Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Новиков Алексей Иванович

Выпускник 1939 года
Герой Советского Союза Дата указа: 04.02.1943, медаль № 782, орден Ленина № 12237
Генерал-майор авиации (25.05.1959)
.
  
.
Новиков Алексей Иванович р
одился 7 ноября 1916 года в Москве.
Детство и юность провёл в посёлке Томилино (Люберецкий район Московской области). Окончил 7 классов школы в городе Люберцы (Московская область), в 1933 году – школу ФЗУ в Москве. В 1933-1936 годах работал токарем по металлу на авиамоторном заводе № 24 в Москве.
В 1936 году окончил аэроклуб при авиамоторном заводе № 24, в 1937 году – Ульяновскую объединённую лётно-техническую школу Осоавиахима. В 1937-1939 годах работал лётчиком-инструктором в Железнодорожном аэроклубе г. Москвы.
.
В армии с января 1939 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком (в Киевском военном округе).
.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-сентябре 1941 – лётчик 89-го истребительного авиационного полка, в сентябре 1941 – январе 1943 – командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман 17-го истребительного авиационного полка. Воевал на Юго-Западном, Брянском и Воронежском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на Украине, обороне Киева, боях на курском и белгородском направлениях, Воронежско-Ворошиловградской операции.
3 июля 1942 года в воздушном бою был ранен в голову.
.
.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1943 года капитану Новикову Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
.
В апреле-августе 1943 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 278-й истребительной авиационной дивизии, в августе 1943 – мае 1945 – начальник воздушно-стрелковой службы 3-го истребительного авиационного корпуса.
Воевал на Северо-Кавказском, Степном, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Участвовал в воздушном сражении на Кубани, Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Вильнюсской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.
За время войны выполнил 485 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Р-39 «Аэрокобра», Як-1, Як-9 и Як-3, в 87 воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 6 (по другим данным – лично 16 и в составе группы 5) самолётов противника.
.
После войны до 1948 года продолжал службу начальником воздушно-стрелковой службы истребительного авиакорпуса (в Группе советских войск в Германии). С января 1948 года – старший инспектор, начальник отдела и начальник группы.
В 1956-1958 гг. – заместитель начальника Управления боевой подготовки истребительной авиации ПВО страны.
В 1960 году окончил Военную академию Генштаба. В 1960-1963 гг. – начальник Управления боевой подготовки авиации ПВО страны, с 1963 года – начальник отдела кадров авиации ПВО страны.
.
С июня 1970 года генерал-майор авиации А.И. Новиков в отставке.
Жил в Москве. Умер 23 октября 1986 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
.
.
Воинские звания:
Младший лейтенант запаса (21.07.1938)
Младший лейтенант (5.11.1939)
Лейтенант (10.12.1941)
Капитан (28.07.1942)
Майор (7.05.1943)
Подполковник (10.08.1944)
Полковник (16.05.1949)
Генерал-майор авиации (25.05.1959)
.
Награждён орденом Ленина (04.02.1943), тремя орденами Красного Знамени (02.08.1941, 07.04.1945, 01.08.1945), четырьмя орденами Красной Звезды (12.03.1942, 04.06.1955, 30.04.1954, 22.02.1968), двумя орденами Отечественной войны I степени (14.11.1943, 11.03.1985), медалями «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За оборону Кавказа» (06.12.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За освобождение Варшавы» (09.06.1945), «За взятие Берлина» (09.06.1945), «За боевые заслуги» (20.06.1949) и другими.
Именем Героя Советского Союза А.И. Новикова названа планета № 3157 Солнечной системы.
***
.
Великую Отечественную войну Алексей Новиков встретил под Луцком, на дивизионных курсах командиров звеньев. В первый же день войны выполнил несколько боевых вылетов. В тот же день открыл и свой боевой счёт, сбив сразу два вражеских самолёта: сначала корректировщик Hs-126, а затем - бомбардировщик Ju-88.
При этом, сбитый им "Юнкерс", упал прямо на склад с бензином, расположенный чуть в стороне от их аэродрома. Новиков очень расстроился и после посадки ждал сурового разговора с начальством. Но всё обошлось: оказалось уже поступил приказ о перебазировании полка на новый аэродром, а склад надлежало уничтожить. Так что Новиков фактически выполнил этот приказ, хотя и не ведая о том...
Построив лётчиков, командир полка поздравил Алексея с первыми победами и попросил его рассказать на досуге товарищам, как он уничтожил бомбёра и разведчика; поделиться опытом первых боёв. А рассказать Новикову было о чём. И не только о проведённых боях, но и поделиться кое - чем из недалёкого прошлого.
.
