Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Белоусов Тимофей Григорьевич

Выпускник 1941 года
.

.
Белоусов Тимофей Григорьевич родился 20 июля 1915 года в селе Наро-Фоминское Верейского уезда Московской губернии Российской Империи (с 1926 года город Наро-Фоминск, административный центр Наро-Фоминского городского округа Московской области). По национальности русский.
В 1932 окончил 7 классов школы в родном городе, в 1935 - два курса рабфака при Московском финансово-экономическом институте. Работал бухгалтером в Москве.
Член ВКП(б).
В армии с марта 1940. В 1941 окончил Борисоглебскую ВАШЛ.
Участник Великой Отечественной войны с 1 августа 1941 года.
С 1.08.1941 - лётчик 176 иап ПВО.
С 15.10.1941 - лётчик 233 иап ПВО.
С 01.1942 - лётчик и командир звена (с 11.1942) 34 иап ПВО.
.
.
10 августа 1942 года в воздушном бою над городом Клином Московской области на высоте 9000 м на истребителе МиГ-3 таранил вражеский бомбардировщик Ju-88.
С 04.1943 - лётчик и старший лётчик (с 03.1945) 12-го гвардейского иап ПВО.
С февраля 1955 г. - слушатель 2-х Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава (г. Таганрог Ростовской области), которые окончил в 1955 г.
Старший лейтенант (1947).
.
.
Уволен в запас в звании майора.
.
Умер 10 апреля 1996 года.
.
Награждён орденом Красного Знамени (07.11.1942), двумя орденами Отечественной войны II степени (14.06.1945; 06.04.1985), двумя орденами Красной Звезды (26.10.1955; 23.08.1957), медалями «За оборону Москвы» (01.05.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими.
***
.
Подвиг над облаками
Олег Каминский
     …В конце июля 1942 года начались активные наступательные действия советских войск на Ржевском и Сычевском направлениях, с целью ликвидировать, так называемый Ржевский выступ, занимаемый немецкими войсками. Большого успеха эти действия, правда, не имели. Разгромить вражеские войска южнее Ржева не удалось, хотя и был ликвидирован плацдарм на северном берегу Волги. 
     В боях под Ржевом активно участвовала авиация обеих сторон, тяжелые потери несли и «сталинские соколы» и летчики Люфтваффе. Занятой в боях за Ржев, немецкой авиации было уже не до налетов на Москву. Лишь отдельные, специально оборудованные для высотных полетов, самолеты-разведчики продолжали ежедневно наведываться в небо Москвы. Вели их, как правило, хорошо обученные лётчики.
     Со своей стороны, лётчики ПВО Москвы делали всё возможное, чтобы не допустить противника к советской столице. Так, в течение августа истребители ПВО провели 25 воздушных боев и сбили 7 немецких самолетов. Интересно, что один из этих самолетов был уничтожен воздушным тараном, причем в сложных высотных условиях.
     Произошло это в воскресенье 9 августа. В тот день в районе Клина патрулировала пара истребителей МиГ-3.  Вели их лётчики 34-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса Московского фронта ПВО. Ведущим пары был опытный лётчик старший лейтенант Ю.С. Сельдяков, кавалер ордена Красного Знамени. Его ведомый – 27-летний сержант Тимофей Григорьевич Белоусов, несмотря на то, что на фронте находился уже в течение года (с 1 августа 1941 года), к своему огорчению, в боях ещё не участвовал. Но лётчик настойчиво искал встречи с врагом и вот, наконец, повезло и ему.
     Когда оба пилота внимательно разглядывали окружавшее их воздушное пространство, им по радио сообщили, что неприятельский разведчик Юнкерс-88 направляется к охраняемому ими крупному военному объекту. Увеличив скорость и набирая высоту, лётчики стали сближаться с противником. Встреча с немцем произошла в районе Солнечногорска на большой высоте – около 7.000 метров. Договорившись о совместных действиях, «сталинские соколы» начали атаку. Первым атаковал ведущий, ведомый в этот момент отвлекал внимание вражеского стрелка, а затем, в свою очередь, обстрелял цель.   
     Вначале Белоусов действовал неуверенно, излишне нервничал и торопился. Оно и понятно – ведь это была его первая встреча с врагом и первый бой. Но вскоре он успокоился и стал действовать более хладнокровно.
     Через некоторое время замолчал стрелок «Юнкерса» - то ли патроны у него вышли, то ли пулемет у него заклинило. Во всяком случае, теперь никто не мешал истребителям спокойно заходить в атаку на разведчика. Воспользовавшись этим обстоятельством, «сталинские соколы» усилили натиск. Однако пилот «Юнкерса» не собирался сдаваться. Он постоянно маневрировал, стараясь не попадаться в прицел истребителей. К тому же, он всё время тянул на большую высоту, зная, что там истребителям вести бой будет гораздо труднее. Конечно, советские лётчики стремились не допустить этого, но тут у них стали подходить к концу боеприпасы. Первым израсходовал их Сельдяков. Когда во время четвертой по счету атаки у него замолчали пулеметы он, не прерывая атаки, попытался таранить ускользающий «Юнкерс», однако воздушной струей от моторов разведчика его истребитель так швырнуло, что он вошел в штопор...  
     Белоусов упорно, в одиночку, преследовал противника. Но вот и у него замолчало оружие. Лётчик попробовал перезарядить пулеметы, но безрезультатно – патронов больше не было. Бой к тому времени шел уже на высоте около 8-9 тысяч метров. Преследование разведчика, специально предназначенного к действиям на больших высотах, обычному истребителю становилось затруднительным: на истребителе появились признаки обледенения, ещё немного и он вынужден будет опуститься ниже.
     Чтобы не упустить врага с ценными разведданными, советскому лётчику оставалось только одно – идти на таран. Выжимая из мотора своего МиГ-3 всё, что ещё можно было, Белоусову удалось добиться превышения над самолетом противника метров на десять. Затем, уравняв скорость истребителя со скоростью разведчика, он пошел на таран. С каждой секундой винт «МиГа» приближался к хвосту «Юнкерса».
     Поняв, что его ожидает, немецкий пилот резко сбавил скорость, надеясь, что атакующий истребитель по инерции проскочит вперед. Однако советский лётчик был начеку и тут же отдал штурвал от себя. Удар винта истребителя пришелся по плоскости, фюзеляжу и кабине вражеского самолета. Поврежденный «Юнкерс» непроизвольно сделал «бочку» и с резким левым креном, в отвесном пикировании стал падать в районе Теряевой Слободы (по данным наградного документа, в районе Старица – озеро Круглое). Кстати, по данным вражеских документов, уже в нынешнее время удалось узнать, что этот Юнкерс-88 был из 4-й эскадрильи 121-й разведывательной группы Люфтваффе. Вообще надо сказать, немецкому экипажу очень повезло: несмотря на повреждения, полученные при таране русского истребителя, пилоту «Юнкерса» удалось произвести посадку на фюзеляж на территории, занятой немецкими войсками…
     Отброшенный ударом, истребитель некоторое время беспорядочно падал. Всё же Белоусову удалось перевести самолет в горизонтальный полет, добраться до своего аэродрома и благополучно произвести посадку. Выяснилось, что истребитель почти не пострадал. Лишь лопасти винта, со следами краски от «Юнкерса» были незначительно, на 25 – 30 сантиметров, загнуты вовнутрь. Благополучно сел на аэродром и старший лейтенант Ю.С. Сельдяков, который смог вывести свой истребитель из штопора.
     За бесстрашие, проявленное в тяжелом бою, Белоусову вскоре было присвоено внеочередное звание младшего лейтенанта. А затем, 7 ноября 1942 года за свой высотный таранный удар за облаками он был награжден орденом Красного Знамени. Как одного из лучших лётчиков, умеющих вести бой на большой высоте, его командировали в особую авиационную часть капитана Г.Р. Бабенко, предназначенную для боев в стратосфере. В дальнейшем, Белоусов воевал на Западном фронте и Центральном фронте ПВО, прикрывал железнодорожные узлы и перевозки наших войск. Девять раз сопровождал к линии фронта особо важные транспортные самолеты Си-47 с находившимися на них высокопоставленными особами, в том числе Маршалом артиллерии Н.Н. Вороновым, Маршалом артиллерии Н.Д. Яковлевым и генерал-полковником М.С. Громадиным. Выполнял боевые задания по прикрытию наземных войск и многое другое. А всего он произвел 146 боевых вылетов и провел 3 воздушных боя. Правда, кроме протараненного самолета-разведчика, других побед одержать ему не довелось.
Войну закончил в звании лейтенанта, старшим лётчиком 12-го гвардейского истребительного авиационного полка.
За свои боевые заслуги Тимофей Григорьевич Белоусов был награждён двумя орденами Отечественной войны 2-й степени (14.06.1945, 06.04.1985), медалями «За оборону Москвы» (01.05.1944), «За победу над Германией» (09.05.1945) и другими медалями.
.
Источники:
Общедоступный электронный банк документов "Подвиг народа"
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
В поиске информации оказали помощь Михайлов Д.В., Симонов А.А.
Карта сайта Написать Администратору