Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Гроховский Павел Игнатьевич

Выпусник 1925 года
Российский конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной и воздушно-десантной техники
Мастер спорта СССР по парашютному спорту (1934)
 
.
ГРОХОВСКИЙ Павел Игнатьевич (1899-1946) - российский конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной и воздушно-десантной техники.
Мастер спорта СССР по парашютному спорту (1934).
Участник штурма Зимнего и Гражданской войны.
Создал первые в мире хлопчатобумажные парашюты, парашютные системы и автоматические устройства к ним, грузовые контейнеры для воздушно-десантных войск, оригинальные конструкции опытных самолетов.
Награждён орденом Ленина. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.
Павел Игнатьевич Гроховский родился 18 марта 1899 года в Вязьме в семье потомков ссыльных польских революционеров.
В Первую мировую войну служил матросом на Балтике, затем, как тогда говорили, "ушел в революцию", участвовал в штурме Зимнего и воевал на стороне красных в Гражданской войне. После увлекся авиацией и изобретательством.
Гроховский был типичным изобретателем-самоучкой. Ему явно не хватало научных знаний, что и неудивительно, ведь все его образование ограничивалось тремя классами церковноприходской школы и курсом лекций в летном училище. Серьезной проблемой для Павла Игнатьевича являлась элементарная школьная физика, не говоря уж о таких вещах, как сопромат. Вдобавок он не имел никакого представления о реальных возможностях отечественной промышленности.
Сначала учился в Егорьевской теоретической школе, затем в Борисоглебском авиаучилище - в 1925 году окончил 2-ю ВШЛ. Стал лётчиком.
В конце 20-х годов Гроховский был командиром звена, служил в Новочеркасске и уже тогда получил широкую известность как изобретатель. 

С 1929 г. работал испытателем в НИИ ВВС, одновременно руководил конструкторским отделом Управления ВВС РККА. В 1932-1934 гг. был начальником ОКБ ВВС РККА, в 1934-1937 гг. - начальником и главным конструктором Экспериментального института Наркомата тяжелой промышленности по вооружениям РККА.
Недостаток знаний Гроховский компенсировал буйством фантазии, искромётным темпераментом и организаторскими способностями. Многие его разработки оказывались бесплодными, а то и просто нереальными, но в то же время некоторые идеи Гроховского явно предвосхищали будущее воздушно-десантных войск. В довольно бедной и технически отсталой стране энергичный человек грезил многотысячными десантами с обилием различной техники, и ему удалось увлечь своими проектами не только собственный коллектив, но и руководство ВВС. Он обещал доставить в тыл врага все, что может понадобиться десантникам.
Осконбюро быстро превратилось из маленькой группы энтузиастов в крупную проектную организацию со своими мастерскими и летным отрядом. Сами конструировали, сами делали и сами испытывали. При этом Гроховский зачастую проверял свои устройства лично. За необычность экспериментов группу испытателей прозвали "цирком Гроховского". В "труппу цирка" в разное время входили знаменитые летчики В.П. Чкалов и М.С. Каминский. В марте 1934 г. Осконбюро передали Наркомату тяжелой промышленности (сокращенно - Наркомтяжпрому или НКТП), где его переименовали в Экспериментальный институт НКТП, но направленность его работы не изменилась.
Создал первые в мире хлопчатобумажные парашюты (людские и грузовые), автоматические парашютные системы, грузовые контейнеры для ВДВ. С 1933 по 1936 гг. был директором СКБ РККА. Разработал самолеты: "Кукарача", Г-31, -37, -38, -61, -63 и др.
***
Разработки П. И. Гроховского: http://www.airwar.ru/other/kr/kr2002_03/art_03/art_03.html
***
ДВУМ СМЕРТЯМ НЕ БЫВАТЬ
Статья 
Газета «Строитель коммунизма» от 10 августа 1990 года № 127.
Автор Е. А. Накрохин (материал предоставил И. Юрицин, г. Самара) 
 
В начале августа 1930 года был совершен групповой прыжок парашютистов с самолета. Этот день считается днем рождения Воздушно-десантных войск. Огромную роль в их создании сыграл выпускник Борисоглебского авиаучилища Павел Игнатьевич Гроховский – выдающийся летчик, талантливый конструктор-изобретатель.

В начале 30-х годов он возглавил конструкторское бюро НИИ ВВС, руководил созданием парашютов для сброса грузов, грузовых планеров, усовершенствовал самолеты, 

приспосабливал их для десантирования войск. Свои изобретения он обычно испытывал сам. Когда ему говорили, что эксперимент опасен, он отвечал: «Двум смертям не бывать…».

