Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Гаврилов Владимир Яковлевич

Выпускник 1935 года
Курсы командиров звеньев при Борисоглебской ВШЛ в 1936 году
Герой Советского Союза Дата указа: 01.05.1943 (медаль № 975)
.
 
.
Владимир Яковлевич Гаврилов родился 16 апреля (3 апреля по старому стилю) 1908 года в рабочем посёлке Северный Рудник Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Российской империи (ныне посёлок Пивничное Торецкого городского совета, Донецкой области Украины) в семье рабочего. По национальности русский.
В 1926 году Владимир Гаврилов окончил школу фабрично-заводского ученичества при Щербиновском руднике. Работал токарем, одновременно продолжая обучение сначала в вечерней школе, затем на рабфаке.
В июне 1928 года В.Я. Гаврилов добровольцем пошёл на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Его направили в Тульскую оружейно-техническую школу. Окончив школу в 1931 году, он служил в ней оружейным техником.
.
В 1934 году Владимир Яковлевич по спецнабору был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил по первому классу в 1935 году, после чего при этой же школе он окончил годичные курсы командиров звеньев.
С декабря 1936 года старший лейтенант В.Я. Гаврилов служил командиром звена в полку бомбардировщиков СБ-3 в Белорусском военном округе. В сентябре 1938 года Владимиру Яковлевичу было присвоено звание капитан, после чего его назначили командиром эскадрильи.
В 1939 году капитан В.Я Гаврилов поступил на заочное отделение Военной воздушной академия РККА, однако до войны успел окончить только два курса. В феврале 1940 года Владимира Яковлевича перевели командиром эскадрильи 46-го бомбардировочного истребительного полка. Перед войной полк базировался на литовском аэродроме Груджяй Прибалтийского особого военного округа и входил в состав 7-й смешанной авиационной дивизии.
.
Участник Великой отечественной войны с 22 июня 1941 года в составе Северо-Западного фронта. Воевал на самолётах СБ, Ар-2, Пе-2.
В начале войны 46-й бомбардировочный авиационный полк понёс тяжёлые потери и в конце июля 1941 года его вывели на переформирование. Владимира Яковлевича направили в Липецкий авиационный учебный центр, где 25 сентября 1941 года он приступил к формированию 804-го бомбардировочного авиационного полка. В июне 1942 года сформированный полк был включён в состав 23-й запасной авиационной дивизии 7-й запасной авиационной бригады Забайкальского военного округа, где лётный и технический состав полка прошёл переподготовку на бомбардировщиках Пе-2.
.
Вновь в действующей армии майор В.Я. Гаврилов с 14 сентября 1942 года в составе 293-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-го бомбардировочного авиационного корпуса резерва Ставки Верховного Главнокомандования. До второй половины ноября 1942 года экипажи полка под непосредственным наблюдением майора Гаврилова совершали учебные полёты с аэродрома Тушино Московской области. В боевых действиях 804-й бомбардировочный авиационный полк 293-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-го бомбардировочного авиационного корпуса 3-й воздушной армии принимал участие с 23 ноября 1942 года на Калининском фронте. Перед началом Великолукской операции 804-й бомбардировочный авиационный полк уничтожил штаб великолукской группировки противника, крупные склады горюче-смазочных материалов и две тяжёлые артиллерийские батареи. Всего за два с половиной месяца в составе Калининского фронта полк майора Гаврилова в операциях под Ржевом, Белым и Великими Луками совершил 209 успешных боевых вылетов. Сам майор В.Я. Гаврилов совершил 17 боевых вылетов.
.
16 января 1943 года эскадрильи полка выполняли задание командования по нанесению бомбовых ударов за линией фронта по позициям противника в районе населённых пунктов Алексейково и Бурцево. При выходе из пике самолёт майора В.Я. Гаврилова был подбит зенитной артиллерией, загорелся и сорвался в штопор. Благодаря умелой и слаженной работе экипажа самолёт удалось выровнять. Но в этот момент бомбардировщик был атакован двумя истребителями противника. В воздушном бою на повреждённом самолёте экипаж сумел одержать победу, сбив оба Ме-109, после чего командир экипажа, маневрируя только двигателями самолёта, довёл Пе-2 до линии фронта и посадил его на нейтральной полосе в 70 метрах от немецких окопов. Под огнём противника экипаж сумел благополучно добраться до своей территории.
