Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Литаврин Сергей Гаврилович

Выпускник 1940 года
Герой Советского Союза
Дата Указа 28.01.1943, медаль № 814
.
  
.
Литаврин Сергей Гаврилович родился 14 декабря 1921 года в с. Двуречки Фащевской волости Липецкого уезда Тамбовской губернии РСФСР (ныне Грязинского района Липецкой области РФ). По национальности русский.
Окончил 8 классов и аэроклуб в городе Липецке.
Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
.
В рядах Красной Армии с 05.12.1939, призван Липецким РВК Воронежской области, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1940. Обучался в 3-й лётной группе инструктора лейтенанта Изотова 3-й эскадрильи капитана Подмогильного А.П.
20.09.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова по первому разряду с присвоением воинского звания младший лейтенант (приказ НКО СССР № 04338).
.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Командир эскадрильи 158-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) капитан Сергей Литаврин к середине декабря 1942 выполнил триста одиннадцать успешных боевых вылетов, в пятидесяти пяти воздушных боях сбил десять самолётов противника.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Литаврину Сергею Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 814).
.
С 1944 года отважный лётчик-истребитель летал и дрался в небе с врагами на самолёте «Як-9» - «Липецкий комсомолец», построенный на сбережения комсомольцев и молодежи города Липецка.
.

.
Всего за годы войны С.Г. Литавриным выполнено четыреста девяносто успешных боевых вылетов, он участвовал в девяносто воздушных боях, в которых сбил лично девятнадцать вражеских самолётов и два гитлеровских аэростата наблюдения.
.
Список известных воздушных побед С.Г. Литаврина:
.

Д а т а
Противник
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
29.06.1941
1  Ю-88
станция Печоры
И-16
04.07.1941
1  Ю-88
озеро Псковское
16.08.1941
1  Ме-109
севернее станция Вейман
29.05.1942
1  Ме-109
юго-западнее Волховстрой
"Киттихаук"
1  Ю-88
Лезье
26.06.1942
1  Ю-88
Городище
1  Ме-109
Оломна
28.07.1942
1  Ме-109
Слуцк
02.08.1942
1  Ю-88
южнее станция Горелово
23.03.1943
1  Ю-88
Красный Бор
1  ФВ-190
04.04.1943
1  ФВ-190
Никопольское
13.04.1943
1  Ме-109
Забородье
31.05.1943
1  Ю-88
Шлиссельбург
05.06.1943
1  Хе-111
Новая Ладога
18.06.1943
1  Ме-109
Витино
29.06.1944
1  Ме-109
Иохантола
"Аэрокобра"
1  ФВ-190
Юливеси
      Всего сбитых самолётов - 18 + 0;  боевых вылетов - 462;  воздушных боёв - 90

.
После войны С.Г. Литаврин продолжал службу в ВВС СССР.

 

В 1952 году окончил Военно-воздушную академию.
.
Полковник Литаврин С.Г. трагически погиб в авиационной катастрофе 4 февраля 1957 года. Похоронен 7 февраля 1957 года в городе Липецке на Преображенском кладбище.
.


Награждён орденом Ленина (28.01.1943), двумя орденами Красного Знамени (20.12.1941, 05.08.1944), орденами Александра Невского (12.06.1943), орденом Красной Звезды (26.10.1955), медалями «За оборону Ленинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими.

В Липецке имя Героя носят школа № 5, переулок и улица, где на доме № 2 установлена мемориальная доска.
.
 
.
В Липецке на площади Героев (находится рядом с Евдокиевским кладбищем) в честь Героя сооружена стела.
.
***
.
Дружили рабочий и лётчик
Из книги Бурова А.В. "Твои герои, Ленинград". Л., Лениздат. 1970
.
Неоднократно в газетах блокадного Ленинграда фамилии Сергея Литаврина и Арсения Коршунова появлялись рядом. То, что в одних и тех же заметках писалось о Литаврине и Шишкане, - это никого не удивляло. Они служили в одном полку, вместе летали, воевали.
Но Литаврин и Коршунов - это, на первый взгляд, казалось странным. Литаврин - лётчик. Коршунов - электросварщик. Тем не менее их связывала большая дружба.
.