Оснований для такой поговорки у него было больше чем достаточно. Когда Гроховскому было еще 20 лет, он уже командовал ротой в отряде известного героя гражданской войны П.Е. Дыбенко. В те годы Гроховский поражал людей своей отвагой, находчивостью и умением увлекать за собой сослуживцев.

В начале 1921 года Гроховского назначили комиссаром Черноморского и Азовского побережий. Он поехал к месту назначения. Но на поезд напали махновцы. Они ограбили пассажиров, а коммунистов и комиссаров арестовали и расстреляли. Был арестован и Гроховский. Его тоже расстреляли. Пуля пробила ему грудь. Гроховский упал и потерял сознание, но когда с него снимали сапоги, он застонал.

- Добейте комиссара, - приказал один из бандитов, и грудь пронзила вторая пуля.

Но и после этого Гроховский остался жив.

После тяжелого ранения Гроховский покинул пост комиссара и в 1922 году ушел в рядовые курсанты. Сначала учился в Егорьевской теоретической школе, затем в Борисоглебском авиаучилище. Стал летчиком.

В конце 20-х годов Гроховский был командиром звена, служил в Новочеркасске и уже тогда получил широкую известность как изобретатель.

В то время для учебного бомбометания использовали цементные бомбы, которых не хватало, они были дорогими, и их экономили. Гроховский организовал изготовление бомб из глины. Они стоили копейки. Бомбы наполняли песком и цветным мелом. У каждого летчика был свой цвет, по нему определяли, кто как бомбил.

Потом Гроховский предложил новую конструкцию конуса, по которому летчики стреляли в полете. Самолет-буксировщик мог тянуть два-три конуса одновременно. Это сократило число взлетов.

Изобретателем заинтересовалось командование ВВС. В начале 1929 года начальник ВВС П.И. Баранов командировал в Новочеркасск представителя, чтобы узнать кто такой Гроховский. Он родился в 1899 году в семье рабочего – железнодорожника в городе Тверь. В 1917 году добровольно вступил в отряд революционных моряков. Воевал с немцами на Украине, с колчаковцами, деникинцами, с махновцами.

Биография Гроховского и его изобретения понравились командованию ВВС, и его вызвали в Москву, назначили конструктором. Вскоре командир звена, носивший в петлицах четыре кубика, стал носить два ромба, что соответствует званию генерала и должности комдива.

Гроховскому сразу же поручили подумать о «воздушной пехоте», т.е. о способах доставки войск в тыл противника. И бывший командир звена развернул такую деятельность, что все удивлялись, как ему удавалось изобретать то, о чем и не мечтали. Идею о воздушно-десантных войсках высказывал М.В. Фрунзе еще в 1923 году, потом ее вынашивал зам. Наркома Тухачевский, но не знали способов ее осуществления.

До 1927 года у нас в стране применение парашютов было запрещено. Только в 1927 году парашют впервые применил М.В. Громов в аварийной ситуации. В 1929 году парашютные прыжки совершил Л.Г. Минов и П.И. Гроховский. Они доказали возможность использования парашютов.

Но для прыжков тогда применялись американские шелковые парашюты «Ирвин», за которые платили по 1000 рублей золотом. При массовом использовании можно было разорить страну. Поэтому Гроховский предложил шить парашюты не из американского шелка, а из отечественного хлопчатобумажной ткани, не менее прочной, но дешевой. Так появились сравнительно дешевые парашюты, а первыми его испытывали Гроховский и молодые сотрудники КБ.

Следующая, не мене сложная задача была найти способы увеличения количества десантников для одновременного сброса. Гроховский сперва приспособил самолет ТБ-1, с которого стали сбрасывать по 11 парашютистов. Потом подготовил легкий самолет Р-5, превратив его в 15-местный десантный. Парашютисты размещались в нем лежа в специальных фанерных ящиках под плоскостями. Их летчик на нужной высоте специальным рычагом опрокидывал, а спускались смельчаки на отечественных парашютах. Это были сотрудники КБ Гроховского.

Затем под руководством Гроховского спроектировали планеры, которые буксировались самолетом и могли брать груз до одной тонны и более. Изобретательность Гроховского безгранична. Он, например, предложил бес парашютный сброс грузов в специальной коляске. Ее сбрасывали на бреющим полете, и она по инерции катилась вперед. Сначала в коляске сбросили собаку, а потом сели Гроховский и его заместитель Титов. Приземление было удачным. Но при последующих испытаниях, на неровной поверхности коляска – ее называли еще «аэробус» - разбивалась и применять ее не стали. После этого Гроховский применил способ сброса грузов на парашютах методом срыва. Сбрасывать стали пушки, легкие танки, машины и т.д. Основным десантным самолетом стал ТБ-3. Стараниями Гроховского он стал брать до 50 десантников.

