Ершов Александр Михайлович
Выпускник 1940 года
Лётчик-испытатель III класса (1948)
.
.
Родился 17 апреля 1923 года в городе Киеве. По национальности еврей. С 1937 года жил в Москве.
В 1939 году окончил Дзержинский аэроклуб г. Москвы.
.
В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую ВАШЛ и оставлен в ней лётчиком-инструктором.
.
.
На всех соревнованиях инструкторов по пилотажу и воздушной стрельбе неизменно занимал призовые места. Всё это время подавал рапорты – просился на фронт.
Участник Великой Отечественной войны с августа 1944 года
19 февраля 1945 года у г. Кюстрин (Польша) таранил FW-190. С повреждённой плоскостью произвёл посадку на своём аэродроме.
Член ВКП(б) с 1945 года.
.
.
К маю 1945 года - заместитель командира авиационной эскадрильи 233 истребительного авиационного Минского ордена Суворова полка 234 истребительной авиационной Мозырской ордена Суворова дивизии 6 истребительного авиационного корпуса 16 воздушной Краснознамённой армии 1 Белорусского фронта, лейтенант, к концу воны - старший лейтенант.
К 9 мая 1945 года старший лейтенант А.М. Ершов совершил 73 боевых вылета, провёл 12 воздушных боёв и сбил лично 15 самолётов противника (5 последних - в течение одного дня).
.
Список известных воздушных побед А.М. Ершова:
Д а т а
|
Противник
|
Место падения самолёта или проведения воздушного боя
|
Свой самолёт
|
17.02.1945
|
1 Ме-109
|
западнее Кюстрин
|
Як-3
|
19.02.1945
|
1 ФВ-190 (сбит тараном)
|
южнее Шлетениц
|
19.02.1945
|
1 ФВ-190
|
Мегов
|
22.02.1945
|
1 Ме-109
|
западная окраина Ноймарк
|
05.03.1945
|
1 Ю-87
|
северная окраина Альтдамм
|
06.03.1945
|
1 Ме-109
|
севернее Добберфуль
|
08.03.1945
|
1 Ме-109
|
юго-восточная окраина Альтдамм
|
09.03.1945
|
3 ФВ-190
|
Фрауенхоф
|
18.04.1945
|
1 ФВ-190
|
севернее Буков
|
1 ФВ-190
|
восточнее Грюнов
|
1 ФВ-190
|
южнее Клостердорф
|
1 ФВ-190
|
юго-западнее Штернебек
|
1 ФВ-190
|
юго-восточнее Штраусберг
|
Всего сбитых самолётов - 15 + 0; боевых вылетов - 73; воздушных боёв - 12
|
.
В 1945-1946 гг. – лётчик-испытатель НИИ ВВС.
В 1946-1948 гг. – летчик-испытатель НИИ-1. Провёл испытания двигателей РД-10 и ТР-1 на самолётах (1947).
В 1949 окончил курсы лётчиков-испытателей при ШЛИ.
С марта 1948 – на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл испытания по исследованию распределения аэродинамических нагрузок в полёте на МиГ-9 (1948) и Ла-15 (1949). Участвовал в испытаниях автопилота истребителя; радиооборудования; провёл исследования в области больших М и перегрузок на МиГ-15, Як-15, Як-19.
.
Александр Ершов погиб 17 апреля 1950 года, в день своего рождения, в испытательном полёте на реактивном истребителе Ла-15.
Это была летающая лаборатория № 52210415, отличавшаяся дренированными консолями крыла и хвостового оперения и предназначенная для исследования распределения давления на их поверхностей. Через 5 минут после взлёта с аэродрома ЛИИ прервалась радиосвязь с лётчиком и самолёт врезался в землю.
Причины катастрофы остались невыясненными. Никаких тревожных сообщений по радио от лётчика не было. Свидетелей тоже не оказалось. Просто самолёт не вернулся с задания. Были предприняты активные поиски, обнаружили воронку с перемешанными обломками вдребезги разбитого самолёта. Уже гораздо позднее выяснилось, что причиной катастрофы оказался новый, ранее незнакомый вид вибраций.
К сожалению, катастрофа А. Ершова была использована для отставки командира 2 испытательного отряда ЛИИ М.Л. Галлая, «как лица, непосредственно отвечающее за безопасность испытательных полётов».
.
Ершов А.М. жил в г. Москве.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
.
.
Награждён тремя орденами Красного Знамени (29.03.1945; 30.03.1945; 10.05.1945), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (23.06.1945), «За боевые заслуги» (15.11.1950, посмертно).
.
Источники:
Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
Портал "Память народа" Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Страницу дополнил Иванов Александр Полянскович
|