Великая Отечественная война
« Назад
1941 год начался с перестройки системы воинского воспитания: согласно приказу НКО срок службы в авиации устанавливался в четыре года. Школа переходила на выпуск пилотов-сержантов вместо летчиков-лейтенантов: все командиры, ранее закончившие военное училище, но прослужившие в армии менее четырёх лет, переводились на казарменное положение. К этому времени в школе было 1305 курсантов, оставшихся от наборов 1939 и 1940 гг. С января по июнь было принято еще 869 курсантов. Набор производился в основном из аэроклубов, где юноши закончили программу летного обучения на самолете У-2, но большую группу курсантов - выпускников средних школ начинали обучать с азов. Основным боевыцм самолетом был И-16. На нем в 1941 году планировалось выпустить 1750 человек. Материальной частью и личным составом школа к июню 1941 года была укомплектована полностью.
Весной 1941 года в школе было семь учебных эскадрилий, базировавшихся на нескольких аэродромах. В мае 7-я эскадрилья (командир эскадрильи капитан А. В. Шубцов) перебазировалась из Борисоглебска в лагерь Калмык; 3-я эскадрилья (командир А. В. Подмогильный) - в лагерь Дуплятка. Начались учебные полеты.
В воскресенье 22 июня 1941 года борисоглебцы, как и весь советский народ, услышали страшное слово: война.
На имя начальника школы, начальника политотдела и военного комиссара стали поступать многочисленные рапорты летчиков, техников, политработников: "Прошу отправить на фронт". Командованию приходилось терпеливо разъяснять, сто работа в школе - это тоже фронт. Однако у людей было слишком горячее желание бить врага, и поток рапортов не прекращался. Командованию школы пришлось запретить подачу рапортов и наказать тех, кто пытался попасть на фронт без разрешения.
Согласно приказу НКО в 1940 году школа перешла на выпуск пилотов-сержантов и стала называться "Борисоглебская Краснознаменная авиационная школа пилотов имени В. П. Чкалова.
Распоряжением Главного управления (ГУ) вузов ВВС вводились уточнения к программе и плану работы школы на 1941 год. Дополнительно к заданию по выпуску пилотов на самолете И-16 школу обязали подготовить 175 пилотов на истребителе МиГ-3. Программа подготовки подготовки пилотов была значительно уменьшена. Более чем в три раза сокращалось время на теоретическое обучение. Благодаря этому школа получила возможность подготовить больше пилотов, чем планировалост ранее. Был проведен дополнительный набор - 1635 курсантов. Кроме того в августе 1941 года (директива Генштаба от 26 июня 1941 года) в Борисоглебск эвакуировалась Херсонская военная школа пилотов, которая вошла в состав Борисоглебской школы, в результате чего последняя стала девятиэскадрильного состава, а количество курсантов в ней к концу 1941 года достигло 3803 человек.
С первых дней Великой Отечественной войны на Борисоглебскую авиационную школу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию перелетавших на фронт авиачастей. На школьные аэродромы садились и самолеты перебазировавшихся на восток военных школ из Харькова, Чугуева, Воронежа, Кременчуга и других городов. Борисоглебский аэроузел обслужил во второй половине 1941 года 2242 самолета, а всего за годы войны было обслужено около 16 тысяч самолетов.
На базе материальной части и средств школы были сформированы два авиационных истребительных полка и эскадрилья (по приказу НКО от 20 августа 1941 года авиаполки создавались двухэскадрильного состава).
Командирами авиаполков стали бывшие командиры эскадрилий капитаны П. Н. Новицкий и Г. С. Боровский, военкомами - батальонные комиссары Г. С. Гречихин и К. Т. Харламенко.
В ноябре 1941 года сформированные полки убыли на фронт. Всего в 1941 году школа отправила на фронт 89 летчиков, 49 техников и 22 командира других специальностей.
Для обеспечения всеми видами довольствия вновь создаваемых авиационных частей в Борисоглебске было сформировано 3 батальона аэродромного обслуживания, которые убыли на фронт вместе с истребительными полками.
Продолжалось формирование и пополнение авиационных частей для фронта и в последующие годы войны. Большую помощь фронту оказывали жители Борисоглебска. Люди рвались на фронт. 24 июня борисоглебцы провожали на фронт первый эшелон. 28 июня был отправлен второй эшелон.