.
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.05.1943 года майору Владимиру Яковлевичу Гаврилову было присвоено звание Героя Советского Союза.
.
1 февраля 1943 года 1-й бомбардировочный авиационный корпус был передан в состав 14-й воздушной армии Волховского фронта, где полк майора Гаврилова участвовал в прорыве блокады Ленинграда (операция «Искра»). С 21 по 27 февраля 1943 года 804-й бомбардировочный авиационный полк в составе 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта участвовал в операции «Полярная Звезда».
Всего под командованием майора В.Я. Гаврилова полк совершил 279 боевых вылетов, сбросил 175 тонн бомб, в воздушных боях экипажами полка было сбито 6 самолётов противника.
В конце февраля 1943 года 1-й бомбардировочный авиационный корпус в полном составе был передан Воронежскому фронту и вошёл в состав 2-й воздушной армии.
25 марта 1943 года Владимира Яковлевича перевели на должность командира 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Под его командованием полк принял участие в Курской битве. В сражениях на Курской дуге полк Гаврилова совершил 229 боевых вылетов и сбросил 109 тонн бомб. В результате бомбовых ударов экипажами полка было уничтожено 52 танка противника, 473 автомашины с военными грузами и войсками, 5 складов с боеприпасами, 8 артиллерийских и миномётных батарей, 17 огневых точек, 2 железнодорожных эшелона и 7 цистерн с горючим. За отличие в Курской битве весь личный состав полка удостоился благодарности Верховного Главнокомандующего.
В начале августа 1943 года 1-й бомбардировочный авиационный корпус был подчинён 5-й воздушной армии Степного фронта (с 20 октября 1943 года — 2-й Украинский фронт), в составе которой 81-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк гвардии подполковника (с августа 1943 года) В.Я. Гаврилова участвовал в Битве за Днепр и освобождении Правобережной Украины (Кировоградская и Корсунь-Шевченковская операции). 6 июля 1944 года корпус передан 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, в составе которой гвардейцы Гаврилова успешно выполняли поставленные задачи в ходе Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Нижнесилезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской операций. За период с 26.06.1943 по 11.05.1945 81-й гвардейский полк под командованием гвардии подполковника В.Я. Гаврилова совершил 3020 боевых вылетов и сбросил 2354 тонны авиабомб. В результате действий полка были уничтожены: 294 танка, 1932 автомашины, 33 артиллерийские батареи, 315 огневых точек, 1117 железнодорожных вагонов, 12 складов с боеприпасами, 1168 зданий. В ходе воздушных боёв и бомбовых ударов по аэродромам противника экипажами полка было уничтожено 46 самолётов противника.
За безупречное выполнение заданий командования полк Гаврилова был отмечен высокими правительственными наградами — орденами Богдана Хмельницкого и Суворова III степени, а также удостоен почётного наименования «Краковский».
.
После войны Владимир Яковлевич продолжил службу в ВВС СССР. Командовал авиационной дивизией в Приволжском военном округе.
С 1951 по 1953 год служил в ВВС Войска Польского в должности командира 15-й бомбардировочной авиационной дивизии. Затем учился в Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова, после окончания которой преподавал в Военно-Политической Академии имени В.И. Ленина.
.
В 1960 году полковник В.Я. Гаврилов по состоянию здоровья уволился в запас.
Жил в городе-герое Москве.
30 марта 1992 года Владимир Яковлевич скончался. Похоронили его на Головинском кладбище города Москвы.
.
.
В Москве по адресу: Петровско-Разумовский проезд, д. 16. установлена Мемориальная доска в честь Героя Советского Союза В. Я. Гаврилова:
.
.
Награждён тремя орденами Ленина (17.03.1943; 01.05.1943; 05.11.1954), тремя орденами Красного Знамени (17.03.1943; 21.05.1945; 20.06.1949), двумя орденами Отечественной войны I степени (16.02.1944; 06.04.1985), орденом Суворова III степени (18.05.1945), орденом Красной Звезды (03.11.1944), медалями.
.
Источники:
Википедия
***
Дополнительную информацию о Гаврилове В.Я. предоставил техник лаборатории технических средств обучения Тульского артиллерийского инженерного института Кучинский Юрий Николаевич. Он также прислал все фотографии, которыми иллюстрирована настоящая страница.
.