Началось всё с письма. Электросварщик Ленинградского металлического завода Арсений Коршунов не раз читал о Литаврине. Писали о нём такое, чего никак не пропустишь.
.
Десять истребителей, возглавляемых Сергеем Литавриным, не допустили к Ленинграду шестьдесят пять вражеских самолётов.
За один день на подступах к Ленинграду сбито шесть и подбито четыре фашистских самолёта. Опять отличился Литаврин.
Спустя несколько дней гитлеровцы потеряли тридцать два самолёта. Герой боёв - Литаврин.
И электросварщик написал письмо лётчику:
"
Дорогой товарищ Литаврин!
Не раз мне доводилось читать и слышать о том, как метко и беспощадно Вы уничтожаете на подступах к Ленинграду проклятых фашистов. Всё, что в моих силах, всё, что зависит от меня, я буду делать для того, чтобы ещё больше помочь Вам и Вашим товарищам по оружию уничтожать врага.
Посылая Вам эти строки, я надеюсь, что они послужат началом нашей большой связи, помогут увеличить счёт нашей мести"
.
.
Подробно о своей работе писать не стал. Решил, что лётчику это неинтересно. Но Литаврин знал, что Арсений Коршунов выполняет по тридцать две нормы. Прочёл об этом в газете. Коршунов придумал приспособление, которое вращало во время работы изделие, и сварка шла непрерывно.
.
Летчик ответил сварщику:
"С большим удовлетворением прочёл Ваше письмо. Я знаю, Вы хорошо помогаете нам, фронтовикам, своей работой. Молодец, товарищ Коршунов! За такой труд большое красноармейское спасибо от меня и моих товарищей.
Приезжайте к нам в гости"
.
.
Несмотря на занятость, Коршунов всё-таки принял приглашение. Уж очень хотелось ему лично познакомиться с героем воздушных боёв. Хотя встретить электросварщика вышло несколько лётчиков, Коршунов сразу узнал Литаврина, ведь его портреты печатались в газетах.
Разговорились и как-то незаметно перешли на "ты". Вскоре знали друг о друге столько, будто были старыми друзьями.
Литаврин рассказал, что родом он из города Липецка, что его мать живёт там на улице Калинина, а сам он уже считает себя ленинградцем.
Электросварщик расспрашивал о боях, однако лётчик не стал вдаваться в подробности. Обо всем этом уже не раз писалось. Сказал коротко:
— Стараемся бить фашиста покрепче. Спуску не даем.
Посмотрел на Коршунова:
— Читал я в газете, что и ты неплохо атакуешь.
Сварщик смутился:
— Тоже стараемся. Всё прошусь на фронт - не пускают. А у меня с фашистом особые счёты: мать и отца блокада погубила.
— Ты и на заводе хорошо воюешь, - сказал летчик. - А насчёт твоих родителей - я запомню. Не беспокойся - и за них отомстим.
.
Потом Литаврин выбрал время и приехал на завод. Оба они - и лётчик, и электросварщик - выглядели усталыми. Литаврин после вчерашнего боя, Коршунов после бессонной ночи. Дали срочный фронтовой заказ, и пришлось работать всю ночь. На рассвете чуть вздремнул, а к началу смены снова был на своём месте.
Глядя на его осунувшееся лицо, Литаврин сказал:
— Тебе бы отдохнуть надо, Арсений.
— Отдохнём после победы, - ответил Коршунов и посмотрел на лётчика. - Как там, далеко ещё до неё?
— Вчера на шаг стало ближе, - ответил Литаврин. - Во вчерашнем бою мы сбили пять самолётов.
— Сколько из них на твой счёт записать? - спросил Коршунов.
— Два...
.
С тех пор, когда им изредка доводилось встречаться, лётчик и сварщик первым делом отчитывались друг перед другом. Но так как оба они были очень заняты, то частенько разговор заменялся письмами. Одно из них Коршунов написал 28 января 1943 года, когда услышал по радио о том, что его другу присвоено звание Героя Советского Союза. Очень хотелось повидаться с Сергеем, чтобы лично поздравить его, да о поездке на аэродром не могло быть и речи: цех получил срочный заказ. Только вечером удалось выкроить время, чтобы засесть за письмо. Вот оно:
"Дорогой друг!