Движение по замене мужчин, ушедших на фронт, началось и в городе, и в селах. Молодые колхозницы Рождественского сельсовета обратились ко всем девушкам Воронежской области с призывом: "Девушки, на трактор!". Многие становились донорами, отдавая фронту кровь безвозмездно. Осенью 1941 года началась кампания по сбору средств в фонд обороны и отправке посылок на фронт. Женщины Борисоглебска собрали много теплых вещей, продуктов, и к концу 1941 года отправили тысячи посылок для фронтовиков, а в фонд обороны сдали более 1 миллиона рублей. Многие вносили в фонд обороны все свои сбережения. Промышленные предприятия города с первых дней войны перестроили работу и стали выпускать военную продукции: завод "Металлист" - кинжалы для партизан, мясоконсервный комбинат - мины и гранаты, чугунолитейный и вагоноремонтный заводы - минометы, швейная фабрика - попоны для кавалерии, наволочки, наматрасники, и т. д.
С 22 июля 1941 года немецкая авиация начала совершать массированные налеты на Москву. Над Борисоглебском стали появляться фашистские самолеты-разведчики. В городе были приняты срочные меры по организации ПВО аэродромов на случай налета вражеских бомбардировщиков.
Вводилась маскировка. Самолеты стали рассредоточивать по границам аэродромов и устанавливать в капонирах.
В октябре - ноябре промышленные предприятия Борисоглебска начали готовиться к эвакуации. Школе летчиков было приказано перебазироваться в Алма-Ату. С 3 по 9 декабря убыло 4 эшелона, но с половины пути они были возвращены, и 24-25 декабря вернулись в Борисоглебск: обстановка на фронте к этому времени изменилась.
В Борисоглебской школе передавали свой опыт и летчики-фронтовики, попадавшие в Борисоглебск на короткое время - летчики перелетавших или формируемых авиационных полков. Побывал в Борисоглебске после ранения осенью 1941 года и будущий Герой Советского Союза В. А. Середин. На его счету было уже несколько сбитых фашистских самолетов, и опыт фронтовика очень пригодился курсантам и летчикам школы.
Много полезных советов дал приехавший в Борисоглебск выпускник школы лейтенант М. Н. Карабанов. Широкую известность получило имя выпускника школы Виктора Талалихина, удостоенного звания Героя Советского Союза в боях под Москвой (погиб 27 октября 1941 года).
В 1942-43 годах, во время боёв за Воронеж, в Борисоглебске размещались воронежские областные организации, в том числе обком ВКП(б), выходила областная газета "Коммуна".
Летом 1942 года лётная работа в авиашколе прервалась. В начале июля фашистские войска подошли к Дону в районе села Гремячье, заняли Россошь, Коротояк, и другие населенные пункты. В Борисоглебск враг забросил агентов. Был случай, когда они пытались проникнуть к складу боеприпасов и к ангару. Несколько ранее в городском саду был найден тайник с боевыми гранатами. Над Борисоглебском стали появляться фашистские самолеты.
Ночью 7 июля три самолета под осветительные ракеты произвели бомбардировку железнодорожной станции Поворино, поселка и аэродрома.
После первого же налета были приняты меры для обороны аэродромов. В Борисоглебске вокруг аэродрома установили 7 зенитных точек, оборудованных 20-мм пушками ШВАК, с круглосуточным дежурством. Установили зенитные точки и на аэродроме в Поворино. Утром в разных местах обнаружили 5 неразорвавшихся бомб. Их оцепили, установили охрану. Две бомбы оказались на полотне железной дороги у входа в депо. Работы в депо приостановили, пока не обезвредили бомбы.
В связи с приближением фронта и начавшимися налетами на Борисоглебск поступил приказ командующего ВВС Приволжского военного округа о немедленном перебазировании школы на Урал, в город Троицк. Перебазирование началось 9 июля 1942 года. Для прикрытия пунктов погрузки эшелонов самолеты-истребители звеньями патрулировали в воздухе и дежурили на аэродромах в готовности номер один. Перебазирование проходило планомерно. 233 самолета группами улетели в Троицк, неисправные машины погрузили на платформы. Всего было отправлено 7 летных и 8 железнодорожных эшелонов: семьи командиров, авиационное имущество, часть автотранспорта, авиаремонтные мастерские.
В Троицке школа разместилась на шести аэродромах, вернее на площадках, пригодных для полетов. Люди селились в палатках, сараях, бараках. В самом городе, где имелся аэродром, курсанты жили в помещении с трехъярусными нарами.
С освобождением в зимой 1942-1943 гг. захваченных врагом территорий у борисоглебцев появилась надежда вернуться в свой город.
С 10 июня по 6 июля из Троицка в Борисоглебск было отправлено 5 летных и 12 железнодорожных составов.
В Борисоглебске школа разместилась на пяти полевых аэродромах. Возвращались и городские жители. Началось ускоренное строительство объектов школы, восстанавливались дома и старые помещения.
Строительство велось с большим подъемом. Все были рады, что вернулись в родной город.