Герой Советского Союза Владимир Яковлевич Гаврилов - выпускник Тульской оружейно-технической школы имени Тульского пролетариата (ТОТШ, так назывался наш институт в 30-ые годы прошлого столетия) 1931 года. Он окончил ТОТШ с отличием и год преподавал в ней теорию стрелкового оружия.
.
Слева направо: Бондаренко, Гаврилов В.Я., Метёлкин, Барабанов.
Кучинский Ю.Н.: Это выпускная фотография Гаврилова. Он очень узнаваем. В кожанке. В то время кожанки носили, в основном, лётчики. И, вероятно, Владимир уже тогда знал, кем он станет в будущем. На всякий случай указываю фамилии других выпускников, изображённых на фото. Проверьте: может быть кто-то из них тоже поступал с Гавриловым в Борисоглебское училище лётчиков.
.
Краткая информация о Тульском артиллерийском инженерном институте (ТАИИ)
.
ТАИИ восемь раз менял своё название. Его основное предназначение - подготовка технических кадров для русской, советской, российской армий в области ракетно-артиллерийского вооружения..
Основан Указом государя-императора Александра II 15 июля 1869 года в Туле и назывался тогда Тульской оружейной школой (ТОШ). Технический вуз. Готовили оружейных мастеров для русской армии.
Самый выдающийся наш выпускник Иринарх Андреевич Комарицкий. Выдающийся конструктор стрелкового оружия, выпускник  ТОШ 1913 года. Изобретатель АВИАЦИОННОГО скорострельного пулемёта системы Шпитального-Комарицкого образца 1932 года  ШКАС. Что такое ШКАС лётчики знают. Устанавливался на все типы и виды советских самолётов. Самый массовый пулемёт в те годы, самый скорострельный.
Для сравнения: ШКАС - 1800 в/мин, MG-15 (Германия) - 1200, Кольт-Браунинг (США) - 1100. Некоторые умники из Википедии называют его капризным. Чушь и глупость. Самый надёжный пулемёт всех времён и народов. Более того, ШКАС уже в те годы стал образцом-аналогом для разработки последующих авиационных пулемётов, пушек и бикалиберных авиационных систем.
Кроме того, Комарицкий усовершенствовал крепление штыка к винтовке Мосина. И разработал дисковый магазин к ППШ и ППД.
Наиболее выдающийся период нашей истории - это участие батальона курсантов в боях за город Мценск в октябре 1941 года. Тульских курсантов не постигла суровая участь подольских и московских курсантов под Малоярославцем и Можайском соответственно. Но тульские курсанты выполнили и боевую задачу, и свой воинский долг.
В послевоенные годы училище продолжало подготовку не только инженерных, но и командных кадров. Готовили командиров ракетных комплексов.
В числе наших выпускников 2 Героя Советского Союза, 2 Героя Российской Федерации.
Один из Героев России Александр Рязанцев в составе легендарной 6 роты 104 гвардейского парашютно-десантного полка 29 февраля 2000 года принял бой у чеченского селения Улус-Керт против 1500 бандитов. В ходе боя, лишившись обеих ног, продолжал корректировку огня  артиллерийской батареи. А после гибели командира батальона Марка Евтюхина вызвал огонь на себя. Звания Героя России удостоен посмертно.
В 2010 году Тульский артиллерийский инженерный институт был закрыт...
Сайт ТАИИ: http://www.taii.ru/artuxa/
По этим ссылкам можно посмотреть видеосюжеты об истории ТАИИ:
.
Проработав год в ТОТШ, Гаврилов В.Я. в 1932 году поступает в Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1935 году.
.
Приведённые ниже фотографии сделаны с реальных газет. Эти газеты висели в Музее боевой славы нашего института под стеклом и сохранили свой вид почти идеально.
Первая - вырезка из газеты "За Советскую Родину" датирована 23 февраля 1943 года, вторая - из газеты "Ленинец" от 22 февраля 1961 года. И в нынешние дни описанные в них подвиги Гаврилова Владимира Яковлевича не могут оставить нас равнодушными:
.
 
***
История полка, которым командовал Гаврилов В.Я.
Историю полка поведал гв. полковник запаса Жибров Александр Владимирович, г. Кировоград http://shilling2006.narod.ru/  
.
727 (44*) Гвардейский Черкасский ордена Богдана Хмельницкого II степени бомбардировочный авиационный полк.