Не знаю, какими словами выразить свою радость и гордость, как мне тебя поздравить. Когда я услышал по радио, что ты получил звание Героя Советского Союза, это для меня не было полной неожиданностью. О твоей преданности Отчизне, о беззаветной храбрости я знал, как и многие ленинградцы.
Тем дороже, тем радостнее для меня эта весть: она ещё раз подтверждает, с каким вниманием, с какой любовью следит наша мать-Родина за верными своими сынами, как высоко ценит она их заслуги. От всей души поздравляю тебя, Сергей Гаврилович, с этой великой наградой.
От всей души по-братски жму руку.
С приветом Арсений Коршунов"
.
.
В июле сорок третьего Литаврин получил ещё одну почётную награду - орден Александра Невского.
.
В это время тяжёлых боёв было много. Много было и побед. Об одной из них сообщалось в сводке Советского информбюро от 6 июня 1943 года.
Победа была внушительной: за один день защитники ленинградского неба сбили двадцать два вражеских самолёта. Из них семь бомбардировщиков "Хейнкель-111" и один истребитель сбила шестёрка капитана Литаврина.
Электросварщик узнавал о победах Литаврина из газетных заметок, сообщений по радио, из писем самого лётчика. Победы друга радовали Коршунова. Своей радостью он спешил поделиться с рабочими. Однажды сказал:
— Ребята, наш-то Сергей опять фашиста сбил. Шестнадцатого! И его машину, правда, подбили, но Серега благополучно посадил её на аэродром. Вот это мастер!
.
И сварщик снова написал другу:
"Дорогой Сергей Гаврилович!
Уже не первый раз за последнее время я и мои товарищи по цеху читаем в газетах о том, как дерзко и храбро ты бьешь фашистских стервятников.
После каждого твоего подвига наши производственники подтягиваются сами, а за моей работой начинают следить внимательнее обычного: дескать, мы-то уже постараемся тебя не опозорить, а вот сам-то ты чем ответишь другу-лётчику? Ко многому это меня обязывает.
И я поднимаю свою выработку и качество, неуклонно перевыполняю нормы.
Крепко жму твою руку. Прими горячий привет от наших стариков и молодёжи, которые очень гордятся тобой.
С горячим приветом Арсений"
.
.
Электросварщик Арсений Коршунов, его товарищи по заводу да и все ленинградцы с полным основанием могли гордиться Сергеем Литавриным. Воевал он по истине геройски.
С уважением относились к нему и земляки. В письме, которое он получил из Липецка, говорилось:
"На деньги, собранные комсомольцами и молодёжью Липецка, будет построен боевой самолёт, который по праву принадлежит Вам, нашему земляку и другу.
Доверяя Вам этот самолёт, мы надеемся, что Вы по-прежнему будете громить фашистских извергов, и ещё не одна звезда будет красоваться на борту Вашей машины, свидетельствуя о новых Ваших победах"
.
.
Вклад Литаврина в разгром врага под Ленинградом был немалым.
Четыреста шестьдесят два раза он прикрывал город Ленина. Сбил девятнадцать самолётов и два аэростата наблюдения. А сколько бомбардировщиков, не выдержав его атак, поворачивали обратно, - этого никак не подсчитать. Как, впрочем, не подсчитать и того, сколько вражеских самолётов сбили его ученики.
***
.
Четыре встречи с С.Г. Литавриным
.
В один из лётных дней после разбора полётов по группам курсантов собрали в "лётнем клубе" - на площадке в центре палаточного городка 3-й авиационной эскадрильи.
Разбор полётов в масштабе отряда?   Это было необычным. Как правило, отряд собирали один раз в неделю при подведении итогов работы, и даже в таких случаях иногда обходились без нас, курсантов, ограничиваясь сбором инструкторов и командиров звеньев.
Значит, что-то случилось... Мы насторожились, особенно когда на разбор пришёл командир эскадрильи майор Подмогильный.
- Сегодня во время полётов, - сказал он, - произошёл невероятный случай...
Мы летали тогда на И-16 - истребителе, покрывшем себя боевой славой в небе Испании. Но нам, курсантам, не приходилось испытать его на полную мощность. Тросовая система уборки и выпуска шасси была несовершенной и очень капризной, поэтому во избежание неприятностей мы летали с выпущенными шасси. Не только по кругу, даже в пилотажные зоны. Полёты на максимальных скоростях отпадали как само собой разумеющееся...