Воспитанники Борисоглебской авиашколы вписали немало героических страниц в историю Великой Отечественной войны. Например, в конце июля 1945 года в город Борисоглебск прибыла делегация из истребительного авиационного полка, преобразованного в 147-й гвардейский иап. Этот полк был сформирован полностью из личного состава школы. Делегацию возглавлял выпускник школы командир эскадрильи Герой Советского Союза майор В. С. Комаров (удостоен звания Героя в октябре 1943 года).
За годы войны летчики полка совершили 2091 боевой вылет, и в 177 воздушных боях сбили 107 самолетов противника. В ночных воздушных боях гвардейцы уничтожили 15 самолетов врага.
За героические подвиги 5 летчиков полка были удостоены звания Героя Советского Союза.
Защищая Родину, немало героических подвигов совершили воспитанники Борисоглебской школы летчиков. Многие из них командовали авиационными соединениями. Так, только в 16-й воздушной армии командирами дивизий были воспитанники школы Герои Советского Союза А. Н. Витрук, И. М. Дзусов, Е. Е. Ерлыкин, Г. О. Комаров, А. В. Утин, А. Б. Юмашев, генералы И. И. Иванов, К. Д. Орлов.
В первое, самое тяжелое полугодие войны, подвиг Н. Ф. Гастелло повторили многие выпускники Борисоглебской летной школы. Документально известно, что 19 её воспитанников во время войны совершили тараны. Среди них С. М. Алешин (посмертно – Герой Советского Союза), Ф. В. Атрашкевич, К. А. Длужницкий, В. Н. Каштанкин (посмертно – Герой Советского Союза), С. А. Кибирин, Г. М. Киселев, В. Е. Ковалев (посмертно – Герой Советского Союза), К. П. Коробейников, Н. А. Кулигин, А. З. Небольсин, В. С. Петров, А. Г. Рогов (посмертно – Герой Советского Союза), И. И. Рудаков, В. Д. Служеникин, М. А. Хорев, В. А. Шиманский, В. А. Ширяев (посмертно Герой Советского Союза), В. В. Яцына.
В сентябре 1943 года группа из шести самолетов-торпедоносцев 36-го минно-торпедного авиационного полка наносила удар по военно-морской базе фашистов в румынском городе Констанце. Несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии и атаки истребителей, торпедоносцы прорвались к Констанце, потопили транспорт и буксир, повредили несколько боевых кораблей и взорвали нефтебазу. Но с задания не вернулись три экипажа торпедоносцев. Одним из летчиков, пропавших без вести, был выпускник Борисоглебской школы 1930 года полковник Ш. Б. Бидзинашвили. Только через 35 лет стали известны подробности их гибели. Пропавшие без вести экипажи погибли героями. Шио Бидзинашвили направил свой горящий самолет на нефтебазу... Имя его стало бессмертным.
Выпускники школы летчиков К. П. Потапов, Герои Советского Союза П. А. Гражданинов, А. М. Лукьянов, П. П. Пересумкин совершили за период войны по два тарана, возвратившись на свой аэродром.
45 воспитанников школы совершили воздушные тараны. При этом геройски погибли А. Ф. Авдеев (посмертно – Герой Советского Союза), М. К. Антонюк, М. А. Борисов (посмертно – Герой Советского Союза), А. В. Киричков, Н. С. Котлов, Е. А. Кривошеев (посмертно – Герой Советского Союза), С. Т. Мясиков, Е. П. Новиков (посмертно – Герой Советского Союза), А. Ф. Поддубский, Н. С. Потяженко, В. П. Смирнов (посмертно – Герой Советского Союза).
Сотни воспитанников Борисоглебской истребительной школы стали асами, сбившими в воздушных боях по 15-20 и более самолетов. Среди них Герои Советского Союза А. А. Балалуев, М. Ф. Батаров, А. И. Балясников, А. Н. Белкин, А. Д. Билюкин, А. П. Бритиков, С. Г. Глинкин, Н. И. Горбунов, А. А. Дьячков, А. А. Егров, И. И. Забегайло, Н. П. Иванов, К. И. Коршунов, А. С. Куманичкин, И. Н. Лагутенко, К. С. Мальцев, В. В. Марков, И. В. Маслов, А. Б. Мастерков, Н. Д. Миоков, В. Ф. Мудрецов, П. П. Пересумкин, М. И. Сачков, Л. Н. Слизень, К. Ф. Соболев, П. А. Сомов, М. С. Твеленев, М. Д. Цыкин, А. М. Числов, Ф. М. Чубуков, П. Г. Якубовский. Всего за время работы Борисоглебской авиашколы более 260 выпускников училища стали Героями Советского Союза, а 9 из них удостоены этого звания дважды.
« Назад
|