Полк имеет славное героическое прошлое.
Он был сформирован 25 сентября 1941 года в Липецком авиационном учебном центре на базе летно-технического состава 52 скоростного бомбардировочного полка, базировавшегося на аэродроме Овруч и понесшего большие потери в первые дни войны.
Согласно приказа Верховного Главнокомандующего присвоено наименование: "804 бомбардировочный авиационный полк". Формирование полка было поручено капитану Гаврилову В.Я.
С целью переучивания на самолет Пе-2 полк 24.06.1942 был введен в состав 23-й запасной бад, 7-й запасной авиационной бригады Забайкальского Военного Округа (аэродром Белая).
После окончания переучивания летного и технического состава полк в полном составе (две авиационной эскадрильи) был перебазирован с аэродрома Белая на аэродром Тушино, и 14.09.1942 вошел в состав (20 самолетов Пе-2) 293 бад 1-го бомбардировочного авиационного корпуса резерва ГК.
Свои первые боевые вылеты в составе 14 экипажей пикирующих бомбардировщиков были выполнены под командованием командира полка майора Гаврилова В.Я.
С 23 ноября 1942 года полк выполнял полёты на Калининском фронте с полевого аэродрома Будово. Уже в первый день боевой работы был уничтожен штаб Велико-Лукской группировки противника, склады ГСМ армейского значения, и две батареи тяжелой артиллерии в окрестностях города Великие Луки.
Начались боевые будни полка... Полк принимал участие в прорыве блокады Ленинграда, разгроме врага под Великими Луками, "Демьяновском" плацдарме, под Старою Руссой, в Курской битве, освобождении Украины, Польши, Чехословакии, в Берлинской операции.
Полк входил в состав корпуса, которым командовал прославленный лётчик дважды Герой Советского Союза генерал-майор Полбин И. С. Приказом Главнокомандующего ВВС 30.07.1966 года дважды Герой Советского Союза генерал-майор Полбин Иван Семенович навечно зачислен в списки первой авиационной эскадрильи.
Полк дорого заплатил за Победу: шесть раз пополнялся лётным составом в годы войны. 90 лётчиков, штурманов, стрелков-радистов погибли в боевых действиях. Из первоначального состава лётных экипажей День Победы встретили только 13 человек.
За время Великой Отечественной войны полк выполнил 6800 боевых вылетов, сбросив на врага более 6000 тонн бомб.
Полком уничтожено и выведено из строя :
*"живой силы" противника - около 30 тысяч человек.
**танков - 350 единиц.
***автомашин - больше 1000.
*****12 паровозов и более 800 вагонов, 1 бронепоезд.
******10 железнодорожных мостов.
*******уничтожено на аэродромах и сбито в воздушных боях 100 самолетов.
Родина высоко оценила своих защитников. За время войны высокими государственными наградами отмечены 389 лиц лётного и технического состава.
Командиру полка майору Гаврилову В.Я., командирам звеньев старшим лейтенантам Данилову А.В. и Тагильцеву В. М. присвоено высокое звание "Герой Советского Союза."
14 декабря 1943 года за отличные боевые действия в операции по разгрому противника и освобождение города Черкассы приказом Верховного ГК полку присвоено почетное наименование "Черкасский."
За проявленное мужество, героизм и стойкость при проведении операции по расширению плацдарма на реке Днепр, уничтожению танковых группировок и железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой в районе города Кировоград приказом НКО СССР № 017 от 5 февраля 1944 года полку вручено Гвардейское Красное знамя.
За большой вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков 26 апреля 1945 года полк награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени.
После окончания войны полк в составе 8–й Гвардейской бад 6-го бомбардировочного АвК перебазировался с территории Германии в Австрию, и вошёл в состав ЦГВ.
На базе 804 гвардейского бап в июле 1946 года был сформирован 161-й гв бап и доукомплектован 4-й аэ - личным составом расформированного 1-го штурмового АвК, а материальная часть доукомплектована самолетами 4 АвК.
10 апреля 1949 года 161 гв бап был переименован в 727 гвардейский бап.
С 1953 года полк перешел на 3-х эскадрильский состав, и в период с 20.4 по 20.5.1953 в составе 28 экипажей переучился на самолёт Ил-28 и приступил к выполнению плана БП на новом типе самолёта.