Мы все и не думали о них. Все, кроме одного - Сергея Литаврина. Он, как оказалось, думал, мечтал, даже когда ещё не летал на И-16.
И вот этот день, этот полёт... С большим трудом перед самой землёй он вырвал самолёт из пикирования, а после посадки рассказал всё инструктору.
Его не ругали. Разобрав этот случай, командир эскадрильи сказал:
- Самолёт мог развалиться в воздухе, в лучшем случае могли оторваться шасси. Вы понимаете, чем бы это кончилось, Литаврин ?
- Понимаю, - ответил курсант, - поэтому и рассказал об этом. Чтобы ещё кто - нибудь не попробовал.
Он стоял перед нами высокий, широкоплечий, слегка худощавый блондин. Красивое, мужественное лицо, очень спокойный взгляд. Спустя несколько лет, когда Литаврин стал Героем Советского Союза, я невольно вспомнил тот случай. Смелость, спокойная уверенность в себе, стремление выжать из машины всё, на что она рассчитана, - задатки настоящего, прирождённого истребителя. А ведь тогда, в 1940 году, ему, курсанту Борисоглебской авиационной школы, было всего 18 лет.

Осень 1951 года.
Краснознамённая Военно-воздушная академия. Читальный зал. При свете настольной лампы над книгой склонился Литаврин - читает. Высокий лоб прорезала глубокая вертикальная складка - думает. Временами, оторвавшись от книги, конспектирует. За окном - вечер. Он встал, расправил плечи, неторопливо пошёл к двери, ведущей в коридор: надо отдохнуть, на минуту отвлечься от дум.
Он изменился, конечно. Возмужал, пополнел. В походке, манере говорить, держать себя чувствуется властная уверенность человека, знающего своё дело. Ему уже 29 лет. Подполковник. Под "Золотой Звездой" Героя многоцветные планки: два ордена Ленина, два Красного Знамени, Александра Невского, медали.
Мы не виделись много лет, но слава всегда идёт впереди Героя: я читал о его подвигах, слышал о нём от общих знакомых; и вот теперь вместе вспоминаем Борисоглебскую школу, суровые и героические годы войны, товарищей наших, живых и погибших.
...Смелость, отвага, лётное дарование молодого истребителя были замечены командованием части, в которую прибыл Литаврин после окончания авиационной школы: 18-летний лётчик стал командиром звена, а с начала Отечественной войны заместителем командира эскадрильи.
.
Первые дни войны, первые схватки с врагом. Как правило, неравные: на одного нашего лётчика всегда приходится несколько вражеских. И в таких невероятно тяжёлых условиях Литаврин со своими товарищамии одерживает победу за победой.
26 юня 1941 года в паре с лейтенантом Елкиным он вступает в бой с группой бомбардировщиков, срывает их замысел - нанести удар по важному объекту. Результат боя: один "Юнкерс-88" сбит, остальные уходят на свою территорию.
С каждым вылетом приобретается боевой опыт, растёт мастерство истребителя, закаляется воля, характер. Ему поручают самые сложные, самые ответственные задачи, и он выполняет их мастерски.
.
.
В сентябре Литаврин назначается на должность командира эскадрильи. И что характерно - он, командир, самый молодой в эскадрилье лётчик. Но люди не замечают этого. Они видят в нём спокойного, опытного и бесстрашного бойца, умеющего правильно оценить сложную обстановку воздушного боя, способного разгромить врага даже малыми силами.
29 Мая 1942 года шестёрка истребителей под командованием Сергея Литаврина вылетела на прикрытие Волховстроя. На подходе к городу встретили 30 бомбардировщиков "Юнкерс-88". Один против пяти! Но это ещё не всё: сзади бомбовозов появились 32 "Мессершмитта-109".
Чтобы нанести ощутимый удар по колонне бомбардировщиков, надо атаковать сзади и бить прицельно. Но для занятия исходного положения нужно время. А его уже нет, бомбардировщики, медленно разворачиваясь, встают на боевой курс.
- Идём в лобовую! - густо звучит баритон Литаврина.