...Летать Новиков начал, когда ему едва минуло 16 лет. Сначала прыгал с парашютом, потом летал на У-2, на планере в Осоавиахимовском кружке. После окончания Ульяновской школы инструкторов - лётчиков стал работать в аэроклубе. Но инструкторская работа не удовлетворяла, влекли скорости. И Новиков решил стать истребителем. Окончил Борисоглебское военное авиационное училище.
Командование подметило в нём неуёмную страсть к полётам, хвалило за филигранное выполнение пилотажных фигур. А в стрельбе с ним мало кто даже из инструкторов мог сравниться. Матерчатый конус, который крепился длинным фалом к самолёту - буксировщику, после его стрельбы в воздухе превращался буквально в решето.
.
Как же теперь пригодилась лётчику снайперска выучка, когда стрелять приходилось не по безобидному и безответному матерчатому мешку, наполненному во время полёта воздухом, а по огрызающимся ответным огнём самолётам, которыми управляли поднаторевшие в воздушных боях на западе немецкие пилоты. Одарённый природной наблюдательностью, умением аналитически мыслить, Новиков довольно быстро разгадал повадки вражеских лётчиков и в каждом воздушном бою стал навязывать им свою тактику. А строилась она на внезапности, стремительности, боевой дерзости, рассчитанной на то, чтобы ошеломить противника, вызвать замешательство в его рядах.
Именно так, с учётом психологических нюансов он вскоре свалил матёрых немецких разведчиков. Подойдя к вражескому самолёту на близкое расстояние, Алексей ударил по кабине стрелка и убил его, а когда экипаж лишился защиты, спокойно и расчётливо разделался с разведчиком. После нескольких очередей, тот густо задымил, повалился на крыло и вскоре врезался в землю.
.
В истребительном авиационном полку, в составе которого воевал Новиков, было немало отважных лётчиков. И всё же наиболее ответственные задания чаще всего поручались именно ему. Фамилию Новикова командир полка назвал и тогда, когда позвонили из штаба 40-й армии и приказали разведать один из участков железной дороги, по которой противник в то время усиленно подбрасывал резервы к линии фронта.
Алексей вылетел в составе звена. Лётчики внимательно прощупали заданный участок дороги, пробив облака, снизились над железнодорожным узлом, рассмотрели его и передали по радио, что тот забит эшелонами, указали предполагаемое количество и характер грузов. После этого отважная тройка атаковала неприятеля, обрушив в самую гущу железнодорожных составов реактивные и пушечные снаряды. Над вагонами взметнулись языки пламени, на станции вспыхнул большой пожар, она надолго вышла из строя. Всё, что могло гореть - сгорело. По-видимому, на путях скопилось немало вагонов с боеприпасами...
.
Счёт сбитых им неприятельских самолётов рос довольно быстро. В начале 1942 года Новиков на своём И-16 сумел сбить Ме-109 с намалёванным на фюзеляже жёлтой краской большим тузом. Пилот сбитого им "Мессера" попал в плен и оказался довольно известным асом. Летом того же года, на Воронежском фронте, Алексей таранным ударом уничтожил ещё один вражеский самолёт. Сам после тарана выбросился с парашютом. А к августу 1942 года он совершил уже 242 боевых вылета, проведя 34 воздушных боя, сбил 11 самолётов противника.
Также быстро продвигался Алексей Новиков и по службе. Сначала был командиром звена, потом стал командовать эскадрильей, одновременно выполняя обязанности штурмана полка. В феврале 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
.
 П.Т. Тарасов (слева) и А.И. Новиков
.
На фото:
Алексей Новиков докладывает генерал-майору Е. Савицкому, командующему 3-м иак, о том что Павел Тарасов вынудил приземлиться истребитель Ме-109, пилотируемый немецким асом (на хвосте его машины видны прямоугольные отметки о воздушных победах). Снимок сделан 28 мая 1943 года, в период боёв на Кубани.
.
Весной 1943 года решено было назначить Новикова командиром истребительного авиаполка. Для этого у него имелись все данные: участвовал в сражениях под Сталинградом, получил звание Героя Советского Союза, обладал командирской волей, да и наставником для молодёжи был отменным. Крепкая инструкторская закваска в нём ещё с довоенной поры осталась.
Но в дело вмешался Генерал Е. Я. Савицкий, формировавший в то время 3-й истребительный авиационный корпус. Новикова он знал ещё по полку, который входил в состав его дивизии. Поэтому решил назначить Алексея своим помошником по воздушно-стрелковой службе. Расчёт Савицкого был прост: такой опытный боец, как Новиков, будет незаменимым помошником при обучении необстрелянной молодёжи. А в людях Савицкий разбирался хорошо.