В период 1953 по 1956 годы полк базировался на аэродроме Тёкель (Венгрия), а с ноября 1956 по июль 1960 года - на аэродроме Кунмадараш.
Далее полк был перебазирован на аэродром Дебрецен, где и находился до июля 1987 года.
В ноябре 1975 года полк принял на вооружение самолёт Як-28, а еще через пять лет (1980), командованию полка была поставлена задача - пройти теоретическое и практическое переучивание на самолёт Су-24.
Все это время полк организационно входил в состав 24 ВА ВГК (Винница) и 32 бад (Старо-Константинов), а с 1992 года вошёл в состав 5-й ВА (Одесса).
В период с апреля 1998 года по ноябрь 2000 года полк входил в состав 13-й гв тбап (Полтава).
Воины-гвардейцы достойно продолжали славные традиции своих отцов и дедов.. На протяжении многих лет полк занимал одно из первых мест среди частей ВВС. Учения "Щит-84", "Гранит-85", освоение новой модификации самолёта – Су-24М, выполняющего дозаправку топливом в воздухе... это далеко не полный перечень тех задач, которые решал личный состав 727 гвардейского полка в те годы.
В июле 1987 года полк был в полном составе был выведен из Венгрии и перебазирован аэродром Канатово (город Кировоград, Украина). Этот аэродром стал последним местом дислокации полка - 30.10.2004 полк был расформирован 
Несмотря на тяжёлое положение ВВС (после 1991 года), неоднократную ротацию лётного состава, 727 гв бап до конца решал ответственные задачи с высоким качеством, оставаясь наиболее боеспособным авиационным полком в Украине.
В период с 1992 года до момента расформирования полка ежегодно личный состав принимал участие во всех ЛТУ ВВС и все задания выполнял с отличным качеством, на практике демонстрируя боевые возможности ФБА. А основа высокого профессионализма лётного состава из поколения в поколение передавалась от ветеранов полка - лётчиков "старой советской школы".
"Млечный путь", "Чистое небо", "Козацкая степь","Осень" "Си Бриз", участие в воздушных парадах над Киевом - это далеко не полный перечень тех мероприятий, в которых уже в составе Вооружённых Сил Украины, и всегда личный состав полка занимал одно из ведущих мест, а лётный состав всегда демонстрировал высокий уровень воздушной выучки и профессионального мастерства.
В соответствии с планом сокращения Вооружённых Сил Украины полк был расформирован 30 октября 2004 года.
.
Командовали полком с 1941 по 2004 год:
1941-1943 гг.  - капитан Гаврилов В.Я.
1943-1944 гг.  - майор Данилов П.Г.
1944-1947 гг.  - гв. майор Семёнов А.М.
1947-1948 гг.  - гв. подполковник Лисов М.Л.
1948-1949 гг.  - гв. майор Стратулатов Н.Г.
1949-1950 гг.  - гв. подполковник Николаев П.В.
1950-1951 гг.  - гв. майор Шепелев Н.К.
1951-1953 гг.  - гв. подполковник Боробико Е.К.
1953-1956 гг.  - гв. подполковник Крылов М.М.
1956-1959 гг.  - гв. подполковник Мечетов С.А.
1959-1963 гг.  - гв. подполковник Шутов Н.В.
1963-1967 гг.  - гв. подполковник Слинько И.А.
1967-1970 гг.  - гв. подполковник Молоканов В.И.
1970-1973 гг.  - гв. полковник Ребров И.В.
1973-1976 гг.  - гв. полковник Степанов В.А.
1976-1978 гг.  - гв. полковник Баганов Ю.Б.
1978-1981 гг.  - гв. полковник Орлов В.Я.
1981-1983 гг.  - гв. полковник Постоев А.И.
1983-1984 гг.  - гв. полковник Лазебный В.Н.
1984-1988 гг.  - гв. полковник Корчагин Г.М.
1988-1994 гг.  - гв. полковник Нидзий Н.А.
1994-1995 гг.  - гв. подполковник Ушаков Ю.Н.
1995-1996 гг.  - гв. полковник Весёлый В.В.
1996-2001 гг.  - гв. полковник Сытник Ю.Б.
2001-2004 гг.  - гв. полковник Жибров А.В.
.
РS.
1. Украинское наименование полка с 1997 года  - 44-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк 
2. После расформирования документы полка сданы в архив МО Украины, г. Киев.
.
Карта сайта Написать Администратору