Шестёрка истребителей в монолитном строю, полыхая огнём пулемётов, стремительно несётся в атаку. Лоб в лоб! В таком положении очень трудно поразить цель, но главное сейчас не в этом, главное - сбить бомбардировщиков с курса. Пространство, разделяющее шестёрку Литаврина и колонну бомбардировщиков, сокращается с каждым мгновением. Кто выдержит, не отвернёт, за тем победа. Нужны крепкие нервы, нужна железная воля. Вспыхнул "Юнкерс", сражённый шквальным огнём Литаврина... И фашисты не выдержали, отвернули. Бомбы не упали на Волховстрой.
Май-июнь 1942 года. В ожесточённых воздушных боях в небе Ленинграда раскрылся блестящий талант молодого командира. Он разработал ряд тактических приёмов борьбы с неприятельской авиацией. Основа этих приёмов - смелость и внезапность нападения.
В одном из боёв эскадрилья Литаврина схватилась с большой группой вражеских бомбовозов, прикрытых 12 Ме-109. Литаврин разделил свою группу на две. Одна сковала боем истребителей, вторая бросилась на бомбардировщики. Первая атака - сбито 5 "Юнкерсов". Ещё атака... А вскоре подоспела и помощь. Общими усилиями налёт противника сорван. Сбито 10 Ju-88 и 4 Ме-109.
Через несколько дней, 26 июня, Литаврин во главе девятки истребителей отражал налёт 56 бомбардировщиков под прикрытием 12 истребителей. Сбито 13, своих потерь нет. При возвращении на аэродром получили информацию: "К Волховстрою идут 18 "Юнкерсов"... И эту группу встретили. А патронов уже нет. Пошли в лобовую. Натиском, отвагой разметали противника.
В январе 1943 года Сергею Литаврину было присвоено звание Героя Советского Союза.
.
.
Около 500 боевых вылетов выполнил он за время войны, провёл 90 воздушных боёв, сбил 19 вражеских самолётов, 2 аэростата.
.
.
В 1945 году Литаврин стал заместителем командира полка, а в 1947-м прибыл сюда, в Краснознамённую Военно-воздушную академию.
...В разговорах, воспоминаниях незаметно пролетел вечер. Потом мы встречались нередко, но больше всего на ходу, в коридорах академических корпусов, в столовой: его учёба подходила к концу, целые дни он просиживал над дипломной работой. В 1952 году, окончив академию, Литаврин уехал в Прибалтику.
.
Февраль 1956 года.
Мерно постукивают колёса вагона. За окном, насколько хватает глаз, пески, барханы. Средняя Азия... К концу пути разыгралась пыльная буря. С большим трудом удалось добраться до авиационного штаба.
.
- Командир соединения на полётах, - сказал мне дежурный, - подождите.
Через некоторое время к штабу подошла защитного цвета "Победа", хлопнула входная дверь, послышался голос дежурного офицера:
- Товарищ полковник! Дежурный по штабу...
По коридору шёл... Литаврин. Шёл спокойно, неторопливо. Это он - командир авиационного соединения, это он был на полётах. Кожаная куртка плотно облегала крутые, едва умещавшиеся в ней, плечи.
.
Ровно год мы были с ним вместе. Жили в одном гарнизоне, часто встречались на собраниях, совещаниях, на занятиях, которые проводил он с руководящим составом частей соединения на полётах. В полку, где я служил, Литаврин бывал очень часто, интересовался подготовкой молодых лётчиков, думал, как ускорить её, улучшить. Нередко встречался с ними, беседовал о лётных делах, рассказывал им о боях под Ленинградом. Но вот что характерно: не о себе говорил - о своих друзьях, но так подробно, детально, что мне иногда казалось, будто в воздухе в то время был не Пётр Покрышев или Василий Харитонов, знаменитые ленинградские асы, а он, Литаврин. И я глубже понял тогда причину его побед в воздушных боях: он глубоко изучал, анализировал, обобщал опыт каждого характерного боя. Учился сам и учил своих лётчиков.
- Искусство истребителя - это наука и труд. И удача, конечно, но труда и учёбы - девять десятых, - говорил Литаврин.