Просьбу Савицкого уважили не сразу. Но в конце концов он своего добился. Так Новиков и стал начальником "огня и дыма", как в шутку называли во время войны должность помошника командира по воздушно-стрелковой службе. В этой должности Алексей "проходил" до самой победы.
..
В полках 3-го авиационного корпуса Новиков дневал и ночевал, устраивал показательные бои, организовывал конференции, словом, делал всё, чтобы как можно быстрее научить молодых лётчиков одерживать победы над противником. При этом, он нередко и сам поднимался в воздух, демонстрируя приёмы воздушного боя на практике.
.
Многие полки корпуса были вооружены истребителями Як-9Т, имевшими 37-мм пушку. Были в частях корпуса и Як-9К, на которых стояли ещё более мощные 45-мм пушки. Оружие это было очень эффективное, но требовало исключительной меткости при стрельбе, поскольку боекомплект был ограничен. И Новиков, очень метко стреляя сам, учил этой нелёгкой науке своих подчинённых.
Воздушный бой - задача со многими неизвестными. Каждый момент его неожидан. Всякое может случиться. В одной из схваток фортуна изменила и Новикову. Произошло это при встрече с пятёркой Ме-109. Противник первым навязал бой, отчаянно наседая на пару наших "Яков". Ведомый Новикова в какой-то момент оторвался, оставив ведущего без прикрытия. Этим немедленно воспользовался один из "Мессеров". Самолёт Новикова был повреждён и стал резко терять высоту. Но не зря Алексей считался мастером маневра и пилотажа. Он сумел посадить машину в поле на живот. Правда, в последний момент, лётчик сильно ударился головой о приборную доску и потерял сознание. Вскоре он был уже в полку.
.
Довольно часто Алексей Новиков летал ведомым у самого командующего 3-м ИАК генерала Е. Я. Савицкого, став его близким другом. Сам Евгений Яковлевич характеризовал его так: "Алексей Иванович Новиков умел если не всё, то почти всё, что необходимо лётчику для победы над противником в воздухе. Лётчик и боец он, прямо надо сказать, был самого высокого класса. Казалось, никакая неожиданность, никакой самый нестандартный оборот дела в бою не могли его сбить с толку. Он умел в считанные мгновения найти нужный выход, принять единственно верное решение в сложной ситуации".
.
Справедливости ради, хочется привести воспоминания ещё одного известного лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Фёдора Фёдоровича Архипенко, некоторое время воевавшего с Алексеем Новиковым в одном полку. Правда, эти воспоминания, связаны скорее с отрицательными чертами характера Новикова, но у кого их нет...
"Был у нас в 17-м иап лётчик капитан Алексей Новиков, впоследствии Герой Советского Союза, известный ас, одержавший за войну более 30 побед. Он летал на "Аэрокобре", а я на Як-1. И вот при перелёте в Липецк мы договорились провести учебный воздушный бой над аэродромом, и он в этом воздушном бою был побит мною. После посадки лётчики стали смеяться над ним и он полез было в драку - лётчики не дали. Он долго и откровенно возмущался - мол, салага, меня опозорил, мог поддаться мне, ведь я командир эскадрильи, а ты лишь командир звена. Я ему ответил, что в бою не поддаются, а сражаются - кто кого. Но даже и после войны при встречах я чувствовал, что Алексей Новиков держал в душе на меня обиду".
.
Как-то в мае 1944 года во время короткого затишья на фронтах на полевом аэродроме Каледзяны была организовна лётная теоретическая конференция, на которой рассматривались вопросы боевого применения истребительной авиации. В числе приглашённых был и майор А. И. Новиков - известный в то время ас, имевший на своём счету 27 сбитых вражеских самолётов. В своём выступлении перед лётным составом он уделил много внимания тактике ведения воздушного боя. Основываясь на собственных взглядах, подкреплённых боевым опытом, Новиков выдвинул девиз: "Лучший индивидуальный пилотаж обеспечивает лучший маневр в воздушном бою и более точный огонь!".
.
Войну подполковник А.И. Новиков закончил в Берлине. Свой последний вылет произвёл 2 мая 1945 года с аэродрома Дальгов. Под огнём врагов, внезапно атаковавших аэродром, он сумел подняться в небо и сообщить о прорыве немецких частей с соседнюю дивизию, располагавшуюся на аэродроме Эльшталь.
.
Всего выполнил около 500 успешных боевых вылетов, сбил 22 самолёта противника лично и 5 в группе с товарищами (по другим источникам - имел более 30 побед). Большинство боевых вылетов произвёл на "Яках". 
.
Источники:
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору