжана, в свое время окончившего Борисоглебскую летную школу. Кроме гоминьдановцев, на учебу в Советский Союз посылала и китайская компартия, самую большую группу отправили зимой 1937 г. Для обучения летному мастерству и овладения техническими знаниями в авиашколу в Синьцзян (ее возглавлял Шэн Шицай) послали 43 человека из 8-й Красной армии Чжу Дэ. Позже, начиная с 1949 г. эти кадры стали ядром ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Но в японско-китайской войне национальные авиачасти на И-16 и И-15 начали принимать участие в боях только с февраля - марта 1938 г....
***
ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
о подготовке летно-технических кадров ВВС Красной Армии в 1940 году
№ 008
4 марта 1940 г.
Во исполнение постановления Комитета Обороны при СНК Союза ССР от 11 марта 1940 г.:
1. С 1.4.40 увеличить школы: Батайскую, Балашовскую, Чугуевскую, Таганрогскую, каждую на одну учебную эскадрилью.
2. К 1.5.40 г. сформировать 10 военно-авиационных школ пилотов в районах:
- на 2 эскадрильи бомбардировщиков,
- на 2 эскадрильи бомбардировщиков,
- на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Архангельск - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Кировабад -- на 2 эскадрильи бомбардировщиков,
Слоним - на 1 эскадрилью бомбардировщиков,
Стрый - на 1 эскадрилью истребителей,
Львов - на 1 эскадрилью истребителей,
Тбилиси - на 1 эскадрилью истребителей,
Серпухов - на 1 эскадрилью истребителей.
3. Как временное мероприятие на базе 15 корпусных отрядов и разведывательных эскадрилий к 15.4.40 г. сформировать школы военных пилотов, по одной учебной эскадрилье в каждой, в следующих гарнизонах:
БОВО: Борисов, Уречье, Пуховичи,
КОВО: Коростень, Гостомель, Остер, Овруч, Купеч, Бердичев,
ХВО: Волчанск,
СКВО: Нахичевань,
ПриВО: Багай-Баранский, Тоцкое,
МВО: Сасово,
УрВО: Свердловск.
4. В ЗабВО, 1 ОКА и 2 ОКА создать к 1.3.40 г. по одной школе, на одну учебную эскадрилью в каждой.
5. Увеличить с 1.5.40 г. количество переменного состава в окружных школах младших авиаспециалистов на 4000 человек для подготовки воздушных стрелков-радистов и воздушных стрелков.
6. При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40 г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе.
7. В 1940 году подготовить при резервных авиаполках ВВС 5250 стрелков-радистов.
8. При всех летных школах ВВС создать запасные роты из окончивших аэроклубы ОАХ с общим числом на 3600 человек.
9. Летную работу во всех новых школах начать не позднее 1.5.40 г.
10. Перевести все школы ВВС на ускоренную подготовку со следующими сроками обучения:
Школы летчиков - 12 месяцев.
Школы летнабов и авиатехников - 12 месяцев.
Школы авиамехаников - 8 месяцев.
Школа стрелков-радистов - 5 месяцев.
11. Перевести на двухгодичный срок обучения:
а) Сталинградское военное авиационное училище с подготовкой летчиков бомбардировочной авиации;
б) Борисоглебскую военную авиационную школу с подготовкой летчиков-истребителей.
12. Начальнику Главного управления, начальнику ВВС, начальнику ГУ АС, начальнику технического снабжения, начальнику снабжения Красной Армии и начальнику финансового отдела при НКО соответственно обеспечить формируемые летные школы личным составом, материальной частью, денежными средствами и всеми видами довольствия.
13. Военным советам БОВО, КОВО, ХВО, СКВО, ПриВО, МВО, СибВО, ЗакВО, УрВО, ЗабВО, 1 и 2 ОКА обеспечить развертывание новых школ и учебных эскадрилий и своевременное выполнение установленного плана подготовки летно-технического состава ВВС в существующих и во вновь формируемых школах .
Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза
К. Ворошилов
РГВА Ф. 4. Оп. 11. Дело 86 Листы 198-199 Подлинник
|