Увлекаясь, он точными и пластичными движениями рук показывал расстановку сил в бою, маневры самолётов наших и противника. Иногда он хмурился, вспоминая, иногда лицо его освещалось мягкой улыбкой, и тогда он казался ещё моложе. А ведь он был действительно очень молодым: все командиры подчинённых ему частей превосходили его по возрасту. Но никто не замечал этого. Все видели его опытность, мастерство, умение решать большие задачи, стоящие перед нашим соединением.
.
И вот эта ночь 4 февраля 1957 года. Её никогда не забудешь.
Мы летали в сложных метеорологических условиях. Летал и наш командир. Он сделал тогда два полёта и ушёл в третий...
Выполнив задание, я зашёл на командный пункт. Меня поразила необычность обстановки: вместо оживлённой работы - тишина, напряжённое ожидание.
- Потеряна связь с Литавриным, - тихо сказал один из офицеров. - Пробивал облака вниз... Локаторы не видят.
Штурман командного пункта взял микрофон:
- Ноль первый! Ноль первый! На связь!
Он повторял это через каждые две - три минуты. И ждал. Но ему отвечало безмолвие. Только тихо шуршало в приёмнике. Лишь на следующий день командира нашли...
Его гроб утопал в цветах. Целый день мимо гроба шли люди: школьники - он был самым желанным их гостем; трудящиеся - он был чутким и заботливым их депутатом в местных органах власти; солдаты и офицеры авиационных частей, технико - эксплуатационных и радиотехнических подразделений - он был их командиром.
Мы проводили его на аэродром, с которого он сделал свой последний взлёт, но не выполнил посадку. Военно-транспортный самолёт, на борт которого мы внесли гроб нашего командира, выполнил прощальный круг, плавно качнул крылом и взял курс на родину Героя.
.
Октябрь 1966 года. Липецк.
Здесь Литаврин родился, учился в школе, работал, закончил аэроклуб. И вот новая встреча, четвёртая, встреча с памятью о Герое.
Краеведческий музей Липецка. Как дорогие реликвии здесь хранят шинель и фуражку Сергея Литаврина. Мне показывают снимки, выписки из наградных материалов, рассказывают о нём и... расспрашивают. Всё меньше и меньше остаётся людей, лично знавших Героя. Надо записать и сохранить о нём каждое слово, каждую новую деталь, факт из его жизни, чтобы потом поведать об этом другим, передавать это из поколения в поколение.
Благодарна память народа. Когда шла война и Литаврин дрался за Ленинград, в Липецке знали об этом. Комсомольцы, несоюзная молодёжь, учителя и учащиеся Липецкого района собрали 100 тысяч рублей из личных сбережений. Они обратились в правительство с просьбой построить самолёт "Липецкий комсомолец" и передать его их земляку. "Литаврин находится в Ленинграде..." - писали они.
.
.
12 лет прошло после войны, но последний удар сердца Героя, погибшего в барханах Средней Азии, отозвался в сердцах ленинградцев. Их посланцы приехали в Липецк и память ленинградского аса увековечили в мраморе, а трудящиеся Липецка его именем назвали одну из улиц своего города. Ту, на которой прошло его детство и юность.
Средняя школа № 5. Испытываешь какое-то особое чувство, переступая её порог: здесь учился Литаврин. Несколько лет назад ребята из 5 "В" класса решили собрать материал о Литаврине. Отряд "Красных следопытов" встретился с его матерью, с работниками краеведческого музея. Завязалась переписка с теми, кто знал его раньше. Появились снимки, портреты, документы, всё, чтоб открыть "Уголок Героя".
Увлечённые поиском, ребята не остановились на этом, пошли дальше - приступили к сбору материалов об участниках Великой Отечественной войны, бывших учащихся школы, потом жителей города, а теперь и области. В поиск включилась дружина. Ребята избрали штаб. Его возглавила учащаяся Лариса Долгова. Работой руководил преподаватель Пётр Иванович Кащенко.
В 1965 году в честь 20-летия нашей победы в школе открыли музей боевой славы. Это настоящий, большой музей. Портреты, групповые снимки, документы. Герои боёв, герои Отечественной войны, Герои Советского Союза, дважды Герои. У стены, посреди зала - мемориальная доска, установленная в честь Героев, бывших учащихся школы.
