Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Котлов Николай Степанович

Выпускник 1940 года
.
 
.
Родился 2 декабря 1918 года в деревне Борки ныне Лотошинского района Московской области. По национальности русский.
Член ВЛКСМ с 1937 года.
Окончил 7 классов и школу ФЗУ.
Работал откатчиком в Московском Всесоюзном электротехническом институте. Одновременно учился в аэроклубе.
.
В РККА с 17 января 1939 года.
В 1940 году окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова.
Затем служил младшим лётчиком в 162-м резервном и 43-м истребительном авиационных полках Киевского Особого военного округа.
.
Участник Великой Отечественной войны с первых дней.
Заместитель командира эскадрильи 55-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) гвардии старший лейтенант Котлов Н. С. 2 июня 1943 года на подступах к городу Курску в воздушном бою сбил 4 самолёта противника. Будучи тяжело раненным, пятый уничтожил тараном. Приземлился на парашюте. Умер на руках подобравших его пехотинцев.
Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени (посмертно).
***
Иформация с сайта Лотошинского муниципального района Московской области
Герои-земляки
Как только началась война, тысячи лотошинцев были призваны в армию, многие ушли добровольцами и храбро сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны.
.
В 1918 году в деревне Борки родился Николай Степанович Котлов. После окончания семилетней школы в деревне Власове он устраивается на работу в Москве. Здесь сбылась его давняя мечта — стать летчиком. Окончив аэроклуб, Николай Котлов поступает в Борисоглебскую авиационную школу и успешно заканчивает ее в 1940 году.
.
 Курсант Котлов (справа) получает полётное задание
.
Война застала его на одном из аэродромов 43-го истребительного авиационного полка Юго-Западного фронта. На своей «Чайке» (истребитель И-153) он защищает небо над Киевом, уничтожает вражеские переправы на реке Десне, в групповых боях сбивает три вражеских самолета. В первые месяцы войны он уже совершает 104 боевых вылета, в том числе 32 вылета на самое опасное задание — на штурмовку наземных войск противника, каждый раз прорываясь через лавины заградительного зенитного огня. Командование награждает отважного сокола орденом Красного Знамени.
.
В феврале 1942 года во время взлета на И-16 Н. С. Котлов потерпел аварию, получив сложный перелом правого бедра и многочисленные ожоги. Более полугода провел Николай на госпитальных койках.
Осенью 1942 года Котлов приехал в родную деревню. Он сильно хромал, мог ходить только с палкой — нога стала короче.
Война огненным смерчем прошлась по родным местам. Из 30 домов в Борках осталось только семь. К счастью, уцелел родной дом. Казалось бы, теперь можно и отдохнуть, ведь с таким ранением на фронт не брали, а о самолете нечего было и мечтать. Но душа страдала — так много зла сотворили фашисты на родной земле. Ненависть к врагу была так сильна, что Николай уехал на фронт.
Котлов прибыл в 581-й истребительный авиационный полк, когда тот вел бои под Сталинградом. Командиром полка был Герой Советского Союза В. И. Шишкин, боевой друг по 43-му истребительному авиационному полку. Шишкин доверил Николаю Котлову Як-1, а техники приспособили для летчика удлиненную педаль, так что хромота при полетах не была помехой. Котлов стал обучать молодых пилотов, передавая им свой боевой опыт. 
.
2 июня 1943 года заместитель командира эскадрильи 55-го гвардейского истребительного авиационного полка старший лейтенант Котлов в паре с младшим лейтенантом Грачевым отражал массированный налет фашистских бомбардировщиков на Курск, через который шли военные грузы советским войскам, готовящимся к сражению на Курской дуге. Сотни бомбардировщиков противника в сопровождении большого количества истребителей непрерывно атаковали важный железнодорожный узел города. Вот что написала газета «Правда» 19 июня 1943 года в статье «Богатырский подвиг». Статья была передана в редакцию газеты непосредственно из действующей армии по телеграфу - она наиболее точно отражает подвиг краснозвездного аса. «Вражеские бомбардировщики шли двумя группами с разных направлений. Прямо с хода, со стороны солнца, самолеты Як-1 атаковали врага. На стороне немцев было численное превосходство, на нашей — внезапность и преимущество в высоте. Советские летчики отсекли основную группу немецких истребителей от «юнкерсов» и связали их боем. Основные же силы наших истребителей направили свой удар по фашистским бомбардировщикам.
.
В разгар боя старший лейтенант Котлов заметил, что с другой стороны к городу пробивается еще одна группа бомбардировщиков. Выше их шли истребители «фокке-вульф» и «мессершмитты». Не раздумывая, Котлов вместе со своим ведомым младшим лейтенантом Грачевым бросился в гущу вражеских бомбардировщиков. Внизу, под крылом его самолета, лежал город. Тысячи жителей, так же как и бойцы наземных войск, с волнением наблюдали этот неравный бой. Словно огненным мечом, трассами снарядов и пуль рассекал Котлов строй «юнкерсов» и «хейнкелей». Вот на землю упал первый бомбардировщик. Десять немецких истребителей сверху, сзади и снизу набросились на Котлова. Ведомый, защищавший своего командира, был сбит. В эти секунды от руки Котлова на землю полетели горящими два «мессершмитта».
.
Отважный гвардеец, оставшись один, не прекращал атаки, упорно пробивался к бомбардировщикам. Увернувшись от огня четверки немецких истребителей, Котлов взмыл вверх и камнем бросился в гущу «хейнкелей». Еще один вражеский самолет рухнул вниз. Гвардеец оказался в кольце, но продолжал биться. Вражеский снаряд оторвал ему выше колена правую ногу. Напрягая все силы, Котлов прицелился и сбил еще один истребитель. Самолет Котлова горел. Последним усилием воли пилот выбросился с парашютом. Смертельно раненого героя подобрали на земле наши пехотинцы. Потеряв ногу, он истекал кровью, две пули прошли навылет через его грудь. Через несколько минут он умер на руках товарищей».
.
 Старший лейтенант Н. С. Котлов незадолго до своего подвига
.
Похоронили Н. С. Котлова в деревне Верхние Холчи со всеми воинскими почестями. В момент похорон летчики авиационного полка, в котором служил Котлов, выполняли в воздухе фигуры высшего пилотажа и салютовали огнем пушек и пулеметов. Затем с аэродрома взлетел сам командир полка Герой Советского Союза майор Василий Шишкин, свечой ушел он на высоту, вращая самолет. Командир делал виражи до тех пор, пока тело его боевого товарища не опустили в могилу.
.
Сразу же после гибели Н. С. Котлова командир 55-го гвардейского истребительного авиаполка В. И. Шишкин представил его посмертно к званию Героя Советского Союза, но командование 1-й гвардейской Сталинградской истребительной авиационной дивизии и 16-й воздушной армии внесло предложение о награждении летчика орденом Отечественной войны 1-й степени.
25 мая 1952 года останки Н. С. Котлова были перезахоронены в сквере павших героев в городе Фатеже Курской области.
.
 
Брат Н. С. Котлова в день 40- летия подвига героя возлагает цветы к месту его захоронения. Город Фатеж Курской области - 2 июня 1983 г.
..
Источники:
Карта сайта Написать Администратору