А в 1934 – 1936 годах в Белоруссии, под Киевом и под Москвой на маневрах в считанные минуты сбрасывали и высаживали на «захваченных» десантниками аэродромах до 7500 человек с необходимой военной техникой. Хорошо вооруженные подвижные десантные части захватывали переправы, аэродромы, блокировали дороги, рвали связь, ударами с тыла обеспечивали прорыв и полный разгром «противника».

На такие маневры были приглашены иностранные представители. Это был верный военно-дипломатический ход в борьбе против надвигающейся войны. Многие их военспецы считали Красную Армию слабой, а киевские маневры опровергли такое мнение. Военно-десантные войска произвели ошеломляющее действие на иностранцев, продемонстрировав мощь Красной Армии.

В западных странах значительно позднее начали создавать воздушно-десантные войска, но для этого потребовались годы. Авиационная техника в 30-х годах была еще слаба. Самый грузоподъемный самолет ТБ-3 мог брать на борт до 6 тонн или до 50 парашютистов. Он и служил основным самолетом для транспортировки десантников, но многих десантников и грузы перебрасывали с помощью буксируемых планеров.

Старшее поколение борисоглебцев хорошо помнят парашютную вышку, стоящую на стадионе дома офицеров. В 30-годах с нее прыгали, наверное, многие борисоглебцы. Такие вышки сооружались везде, где находились части ВВС.

Гроховский не имел даже среднего образования. Поэтому «ученые мужи» всячески старались мешать ему, «научно» опровергали его идеи и изобретения, часто обкрадывали его, приписывая изобретения себе. В 1937 году Гроховского сняли с должности Главного конструктора, а потом арестовали. Без него конструкторское бюро распалось. Только в 60-х годах имя Гроховского появилось в печати. Его полностью реабилитировали.

Нам, борисоглебцам, Гроховский может служить примером трудолюбия, уважительного и заботливого отношения к молодежи.
***
А вот книга Владимира Казакова. Книга о Павле Игнатьевиче Гроховском.
Владимир Борисович Казаков, бывший военный планерист ВДЗ, летчик-испытатель, пилот ГВФ, сам Гроховского никогда не видел, но еще в молодости, будучи в начале сороковых годов курсантом военно-планерной школы, слышал о нем. Гроховский уже был, что называется, не у дел, но легенды о нем продолжали жить в воздушно-десантных войсках и в авиации. О нем, порой с преувеличениями, рассказывали как о «возмутителе спокойствия», дерзком и смелом экспериментаторе, способном создать любое авиационное чудо. И эти легенды, это имя запали в память молодого пилота. Кроме того, он ведь прыгал на хлопчатобумажных парашютах Грохозского, сбрасывал грузы в его картонажных мешках, контейнерах, видел его системы подцепок, много летал на транспортно-десантных планерах, дорога в небо которым была открыта тоже в КБ Гроховского. И Казаков тогда еще, во время Великой Отечественной войны, уже твердо знал, что зачинателем техники ВДВ был Павел Игнатьевич Гроховский.

Шли годы. Летчик Владимир Казаков стал писателем, автором многих книг об авиации и воздушно-десантных войсках. И здесь, на этой новой профессиональной стезе, его ждало неожиданное открытие: он обнаружил, что имя Гроховского почти не встречается на страницах истории нашей авиации.

Поиск привел писателя в архивы, к семье Гроховского, к встречам с бывшими работниками Осконбюро и Экспериментального института, к разрозненным публикациям 30-х годов.

Кроме упомянутых мною защищенных авторскими свидетельствами изобретений, заявок, Владимир Казаков нашел еще более ста разработок Гроховского и его сотрудников, порою удивительных до неправдоподобия, фантастичных, но живущих и до сих пор в чертежах, рисунках, фотографиях, конструкциях других авторов.

Около десяти лет Владимир Казаков собирал материал — и появилась книга о первом в мире конструкторе воздушно-десантной техники и его ближайших помощниках.

Я уверен, равнодушным к остросюжетному документальному повествованию никто не останется.

Игорь ЧУТКО, член Советского национального объединения истории и философии, естествознания и техники Академии наук СССР
.
Владимир КАЗАКОВ
ПОВЕСТЬ-ХРОНИКА
МОСКВА, «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» 1988:  http://www.groh.ru/gro/sky/sky.html 
Карта сайта Написать Администратору