9 мая, ежегодно, у мемориальной доски проводится торжественная линейка. В этот день к учащимся приходят участники войны, Герои Советского Союза, офицеры и генералы запаса. Они рассказывают ребятам о тех, кто в грозные для Родины годы дрался за неё не щадя жизни, о тех, кто принял у них эстафету боевой славы и мастерства и сейчас зорко стоит на страже завоеваний нашего народа.
А сегодня я рассказываю школьникам о Литаврине, моём командире. Они стоят, завернув фланги строя, и внимательно слушают. Его портрет на противоположной стене. Кажется, он смотрит прямо в глаза.
Говорить очень трудно. В горле шершавый ком, но я глотаю его и говорю. О нашей первой с ним встрече, о его курсантском порыве выжать из машины всё, что она может дать ему, лётчику, о встрече в Академии, о его последнем взлёте в чёрную среднеазиатскую ночь...
Говорю и думаю: "Наверно, в детстве он был таким же, как вон тот, стоящий вдали мальчишка, или вот этот..." Очень хочется, чтобы они были такими же, как он, Сергей Литаврин. Смелыми, стойкими, мужественными. Чтобы они любили свой народ, свою Родину так же горячо, так же самозабвенно, как он, Литаврин. Я говорю им об этом. В их глазах обещание, клятва: они будут такими.
Николай Штучкин
***
.
85 лет со дня рождения Сергея Литаврина
14 декабря 2006
.
В пятой школе Липецка вспоминали своего самого знаменитого выпускника. Сегодня исполняется восемьдесят пять лет со дня рождения Сергея Литаврина. Липчанин был одним из самых метких лётчиков, которые защищали небо Ленинграда. На его счету 19 сбитых самолётов.
.
В пятой школе праздник - восемьдесят пять лет со дня рождения самого известного выпускника - Сергея Литаврина. На счету защитника ленинградского неба - девятнадцать сбитых немецких самолетов. Героем Советского Союза он стал уже в двадцать один год. Летал на самолёте, подаренном земляками. Специально для этого деньги собирали всем городом. На этом Яке Литаврин не только сражался, но и прилетал в отпуск. В Липецке летчик был не только героем, но и самым завидным женихом.
.
Ида ЖЕЛТУХИНА, с 1978 по 96 год руководитель поискового клуба "Литавринцы": “Аэродром то был совсем рядом, где военный городок и поэтому снижался он ниже положенного, покачивая крыльями, пролетал над родным домом, и мать уже знала, что через час сын будет дома, а липчане, особенно молодёжь, знали - вечером Серёжа будет на танцах”.
.
В течение многих лет Ида Желтухина по крупицам собирала информацию о жизни липецкого асса. В пятой школе она возглавляла поисковый клуб "Литавринцы". За два десятка лет поисковики собрали немало документов о его службе и жизни. Но после ухода Иды Петровны на пенсию литавринское движение стало затухать. Директора школы и музея менялись часто. В такой ситуации было не до далекой истории.
.
В середине девяностых, когда обновляли документацию городских учреждений образования, в названии пятой школы забыли указать, чьё имя она носит. И она стала просто пятой школой, а не школой имени Сергея Литаврина. Десять лет спустя ошибку исправили, но на школьном фасаде так и остались две вывески – с именем героя и без.
.
Сейчас имя Литаврина в пятой школе опять на слуху. Через два года этому старейшему учебному заведению города исполнится девяносто лет. До семидесятого года она располагалась на улице Зегеля в здании бывшей церковно-приходской школы. Именно сюда ходил на уроки будущий Липецкий асс.
В следующем году в школе собираются отметить печальную дату - полвека со дня трагической гибели Сергея Литаврина. В пятьдесят седьмом году он командовал дивизией в Туркмении. Последний вылет совершил, готовясь к поездке в Москву. Полковника Литаврина ждала учеба в академии генерального штаба.
.
Ида ЖЕЛТУХИНА, с 1978 по 96 год руководитель поискового клуба "Литавринцы": "Этот прощальный вылет он выдумал себе сам - ну как так, командир дивизии и не попрощается со своим родным самолетом. Поэтому сначала один вылет. Благополучно, как нам рассказывали, ну потом попросил второй раз”.
.
Второй вылет закончился трагически. Не набрав высоту, самолет Сергея Литаврина врезался в сопку.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору